Как любому творцу, природе иногда свойственно ошибаться и порождать существа с необычной и даже уродливой внешностью. Но ее случайные «причуды» не идут ни в какое сравнение с изощренной фантазией человека, жадного до хлеба и зрелищ. И если с первым у него был полный порядок, то со вторым нередко возникали затруднения: пресыщенные всяческими излишествами, сильные мира сего жаждали иметь нечто особенное, гротескное, поражающее воображение. И тогда на помощь приходили шуты и паяцы – уродцы, рядом с которыми даже самый ничтожный из смертных выглядел совершенством.
Однако врожденное уродство – явление довольно редкое и подчас несовместимое с жизнью. В связи с этим в мире зародилась целая индустрия по изготовлению уродцев на заказ…
Узники китайского фарфора
Причудливые «диковинки» были популярным дополнением ко двору владык и состоятельных господ еще во времена Римской Империи, где, подкрепленные спросом, пышным цветом расцвели производство карликов и торговля ими. Специальные агенты скупали новорожденных у нищих родителей, а затем передавали кормилицам, которые всяческими ухищрениями задерживали естественный рост юного организма: ребенок, лишенный здоровой пищи и солнечного света, страдал рахитом, и его скелет претерпевал необратимые изменения.
Подрастающего уродца спаивали алкогольными напитками и даже купали в ваннах с вином, добиваясь «усыхания» скелета и мышц. Кстати, несколько столетий спустя подобная методика применялась во Франции для выведения собачек карликовых пород.
Китайские торговцы детьми оказались еще изобретательней: они научились выращивать уродцев буквально любой формы и даже размера. Для этого ребенка в возрасте 2-3 лет сажали в фарфоровую вазу определенного объема и конфигурации так, чтобы голова и ступни несчастного оставались снаружи. На ночь «заботливые» изверги укладывали вазу на бок, чтобы ребенок мог заснуть, а днем держали сосуд вертикально. Сжатое в фарфоровых тисках, в течение нескольких лет юное тело росло, заполняя пустоты в сосуде, пока мучители не убеждались, что карлик получился таким, как требовалось, и не разбивали злосчастную посудину.
Среди китайской знати особым «шиком» считалось иметь при себе уродцев, напоминающих диковинных зверей, и вплоть до конца XIX века над детьми проводились изуверские операции по «прививанию» на их тела лоскутов собачьих и медвежьих шкур. Даже если болезненная процедура заканчивалась успешно, несчастный ребенок терял рассудок, а для пущего сходства с животным ему надрезали голосовые связки, и единственным звуком, который он мог издавать, был звериный рык. В некоторых случаях детские суставы деформировались так, чтобы «звереныш» передвигался исключительно на четвереньках.
(На фото: современный "ребенок-волк" из Индии, это врожденное генетическое уродство. Но примерно так же выглядели искусственные "звереныши")
Жертвы компрачикосов
В том, что мода на придворных уродцев постепенно проникла в Европу, некоторые историки «винят» завоевателя Тамерлана, в середине XV века покорившего Индию и изгнавшего из нее предков цыган. Изобретательные беженцы осели во множестве европейских государств и зарабатывали на жизнь тем, что умели в совершенстве – обрабатывали драгоценные металлы, предсказывали будущее и… творили уродцев. В знаменитом романе Виктора Гюго «Человек, который смеется» подробно описано извращенное искусство компрачикосов – скупщиков детей, которые ради наживы мастерски уродовали детей, купленных как у нищенок, так и у легкомысленных господ, желавших избавится от бастардов. Ими практиковались самые невероятные способы создания увечий: выламывание суставов, изощренная деформация отдельных частей тела, хирургическое растяжение щек для достижения гротескной «улыбки», удаление десен, отсечение носа или ушей…
Детей уродовали до неузнаваемости не только для развлечения знати, но и в качестве устранения нежелательных наследников, чтобы «невыгодное лицо» попросту невозможно было узнать. Помимо искажения внешности широко применялась принудительная кастрация мальчиков и продажа их в восточные гаремы или в католические капеллы в качестве певцов.
В Великобритании вплоть до коронации Георга II компрачикосы снабжали королевский двор «петушками» – людьми со специфически деформированными голосовыми связками. Этим несчастным вменялось в обязанность петь вместо петуха, объявляя время суток.
Впрочем, некоторые предприимчивые мамаши того времени справлялись с изготовлением уродцев ничуть не хуже компрачикосов, о чем подробно поведал Ги де Мопассан в рассказе «Мать уродов». Корысти ради или в погоне за стройной талией во время беременности женщины затягивались в жесткие корсеты, деформируя тем самым будущих младенцев, а затем продавали калек владельцам цирков и балаганов.
Страшная сила традиций
Но больше всего невольных калек создавалось не столько на потеху богачам, сколько в соответствии с определенными традициями и канонами красоты. Например, жестокая практика бинтования стоп, зародившаяся в Древнем Китае и прекращенная лишь в 1912 году, считалась необходимой для придания женским ножкам благородной миниатюрности. Для китайской аристократки мерилом красоты и родовитости была ступня длиной не более 9 см, а беспомощность при ходьбе – признаком женственности. Для достижения нужного эффекта пальцы на стопах трехлетних девочек загибали вниз и плотно бинтовали ступню в течение всей жизни.
В Аргентине в одном из индейских племен было принято ампутировать своим новорожденным сыновьям пальцы ног для того, чтобы воинствующие соседи не могли различить направление их следов.
Светлокожие гунны из войска Атиллы, стремясь походить на своих монголоидных соратников, сплющивали себе носы и бока черепов при помощи деревянных дощечек.
В середине XIX века на Гаити матери будущих воинов бинтовали головы своим младенцам с применением деревянных бандажей, формируя у них нужную форму черепа. Практика «благородной» деформации детских черепов широко применялась в Турции, Бразилии, Южной Африке, Бельгии, Германии и даже в некоторых регионах России. Перуанские индейцы с берегов реки Маранон владели искусством «выращивания» квадратных голов, а в Великобритании и сегодня известна методика формирования черепных костей «как у Робеспьера».
Что ж, как говорится, «красота – в глазах смотрящего», и сама по себе эстетика уродства, как в искусстве, так и в науке в наши дни остается под большим вопросом.
Интересно, спасибо.
Представилось: лет через 100 статья на подобную тему: "В начале 21 века многие женщины ради господствовавших в то время канонов красоты шли на невообразимые мучения - постоянное ношение обуви на высоком каблуке нередко приводило к заболеваниям ног и позвоночника, искусственный загар провоцировал рак кожи, постоянные диеты вели к растройствам психики и ослаблению организма в целом. Практиковалось оперативное вмешательство ради изменения определенных частей тела. Многие болезненные процедуры (татуаж, пирсинг, депиляция) проводились без обезболивания, в негигиеничных условиях."
Мы ничем не лучше, по-моему.
Я подозреваю, что это всё же, добровольная шиза. В твоей статье фигурируют, в основном дети - растущий организм проще деформировать. Вот от этого волосы шевелятся. А здесь... Каждый взрослый чел волен делать со своим телом то, что считает нужным - это же осознанное решение, даже при негативных последствиях. Колхоз - дело добровольное. :о)))
не удивлюсь,если такой и на самом деле был.В фильме он компьютерным не выглядит.Грим конечно подрисовал,но не настолько же.Может это природный немного уродливый тип))
Комментарии:
Представилось: лет через 100 статья на подобную тему: "В начале 21 века многие женщины ради господствовавших в то время канонов красоты шли на невообразимые мучения - постоянное ношение обуви на высоком каблуке нередко приводило к заболеваниям ног и позвоночника, искусственный загар провоцировал рак кожи, постоянные диеты вели к растройствам психики и ослаблению организма в целом. Практиковалось оперативное вмешательство ради изменения определенных частей тела. Многие болезненные процедуры (татуаж, пирсинг, депиляция) проводились без обезболивания, в негигиеничных условиях."
Мы ничем не лучше, по-моему.
Так Тянь-Шань об этом и сказала: уроды 21-го века все делают сами)))
Я не считаю это осознанным решением. Скорее, зомбирование в коммерческих целях, причем целенаправленное и с детского возраста.
Не люблю маркетологов...
Боюсь, они нас тоже))))
Скорее, удивить))
С другой стороны, как ни ругают нашу молодёжь, но гуманизм общества постепенно растёт.
А человечек на одной фотке очень похож на героя "Властелина колец" "Моя прелес-с-сть"
Оставить свой комментарий