Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 49


Тест

Тест Хорошая ли ты хозяйка?
Хорошая ли ты хозяйка?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





И немного об учебе...

И немного об учебе... «Коммуникация с текстом» - вначале это было совершенно непонятно для меня. Хотя рекомендации, предложенные преподавателем, были предельно ясны. И я решила воспользоваться информацией из словаря.

Как трактует значение слова «коммуникация» Новейший философский словарь?
«Коммуникация (лат. communicatio - сообщение, передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие, называют коммуникативными. Основная функция коммуникации - достижение социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента.

Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание, составляют содержание коммуникации».

Что-то стало проясняться. Раньше текст воспринимался, как только как способ получения информации, но ведь очень часто текст заставляет нас сопереживать героям, восторгаться описанием чего-либо, да, просто, «проживать» его.

Один и тот же текст может быть понятен разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности. Можно выделить три группы факторов, влияющих на восприятие текста: характеристики личности, выступающей в качестве субъекта восприятия и понимания; параметры текста и той реальности, которая в этом тексте отражается; особенности ситуации, в которой протекает процесс восприятия и понимания. Необходимость анализа личностных факторов восприятия и понимания текстов обусловлена тем обстоятельством, что личность воспринимает и перерабатывает информацию как целостная система, обладающая индивидуальными психофизиологическими, психологическими и социальными особенностями (функциональным состоянием анализаторов, различиями психических процессов, направленностью и характерологическими свойствами, социально-классовой, идеологической принадлежностью и др.).

Важнейшим из действующих при контакте «потребителя» с информацией механизмов является установка восприятия. Это зависящая от фундаментальных компонентов сознания людей (прежде всего мировоззрения, а также обобщающих характеристик общественного мнения) готовность, предрасположенность реагировать определенным, соответствующим его позициям образом на предлагаемую информацию.
Эффективность восприятия и понимания текста во многом зависит от особенностей самого текста. В ряду этих особенностей важнейшее значение имеют близость содержания текста интересам и потребностям читателя, качество содержания и трудность текста.

Коммуникационный процесс, связанный с восприятием художественных произведений, по структуре своей сложнее обычной передачи информации. В стандартном случае схема коммуникации упрощенно выглядит таким образом: "источник информации - кодирование - канал передачи информации - декодирование - получатель информации".

В случае прочтения художественного произведения схема трансформируется. Объект коммуникации (т.е. художественный текст) одновременно выступает и в роли субъекта, источника информации. Наиболее очевидна эта трансформация при восприятии анонимных литературных произведений: художественный текст в этом случае замещает неизвестного автора и выступает непосредственно в роли одного из субъектов коммуникации - источника информации. Та же тенденция наблюдается и с текстами авторскими. Чем выше достоинства текста как художественного произведения, тем вероятнее, что он содержит не подразумевавшиеся писателем смыслы.
Также пришлось познакомиться с другими терминами, необходимыми в работе над текстом, что в дальнейшем позволило рассматривать текст с иной точки зрения.
Сюжет в литературе — отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне-связанных (причинно-временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое законченное целое. сюжет есть форма развертывания темы. В качестве персонажей могут выступать не только люди, но и животные, олицетворенные силы и предметы живой и мертвой природы.

Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Первоначально термин «фабула» (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «фабула» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда — указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям.

Ситуация (лат.) — распределение всех действующих лиц произведения в их взаимоотношении к развитию действия. Являясь моментом развития интриги, ситуация порождает определенные условия, преодоление которых ведет действующих персонажен к взаимной борьбе, результатом чего оказываются новые обстоятельства, создающие новую ситуацию. Зарождение новой ситуации из решения конфликта ранее существующей ситуации делает сюжетное построение произведения совершенным: подобная связанность и обусловленность ситуации дает возможность видеть эволюцию характеров в их непрерывном, органическом и противоречивом развитии.

Пейзаж — изображение природы в литературе и живописи, иначе — образ природы в художественном произведении (слово «пейзаж» происходит от французского pays — страна, местность). Из области пространственных искусств термин «пейзаж» перешел в литературоведение.

Портрет в литературе — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает свое идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. В художественной литературе как искусстве словесном портрет является только одним из средств характеристики, употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами: развертыванием действия в сюжете, описанием мыслей и настроений героев, диалогом действующих лиц, описанием обстановки и т. д. Своеобразной системой таких средств характеристики и создается в литературе художественный образ, а портрет оказывается тем самым одной из сторон художественного образа. Среди всех других способов изображения портрет отличается особой зрительной наглядностью и вместе с пейзажем и бытовыми описаниями придает произведению особую силу изобразительности.

Эпиграф как коммуникативный знак, сущность которого создается и обнаруживается только в процессе функционирования. Функционированием для эпиграфа можно считать его включение в структуру генетически чужого для него текста. Содержательная информация эпиграфа - это прогнозирующее, перспективное сообщение об основных тематических, сюжетных и концептуальных моментах художественного произведения. Вместе с тем эпиграф способен сообщать о форме (языке) вводимого им текста.
Развязка, являясь одной из основных композиционных единиц драматического произведения, по определению Аристотеля, начинается с момента свершения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой или поражением последнего.

Развязка завершает собой борьбу противоречий, составляющих содержание драматического произведения. Эффективность развязки определяется значительностью всей предшествующей борьбы и кульминационной остротой эпизода, предшествующего развязке и заключающего в себе самую высшую точку сопротивления побеждаемой стороны и самую большую степень напряжения сил стороны побеждающей.
Развязка часто не является концом произведения — за ней следует в драматических жанрах фраза под занавес («Ромео и Джульета») или обращение к зрителям («Мой друг» Погодина). В данном произведении продолжают происходить события с другими главными героями повести.

Развязка, убеждающая в своей закономерности, возможна лишь в том случае, когда она органически вытекает из поведения и характеров персонажей. Развязка, вытекающая из всего действия, являющаяся разрешением всех конфликтов, представляет главную функциональную, поучающую, дидактическую силу художественного произведения. Развязкой автор дает свое решение тем идеологическим вопросам, живым воплощением которых служат его герои в своих поступках, мыслях и чувствах. Поэтому Аристотель в завершении фабулы, т. е. в развязке, которая в античных трагедиях часто происходила путем вмешательства в судьбу человека божественной силы, видел основной смысл трагедии, возбуждающей в зрителях «страх и сострадание» и тем самым воспитывающей в эллине чувство полного подчинения року, царящему над ним.

Я долго не могла решить, какое произведение взять для работы в этом задании. В последнее время литература, с которой сталкиваешься, относится или к учебной или к беллетристике.

Но потом на память пришло одно произведение. Я никогда его не читала, но много слышала о нем. Написано оно было в 1971 году. В 1975 году эта повесть получила Государственную премию СССР. По ней снят в 1976 году художественный фильм с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Фильм не прошел незамеченным:
- 1977 г. – лучший фильм по опросу журнала «Советский экран»,
- 1978 г. - номинация на премию Оскар в категории «Лучший иноязычный фильм», Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах,
- 1980 г. – вручение Ленинской Премии.
Богатая биография для небольшой повести и поставленного по ее мотивам фильма.

Это была повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо», которая переведена на многие языки мира и входит в обязательную программу американских колледжей.

Сам Троепольский объяснял, что стал писателем под влиянием своего
школьного учителя Г.Р. Ширмы, впоследствии народного артиста: «...я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным».
«Трогательная история о собаке, ее хозяине и людях, так или иначе причастных к судьбе пса» - так было написано в описании к фильму.

А так писал сам писатель:
«...Читатель, друг! ...Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла - это находка, блеск. Если писать только о счастье, то люди
перестанут видеть несчастных и в конце-концов не будут их замечать. Если писать только о серьезно-печальном, то люди перестанут смеяться над безобразным..." ...И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом - с_л_о_в_о.

Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.
Может быть, поэтому я пишу о судьбе собаки, о ее верности, чести и преданности.

...Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние.

...Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле...»

Свое бесхитростное кредо Троепольский изложил уже в первых строках повести. Дальнейшее - история Белого Бима - известно многим.

Разговоры о схожести авторов со своими героями в случае Троепольского подтверждаются полностью. Старый писатель и внешне чем-то напоминал доброго сеттера - пусть это сравнение и покажется кому-то слишком уж парадоксальным. Тот же умный и грустный взгляд, та же печаль на кончиках губ... Страстный охотник и жизнелюб, Троепольский, по воспоминаниям друзей, никогда не производил впечатления рубахи-парня. Закрытый, с неторопливыми движениями, с тростью в руке - таким запомнился Троепольский в последние годы жизни. Наверное, этот «человек с тросточкой» был еще и чеховским «человеком с молоточком», появляющимся у дверей беззаботных и счастливых людей.

Почему же я так избегала знакомиться с этим произведением? А просто боялась. Боялась читать о трудной жизни пса, оставшегося без хозяина, о человеческой черствости и подлости, о невозможности вмешаться и изменить все в лучшую сторону.

А сейчас решилась – прочитала. Когда боишься, выход один: шагать в свой страх. Шагнула… Не ошиблась, было тяжело читать, глаза постоянно наполнялись слезами. Но дочитала до конца. И поняла: такие произведения надо обязательно читать нашим детям.

(Из текста) «Верил Бим в доброту человека. Великое благо - верить. И
любить. Собака без такой веры - уже не собака, а вольный волк или (что еще хуже) бродячий пес. Из этих двух возможностей выбирает каждая собака, если она перестала верить хозяину и ушла от него или если ее выгнали. Но горе той собаке, которая потеряет любимого друга человека, будет его искать, ждать. Она тогда уже не сможет быть ни вольным волком, ни обыкновенным бродячим псом, а останется той же собакой, преданной и верной потерянному другу, но одинокой до конца жизни.

Бим и раньше относился к детям особо, а теперь он окончательно уверился, что маленькие люди все хорошие, а большие бывают разные, бывают и плохие. Он, конечно, не мог знать, что маленькие люди потом становятся большими и тоже разными, но это - не собачье дело рассуждать, как и почему из маленьких хороших вырастают большие плохие люди».

Как написано! Поучительно, но мягко, необидно. Вся повесть – как учебник: как относиться к людям, животным, как прекрасен окружающий мир, даже когда в нем царит жестокость. Как иногда дети бывают умнее и благороднее взрослых.

Здесь нет морализаторства в том, «словарном», смысле. «Морализаторство - понятие, применяющееся для обозначения такой позиции при вынесении оценки моральной или нравственного поучения, которые по тем или иным причинам вызывают сомнение в их этической оправданности. Недоверие к морализаторству связано прежде всего с ущемлением нравственной индивидуальности человека, а также с безапелляционностью суждений морального проповедника и подозрением в его небескорыстности. Морализаторство можно трактовать как прямое следствие пренебрежения теми границами, которые сама мораль ставит моральному поучению как явлению безнравственному по своей сути».

Морализаторский подход не интересуется ни деловыми последствиями манипуляций, ни влиянием использования манипуляций на душевное здоровье человека; в этом подходе просто, без всяких обоснований утверждается, что манипуляции — это плохо. Плохо, потому что это не соответствует морали.

Человеку изначально дано мучится, но то ли из-за наивности, то ли из-за постоянного стремления к счастью, у него, было, есть и будет всё хорошо.
Человек, задумываясь над жизнью, стремится сделать её легче, интересней.
Наполнить её любовью, созиданием, творческой энергией, а не чувствовать себя незваным гостем на чужом празднике жизни. Сопоставление личного опыта, того, что называется мудростью, с нормами морали, определяющими и направляющими мировое сознание, перерастает при благоприятном стечении обстоятельств в утопию о правильной жизни, хранящуюся в глубине души. Непременные поправки от случая к случаю, нахождение точных слов, позволяющих раскрыть содержание уже сформировавшегося опыта, позволяют всё чаще использовать этот опыт на практике. Сталкиваясь с всё большим неприятием, опыт перестаёт быть чем-то ценным и растворяется во времени. И наоборот, воспринятый кем-либо, утверждённый единожды, он обрастает защитным слоем, новыми поправками и уточнениями, способным втиснуться в наше сознание, как нечто уточняющее, утверждающее; либо переворачивающее всё с ног на голову, способное внести смуту в нас самих.

Автор не поучает, он рассказывает о том, что хорошо знает сам, чем готов поделиться с читателем.

(Из текста) « ...Читатель друг! Не тот читатель, что мнит, будто без его клеймящих писем собаки поедят всех граждан и гражданок, нет - не тот. Другой - мой читатель, к тебе обращаюсь. Прости, что в лирическо-оптимистической повести о собаке я иногда напишу одну две сатирические картины. Не обвиняй в нарушении законов творчества, ибо у каждого писателя свои «законы». Не обвиняй, дорогой, и в смешении жанров, ибо сама жизнь - смешение: добро и зло, счастье и несчастье, смех и горе, правда и ложь живут рядом, и так близко друг к другу, что иногда трудно отличить одно от другого. Хуже мне было бы, если б вдруг ты заметил у меня полуправду. Она похожа на полупустую бочку. А ведь разницу между полупустой и полуполной бочкой доказывать нет смысла.

Главное, я за то, чтобы писать обо всем, а не об одном и том же».

(Из текста) «Велики и многогранны лечебные познания собаки. Отпустите собаку в начале бешенства в лес: через две три недели она придет истощенная до полного бессилия, но здоровая. Заболела собака желудком - ведите в лес или в степь и поживите с ней пару тройку дней: она вылечит себя травами.

Именно у собаки и надо учиться, как ее лечить. Природа закрепила настолько богатые «знания» у собаки, что чуду этому люди никогда не перестанут удивляться».

Развязка наступает неожиданно. Бим погибает. Погибает, так и не встретившись со своим хозяином, с новыми друзьями, которых встретил в своих странствиях. До последней минуты надеешься, что все образуется, что наступит такой обычный в последнее время «счастливый конец».

(Из текста) «Когда собаки теряют надежду, они умирают естественно - тихо, без ропота, в страданиях, не известных миру. Нет
на земле ни единого человека, который слышал бы, как умирает собака. Собаки умирают молча».

Странное состояние было после прочтения этой повести. Грусть по бедному Биму и удовлетворение, что перелистнута последняя страница книги, и что смогла все-таки прочесть до конца. Но чтобы посмотреть фильм я, наверное, опять буду набираться смелости.

Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму - пожалуй, самая очевидная и наиболее уместная форма увековечения памяти Гавриила Троепольского, покинувшего этот мир двенадцать лет назад. Памяти человека, поздно пришедшего в литературу и оставшегося в ней, по большому счету, автором одной книги. Сын расстрелянного в 37-м священника, сельский учитель, агроном, очеркист-новомировец, водивший дружбу с Александром Твардовским, он не то чтобы в одночасье проснулся знаменитым... Просто он написал книгу, которую тогда, тридцать с лишним лет тому назад, читали все. Без «диссидентских подтекстов»: обычная история короткой жизни сеттера Бима, погибшего из-за человеческой подлости.
...А собака на площади, появившаяся здесь уже после смерти ее создателя, еще долго будет ждать своего хозяина. Днем ее облепляют дети, а по вечерам возле скульптуры почему-то собираются местные байкеры. Впрочем, и байкеры когда-то были детьми. Прочтут ли они книгу о страданиях этой собаки, поймут ли ее судьбу?

И когда работаешь за компьютером, а под столом у твоих ног спокойно спит твоя собака, а на коленях уютно устроилась кошка, начинаешь понимать слова Маленького принца Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

«Жизнь идет, — говорил писатель Гавриил Троепольский, — жизнь идет, потому что есть труд и есть надежда. Жизнь идет и потому, что есть книги, питающие надежду».



LadyRe   9 января 2011   1195 2 5  


Рейтинг: +3








Комментарии:

LadyRe # 9 января 2011 года   +1  
Написала я эту работу три года назад, а как в тему...
Lialka # 9 января 2011 года   +1  
Замечательно написали, LedyRe!
LadyRe # 9 января 2011 года   +2  
Спасибо!
smeiana # 9 января 2011 года   +1  
LadyRe пишет:
«Верил Бим в доброту человека. Великое благо - верить. И
любить. Не только собаке, а в первую очередь человеку
Замечательный материал

LadyRe # 11 января 2011 года   +1  
Спасибо! Много цитат взято из книги...


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.