Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Светлана Политова: "Поведение личности в кризисной ситуации"
Представляем научные заметки доцента кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций Светланы Политовой. В области ее научных интересов: психология субъекта кризисных ситуаций, психология терроризма. Лекция преподавателя касается поведения личности в кризисной ситуации.
Жизнь человека в любые времена наполнена трудностями, будь то болезни, жизненные перемены или утраты. Количество трудностей, с которыми приходится сталкиваться современному человеку, значительно возросло в связи с технологическим прогрессом, усилением социально-политической напряженности, расширением перечня экстремальных сфер деятельности и т.п. Поэтому поведение человека в экстремальных ситуациях все больше привлекает внимание ученых. Критическая или кризисная ситуация (от греч. krisis – решение, поворотный пункт, исход) в самом общем виде может быть определена как «перелом, переворот, решительная пора переходного состояния». Современные исследователи выделяют два типа кризисов: - кризисы развития, с которыми сопряжены некоторые закономерные периоды жизни (кризис новорожденности, кризис одного, трех, семи лет, подростковый кризис, кризис средних лет и пенсионного возраста). В настоящее время общепринятой является точка зрения, признающая эти кризисы необходимыми этапами психического развития; - кризисы обстоятельств, связанные с ситуациями, сопровождающимися угрозой потери здоровья или жизни человека, что существенно нарушает базовое чувство безопасности и может сопровождаться развитием травматических кризисных состояний*. Часто эти кризисы называют «экстремальными ситуациями». Именно изучением этого типа кризисов в основном и занимаются специалисты, разрабатывающие так называемую «кризисную психологию». Правильное понимание реакции человека на кризисы возможно только в том случае, если мы признаем, что в возникновении кризисных состояний участвуют несколько групп факторов, а именно: 1. Наличие стрессоров. При этом стрессором выступает не объективно опасная ситуация, а ситуация, которая оценивается человеком как угрожающая, что означает присутствие элемента деятельности (активности) субъекта кризисной ситуации. 2. Ограниченное или искаженное восприятие, которое практически всегда присутствует в условиях незнакомых ситуаций. Последствием ограниченного или искаженного восприятия может стать чувство неполноценности; чувство вины в отсутствии реальных оснований, параноидальное воспри¬ятие действительности (в духе одной, ведущей идеи); ощущение безысходности и т.д. 3. Отказ адаптивных механизмов, используемых человеком для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Во-первых, кризисные ситуации не имеют аналогов в опыте; а во-вторых, стереотипность мышления человека, как правило, не позволяет ему эффективно и в кратчайшие сроки скорректировать используемые ранее адаптивные механизмы. 4. Отсутствие или отказ систем поддержки близких, что усиливает чувство одиночества и изоляции человека, оказавшегося в кризисной ситуации. Таким образом, кризисное состояние человека не является лишь производным от кризисной ситуации. Острая реакция на ситуацию возникает как следствие взаимодействия внешних и внутренних факторов. При этом очевидно, что внешние факторы гораздо в меньшей степени поддаются контролю, чем внутренние. Личность может выходить из кризиса двумя основными способами. Первый (конструктивный) связан с увеличением адаптационных возможностей личности, приобретшей в результате активного взаимодействия с кризисом новый жизненный опыт, сделавший ее взрослее. На сегодняшний день исследования, описывающие особенности субъектов, использующих данный вариант поведения, весьма малочисленны. Как правило, описываются характеристики, при которых выбор в пользу данного варианта поведения невозможен. А вот условия развития событий по данному направлению весьма малочисленны. Очевидно только то, что ситуация трудностей, с которыми сталкивается человек в силу отсутствия у него адекватных форм поведения, является стимулом для проявления им активности. И это возможно в том случае, если человек пытается принять то, что случилось, именно принять, а не забыть, перечеркнуть, смириться, используя правило психологической самопомощи: думай «Не за что мне это?», а «Зачем мне это?» Второй (деструктивный) вариант поведения развивается в случае, если выход из кризиса не найден, что затягивает депрессивное состояние и толкает к уходу от ситуации. Проведенный анализ теоретических моделей кризисных ситуаций и субъективных их проявлений, а также собственный опыт наблюдений за людьми, находящимися в условиях кризисных и экстремальных ситуаций, позволил нам отнести к проявлениям деструктивного поведения личности в данных условиях следующее: аутоагрессивное поведение, вплоть до суицидальных действий, «уход» в зависимость, «уход» в психосоматическое заболевание. Поведение человека в экстремальной ситуации (если понимать под данной ситуацией некий острый, требующий немедленного реагирования эпизод) чаще всего непредсказуемо, даже если это специально подготовленный человек. Как надо себя вести в экстремальной ситуации? Адекватно, т.е. так, как требует ситуация и при необходимости обращаться за психологической помощью. * Кризисное состояние (кризис) – это состояние эмоциональной и умственной дезорганизации личности, возникающее в большинстве случаев как результат одновременного действия нескольких травмирующих факторов, однако в некоторых случаях оно может быть результатом эрозии (разрушения), совершавшейся длительное время. Субъективная тяжесть состояния человека часто связана с тем, что оно, как правило, наполнено очень интенсивными смешанными чувствами, среди которых могут быть подавленность, безысходность, бессмысленность, ярость, вина, обида и т.п., что переживается человеком как ощущение внутреннего хаоса, тупика и безнадежности. Источник: www. ksu. ru Рейтинг: +1 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий