Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Дети. Воспитание или манипуляция?![]() Воспитание…. Больше чем о воспитании написано книжек наверное только о любви.…Именно в этой области все мнят себя специалистами. Однако жизнь показывает, что нередко педагогические эксперименты родителей оканчиваются далеко не так, как планировалось. Цель данной статьи – поделиться своими собственными наработками и обнаружениями в области педагогики, сформированными в период обучения в институте, и исходя из девятилетнего опыта воспитания собственных двойняшек – Александра и Дарьи. А так же мне хотелось бы привлечь к обсуждению вопроса всех неравнодушных к педагогике и детской психологии людей. Свои дети всегда кажутся родителям самыми красивыми.…Потому, что дети – наше отражение, наша гордость и. … И тут начинается скользкая тропинка под названием ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С ФОРМИРУЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТЬЮ РЕБЕНКА. Это первый важный момент, к которому мы еще не раз вернемся в процесс обсуждения,… Конечно, наши дети это еще и огромная наша ЛЮБОВЬ.…Но и тут мы имеем массу возможностей наступить на грабли под названием – Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ И ПОЭТОМУ ТЫ ДОЛЖЕН…… Я сознательно не рассматриваю ситуации, в которых родители недобросовестно выполняют свои обязанности по уважительным (ну ооочень занятые люди) или неуважительным ( а что они разве не сами растут?) причинам… Лично мне они – не интересны….Для таких родителей есть кабинеты психологов в которых за умеренную плату всегда можно узнать, что им нужно было делать 14 – 16 лет назад чтобы не иметь проблем с которыми они пришли на консультацию… Я же как всегда, готов к общению с любителями, энтузиастами, азартно играющими в игру жизни и верящими в то, что наше будущее(и будущее наших детей) в наших надежных руках.… Очень хочется начать рассказывать долгую и интересную историю (которых у каждого родителя запасено на хороший трехтомник) о том, как я присутствовал на родах, пытался закаливать и учить плавать своих малышей, как таскал их вверх ногами и строил лестнички, по которым они лазили за своими сосками, качал на качелях и устраивал настоящие кукольные театры. Пел песни и учил играть на инструментах, ставил с ними сценки на английском я зыке и сочинял для них стихи. Играл в школу и учил плавать в реке. Как в пять лет Дашка готовила салаты, чистила и жарила рыбу. Саша варил кашу и резво греб на большой дюралевой лодке. Как они помогли мне построить настоящий большой дом. Как в три года они начали делать все наоборот и с тех пор, я начал учить их наоборот и воспитал удивительных детей, которые сражаются за право мыть посуду, убирать, готовить кушать и помогать мне во всем ,что я делаю… Конечно, каждый из них индивидуальность со своими особенностями, и они еще достаточно маленькие, чтобы делать окончательные выводы. Но шаг за шагом день за днем мы делаем маленькую работу, а потом любуемся совершенным творением своих рук. Итак. Как же воспитывать детей? Первое, с чем я никогда не спорил, это потребность детей в эмоциональном (и физическом) контакте. Нужно чаще держать детей на руках. Больше зрительного контакта. По возможности спать рядом, и всевозможные совместные игры… (Сейчас они уже большие, но с удовольствием пользуются любой возможностью заснуть рядом, и рассказывают мне на ночь сказки собственного сочинения, под которые я быстро засыпаю). Каждому кто читал книжку Карен Прайор «Не рычите на собаку», понятны основные принципы дрессировки (своеобразного воспитания) – поведение желательное – подкрепляем немедленно, а нежелательное – сразу наказываем…вот и вся задачка… Остается только постоянно следить за поступками своего чада, и не забывать быть объективным и беспристрастным... ( у меня всегда есть в запасе несколько небольших призов для лучшего из лучших) Но самое главное…Это правило - НИКОГДА НЕ НАКАЗЫВАТЬ ДЕТЕЙ ТРУДОМ. Трудом можно только поощрять… (стирать доверяю тому, кто лучше проявил себя в уборке со стола или подметании пола, а дверь в спальню моет тот, кто быстрее и лучше помоет доверенную ему дверь в другой комнате). И конечно - ЛИЧНЫЙ пример, и пример окружающих значимых людей….(С детьми я первый бегу мыть свою тарелку и говорю, что свою славу никому не отдам!) А что делать если ребенок говорит – НЕ ХОЧУ! НЕ БУДУ!? Этот философский вопрос я для себя решил раз и на всегда. Я сразу запрещаю делать то, что до этого просил. И теперь ребенок из непослушного(как плохо, что ты не делаешь то, что я говорю) – мгновенно превращается в послушного( я приказал не делать и он не делает!)И тут же хвалю за послушание! Таким образом у меня нет непослушных детей. Тем кто любит прикрикнуть на детей, я задаю вопрос – если вы так орете в простой ситуации, то что вы скажете, когда жизни ребенка будет угрожать реальная опасность? Детей я тоже приучаю не шутить с криками - помогите, спасите. Но в случае реальной опасности – не стесняться и просить помощи. Многие родители с успехом пользуются прямым и косвенным внушением. Внушение – воздействие на подсознание ребенка. Прямое - методом прямых указаний, частых повторений соответствующим тоном. Косвенное – когда говорят о том какой хороший ребенок Петя (реальный или выдуманный) который всегда застилает свою постель утром и делает зарядку, поэтому сильный, красивый и здоровый, а еще ему родители купили самокат. На моего сыночка косвенное внушение не действует…Но у меня в запасе масса приемов для того, чтобы добиться результата… Самое важное ( и об этом, дорогие родители, забывать не стоит НИКОГДА) всякое общение с ребенком должно заканчиваться на позитиве!!!!!!! Какими бы неслухами не бы ли бы ваши дети, какое бы настроение у вас не было, ВСЕГДА общение с ребенком оканчивать так, чтобы он с радостью ждал его продолжения.… И все же, все эти приемы и методы направлены лишь на одно – сформировать УДОБНУЮ для НАС личность. Мы хотим (и совершенно справедливо) как можно меньше тратить усилий при взаимодействии с детьми, получать максимальное удовольствие и выгоду… Я на протяжении трех лет, предпринимал усилия для того, чтобы в возрасте 8 лет, дети сами готовили мне кушать накрывали на стол, убирали и мыли посуду…Я при этом только зажигаю газ и раздаю комплименты. Эту работу я буду продолжать еще несколько лет, и рассчитываю на определенный результат. Все эти результаты удобны ВЭРОСЛЫМ, и очень похожи на манипуляцию. Поскольку основное отличие манипуляции от свободного поведения состоит в том, что под влиянием манипулятора (его еще можно назвать мотиватором) человек начинает делать то, что делать не собирался… Спросите у ребенка чем он хочет заниматься с утра до вечера – и вы поймете - все, что мы называем воспитанием – манипуляция еще та… Но нет! Скажете вы. Мы любим своих детей! Отдаем им сердце (подобно товарищу Сухомлинскому)! Хотим вырастить свободных гармоничных человечков! Все, что мы делаем – только ради их! Я и не спорю… Хотеть, уметь и мочь….Вот три основных момента. Как вы уже поняли, на первых порах, где-то до 11 – 12 лет нам приходится производить так называемую «загрузку процессора» маленьких человечков, дабы помочь им стать адекватными окружающим людям (не факт, что окружающие – пример достойный подражания). Психологи скажут, что этот процесс называется социализацией, и будут правы… В это время мы изготавливаем человека, закладываем в него основы, зерна того, что прорастет (или нет, в зависимости от природных задатков и внешних условий) в будущем. Важную роль в том каким и как вырастет личность, играет родословная, или предки конкретного человека. В обществах, где кастовая система жива – это можно наблюдать воочию… Едва ли не все, даже самые продвинутые и начитанные воспитатели, не учитывают одного важного факта – они сами живут по сценарию. И сценарий этот имеет корни в детстве…Например кого-то постоянно заставляли смотреть за младшим братом, и он решил, что когда вырастет у него будет только один ребенок, или у каждого будет няня или гувернер. Познакомиться со своим сценарием – значит иметь возможность не навязывать личный сценарий(или антисценарий) своему ребенку. А значит, на несколько манипуляций станет меньше, в этом непростом и интересном процессе. Как ни прискорбно, но многие родители «голодные» социально. То есть нуждаются в повышении самооценки. Это само по себе не опасно, поскольку заставляет человека проявлять активность, двигаться, достигать новых вершин. Однако, есть и другой способ защитить самооценку – понизить ее другому. И если окружающим взрослым это сделать проблематично (можно получить сдачи), то дети в этом случае – идеальные жертвы. Как часто мне приходилось наблюдать, как на крепкие детские головы валятся результаты несостоятельности родителей! По признанию некоторых уже выросших детей – они зарекались в моменты несправедливых обид, вообще не иметь дела со своими родителями! Представляете! И это горячо любимые дети, не хотят иметь с нами дела, ждут когда мы уйдем из дома, чтобы почувствовать себя свободными, стесняются знакомить друзей с нами… Есть о чем задуматься, правда? Может это и есть следствие того, что родители вовремя не разобрались в чем же отличие манипуляции и воспитания? В чем же эта пресловутая разница? Это тонкий момент, но именно он определяет кто для нас дети – игрушки, (объект для дрессировки) или живые люди равные нам. Все что мы делали до определенного момента – была манипуляцией (умелой или нет, позитивной или истерически - негативной – зависит от мастерства воспитателя). Это можно и нужно признать, чтобы быть честным пред собой. Но в определенный момент (он может наступить лет в 12, а может гораздо раньше) мы либо начинаем считать дела, планы, желания нашего ребенка ТАКИМИ ЖЕ ВАЖНЫМИ (ни больше и ни меньше) как и наши СОБСТВЕННЫЕ, и тогда манипуляция исчезает, и начинается сотрудничество, которое и является истинным воспитанием. Либо мы продолжаем считать, как и раньше, что дети обязаны быть продолжением НАШИХ СОБСТВЕННЫХ жизненных планов и задач. В этом случае, естественное сопротивление ребенка (имеющего уже самостоятельные жизненные импульсы), придется подавлять либо насилием, либо более изощренной манипуляцией… Я жду этих проявлений самостоятельности в своих детях, как когда-то ждал возникновения переживания, что это МОИ дети. С дочкой это произошло когда ей было 4 месяца. Я держал ее в рюкзачке на груди и поливал огород. И вдруг, я почувствовал, что мы с ней одно целое.. Мы ВМЕСТЕ. Поэтому отношения с ней у нас особо близкие. А с сыном это случилось только 4 года спустя. Но после этих переживаний наша жизнь в корне изменилась. И вновь Дашка первая заговорила о том, что они хотят организовать в школе, когда перейдут в 4 класс. Я жду с нетерпением осени (хотя больше всего люблю лето), чтобы впервые в жизни включиться на равных в самостоятельную и интересную жизнь будущего взрослого человечка… Рейтинг: +7 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2025, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru ![]() |
Комментарии:
Оставить свой комментарий