Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
23 января в истории России
В этот день родились
1839 Владимир Петрович МЕЩЕРСКИЙ (1839 — 23.7.1914), князь, писатель, журналист, издатель, внук Н. М. КАРАМЗИНА. Личность, надо все же полагать, не ординарная, несмотря на уничижительность данных ему современниками оценок и одиозную репутацию. Будучи введен в 60-е годы XIX века в ближайшее окружение наследника престола (цесаревича Николая Александровича, затем будущего императора АЛЕКСАНДРА III), он сохранял близость к царскому семейству и влияние при дворе практически всю жизнь. Убежденный монархист приобрел известность как публицист охранительного направления заслужил прозвище «князь Точка» после призыва поставить точку реформам (1872). Среди его призывов были предложения вернуть столицу из «ложного» Петербурга в «естественную» Москву, перенести университеты в малые города. Мещерский издавал газету-журнал «Гражданин» (одно время его редактировал ДОСТОЕВСКИЙ), журнал «Добро», газеты «Воскресенье», «Русь». Сам же помимо публицистики также писал романы — сатиру на высшую бюрократию, великосветское общество («Один из наших Бисмарков», «Женщины из петербургского большого света»), которые пользовались кратковременным, но громким успехом (последний превосходил по популярности даже «Анну Каренину»). Современники легко угадывали прототипов героев его произведений, а наблюдательность Мещерского была фотографической. В то же время в своих характеристиках он был очень тенденциозен, что нашло отражение и в мемуарах «Мои воспоминания». Но из всего этого никак не следует (особенно учитывая весь последующий и современный опыт), что он был «явление, поистине позорящее Россию» (Н. Шелгунов), «посмешище всей печати и всей читающей России» (В. Короленко), «за что ни возьмется, все опошлит... ему не худо бы запретить писать...» (Н. Лесков). Во-первых, к нему шли сами и литераторы, и государственные деятели, в том числе и критиковавшие его, во-вторых, в своих взглядах Мещерский оставался независим и не менял их под влиянием дующих ветров. Стоя у истоков создания всех черносотенных организаций, он резко критиковал их деятельность, протестуя против погромов и обвинения БЕЙЛИСА. Остается лишь взять в качестве главного скрытого аргумента критиков его репутацию мужеложца. 1867 СЕРГИЙ /Иван Николаевич СТРАГОРОДСКИЙ/ (1867 — 15.5.1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943, когда права церкви были восстановлены. 1903 Григорий Васильевич АЛЕКСАНДРОВ /МОРМОНЕНКО/ (1903 — 16.12.1983), кинорежиссер, народный артист СССР (194, Герой Социалистического Труда (1973). Муж Любови ОРЛОВОЙ. 1906 Виктор Николаевич ДОБРОВОЛЬСКИЙ (1906 — 29.7.1984), украинский актер, народный артист СССР (1960). 1912 Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ (1912 — 5.6.2009), оперный режиссер Большого театра, основатель, художественный руководитель и режиссер Московского камерного музыкального театра, народный артист СССР 1944 Сергей Александрович БЕЛОВ (1944), баскетболист, олимпийский чемпион 1972 года, первым из европейцев выбранный в Зал славы баскетбола. 1977 Ольга ШЕЛЕСТ (1977), телеведущая. Скончались 1629 Андрей ЧОХОВ (вар. ЧЕХОВ) (неизв. — умер между 23.1 и 8.12.1629), русский пушечный и колокольный мастер. Более 60 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжелых орудий, в том числе и Царь-пушку. 1856 Николай Иванович НАДЕЖДИН (17.10.1804 — 1856), журналист, литературный критик, издатель журнала «Телескоп». За напечатание в «Телескопе» «Философического письма» П. Я. ЧААДАЕВА журнал был закрыт, а его издатель подвергся ссылке в Усть-Сысольск. 1870 Александр Фомич ВЕЛЬТМАН (20.7.1800 — 1870), писатель, археолог, историк, член-корреспондент Петербургской АН, многолетний директор Оружейной палаты. В своем творчестве совмещал сказочно-фантастический, потусторонний мир с реальным, свободно использовал различные исторические и мифологические времена и пространства. 1912 Вукол Михайлович ЛАВРОВ (23.9.1852 — 1912), журналист, переводчик, издатель. Получив в наследство миллионное состояние, он занялся литературно-издательской деятельностью, организовав журнал «Русская мысль», который имел в департаменте полиции репутацию «в высшей степени вредного органа печати». С журналом сотрудничали Лев ТОЛСТОЙ, ГАРШИН, ГРИГОРОВИЧ, КОРОЛЕНКО, МАМИН-СИБИРЯК, УСПЕНСКИЙ, ЛЕСКОВ, ЧЕХОВ, ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. Сам Лавров был одним из лучших переводчиков с польского языка, в его переводах издано первое полное собрание сочинений Г. СЕНКЕВИЧА. 1931 Анна Павловна /Матвеевна/ ПАВЛОВА (12.2.1881 — 1931), балерина. 1969 Евгений Сергеевич ДЕММЕНИ (12.3.1898 — 1969), актер, режиссер, теоретик и историк кукольного театра. Создал «Театр Петрушки», с которым он вошел в состав Ленинградского ТЮЗа, а с января 1937 года Деммени руководил Ленинградским государственным кукольным театром, которому потом было присвоено его имя. 1978 Юрий Миронович ХАНЮТИН (27.12.1929 — 197, кинокритик, соавтор сценария фильма «Обыкновенный фашизм» (1966, с М. И. РОММОМ и М. И. ТУРОВСКОЙ). 1987 Семен Петрович БОЙЧЕНКО (15.4.1912 — 1987), пловец, заслуженный мастер спорта. Первым из советских спортсменов еще в довоенные годы превысил официальные мировые рекорды в плавании. Его достижения не были зарегистрированы, так как Советский Союз стал членом международной федерации только в 1947 году. 2005 Юлий Юрьевич КАРАСИК (24.8.1923 — 2005), кинорежиссер («Дикая собака Динго», «Шестое июля», «Чайка», «Собственное мнение»). События 1667 31 съезд польских и русских послов в деревне Андрусове (близ Смоленска) наконец-то привел к результату: были написаны договорные статьи заключаемого сторонами перемирия. Успеху дела, не двигавшегося с места несколько лет, в значительной мере способствовал великий и полномочный посол Афанасий Лаврентьевич ОРДИН-НАЩОКИН. Одной из самых действенных мер оказалось обещание щедрого государева жалованья польским комиссарам. Нащокин писал им: «Королевскому величеству мы не можем назначить, но когда будут у него царские послы с мирным подтверждением, то привезут достойные дары...» Но поляков гораздо больше интересовали не королевские, а личные дары. Прибывший от них Иероним КОМАР 6 января бил челом, чтоб сверх обещанных денег в тайную дачу пожаловал им государь явно соболями, чтобы им можно было хвалиться перед людьми, а для себя лично Комар просил вместо ефимков дать ему золотыми червонными, потому что червонцы легче скрыть, так что и домашние не узнают. На редкость прагматичный посол объявил, что как только комиссары получат государево жалованье, сразу же станут писать договорные статьи. Деньги были высланы из Москвы немедленно. 1752 Федор ВОЛКОВ — создатель первого русского театра. Ярославская канцелярия получила указ Сената: во исполнение высочайшего именного указа велено ярославских купцов Федора Григорьева ВОЛКОВА с братьями Гаврилою и Григорьем, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии, и кто им еще из прочих чинов потребны будут и принадлежащее к игранию комедий их платье отправить в С.-Петербург. На следующий день в столицу для создания русского театра отправились на 19 подводах 12 человек. Случилось это в правление императрицы ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, которая, cтав императрицей, пожелала приохотить и своих придворных к итальянской опере и французской комедии. Для этого специальным указом было определено: какому рангу где сидеть, каким чинам стоять, что в театр одевать. Но смотрельщики, как звались в те времена зрители, из знати были никудышные, а вот люди более низкого звания шли на представления охотно. Рассказывали об одном фельдфебеле, которого, по его низкому чину, не полагалось в театр пускать, но он гордо объявил объявил лакею на входе: «В армии три фельда токмо: фельдмаршал, фельдцейхмейстер и фельдфебель. Так что сам рассуждай, каков это чин!» И был с великим почтением пропущен в зал. Елизавета, решив создать национальный театр, когда узнала о появлении такого в Ярославле, немедленно велела доставить его актеров в столицу. Федору Волкову тогда еще не исполнилось и 24 лет, но он уже два года как бросил все заводские дела и серьезно увлекся театром. Его друзья были еще моложе. Не стоит думать, что Волков сразу победил. После показа нескольких спектаклей императрица оставила только троих из приехавших, потом позволив присоединиться к ним еще двум. Всех определят в придворные певчие, а учиться запишут в Шляхетский кадетский корпус. Лишь осенью 1756 году будет создан первый русский театр, который получит для представлений здание на Васильевском острове. 1755 Императрица ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА издала указ об учреждении в Москве университета и двух гимназий. Помимо Елизаветы рождение первого в России университета связано с тремя именами. До революции честь его создания приписывалась только фавориту императрицы 27-летнему Ивану ШУВАЛОВУ, назначенному первым куратором университета. Слывший «российским меценатом», он и в дальнейшем заботился о нем, но сам посетил его стены лишь раз. Подлинным организатором, составившим проект и устав университета, его учебные программы стал Михаил ЛОМОНОСОВ. Созданные по замыслу ПЕТРА I Петербургская АН и гимназия при ней плохо справлялись с основной задачей — подготовкой национальных научных кадров. При засилье немцев в АН случались даже годы, когда в гимназию принимались исключительно иностранцы. Поэтому местом университета была выбрана Москва, а число иностранных учеников в гимназиях не должно было превышать пятой доли. Открыл свои двери университет в мае. В нем было три факультета: юридический, медицинский и философский. Кафедры химии и естествознания относились к медицинскому, а физики и истории — к философскому факультетам. А для гимназий (одна для дворянских детей, другая — для разночинцев) Ломоносов ввел и свою систему отметок, в которой наряду с «не знал уроку», «знал урок нетвердо», «все исполнил», «все исполнил с избытком» была и трудно поддающаяся нашему разумению отметка «шабаш». Были разработаны меры наказания (битье «по рукам ферулею», т. е. линейкой, порка лозами по спине) и поощрения (награждением книгами, инструментами, серебряными медалями). Существовала и такая своеобразная мера наказания-поощрения, когда отстающие ученики должны были кланяться в школе отличникам. Ныне Московский университет носит имя своего создателя, а все российское студенчество, как прежде и советское, празднует Татьянин день. По церковным святцам день указа оказался днем памяти святой Татьяны (в наши дни он приходится на 25 января), которая с того времени считается покровительницей студентов. 1881 Премьера оперы П. И. ЧАЙКОВСКОГО «Евгений Онегин» на сцене московского Большого театра. Опера была написана в 1877—78 гг. и впервые поставлена в марте 1879 года как ученический спектакль Московской консерватории. 1927 Организован Союз обществ содействия обороне и авиационно-химической промышленности СССР — Осоавиахим. В 1951 году переименован во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — ДОСААФ СССР, с 1991 года — Российская оборонительная спортивно-техническая организация (РОСТО). Кажется, теперь опять его можно называть ДОСААФом. 1959 К кинозрителям вернулся Иван Бровкин! В прокат вышел фильм Ивана ЛУКИНСКОГО «Иван Бровкин на целине», в котором играли Леонид ХАРИТОНОВ, Михаил ПУГОВКИН и Татьяна ПЕЛЬТЦЕР. Рейтинг: +9 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Интересный, разносторонний был человек. Видимо из зависти к славе критики обливали его грязью.
Любимый фильм!!! Галина Польских совсем юная здесь!
что есть сходство мне ещё тогда говорили)))
А носик у тебя маленький, лично я сходства с Кристиной не вижу, если только рост и фигура ...
спасибо.
обыкновенный фашизм, смотрела несколько раз...
Оставить свой комментарий