Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 42


Тест

Тест Суеверная ли ты?
Суеверная ли ты?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЁНКА В КОЛЛЕКТИВЕ

Венер Сибагатуллович Мавлетов

В методическом пособии представлены беседы на нравственные темы, построенные на анализе и обсуждении литературных произведений.
Пособие рекомендовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, учителям начальных классов, родителям.












От автора

Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемый индивидуумом в общении и различных видах деятельности (игровой, познавательной, трудовой). Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм поведения, нравственных понятий, позволяющие ребёнку стать полноправным членом общества. Вхождение детей в окружающий мир предполагает и приобщение их к общечеловеческим ценностям, духовной культуре. Сформированные в детстве межличностные отношения становятся прочной нравственной основой социального поведения, поэтому им уделяется такое повышенное внимание.
Выработать нравственные нормы социального поведения дошкольнику помогает художественная литература. В лучших произведениях детской литературы описаны различные жизненные ситуации, в которые попадает маленький человек. Ребёнок в них оказывается перед определённым нравственным выбором, без всякой назидательности детские поэты и писатели подсказывают малышу, каким он должен быть.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений могут проводить беседы-обсуждения этих произведений в различные режимные моменты: утром, вечером. В беседе могут участвовать подгруппа, целая группа детей старшего дошкольного возраста. Учителя начальных классов могут организовывать внеклассные мероприятия, посвященные нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста. Родители могут проводить такие беседы с ребёнком в свободной доверительной форме.
Каждая беседа имеет определённую воспитательную цель, к примеру, забота о близких или уважительное отношение к взрослым. Взрослые, по своему усмотрению, могут заканчивать беседы какой-либо продуктивной деятельностью (изобразительной, речевой, трудовой), соответствующей теме занятия.
РЕБЁНОК В СЕМЬЕ


ТЕМА 1. «ЛУЧШЕ ВСЕХ»


Цель: показать, что для каждого ребёнка его мама лучше всех; раскрыть, что взаимоотношения матери и ребёнка основаны на любви друг к другу.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает детям первую часть текста.
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?»
Воспитатель: Где потерялась девочка?
Дети. На улице, в толпе.
Воспитатель. Кто решил ей помочь?
Дети. Народ (люди на улице).
Воспитатель. Люди спрашивают девочку «Какая же твоя мама?» Как вы думаете, что ответила девочка?
Дети приводят свои ответы.
Воспитатель. А теперь, дети, послушаем, что ответила девочка (читает весь текст полностью).
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою мать. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».
Л. Толстой
Воспитатель. Что ответила девочка?
Дети. Моя мама лучше всех.
Воспитатель. Почему девочка так ответила? Почему девочка сказала, что её мама лучше всех?
Дети. Она любит свою маму.
Воспитатель. А вы любите своих мам? (Обращается к конкретному ребёнку) За что ты любишь свою маму?
Выслушав ответы детей, воспитатель подводит итог беседе.
Воспитатель. Всё начинается с мамы. Вы ещё не умели говорить, а мама понимала вас без слов. Она угадывала, что вы хотите, что у вас болит. Мама всегда рядом с вами. Всё радостное, хорошее, доброе – всё начинается с мамы.

ТЕМА 2. «ТЫ – САМЫЙ ЛУЧШИЙ»


Цель: показать, что для каждой мамы её ребёнок – самый лучший; раскрыть, что взаимоотношения матери и ребёнка основаны на любви к друг другу.
Материал к занятию: картинки: петух, аквариумная рыбка-петух, радуга, растение – петрушка.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Дети, послушайте рассказ.
– Петя! Петушок! – позвала мама.
«Это меня, что ли?» – подумал чёрный драчливый Петух и на всякий случай распушил хвост.
«Это не меня ли?» – подумала рыбка Петух в аквариуме и заиграла всеми цветами радуги.
«Может быть, это меня?» – подумала Петрушка на грядке и зазеленела ещё ярче от радости.
– Иду, мама! – откликнулся весёлый мальчик Петя.
Странные эти мамы, их разве поймёшь? Почему она так любит этого Петю, что в нём особенного? Два глаза, два уха да веснушки на носу!
И. Гамазкова
Воспитатель. Кого позвала мама?
Дети. Мальчика (Петю).
Воспитатель. Что сделал драчливый Петух, решив, что это его зовут?
Ответы детей.
Воспитатель. А что сделала рыбка Петух?
Дети. Она стала разноцветной. (При необходимости воспитатель поясняет, что обозначает слово «радуга»).
Воспитатель. И драчливый Петух, и рыбка Петух, и растение Петрушка обрадовались, когда услышали, что их зовёт мама. Все хотят, чтобы у них были мамы. А теперь, дети, нарисуем мальчика Петю.
Дети рисуют Петю. Вместе с воспитателем рассматривают рисунки и приходят к выводу - ничего особенного: два глаза, два уха да веснушки на носу.
Воспитатель. В мальчике Пете нет ничего особенного: два глаза, два уха, да веснушки на носу. Так почему же мама любит Петю?
Выслушивает ответы детей. Затем обращается к каждому ребёнку: За что тебя любит мама? Такой вопрос позволяет детям дать оценку самим себе, задуматься о себе, как о личности.
Воспитатель. Для каждой мамы её ребёнок – самый лучший на всей Земле. Она любит его, потому что он лучше всех. Так почему же мама любит Петю?
Дети. Для мамы он лучше всех.

ТЕМА 3. «МАМИНЫ ЗАБОТЫ»


Цель: учить детей быть помощником мамы; рассказать детям, как много у них дел и забот.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Сегодня, дети, мы поговорим об искусном художнике Пете (читает рассказ без заключительного предложения).
Мама подметала пол, а Петя рисовал маму с веником в руках. Потом мама выбивала ковры, мыла посуду, чистила картошку. Всё это Петя нарисовал и разрисовал цветными карандашами.
Пришёл отец с работы. Петя похвастался своими рисунками и спросил, какой из них самый лучший. Отец ответил: «Тот, где ты маме помогаешь».
По В. Хомченко
Воспитатель. Как вы думаете, какой рисунок отец Пети назвал самым лучшим?
Воспитатель выслушивает ответы детей. Как правило, дети не дают авторский вариант.
Воспитатель. А теперь дети послушайте, что ответил отец Пети (читает последнее предложение текста). Так похвалил папа Петю?
Дети. Нет. Он не помогал своей маме.
Воспитатель. А вы помогаете маме? Расскажите, кто и как помогает своей маме?
Воспитатель выслушивает ответы-рассказы детей. Желательно использовать фотографии, на которых дети помогают взрослым.
Воспитатель. У каждой мамы очень и очень много дел: и дома прибраться, и обед приготовить, и посуду помыть. Старайтесь помогать своим мамам, будьте их лучшими помощниками.


ТЕМА 4. «МАМИНЫ ГЛАЗА»


Цель: учить детей задумываться о своих поступках и о своём поведении; раскрыть, какие поступки и какое поведение огорчают родителей ребёнка.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает стихотворение.
Мама нас ласкает, солнце согревает,
Солнце, как и мама, лишь одно бывает. (Г. Виеру)
Воспитатель. Дети, кто нам дарит улыбку и радость? Кто нас согревает, как солнце?
Ответы-рассуждения детей? Выслушав ответы детей, воспитатель читает текст.
– Ребята, кто подарил вам солнце?
– Мама.
– А какое оно, солнце?
– Красивое.
– Жаркое.
– Золотое.
– А глаза у мамы какие?
– Синие, – сказала Маша.
– Чёрные, – ответил Коля.
– Карие, – вскочила Гузель.
– Зелёные, – сказала Юля.
Только Саша промолчал, опустил голову. Не знает он, какие глаза у мамы.
– Грустные у его матери глаза, – сказала Таня.
По С. Вангели
Воспитатель. Как вы думаете, дети, почему у мамы мальчика Саши грустные глаза?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Когда человеку хорошо, радостно, то и его глаза лучатся радостью. Что нужно делать, чтобы мамины глаза не были грустными?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Мамины глаза всегда должны быть радостными, поэтому будем стараться как можно чаще радовать мам своими добрыми и хорошими делами.


ТЕМА 5. «КАК СТАТЬ ВЗРОСЛОЙ»


Цель: показать, что ребёнок должен быть помощником родителей; что взрослеть – это значит учиться работать.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает стихотворение.
Под ногами в листопад
листья жёлтые летят,
а под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок –
папа, мама и ребёнок.
В. Голяховский
Воспитатель. Сколько человек в семье листиков и как их зовут?
Дети отвечают, используя текст стихотворения.
Воспитатель. Мамы и папы ходят на работу. А куда ходит Шуршонок?
Дети. Шуршонок ходит в детский сад.
Воспитатель. Послушайте рассказ.
Жила-была девочка Маша. Очень ей хотелось стать взрослой. Пробовала надевать мамину одежду, носить её туфли – ничего не получалось. Однажды её попросили пол подмести. Чисто Маша пол подмела, ни одной соринки. И посуду помыла. Папа её похвалил и сказал: «Совсем моя дочь взрослой стала».
Воспитатель. О чём мечтала Машенька?
Дети. Хотела стать взрослой.
Воспитатель. Что для этого она делала?
Дети. Одевала мамину одежду и туфли.
Воспитатель. Помогало ли это?
Дети. Ничего не получалось.
Воспитатель. О чём её однажды попросили?
Дети. Пол подмести (прибраться дома).
Воспитатель. Как подмела пол девочка?
Дети. Чисто, ни одной соринки.
Воспитатель. Что ещё сделала Маша?
Дети. Вымыла посуду.
Воспитатель. Что сказал Маше папа?
Дети. Маша стала взрослой.
Воспитатель. Машу похвалили не потому, что она стала взрослой. Она старательно и аккуратно, как взрослая, подмела пол и помыла посуду. А что нужно делать, чтобы повзрослеть?
Дети рассуждают на тему «Как стать взрослой». Воспитатель анализирует их высказывания и подводит итог беседе.


ТЕМА 6. «БОБА-ЗООПАРК»


Цель: показать, что притвор не любят, их осуждают.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает четверостишие.
В день Восьмого марта Алла
пол три раза подметала,
а девятого числа
веник в руки не взяла.
Г. Ладонщиков
Воспитатель. О ком говорится в стихотворении?
Дети. О девочке Алле.
Воспитатель. Всегда ли она помогает маме?
Дети. Нет, только по праздникам, в день 8 марта.
Воспитатель. Сейчас я прочитаю вам рассказ о мальчике Бобе. Подумайте, чем похожи друг на друга мальчик Боба и девочка Алла?
Это Боба. Ребята зовут его Боба-зоопарк. А почему?
С девочками он драчлив, как петух. На занятиях в детском саду он молчит, как рыба. Зато дома на бабушку рычит, как лев. С сестрой Нюськой он крокодил. А перед папой дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса. Потому что мама покупает ему игрушки.
Воспитатель. Как ведёт себя с девочками Боба?
Дети. Он дерётся с ними (задиристый, как петух; драчливый, как петух).
Воспитатель. Как вы думаете, умный ли Боба? Как ведёт он себя на занятиях?
Дети. Молчит, как рыба.
Воспитатель. Уважает ли Боба свою бабушку, заботится ли он о ней?
Дети. Нет. Он рычит на неё, как лев.
Воспитатель. Обижает ли Боба свою сестрёнку.
Дети. Да. Он злой, как крокодил.
Воспитатель. Труслив ли Боба?
Дети. Да. Перед папой дрожит, как заяц.
Воспитатель. Любит ли Боба свою маму или он притворяется?
Дети. Нет, не любит. Он притворяется, потому что мама ему игрушки покупает. Хитрый, как лиса.
Воспитатель. Какой характер у мальчика Бобы?
Дети. Он драчливый, неумный, грубый, трусливый, хитрый.
Воспитатель. Чем похожи друг на друга мальчик Боба и девочка Алла?
Ответы детей. При необходимости воспитатель задаёт наводящие вопросы, подводит детей к мысли, что и Боба и девочка Алла – хотят казаться хорошими, но на самом деле таковыми не являются.
Воспитатель. Злые, недобрые люди притворяются хорошими, чтобы их люди любили и дарили подарки. Но, кроме самих себя, им никогда никого не удаётся обмануть.


ТЕМА 7. «ХИТРЫЙ ВИТЯ»


Цель: показать, что к младшим сёстрам и братьям нужно относиться с добротой и терпением.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Сейчас я вам прочитаю рассказ о «хитром» мальчике Вите.
Ох уж эта Маруся! Никакой от неё жизни Вите нет. Вот сами посудите.
Только Витя взял зайца поиграть, Маруся за ним хвостиком ходит: «Зая, зая...». Отдал ей Витя зайца, на стул сел. Маруся зайца бросила, около Вити стоит: «Сесть! Сесть!» Пришлось Вите вставать – маленьким ведь уступать нужно.
Стал Витя из кубиков дом строить. Только первый этаж построил, Маруся бежит: «Дом, дом!». Подбежала, на корточки присела, дом развалила и хохочет.
Хотел Витя заплакать – никакой жизни ему нет, да вспомнил: он ведь старший, ему пример показывать надо. А какой же это пример, если он реветь начнёт.
И придумал Витя хитрость. Лёг он на диван, укрылся маминым халатом и глаза закрыл – как будто он спит. Маруся как увидела, что Витя спать лёг, на диван полезла: Залезла Маруся под мамин халат, глаза закрыла. Витя тихо лежит, как мышка, пошевелиться боится. Долго он лежал, как мышка, пока не заснула Маруся.
Тихо-тихо встал Витя с дивана, за кубики взялся. Дом строить стал. Маруся проснётся – а дом уже готов. Тогда пусть ломает. Вите не жалко – он новый дом построить может.
По В. Юдину
Воспитатель. Никакой жизни из-за Маруси нет Вите. Как Маруся досаждала старшему брату?
Дети. Выпросила у него зайца; согнала со стула, домик из кубиков развалила.
Воспитатель. Какую хитрость придумал мальчик, чтобы она не мешала ему играть?
Дети. Лёг на диван и укрылся маминым халатом; притворился, что спит; лежал тихо, как мышь.
Воспитатель. Автор рассказа В. Юдин назвал его «Хитрый Витя». А как вы думаете, дети, автор действительно считает, что Витя – хитрый мальчик?
Ответы-рассуждения детей. Воспитатель задаёт наводящие вопросы, подводит детей к мысли, что Витя вовсе не хитрый, а добрый, терпеливый, любит свою маленькую сестрёнку.
Воспитатель. Витя – терпеливый, добрый мальчик, всё прощающий маленькой сестрёнке. А у кого есть младшие братья и сёстры? Расскажите, как вы относитесь к ним?
Рассказы детей о братьях и сёстрах. Подведение итога беседе.

РЕБЁНОК В КОЛЛЕКТИВЕ

ТЕМА 1. «НЕ СОШЛИСЬ ОБЫЧАЕМ – НЕ БЫВАТЬ ДРУЖБЕ»


Цель: дать первоначальное представление о дружбе; показать, что общее дело объединяет, а если каждый поступает так, как ему хочется, то дружбы не получится.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает четверостишие.
Пока иголка была одна,
лишь уколоть могла она.
А подружилась с ниткой иголка –
сшила нарядное платье из шёлка.
Воспитатель. Что делала иголка, пока была одна?
Дети. Она кололась.
Воспитатель. Что сделала иголка, когда подружилась с ниткой?
Дети. Сшила нарядное (красивое) платье.
Воспитатель. Сейчас я прочитаю вам рассказ. Подумайте, можно ли Зайчонка и Белочку назвать друзьями?
Позвал Зайчонок Белочку в догонялки играть. Крикнул Зайчонок: «Раз, два, три!» Белка шмыг на дерево, и поскакала по ёлочкам. Не привыкли Белочки по земле бегать.
Опечалился Зайчонок. Надо другого товарища искать.
По А. Шиму
Воспитатель. Во что играли Зайчонок и Белочка? Получилась ли у них игра?
Дети. В догонялки; игра не получилась (Белочка по ёлочкам скакала, зайцы по деревьям не умеют лазать).
Воспитатель. Опечалился зайчонок: какая же эта игра, если каждый поступает так, как хочет, а о друге не думает. А вот иголка и нитка занялись одним делом – и сшили нарядное платье. А какие у нас в группе есть общие дела?
Развёрнутые ответы детей.
Воспитатель. Дружба объединяет, вместе можно любое дело свершить.
Муравей нашёл зерно, но оно было тяжелое. Тогда муравей позвал товарищей. Вместе они смогли поднять зерно и понесли его домой.
Л. Толстой
Воспитатель. Кто, кроме муравьев, в природе работает вместе, дружно, всем коллективом?
Ответы-рассуждения детей (рассказы о пчелах).
Воспитатель. Играть одному скучно, а с другом – весело. Одному работать тяжело, а с другом – легче. Учитесь, дети, дружить и беречь дружбу.
ТЕМА 2. «ОДНОМУ И НА ПЕЧКЕ ХОЛОДНО»


Цель: показать, что ссоры разъединяют людей и разрушают дружбу; рассказать о причинах возникновения ссоры.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает четверостишие.
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам!
А. Кузнецова
Воспитатель. Подруги поссорились. Хорошо ли им после ссоры?
Дети. Нет. Им скучно. Каждая сидит в своём углу и скучает.
Воспитатель. Сейчас я вам прочитаю рассказ о двух мальчиках. Подумайте, к чему приводят ссоры?
Играли мальчики в снежки. Запустил Толя снежком и попал нечаянно Коле в лицо. Побил за это Коля Толю.
Пришёл домой Толя, повалился на кровать. Стал думать: «Эх, Коля, Коля! Мы ведь с тобой хотели моряками стать, плавать на большом корабле, в дальних странах побывать. Не сберёг ты, Коля, и нашу мечту, и нашу дружбу».
Вдруг позвонили в дверь. За дверью стоял с поникшей головой Коля:
– Сердишься? – спрашивает он и вздыхает. – За дело! Беда, горячий я какой!
А Толя ему в ответ:
– Я не сержусь: чего сердиться?! Я так и знал, что ты придёшь!
По С. Погореловскому
Воспитатель. Толя нечаянно попал снежком Коле в лицо. Коля сразу же драться полез. Правильно ли поступил Коля?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Пришёл Толя домой. Плохо ему, обида в его сердце на Колю? О чем жалел Толя?
Развёрнутые ответы детей. Воспитатель, при необходимости, наводящими вопросами подводит детей к мысли – не сберёг Коля мечту и дружбу.
Воспитатель. Для чего пришёл Коля к Толе?
Дети. Просить прощения.
Воспитатель. Почему Толя простил Колю?
Ответы детей. Воспитатель наводящими вопросами и пояснениями подводит детей к ответу: дружить – это значит уметь прощать другу его ошибки и проступки.
Воспитатель. Ссоры и обиды всегда случаются. Конечно же, это плохо, но гораздо хуже, когда тот, кто поступил неправильно, нехорошо, не признаёт своей вины, не умеет просить прощения. Дети, а как вы поступаете, если поссорились с другом?
Ответы-рассказы детей.
Воспитатель. Поссорился мальчик с одним другом, затем с другим, а потом и со всеми остальными. Остался один-одинёшенек. Хочется ему поиграть с кем-нибудь, поговорить, а не с кем. А всё почему? Потому, что не умеет свои ошибки признавать, думает, что он лучше других. Хочешь стать лучше, учись признавать свои ошибки. А друзья всегда простят, на то они и друзья!


ТЕМА 3. «РОБКОГО И ТЕНЬ СТРАШИТ»


Цель: показать, что трус всего боится и что он смешон; противопоставить трусость храбрости; показать, что бояться чего-либо и трусить – это не одно и то же: трусливый, испытывая страх, бежит, прячется, а храбрый тоже испытывает страх, но пытается с ним бороться.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает стихотворение.
Сторожит меня лисица,
Волк оскалил пасть!
На меня сова косится
И грозит напасть!
Все меня подстерегают!
Я дрожу весь день...
Иногда меня пугает
Собственная тень:
Вдруг да ей за мной вдогонку
Прыгать надоест?
Отомстит она зайчонку –
Налетит и съест!
Е. Серова
Воспитатель. Кого боится зайчик?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Зайчонок – трусишка, потому что даже тени своей боится. Трус всего боится, всегда прячется за спины других людей. Первым он бывает лишь тогда, когда грозит какая-нибудь опасность. Убегает, только пятки сверкают, не догонишь. Не только от опасности убегает, но и от людей. Кто же захочет с ним дружить?! Сейчас я вам прочитаю стихотворение про мальчика, который боится темноты.
Здравствуй, тот, кто в темноте,
в тёмной-тёмной комнате,
прячется за шубой и сидит угрюмый...
и под стол косится...
выходить боится...
Ты – один, и я – один,
ты не бойся, выходи,
победим с тобой вдвоём
вон того, кто под столом.
Э. Мошковская
Воспитатель. Мальчик боится темноты, но можно ли его назвать трусом?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Мальчик боится темноты, но старается побороть свой страх, поэтому его нельзя назвать трусом. И храброму человеку бывает страшно. Трус убегает, а храбрый борется. Трус никогда не признается, что он сломал машину. Храбрый же скажет: «Я сломал машину. Больше этого делать не буду. Постараюсь её починить». Дети, давайте будем учиться быть храбрыми.


ТЕМА 4. «ВСЕМУ СВЕТУ ПО СЕКРЕТУ»


Цель: показать, что другу-болтуну никто не доверит секретов, что от болтунов одни неприятности, что ябедничать некрасиво.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает стихотворение.
Прошептал листку листок что-то по секрету.
Тот сберечь секрет не смог – разболтал соседу.
Не прошло и полчаса – шум в берёзах начался.
Е. Трутнева
Воспитатель. О ком говорится в стихотворении?
Дети. О болтуне.
Воспитатель. Что не сберёг болтун?
Дети. Секрет.
Воспитатель. Послушайте рассказ о сорочьих повадках (поведении).
Кого сорока увидит – стрекочет.
И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется.
Птичье гнездо приметит – яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.
Что плохо лежит – она тут как тут. Вот она какая, сорока!
Е. Чарушин
Воспитатель. Почему звери не любят сороку?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Марат и Саша подрались, а затем помирились. Другой мальчик побежал к воспитателю и рассказал, что Марат и Саша подрались. Кто из них правильно поступил?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Болтунов и ябед никто не любит, потому что они выдают чужие секреты. Если узнал чужой секрет, постарайся его сохранить в тайне.


ТЕМА 5. «НЕ УКРАШАЙ ПЛАТЬЕ, УКРАШАЙ УМ»


Цель: показать, к чему приводит хвастовство, что хвастун смешон.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает стихотворение.
Хвастала мышь
За семейным столом:
– Дайте мне крылья,
Я стану орлом!

Дали ей крылья...
А вышла, глядишь,
Вместо орла
Летучая мышь.
Е. Серова
Воспитатель. Кем обещала стать мышь, если ей дадут крылья?
Дети. Орлом.
Воспитатель. Мыши дали крылья. И в кого превратилась мышь?
Дети. В летучую мышь.
Воспитатель. Почему мышь мы назовём хвастунишкой?
Дети. Она превратилась в летучую мышь, а не в орла.
Воспитатель. Послушайте рассказ о мальчике, которому купили новую рубашку.
Хотя на дворе мороз и снег, я расстегнул пальто на все пуговицы и заложил за спину руки. Пусть все видят мою рубашку, которую мне сегодня купили!
Я ходил по двору взад-вперёд, поглядывая на окна.
Шёл с работы мой старший брат.
– О, – сказал он, – какая прелесть! Только смотри не простудись. – Он взял меня за руку, привёл домой и надел мне рубашку поверх пальто.
– Теперь гуляй, – сказал он. – Какая прелесть!
По В. Голявкину
Воспитатель. На улице холодно, а мальчик расстегнул пальто. Вот появился старший брат. Ничего не сказал младшему, только надел рубашку поверх пальто. А почему старший брат так поступил?
Развернутые ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Старший брат удачно придумал: малыш и не простудится, а заодно и новой рубашкой похвастается. А какие вы знаете способы похвастаться? И чем обычно хвастаются?
Ответы-рассказы детей.
Воспитатель. Мышь осталась мышью, хотя ей и дали крылья. А стал ли красивее мальчик, надев новую рубашку?
Развернутые ответы детей.
Воспитатель. Появился у мальчишки велосипед. «Видали, – кричит он, – полугоночный! Блестит ярче солнца». Блестит-то велосипед, а хвастун думает, что он сам так сверкает. Хвастун всегда невежа – он хочет унизить других: «У вас такое, а у меня лучше!» С хвастуном мало кто дружит. И правильно, у него много красивых и хороших вещей, ну и что? Тогда уж лучше с музеем подружиться – там таких вещей ещё больше.


ТЕМА 6. «СИЛАЧИ»


Цель: показать, хвастун думает только о себе, что он лучше и умнее всех; на конкретном примере раскрыть, что хвастуны не только смешны, но они ещё и невнимательны к окружающим.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает рассказ.
Идут два приятеля и хвастаются.
– Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму! – говорит первый.
А другой ему:
– Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять!
Первый мальчик не растерялся и говорит:
– Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.
– Ну если двумя руками, – засмеялся второй, – так я целый поезд в сто вагонов подниму.
– А я слона подниму да ещё десять раз подкину! – не сдаётся первый.
– Что слон! – махнул рукой второй мальчик. – Я гору подниму одной левой.
Вот какие силачи! Да только поверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжёлой сумкой, но разве это тяжесть для наших силачей? Они и смотреть-то на неё не стали.
Л. Яхнин
Воспитатель. Этот рассказ называется – «Силачи». Почему?
Дети. Мальчики хвастались своей силой (вспоминают и перечисляют то, что обещали поднять мальчики).
Воспитатель. Каждый из мальчиков хотел доказать, что он сильнее и лучше другого. Рядом шла старушка с тяжелой сумкой. Что должны были сделать мальчики?
Дети. Помочь бабушке.
Воспитатель. Мальчики не только хвастуны. Что ещё можно сказать об этих мальчиках?
Развернутые ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Хвастуны любят только самих себя, хотят казаться лучше всех. Они ничего вокруг себя не видят. Вот ведь шла рядом старушка – помоги, покажи свою силу. А как ещё можно показать, что ты – сильный?
Рассуждения детей.
Воспитатель. Следовало бы этим мальчикам знать, что сильнее их подъемный кран. Выходит, они спорили о том, кто из них больше на подъемный кран похож. «Краса земли – хлебное поле, краса мужчины – знания», – так говорится в башкирской пословице. Сила человека – это его ум, доброта, чуткое и внимательное отношение к людям. Помните об этом.


ТЕМА 7. «НЕТ НИЧЕГО СТРАШНЕЙ»


Цель: показать, что обмануть, соврать – это значит переложить вину на другого, а, следовательно, предать друга.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает стихотворение.
У льва и тигра
Когти,
Как острые клинки.
У льва и тигра в пасти
Ужасные клыки.
А у вранья – ни пасти,
Ни спрятанных когтей,
Но в целом Белом Свете
Нет ничего страшней.
Р. Сеф
Воспитатель. Кто из вас видел львов и тигров? Какие у них когти, зубы?
Ответы-рассказы детей.
Воспитатель. Львы и тигры – сильные звери, все их боятся. И всё же вранье – страшнее. Вы ни разу не видели вранье? Не можете сравнивать? Сейчас вы увидите вранье, ну не совсем его, а то, к каким бедам оно приводит. Послушайте рассказ о мальчике.
Я разбил чашку. Я сказал:
– Чашку разбил Бобик.
Бобика выгнали во двор. Во дворе шёл дождь. Бобик заплакал...
– Мама! Пусти Бобика! Чашку разбил я!
По В. Осеевой
Воспитатель. Вот сидит во дворе Бобик, такой маленький, добрый, ласковый и плачет, да ещё мокнет под дождем. И мальчик плачет. А почему?
Развернутые ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Когда говорят неправду, то говорят: «Это не я сделал, а другой мальчик или другая девочка». Врун хочет, чтобы не его наказали, а другого. Мальчик в рассказе не только соврал, но ещё и предал своего друга. Предать друга! И цена предательства – разбитая чашка. Вот к чему приводит враньё. Самое страшное преступление на свете – это предательство. Это ещё хорошо, что на помощь мальчику пришла Совесть и спасла мальчика. Совесть – самый лучший, честный друг человека. А враньё?! Враньё страшнее тигра и льва.


ТЕМА 8. «ЯЗЫК И УШИ»


Цель: показать, что честный человек врать не может; объяснить детям, что обман всегда раскроется.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Послушайте стихотворение о языке и ушах.
Язык говорит одно:
был он в школе,
а не в кино...
Но уши, уши зато,
уши воскликнули: «Что?!»
Уши подали знак,
что вовсе это не так!
Уши
тут же
краснеют.
Врать
они не умеют!
Э. Мошковская
Воспитатель. Что говорил язык?
Дети. Был в школе, а не в кино.
Воспитатель. Почему уши покраснели?
Дети. Они врать не умеют.
Воспитатель. Уши – честные, а язык?
Дети. Язык врёт (говорит неправду).
Воспитатель. Честному человеку обманывать стыдно. Послушайте рассказ о мальчике, который решил всегда говорить правду.
«Хуже нет обманывать», – сказал папа моему брату. А я услышал и стал думать: «Обманывать плохо, значит, всё остальное лучше. Даже все конфеты съесть, и то лучше». И съел все конфеты.
А когда мама спросила, кто съел конфеты, я честно признался.
Только меня почему-то поставили в угол.
Воспитатель. Мальчик сказал правду, а его поставили в угол. Почему?
Дети. Он съел все конфеты (никому не оставил, съел их без разрешения).
Воспитатель. Нельзя не только обманывать, но что ещё нельзя делать?
Дети. Плохо поступать.
Воспитатель. Один мальчик всё время врёт, но не дерётся. Другой всех обижает, но говорит правду. Кто из них лучше?
Рассуждения детей.
Воспитатель. Врать, драться, обижать слабых, поступать так, чтобы только тебе было хорошо, а другим не очень, конечно же, плохо. С этим никто не спорит, но всегда почему-то найдётся кто-нибудь так поступающий. Поведение человека – это зеркало, в котором отражается не лицо человека, а его характер. Почаще поглядывайте в это зеркало.


ТЕМА 9. «КАК МИША ХОТЕЛ МАМУ ПЕРЕХИТРИТЬ»


Цель: показать, что хитрость – это разновидность обмана; на конкретных примерах показать, что скрывать правду, хитрить – это так же плохо, как и обманывать.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Послушайте рассказ о хитром Мише.
Пришла Мишина мама домой и руками всплеснула:
– Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо сломать?
– Оно, мама, само сломалось.
– А почему у тебя, Миша, рубашка разорвана?
– Она, мамочка, сама разорвалась.
– А куда твой второй ботинок делся? Где ты его потерял?
– Он сам, мама, куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
– Какие они все нехорошие. Их, негодников, нужно проучить!
– А как? – спросил Миша.
– Очень просто, – ответила мама. – Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться – пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождём, когда они это всё сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Е. Пермяк
Воспитатель. Что сделал Миша?
Дети. Сломал велосипед, порвал рубашку, потерял ботинок.
Воспитатель. Кого мама Миши назвала нехорошими и негодниками и почему?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Миша хотел схитрить. Только не получилось у него: велосипед сам не починится, ботинок сам не найдётся. Дети, а у нас есть в группе такие вещи, которые сами ломаются, теряются?
Развернутые ответы детей.
Воспитатель. Миша решил схитрить. А если его мама также поступит. Скажет Миша: «Мама, я есть хочу». А она ответит: «Котлеты сами пожарятся, картошка сама почистится и сварится». Что будет, если все начнут хитрить, говорить неправду, перекладывать свою вину на другого?
Дети. Плохо будет (дают развернутые ответы).
Воспитатель. Никто не учит вас вранью, обману, хитрости. А вот правду говорить, поступать честно – этому нужно учиться. Дети, будем учиться поступать хорошо.


ТЕМА 10. «ДОБРЫЕ ДЕЛА»


Цель: показать, что добр тот, кто совершает добрые дела и поступки.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Дети, сегодня мы поговорим о добрых делах (читает стихотворение).
Заболела эта книжка:
Изорвал её братишка,
Я больную пожалею:
Я возьму её и склею.
Б. Заходер
Воспитатель. Порвали книжку и она заболела. Хорошо, что нашёлся мальчик, который вылечит её. Доброе дело сделает. А какие добрые дела вы делаете?
Короткие рассказы детей. Воспитатель подводит промежуточный итог.
Воспитатель. Послушайте рассказ про мальчика Илью.
Весной Илья потерял в лесу шляпу. Через месяц мальчик пошёл за ландышами. На сучьях дерева он увидел свою шляпу. Над ней кружили птички. А в шляпе пищали птенцы. Илья не тронул птичье гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо ушёл.
Воспитатель. Как вы думаете, Илья – добрый мальчик?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Красиво весной черёмуха цветёт. Один мальчик подойдёт, веточки черёмухи обломает. Другой подойдёт, полюбуется красотой черёмухи и уйдёт. Пусть и другие любуются этой красотой. Какой из этих мальчиков стал бы «лечить» порванную книжку?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Добрый человек не будет рвать книжки, птичьи гнёзда разорять, ветки деревьев ломать. «Доброе дело сверши и в море брось – оно всё равно к тебе вернётся», - говорится в башкирской пословице. Вот вам и другая: «Если роешь людям яму, рой под свой рост». Доброе дело вернётся к человеку добром, а злое? Тоже вернётся. Если тебе плохо, грустно, одиноко, подумай, какое из твоих дел вернулось к тебе.


ТЕМА 11. «САМОЕ СТРАШНОЕ»


Цель: противопоставить добрые поступки недобрым; показать, что тот, кто совершает недобрые поступки, оказывается одинок.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Плохо в жизни одинокому человеку. Вокруг него люди, все заняты своими делами, у всех есть друзья, товарищи, а он никому не нужен. Послушайте рассказ о мальчике Вове.
Самое страшное
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Даже своей бабушке нагрубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с Котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинёшенек.
Е. Пермяк
Воспитатель. Автор назвал свой рассказ – «Самое страшное». Как вы думаете, почему?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Вова – сильный. А вот чего нет в мальчике?
Дети. Доброты (дают развернутые ответы).
Воспитатель. Дети, послушайте стихотворение об одиноком волке.
Волку даже именин никогда не справят,
с Новым годом ни один даже не поздравит.
Заболеет серый волк – будут только радоваться!
И больного навещать будут все отказываться!
Э. Мошковская
Воспитатель. Дети, хорошо или плохо живётся серому волку и почему?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Делая добро, человек прежде всего помогает самому себе. Совершая зло, обижая других, вредит прежде всего самому себе. Помните об этом.


ТЕМА 12. «ДОБРЫЙ ВЕЛИКАН»


Цель: показать, что по-настоящему добр тот, кто не причиняет вреда слабому, что природа нуждается в защите.
Материал для занятия: картинки – улитка, муравей, муравейник, цветущий луг, различные луговые цветы.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Послушайте рассказ о паучке.
Гулял я по лесу. Вижу: спускается на паутинке паучок. Я поймал пальцем ниточку и тяну к себе. А он свою паутинку разматывает, убегает от меня. Долго я тянул ниточку, а нить всё не кончается. И вдруг стыдно мне стало: ведь размотается паук на паутинку – тут ему и конец!
Отпустил я паучка. Пусть комаров ловит, уж больно они кусаются здорово.
По Н. Сладкову
Воспитатель. Может кто-то из вас не любит пауков и даже боится, но знайте, что пауки – очень полезные насекомые. Какую забаву нашёл себе рассказчик и почему ему стало стыдно?
Развернутые ответы детей.
Воспитатель. А сейчас я прочитаю вам стихотворение про доброго великана.
Я шагаю по лужайке –
Великан в трусах и в майке,
Сверху ясно мне видна
Вся Зелёная страна.

Вот улитка – добрый гномик –
На себе таскает домик,
Вот квартирка для жука –
Дырка старого пенька.

Вот стоит высотный дом –
Муравьи хлопочут в нем,
Вот цветок ромашки –
В нём живут букашки.

Это малая страна
Вся кругом заселена!
Если я, великан,
Захочу,
Как лихой ураган,
Налечу!
Все дома я могу
Разломать!
Всех жильцов на лугу
Растоптать! Если я захочу...
Только я не хочу!
Я –
Добрый великан!
Е. Серова
Воспитатель. Почему мальчик ничего не потопчет и не разломает на лугу?
Дети. Он – добрый великан (дают и другие ответы).
Воспитатель(показывает картинки с муравьем и муравейником). Посмотрите, дети, какой муравей маленький, а в каком большом доме он живёт. Много труда понадобилось маленьким муравьям, чтобы построить такой большой дом. Дети, как себя нужно вести в лесу, на лугу, у реки?
Развернутые ответы детей. Используется иллюстративный материал.
Воспитатель. И ромашка не может защитить себя, и муравей тоже. Если ты сильный, то можешь ли обижать слабых и беззащитных?! Будь добрым великаном. Помни, что природа нуждается в твоей защите.


ТЕМА 13. «БУДЬ МАЛЫМ ДОВОЛЕН – БОЛЬШЕ ПОЛУЧИШЬ»


Цель: показать, что жадный больше теряет, чем находит.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Дети, сегодня мы поговорим о жадности (читает рассказ).
Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла. Л. Толстой
Воспитатель. Дети, почему Жучка потеряла свою кость?
Развернутые ответы детей.
Воспитатель. Жучка захотела ещё одну кость. Свою выпустила и осталась ни с чем. Вот к чему привела её жадность. А теперь послушайте стихотворение о жадинах.
Жадные!
Поднимите руки!
Жадные,
жадины
жадюги.
Нету
рук...
Вдруг
жадных не стало.
Как не бывало.
Ну хоть бы мало!
Две-три штуки!...
Поднимите руки,
жадные девочки,
жадные мальчики...
Поднимите
хотя бы пальчики!
Сколько
жадных?
Надо же знать!
Пять?
Двадцать пять?
Или сто двадцать пять?
Сколько жадных?
Смотрим тщательно.
Жадных нет?!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!
Э. Мошковская
Воспитатель. Среди этих детей, наверное, и жадины были. Почему же они не подняли руку?
Развернутые ответы детей.
Воспитатель. Жадиной быть плохо. Жадина всегда думает: ни с кем не поделюсь, мне больше достанется. Жадине всегда всего мало: конфет, игрушек. А как вы, дети, думаете, что-нибудь жадины теряют из-за того, что прячут от других свои игрушки и лакомства?
Рассуждения детей. Воспитатель, при необходимости, задает наводящие вопросы, подводит детей к мысли – жадина теряет друзей.
Воспитатель. Жадина всегда что-нибудь теряет. Конфеты вкусные он съест один, с игрушкой поиграет один. Только вот может и так случится, что из-за своей жадности совсем без друзей останется.
ТЕМА 14. «СЛАЩЕ МЁДА»


Цель: показать, что ленивый не любит трудиться, ни одного дела не доводит до конца и желает, чтобы всё ему доставалось безо всякого труда.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель читает стихотворение.
Лена искала булавку,
а булавка упала под лавку.
Под лавку залезать было лень:
искала булавку целый день.
М. Ульяницкая
Воспитатель. Почему Лена искала булавку целый день?
Ответы детей.
Воспитатель. Все лентяи не любят работать. Это их главный отличительный признак. Послушайте шуточный рассказ.
Решил лентяй сходить на рыбалку, а червей копать неохота. Он прицепил к крючку табличку «червяк» и закинул в речку. Вдруг – клюёт! Вытаскивает удочку, а там табличка – «карась».
Л. Яковлев
Воспитатель. Подумайте, какое главное желание лентяев?
Ответы-рассуждения детей. Воспитатель подводит их к мысли – все лентяи хотят, чтобы их желания исполнялись сами собой, желают чуда.
Воспитатель. Дети отгадайте загадку.
Слаще мёда, мягче пуха.
– Отдохни! – всё шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
будет очень плохо жить. (Лень.)
Дети разгадывают загадку, что вызывает у них определенные трудности. Воспитатель подсказывает: с кем дружила Лена?!
Воспитатель. Что говорится о лени в загадке?
Развернутые ответы детей.
Воспитатель. Потерялась у девочки кукла. Она просит маму: «Где моя кукла? Найди мою куклу». Самой ей лень поискать. А что будет, если все вдруг начнут лениться. Например, повара в детском саду не захотят завтрак и обед готовить?
Дети. Все голодными будут.
Воспитатель. А если на работу не придут все воспитатели, нянечки, повара?
Дети. Детский сад не будет работать.
Воспитатель. У каждого народа есть много пословиц и поговорок про лентяя. Вот башкирские: Трудолюбивый дело делает, лентяй рядом бегает. Трудолюбивый видит счастье в работе, лентяй – во сне. Каждому лентяю следует помнить, что дружба с ленью до добра не доведёт.
ТЕМА 15. «У ВСЯКОГО ФЕДОРКИ СВОИ ОТГОВОРКИ»


Цель: показать, что лентяй для оправдания своего безделья придумывает различные отговорки.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Лентяи не любят работать, ничего они не умеют делать, но в одном деле нет им равных – они мастера придумывать отговорки. Дети, какие отговорки лентяев вы знаете?
Ответы-рассказы детей.
Воспитатель. Все дети строили ледяную горку. Даже маленькая Таня с ведёрочком снег носила. А один мальчик стоял в стороне. Его спросили: «Почему не помогаешь?» Он ответил: «Мама запретила». А когда горку построили, этот мальчик первым пришёл кататься. Правильно ли поступил этот мальчик?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Дети, послушайте стихотворение о мальчике, который горько сожалел, что не родился девочкой.
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, Сынок!»
Э. Успенский
Воспитатель. Как вы думаете, действительно ли мальчика огорчало то, что он не девочка?
Ответы-рассуждения детей. Подведение итогов беседы.


ТЕМА 16. «НИКА – МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ»


Цель: показать, что ленивый человек причину своих бед ищет не в себе, а в других.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Послушайте рассказ о мальчике Нике.
Ника составил себе план на лето.
Он составил себе такой план: «Посадить сад на даче. Научиться варить уху, загореть так, чтобы стать чёрным, и непременно спасти тонущего».
Приехал Ника на дачу. За дело взялся. Хотел сад посадить, но лопаты нет. Раз лопаты нет, сада не будет. Как же землю копать?
«Посажу сад потом, – решил Ника. – Лучше буду уху варить». Собрался Ника уху варить. Кастрюлька есть – рыбы нету. Вся рыба в речке. Поймай попробуй!
«Буду загорать», – решил Ника.
Целый день лежал Ника на солнце. И до того загорел, что вся кожа облезла. Охает и даже плачет. Больше он не загорал, конечно. Хотя чёрным так и не стал почему-то.
«Пойду-ка я лучше к речке. Может быть, там кто-нибудь тонет», – подумал Ника.
Но там никто не тонул. Ника очень расстроился и от расстройства, наверное, сам стал тонуть. Он плавать совсем не умел.
Быть беде, если б не девочка Катя. Она крикнула Нике:
– Не бойся, здесь мелко!
Вылез Ника на берег. Сердитый.
– Терпеть, – говорит, – не могу девчонок. Вечно не в своё дело лезут!
По В. Голявкину
Воспитатель. В башкирской пословице о лентяе говорится так: «Одно начал, другое бросил – ни одного дела не закончил». Не про Нику ли эта пословица?
Развёрнутые ответы детей. При необходимости воспитатель задаёт уточняющие вопросы: Почему Ника ни одного дерева не посадил? Почему он уху не сварил? А умеет ли загорать мальчик?
Воспитатель. Ни одного дела Ника не довёл до конца. Бросил всё и пошёл на речку, чтобы спасти тонущего. Только вот его самого спасать пришлось, потому что плавать не умел. Кто спас тонущего Нику?
Дети. Девочка. Она сказала, что речка неглубокая.
Воспитатель. Поблагодарил ли Ника девочку?
Дети. Нет. Он рассердился на неё.
Воспитатель. Ника ничего не умеет делать. Даже правильно загорать. Не знает, что нельзя целый день загорать – солнечный ожог получишь. Ничего у него не получалось. Ника винил всех: уху не сварил – рыба виновата, почему это она в речке плавает. Плавать не умеет, в неглубокой речке утонуть мог – виновата девочка, которая его спасла. А кого виноватым не считал Ника?
Дети. Самого себя.
Воспитатель. Тот, кто придумывает отговорки, никогда ничему не научится: плавать, рисовать, читать. И вырастают такими неумехами, как Ника.


ТЕМА 17. «О ЛОКТЯХ И О ДВЕРЯХ»


Цель: дать первоначальное представление о вежливости; показать, что быть вежливым, значит, не только говорить вежливые слова, но и не создавать другим людям неудобства.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Дети, отгадайте загадку.
Если хочешь ты войти к себе домой,
поздоровайся-ка за руку со мной,
а на улицу собравшись погулять,–
попрощайся так же вежливо опять. (Дверь.)
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о вежливости. Вот послушайте, что произошло в доме одного мальчика.
Ой, ребята, верь – не верь,
от меня сбежала дверь.
– Прощай,– сказала,– дорогой,
– ты открывал меня ногой.
В. Приходько
Воспитатель. Конечно, дверь убежать не сможет, а вот сломаться – да. Дети, кого мы назовём вежливым человеком?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Быть вежливым – это значит не причинять другим людям неудобства. Когда садишься обедать, можно ли ставить локти на стол?
Дети. Нет. За столом нужно сидеть прямо.
Воспитатель. А вот сосед за столом тебя толкнул: «Эй ты, передай мне хлеба». Правильно ли он поступил?
Дети. Нет. Он не должен толкаться. Он должен вежливо попросить: «Передай, пожалуйста, кусочек хлеба».
Воспитатель. Что бы вы ни делали, помните, что живёте не одни. Вас окружают другие люди. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами.

ТЕМА 18. «О ВЕЖЛИВОСТИ»


Цель: показать, что вежлив не тот, кто говорит вежливые слова, а тот, кто не причиняет неудобства людям.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Дети, сегодня мы продолжим разговор о вежливости (читает стихотворение).
Вот кто вежливость у нас
доказал на деле:
он в полночный тихий час
поднял мать с постели.
– Что с тобой?! –
вскочила мать. –
Заболел, сыночек?..
– Я забыл тебе сказать:
«Мама, доброй ночи!»
С. Погореловский
Воспитатель. Можно ли назвать этого мальчика вежливым?
Ответы-рассуждения детей. Воспитатель подводит детей к мысли: быть вежливым – это значит не причинять людям неудобства.
Воспитатель. Вот так мальчик! Маму разбудил среди ночи, перепугал её. Нет, так вежливые люди не поступают. А теперь послушайте рассказ, что произошло с невежливыми людьми.
Жили-были очень невежливые люди. При встрече друг друга камнями стукали.
Как-то один человек вышел на улицу, в дремучий лес... Идёт, идёт, а кругом никого! Видно все друг друга перебили. Лишь через несколько дней он встретил другого, обрадовался, бросил свой камень и побежал навстречу. Но другой оказался очень боязливым и сразу замахнулся каменным топором. Тогда наш протянул обе руки: смотри, мол, у меня нет ничего...
Так получилось первое в мире рукопожатие, первая в мире дружба и... первая в мире вежливость!
Рина Зелёная
Воспитатель. Встретились два первобытных человека. Один каменным топором замахнулся, а другой руки протянул, показал, что у него в руках ничего нет. И что случилось?
Развернутые ответы детей.
Воспитатель. Без доброты, без внимательного отношения друг к другу люди не могут жить. Дети, как мы должны вести себя дома, в садике, на улице?
Рассказы и рассуждения детей.
Воспитатель. Главное правило вежливого человека – это не причинять другим людям неудобства. Быть вежливым и добрым – это значит внимательно, по-доброму относиться к окружающим тебя людям.
ТЕМА 19. «О ВЗРОСЛЫХ»


Цель: показать, что взрослые тоже нуждаются во внимании и заботе; рассказать о том, что у взрослых много забот и обязанностей; показать, как маленький человек может помочь им.

ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Дети, сегодня мы поговорим о взрослых (читает текст).
Взрослый может пойти с тобой в цирк, подарить тебе щенка. Взрослые пекут хлеб, делают одежду, играют в кукольном театре. Кормят нас кашей или покупают мороженое.
Взрослым быть очень трудно: нужно уметь делать всё. Ты это поймёшь, как только вырастешь и повзрослеешь. А пока знай: взрослые очень нуждаются в твоём внимании, в твоей заботе.
Но как о них заботиться?
Подумай. Оглянись кругом добрым и внимательным взглядом. Может быть, надо отыскать потерянные дедушкой очки? Или подать старшей сестре ножницы?.. Таких маленьких, обычных дел случается в день очень и очень много. Но в каждом из них, словно невидимый огонёк, спрятана твоя доброта.
Рина Зелёная
Воспитатель. Взрослые могут делать всё, что хотят. Почему же они всё время не отдыхают, не веселятся?
Ответы-рассуждения детей. Воспитатель подводит детей к мысли – у взрослых много дел, обязанностей, они много работают.
Воспитатель. Взрослые люди устают, болеют, нуждаются в заботе. А как вы можете помочь взрослым?
Ответы-рассказы детей. Рассказывают, как они могут помочь взрослым.
Воспитатель. Дети, помогайте взрослым. Пусть ваша помощь будет небольшая, но пусть она идёт от всего сердца. Послушайте рассказ о большой реке и ручейке (читает текст).
Встретились однажды Ручеек и Река
– Какой ты, Ручеёк, маленький! – сказала пренебрежительно Река.
– Если бы нас, маленьких ручейков, не было, ты не была бы большой Рекой,– ответил Ручеёк.
Воспитатель. Пусть каждый из вас делает маленькие, но добрые дела. Из маленьких дел большое получится, как из маленьких ручейков – большая Река.
БАШКИРСКИЕ ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ

МИР ВОКРУГ НАС
(по рассказу Елены Ханбековой «Колокольчик»)


Цель: показать, что в природе царит порядок и гармония, что нам, людям, нужно учиться у природы.
ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Дети, сегодня я расскажу вам о скромном цветке – колокольчике (читает текст).
«Дзинь-дзинь! – сказал колокольчик прохожему человеку. – Доброе утро!»
Но прохожий не обратил на него никакого внимания. Слишком уж он был скромным, бледно-голубым.. «Дзинь-дзинь! Посмотри на меня!», – сказал колокольчик пробегающей рядом девочке. Но девочка бежала за красавицей бабочкой и даже не смотрела под ноги.
Колокольчик очень расстроился. Он впервые раскрыл лепестки своего бутона, а его никто не замечал! «Какой сегодня несчастливый день! – подумал колокольчик. – А ведь это день моего рождения!».
Колокольчик совсем загрустил – нет, никому он не нужен, совсем зря он появился на этот свет. Мимо проходили люди, пролетали и проползали насекомые и никто, никто его не замечал.
Воспитатель. Дети, почему расстроился колокольчик? Плохо ли это, когда ты никому не нужен?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Вот видите, дети, даже колокольчик грустит и печалится от одиночества. Если ты никому не нужен, значит совсем зря на свет появился. Давайте узнаём, что произошло далее (читает следующий отрывок).
После обеда подул холодный ветер и нагнал чёрные тучи.
Увидев, что скоро начнётся дождь, колокольчик стал аккуратно складывать свои лепестки.
Вдруг к нему подлетела божья коровка.
– Разреши мне спрятаться от дождя в твоём бутоне?! – попросила она.
– В моём?! – колокольчик удивился и тут же с радостью согласился. – Да, да, конечно, я буду очень рад.
Божья коровка быстренько влетела внутрь цвета и удобно устроилась. Только-только колокольчик успел сложить свои лепестки, как начался дождь.
Колокольчик ничуть не боялся дождя. Ему было весело купаться в его тёплых каплях и знать, что внутри его цветка красивая божья коровка нашла себе приют.
Когда дождь закончился, колокольчик раскрыл лепестки и божья коровка вылетела наружу.
– Спасибо! Мне было очень уютно у тебя. Я прилечу к тебе попозже, чтобы переночевать, – сказала она и улетела по своим делам.
Колокольчик был счастлив. Ласковый ветерок помог ему обсушиться. И он, расправив свои лепестки, заблагоухал.
Воспитатель. Почему колокольчик почувствовал себя счастливым?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Оказывается у цветов, всё как у людей. Очень грустно было колокольчику, когда он был один, но вот он помог божьей коровке, сделал доброе дело и теперь счастлив. Заблагоухал колокольчик и к нему прилетела пчела.
– Какой аромат! – сказала подлетевшая к цветку пчела, – должно быть, у тебя необыкновенно вкусный нектар. Можно мне его попробовать?
Колокольчик разрешил пчелке полакомиться сладким нектаром. И когда пчелка улетела, колокольчик решил, что не будет больше застенчивым. Ведь так приятно быть полезным!
«Дзинь-дзинь, – зазвенел колокольчик, чтобы привлечь к себе внимание. – Дзинь-дзинь! Прилетайте ко мне пить сладкий нектар! Дзинь-дзинь! Посидите в тенёчке моих листьев! Дзинь-дзинь! Насладитесь моим ароматом.!
И к нему прилетали, приползали и прибегали насекомые.
А вечером, когда уже смеркалось и колокольчик готовился ко сну, к нему прилетела божья коровка и вновь уютно устроилась в его бутоне. Колокольчик сложил свои лепестки. И тут он заметил вокруг себя светлячков. Они зажгли свои зелёные фонарики, чтобы колокольчику не было страшно в темноте, а сверчок запел ему колыбельную песенку.
Воспитатель. Дети, почему колокольчик теперь ни один? Почему у него много друзей?
Ответы-рассуждения детей.
Воспитатель. Как всё переменилось в жизни колокольчика: он дарит всем добро и счастлив. Его окружают друзья, светлячки светят ему ночью, а сверчок поёт ему колыбельную песенку. Дарите и вы, как колокольчик, людям добро, тогда ваша жизнь будет радостной и счастливой.


СЛОВЕСНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВСЁ НАОБОРОТ»
(по рассказу Фарита Исангулова «Лесная девочка»)


Цель: используя метод от противоположного, раскрыть взаимосвязь между поступком ребёнка и последующими событиями.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель. Сегодня, дети, мы поиграем в игру «Всё наоборот». Я буду вам читать, как поступила девочка Забира, а вы должны поправить её, показать, как она должна была поступить (читает первые два предложения).
Забира показала девочкам язык. За это девочки дёрнули её за косички и убежали.
Воспитатель. А как должны были поступить Забира и девочки?
Примерные ответы детей: Забира поздоровалась с девочками. Они тоже. Все вместе стали играть.
Воспитатель:
Один бычок неподалёку щипал траву. Забира наклонила голову, будто телёнок, замычала и направилась к бычку. Телёнок тоже наклонил голову – и к ней! Забира испугалась и побежала в другую сторону. Но бычок догнал девочку и боднул.
– Ма-ма! – закричала Забира, хотя ей было совсем не больно: у телёнка рожки ещё не прорезались.
Воспитатель. Что должна была сделать Забира, увидев бычка, – погладить и угостить чем-нибудь или подразнить?
Примерные ответы детей: Забира дала телёнку кусочек хлеба, погладила его. Телёнок благодарно потёрся о неё.
Воспитатель: Забира увидела соседского щенка Кашкара. Она нашла прутик, стала совать щенку под нос и дразнить: «Р-р-р!». Щенок зарычал и схватил её за подол платья. Хорошо ещё, что за подол!
Воспитатель. Кому понравиться, когда тебе прутик суют под нос?! Вот щенок и зарычал. Что нужно было сделать Забире?
Примерные ответы детей: Девочка вынула из кармана кусочек сахара и протянула шенку. Кашкар любил сладкое. Сразу же проглотил сахар и весело запрыгал вокруг Забиры.
Воспитатель:
За огородами начинался густой лес. Девочка решила пойти туда за черёмухой.
На опушке леса Забира закричала: «Ха-ха-хай!» Тут же какая-то девчонка таким же, как у Забиры, голосом передразнила её: «Ха-ха-хай!»
– Кто ты? – сердито спросила Забира.
– Кто ты? – зло ответила девочка из леса.
– Сама скажи! – крикнула Забира.
– Сама скажи! – не отступала девочка из леса.
– Ты плохая! – обиделась Забира.
– Ты плохая!
Забира и девочка из леса начали ссорится по-настоящему.
Воспитатель. Кто отвечал девочке в лесу?
Ответы-рассуждения детей. Отвечало эхо.
Воспитатель. А теперь я буду говорить за Забиру, а вы за лесную девочку.
– Здравствуй!
– Здравствуй! (ответ детей).
– Ты хорошая!
– Ты хорошая! (ответ детей).
– Приходи играть!
– Приходи играть! (ответ детей).
– До свидания!
– До свидания! (ответ детей).
Воспитатель. Есть такая поговорка: «Как аукнется, так и откликнется». Помните, как вы относитесь к людям, так и они будут относиться к вам.


ПОСПЕШИШЬ – ЛЮДЕЙ НАСМЕШИШЬ


Цель: показать, к чему приводит торопливость в делах, к чему приводит неосторожное обращение с огнём.
ХОД БЕСЕДЫ
Воспитатель. Дети, сегодня мы почитаем сказку Айсылу Ягафаровой «Братья-карандаши»
В украшенном радугой картонном домике жили семь братьев – цветных карандашей. Однажды братья решили отправиться в путешествие – посмотреть на белый свет.
И вот идут они, и каждому хочется пережить необыкновенное приключение. Нетерпеливее всех был Красный карандаш. Неожиданно он обогнал своих братьев и нарисовал впереди огонь. Пламя взвилось высоко–высоко.
– Не балуйся с огнём! – крикнул Чёрный карандаш, которого остальные считали старшим братом, потому что он работал больше всех. – Ты всё спалишь, может начаться пожар.
– Ну и что ж! – беспечно ответил Красный карандаш. – Зато это красиво. Никто из вас не нарисует огонь, а я могу. Он подчиняется только мне.
Но пока он так говорил, огонь подобрался к нему самому. Красный карандаш задымился и закричал:
– Помогите! Спасите! Горю!
Воспитатель. К чему привела торопливость Красного карандаша?
Ответы-рассуждения детей о вреде торопливости, о том, что нельзя баловаться с огнём.
Воспитатель. Посмотрим, удалось ли потушить братьям-карандашам потушить пожар.
– Эх ты, горе луковое! – отозвался Чёрный карандаш. – Беги отсюда, я что-нибудь придумаю.
Пламя разрасталось. Все карандаши отпрянули от него и с надеждой смотрели на старшего брата. А он принялся торопливо рисовать дождевую тучу и даже второпях перестарался. Туча получилась чёрная-пречёрная, из неё хлынул настоящий ливень. Как огонь ни бушевал, вода погасила его. Но и братья-карандаши под струями ливня промокли и озябли.
– Теперь бы немножечко огня – погреться! – сказал задумчивый Синий карандаш, взглянув на виновника пожара. Тот смущённо потупился. Снова рисовать огонь он не решался.
– Я устрою костёр, – сказал деловитый Коричневый карандаш и, нарисовав кучку хвороста, велел Красному карандашу: – Подожги. Небольшой огонь, если за ним следить, не опасен.
Робкий огонёк побежал по сухим веточкам. Братья молча посидели у костра, обогрелись и обсохли.
Воспитатель. Какое настроение было у промокших братьев-карандашей и почему?
Ответы-рассуждения детей.
– Да–а… – нарушил молчание Зелёный карандаш, самый рассудительный из братьев. – Некрасивая вышла история. Надо навести здесь порядок.
Он встал и начал закрашивать обгоревшую землю, постепенно превратил её в луг, покрыв мягкой зелёной травкой. Коричневый карандаш поспешил ему на помощь, вдвоём они нарисовали лес, и на зелёных деревьях тут же защебетали птицы.
Взялись за работу и другие карандаши. Чёрный проложил через луг и лес аккуратную дорогу. Синий покрасил небо над лесом, и оно стало синим-синим. Нашлось дело и Белому карандашу. Он превратил остатки чёрной тучи в лёгкое облачко, потом, весело напевая, украсил луг белыми цветочками. Обычно сдержанному, неторопливому Жёлтому карандашу тоже захотелось сделать что-нибудь хорошее, доброе. Он немного подумал и предложил извинявшемуся перед братьями за пожар Красному карандашу:
– Давай нарисуем большущее солнце. Пусть оно светит всему миру и всех греет.
– Давай! – радостно согласился Красный карандаш.
Вскоре в синем небе засияло огромное солнце. И мир, освещённый его золотыми лучами, стал удивительно прекрасным.
Смотрели братья-карандаши на этот мир и не могли нарадоваться. Только Красный карандаш всё ещё чувствовал себя неловко. Он вспомнил, что натворил, и от стыда становился ещё красней.
Воспитатель. Что сделали все вместе братья-карандаши?
Ответы детей. Короткие рассказы о том, что делал каждый из братьев-карандашей.
Воспитатель. Все вместе братья-карандаши преобразили всё вокруг. Всё вокруг зазеленело, в небе засияло солнце, мир стал удивительно прекрасным. Добрые дела, дружба многое могут изменить на нашей Земле. Давайте, дети, будем учиться делать добрые дела и дружить.



Мавлетов Вен   3 января 2011   4896 5 11  


Рейтинг: +12




Тэги: детский сад, социализация





Комментарии:

Svetdubovochka # 4 января 2011 года   +1  
Замечательно,спасибо большое...
dichka # 7 января 2011 года   +1  
понравилось! спасибо!
Мавлетов Вен # 7 января 2011 года   +1  
Спасибо. В моем дневнике есть рассказы для детей.
майя # 17 марта 2011 года   +1  
Очень полезная вещь! Спасибо!
Мавлетов Вен # 17 марта 2011 года   +1  
Вам спасибо
wekupuna # 6 апреля 2011 года   +1  
Полезная вещь. Спасибо. Обдумаю и, нверняка, многое применю. Вот только про вранье не знаю ... Всем нам приходится врать. Самое главное не подличать и вину на других не перекладывать. Есть еще про это рассказ у Н.Носова "Фантазеры" кажется.
Мавлетов Вен # 6 апреля 2011 года   0  
Да, есть, там, как раз о вранье и фантазиях. Тут тонкая грань, которую и надо показывать детям
мирная-ирина # 29 мая 2011 года   +1  
Спасибо За беседы.Мне понравились они.Правда я давно бабушка и многое из этого я знаю....Но уверена-эта книга найдет своего читателя и будет полезна всем,кто работает или просто имеет детей этого возрастного периода.
Мавлетов Вен # 30 мая 2011 года   0  
Она находит своего читателя в интернете. Уже это радует.
мирная-ирина # 31 мая 2011 года   +1  
Да это хорошо! Труд приносит пользу многим!
Мавлетов Вен # 31 мая 2011 года   0  
Да, по счетчику 250 просмотров. Правда, меня всегда удивляет, когда коммент не оставляет. Сам я, если что смотрю, то обязательно что-нибудь напишу, по-человечески правильно, но редко куда заглядываю.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.