Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Пётр Вельяминов
Петр Сергеевич Вельяминов – поистине всеми любимый и уважаемый актер театра и кино, блистательно сыгравший главные роли во многих классических фильмах отечественного кинематографа. Его «визитной карточкой» по праву считается роль председателя колхоза Захара Большакова в телефильме «Тени исчезают в полдень». Но при всей успешности актерской карьеры Петра Вельяминова это человек сложнейшей судьбы, многие страницы в которой трагичны.
Пётр Сергеевич Вельяминов родился 7 декабря 1926 года – коренной москвич, потомок древнего аристократического рода, ведущего свою историю с XI века. По мужской линии в роду Вельяминовых все, включая отца актера, были военными, участниками всех крупных сражений в российской истории. Среди предков Петра Сергеевича Вельяминова много знаменитых личностей. Самым титулованным из них был основатель рода, в начале XI века пришедший во главе трёхтысячной дружины служить к Ярославу Мудрому. Он был племянником норвежского конунга - короля Хакона II. В Эрмитаже, в галерее героев войны 1812 года, висит портрет двоюродного деда Петра Сергеевича - Ивана Александровича Вельяминова - генерала, члена Военного совета при Александре I. А его брат, Алексей Вельяминов, служил начальником штаба у Ермолова, во время Крымской войны командовал Кавказской Черноморской оборонительной линией. В его честь императорским указом Туапсе переименовали в форт Вельяминовский. Другой предок, Николай Александрович Вельяминов, - известный военный хирург, с 1909 по 1913 год возглавлял Военно-медицинскую академию, а в Первую мировую был назначен начальником санитарной службы русской армии. После революции, несмотря на идейные разногласия с советской властью, Николаю Вельяминову в знак признания заслуг перед Отечеством поставили памятник на Волковом кладбище. Петр Сергеевич с теплотой вспоминал о своих родителях: "Отец был вспыльчивым человеком, а мама, наоборот, очень мягким и спокойным. Она умела гасить отцовское раздражение, ссоры, недоумения, и в доме царила теплая, сердечная атмосфера. Она запомнилась мне, пропитала душу, может, поэтому, став взрослым, самостоятельным человеком, я всегда стремился к тому, чтобы мой собственный дом был похож по духу на тот, что был в моем детстве. Несмотря на все трудности, все беды, которые свалились на плечи моих родителей, я помню, каким счастливым был наш дом, когда все мы - мама, старшая сестра и я - были вместе". Когда Петру было 4 года, отца как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили на строительство Беломорканала. Мальчик не мог понять произошедшего и не верил, что его отец преступник. Если кто-нибудь из товарищей по дворовым играм называл его белым, Петя лез в драку. Освободили отца в 1936 году. За несколько лет общения с ним (вновь Сергея Петровича арестуют в 1944-м) Петр научился отстаивать свое мнение. На таких молодых людей у органов было чутье, и дальнейшие события оказались столь же предсказуемы, сколь и неотвратимы. 31 марта 1943 года Петра Вельяминова – 16-летнего выпускника школы, собиравшегося поступать в архитектурный, – арестовали. Процедура ареста прошла в «лучших традициях» НКВД: в одном трамвае с ним ехал невзрачный человек в форме железнодорожника, который вежливо предложил юноше выйти и пересесть в машину. Память об этом моменте запечатлела часы на Манежной площади, показывавшие ровно без двадцати двенадцать... Петра привезли на Лубянку. Здесь его остригли, переодели. На первом допросе следователь обрушился на молодого человека с шокирующими, нелепыми обвинениями, сопровождавшимися криком и рукоприкладством. Петр понял, что вернуться домой ему доведется не скоро, и ночью в тюремной камере не смог сдержать слез. По обвинению в сочувствии мифической антисоветской организации «Возрождение России» Петр Вельяминов был приговорен по 58-й статье к 10 годам исправительных работ без права переписки. С партией осужденных его отправили в пересыльный лагерь в Котласе, поставлявший рабочую силу для северных территорий «архипелага ГУЛАГ». Жить приходилось в бывших овощехранилищах, переделанных под бараки. Вот так свои юношеские годы - с 16 до 25 лет - Петр Вельяминов провел в лагере заключенным. В лагере до Петра дошла весть об аресте матери. Он был так потрясен известием, что вскрыл себе вены. Ему уже не хотелось жить. Страдания матери, которую он очень любил, казались ему непомерными. К счастью все обошлось… В 1952 году Петр Вельяминов освободился (реабилитировали же его через тридцать два года после освобождения - в 1984 году). После освобождения Вельяминов имел строгие ограничения в проживании - ему запрещалось проживать в крупных городах. Он поселился в Абакане и уже в том же году, не имея актерского образования, устроился в драматический театр этого города. "Я актер без образования. Мой театральный университет - лагерь, где учился я театральному мастерству" - говорил Петр Вельяминов. Какая-то подготовка у начинающего актера все-таки была - он, в свое время, участвовал в школьной, затем в лагерной самодеятельности. В Абаканском театре Вельяминова обучали актёрскому ремеслу профессиональные артисты и режиссёры, находившиеся в том же положении, что и он. В 1953 году Вельяминов женился на Нюхаловой Людмиле Алексеевне (1923 г.р.). В том же году у него родилась дочь Екатерина, которая впоследствии стала актрисой Омского ТЮЗа. С 1955 года Вельяминов перешел в Тюменский областной драматический театр. Там в российской глубинке и проходила его жизнь. Лишь в 1959 году, спустя 16 лет после разлуки, Петр Вельяминов смог увидеться со своей сестрой Ириной в Москве. Их дома к тому времени уже не существовало, сестра переехала на другую квартиру. Но в Москве Вельяминов оставаться не мог - действовало ограничение паспортного режима. В 60-е годы Вельяминов работал в театрах Дзержинска, Новочеркасска, Чебоксар, Иваново. Амплуа Вельяминова было - герой-любовник, и его театральная судьба складывалась весьма успешно, несмотря на то, что он сменил около десятка провинциальных театров. В 1964 году, работая в Чебоксарах, Вельяминов женился во второй раз. Новой женой стала Гришина Галина Петровна (родилась в 1940 году в г.Дзержинске Горьковской обл.). В том же году у них родился сын Сергей, впоследствии окончивший школу-студию МХАТ. А через четыре года, в 1968, родилась дочь Ирина Судьбу Вельяминова перевернул 1971 год, когда он впервые снялся в кино. Это был фильм режиссеров Краснопольского и Ускова "Тени исчезают в полдень", где Вельяминов сыграл роль Захара Большакова. Режиссер фильма Валерия Ивановича Усков вспоминал: "Мы с режиссером Владимиром Краснопольским увидели Вельяминова в Свердловском театре, в жуткой пьесе "Кандидат партии", состоящей из лозунгов и трескучих фраз. Вельяминов, играющий главную роль, сумел взволновать зал, и мы подумали, что если дать этому актеру слова более человеческие, он сможет вызвать сочувствие и сопереживание. Особенно нам понравились его глаза". Фильм стал предтечей нынешних сериалов, хотя "мыльной оперой" не являлся ни в коем случае. Картина настолько понравилась зрителям, что впоследствии ее называли не иначе, как народный телероман. После премьеры на исполнителей главных ролей в этом фильме, в том числе на Вельяминова, обрушилась всесоюзная слава. И в 1972 году Петр Сергеевич был приглашен в Московский театр "Современник". В 1972 году Вельяминова ждал еще один успех. В героико-приключенческом фильме "Командир "Счастливой Щуки" он сыграл главную роль - командира подводной лодки Алексея Строгова. Именно тогда Петр Сергеевич решил оставить театр: "После выхода на экран фильма "Командир "Счастливой Щуки" я полностью посвятил себя кинематографу, так как одновременно работать в театре и в кино стало невозможно из-за частых отлучек на съемки. Обращая свой взор в прошлое, я иногда жалею, что ушел из театра, но выбор был сделан, и это предопределило всю мою дальнейшую судьбу". С 1974 года он стал артистом театра-студии киноактера. Как бы продолжением судьбы, прожитой в "Тенях...", стала для Вельяминова роль Поликарпа Кружилина в телеэпопее "Вечный зов" (1973-1983). И эта актерская работа имела столь же огромный успех. О том насколько удачно вошел актер в образ, говорит забавный случай, происшедший с ним как-то на встрече со зрителями. К нему подошла женщина и поинтересовалась - верно ли, что он навсегда променял свой колхоз на актёрскую карьеру? Мол, такие слухи в народе ходят. Среди других ролей Вельяминова в те годы - Иван Бурлаков в киноповести "Иванов катер" (1972), Николай Егорович в мелодраме "Сладкая женщина" (1976), замполит Калинин в криминальной драме "Опасные друзья" (1979). Однако, несмотря на всенародное признание, официальные власти не забывали о прошлом актера. Так в 1979 году его просто-напросто не пустили во Францию с делегацией, которая везла туда фильм "Тени исчезают в полдень". В 1979 году Вельяминов снялся в первом советском боевике "Пираты ХХ века". Капитан советского сухогруза в исполнении Вельяминова был не просто положительным, в нем чувствовалось благородство, внутренняя духовная сила. Увлекательный, динамичный фильм побил кассовые рекорды, получил зрительское признание и вызвал самые противоречивые отзывы критики. Раздражение критики вызвал прежде всего жанр, который был непривычен для советского кинематографа. В 90-е годы, период развала российского кинематографа, Вельяминов, как и многие талантливые актеры, снимался редко. И все-таки, даже в те годы у Петра Сергеевича были удачные роли. Стоит вспомнить политический фильм Игоря Гостева "Серые волки" или исторический Ускова и Краснопольского "Ермак". В 1992 году Вельяминов женился в третий раз. О своей жене Танаковой Татьяне Александровне актер отзывался, как о прекрасном человеке, благодаря которой он обрел уверенность и спокойствие. Последние десять лет Пётр Вельяминов изредка выходил на театральную сцену. Да и в кино он снимался крайне редко. Среди его редких ролей: Свечников в сериале "Казароза", Илья Федосеевич в короткометражке "Чертогон". Последней его работой в кино стала роль Бориса Васильевича Анрепа в историко-биографическом фильме "Луна в зените", посвященном знаменитой поэтессе Анне Ахматовой. В мае 2009 года, будучи у себя на даче в посёлке Чернево Псковской области, Пётр Сергеевич подхватил грипп, перешедший потом в тяжёлую форму пневмонию. Актёра в тяжёлом состоянии доставили в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Но даже лучшие специалисты не смогли ему помочь. Болезнь была очень запущена. Пётр Вельяминов умер на руках у жены 14 июня 2009 года в 01:50 ночи. Похоронен актёр 17 июня на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Рейтинг: +13 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Вечная ему память!
Ты прав ,Егорыч! Я тоже так думаю...
Я часто удивляюсь жизнестойкости и оптимизма старшего поколения...мы не такие...
замечательный актёр, люблю его и роли играл положительные, настоящие мужские...
Спасибо за отзыв,Вика!
Ну, они такое прошли, что никому и не снилось...
Сталь подчиняется покорно -
Её расплющивает молот,
Её из пламенного горна
Бросают в леденящий холод...
И в этой пытке,
И в этой пытке,
И в этой пытке многократной
Рождается клинок
Булатный...
Вот и их... так же... Только ещё покруче...
Это просто невозможно!! С его -то глазами!!! Очень хороший и талантливый актёр...
Все его роли люблю, даже не знаю какую больше...
Не знала.
Спасибо за статью, такой замечательный актер!
Интересно было его биографию почитать.
Жаль....
Очень хотелось бы ,чтобы он был жив,Оладушек! Но его нет...светлая память великому актёру!
Присоединяюсь!
Я всё время его так и звала,Захар.Отпечаталось в памяти с детства.
И у меня он всегда Захаром был! Роль уж очень запоминающаяся, поэтому!
Ты, как я)), правда смотрела тут недавно сериал и "Всегда говори всегда",
вроде ничего, да и Марию Порошину люблю!
Да и мне так показалось...но досмотрела)))
А это всегда так. Как по первой роли запомнишь, так чаще всего и зовёшь потом...
Оставить свой комментарий