Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 38


Тест

Тест Как ты относишься к жизни?
Как ты относишься к жизни?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Отношение к старости в разные исторические периоды.

Отношение к старости в разные исторические периоды. Старость как социальную проблему следует считать феноменом XX века — до этого число пожилых людей было незначительно даже по самым оптимистичным оценкам. Средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15–22 года, в Древнем мире — 20–30 лет. Незначительно увеличившись в Средние века и эпоху Возрождения (25–30 лет), в XVII–XVIII веках она в целом не превышала 40 лет. К концу XIX столетия средняя продолжительность жизни уже составляла 47–50 лет и постепенно росла в течение всего XX века. И уже в 1990-е годы «старение населения» начинает восприниматься как угроза социуму. Но и в предыдущие эпохи отношение к старости отнюдь не было однозначным.



Итак, начнем с самой древности.

Палеолит.

Можно предположить, что до преклонных лет в палеолите доживали лишь наиболее психологически уравновешенные и приспособленные к сложной социальной организации индивиды. Имеющиеся палеолитические находки позволяют говорить об уважительном отношении к пожилым людям в первобытных коллективах. Например, полуслепой, больной артритом старик (стоянка Шанидар, Ирак) с высохшей рукой мог выжить только благодаря поддержке других членов группы. Это обусловлено тем, что племена этого времени вели, преимущественно оседлый образ жизни. Дело в том, что в эпоху палеолита было изобилие крупных стадных млекопитающих (мамонт, большерогий олень, шерстистый носорог, лошадь) и следовательно на них было относительно легко охотиться. Недостатка в пище не было, поэтому старики «не мешали» племени, а напротив, занимались присмотром за селением и воспитанием детей.

Мезолит.

Мезолитические же племена (а также современные племена первобытной периферии) в силу изменившейся экологической обстановки вынуждены были вести преимущественно кочевую жизнь, как правило, довольствуясь относительно мелкой добычей; охота на немногочисленную крупную дичь с целью сохранения природных ресурсов региона порой находилась под долговременным запретом. Опасность перенаселения территории племени заставляла коллектив заботиться как об ограничении рождаемости, так и о поддержании высокой смертности (в частности, практиковался и геронтицид). Пищи было мало, она добывалась с трудом, так что старики в племени были экономически невыгодны.
Однако, пожилой человек все же был основным хранителем знаний и священных традиций первобытной локальной группы. Это справедливо для всех бесписьменных обществ. Знания стариков, реализуемые более молодыми и сильными соплеменниками, были одним из важнейших факторов развития, гарантией оптимальной успешности первобытной локальной группы.

Раннегосударственный период.

В раннегосударственных образованиях первые формы власти были тесно связаны со старейшинами, в чьих руках обычно сосредотачивались законодательные, административные, религиозные функции. Непочтительное отношение к родителям во многих культурах считалось преступлением и наказывалось по закону. В Вавилонии содержание матери порой выдавалось мукой, а не зерном — показательный момент, т. к. растирание зерна на зернотерке требовало приложения значительных усилий. В Древнем Китае убийство матери понималось как преступление, «оскорбляющее великие основы государства».

С момента своего появления государство стремится поддержать нетрудоспособных членов общества прямыми или косвенными методами. Для государств со значительной ролью бюрократического аппарата характерно наличие в их социальной политике геронтологических компонентов в виде льгот для пожилых либо освобождения их от налогов и/или прочих повинностей. Например, в инкской империи люди, достигшие 50-летнего возраста, работали значительно меньше других, а по достижении 60 лет освобождались от всякой трудовой повинности. Поля для нетрудоспособных обрабатывались сразу после храмовых полей и до «личных». В Древнем Шумере крупные расходы по лечению бедняков пытались брать на себя храм и государство. Еще в доконфуцианском Китае властные структуры в своей налоговой политике старались не обидеть вдов и сирот; после Конфуция понятие справедливости в суждении о налогах становится центральным, что находило свое проявление, например, в освобождении от общественных работ или запрете на садоводство для прочих возрастных категорий. Ранг китайского чиновника не понижался даже после оставления службы по старости. В трудах по социальной геронтологии уже давно нашел отражение тот факт, что специальные дома для престарелых были впервые организованы на Древнем Востоке

В эпоху Возрождения эвтаназия и суицид в пожилом возрасте начинают оправдываться в отличие от средневековой Европы. В Новое время в европейских урбанизированных культурах с разрушением общины система коллективной поддержки нетрудоспособных приходит в упадок, усиливается дискриминация по половозрастным признакам, а нуклеарные семьи уже не в силах обеспечить своим старшим членам достойную старость. Общественная поддержка пожилых в начале Нового времени была незначительна при все увеличивающемся разрыве между поколениями в мировоззренческих позициях. Положение пожилых в урбанистических индустриальных культурах изначально было маргинальным, рост уровня социальной мобильности негативно сказался на престиже пожилых.

Постепенно главную роль в поддержке нетрудоспособных начинает играть государство. Первый закон об ответственности государства за немощных и неимущих стариков был введен в Англии в 1601 году . Общественная поддержка пожилых в начале эпохи была сведена к минимуму — в спрессованном пространстве города физическая близость сосуществует с духовной отдаленностью при все увеличивающемся разрыве между поколениями в ценностях, идеалах, образе мыслей. В результате уже к XVI–XVII векам старик стал восприниматься как развалина, исчерпавший себя человек; в целом до XVIII века пожилые оставались чем-то смешным, лишь в XIX веке возникает образ респектабельного старца с богатейшим опытом жизни.



Однако, с тех времен отношение к старости в Европе изменилось коренным образом. Для современной западной культуры характерно «исчезновение» старости — теперь это «человек в солидном возрасте», «очень хорошо сохранившийся». В США не употребляется даже само слово «пожилой», его заменил термин «третий возраст». Здесь пожилые люди хорошо выглядят, ухожены, водят автомобили, много путешествуют, посещают специальные клубы для лиц «золотого возраста».




("ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОТНОШЕНИЯ К СТАРОСТИ"Антон Смолькин)



Lamia   14 октября 2010   9941 0 0  


Рейтинг: +3








Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.