Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Святой Иоанн Мария Вианней.
Поучение о злословии
И разрешились узы его языка, и стал говорить чисто (Мк 7. 35) Было бы весьма желательно, чтобы о каждом из нас можно было сказать то, что говорит Евангелие о глухонемом, которому вернул здоровье Христос – что говорил он чисто. В таком случае, не будет ли справедливо обвинить нас в том, что мы говорим нечисто – особенно, когда занимаемся личностью нашего ближнего? Большинство христиан любят критиковать, очернять и осуждать. Сегодня это самый распространенный порок, который всюду сеет рознь и смуту. Пускай бы Бог через посланника Своего – ангела – выделил мне немножко того чудодейственного угля, которым я сумел бы очистить языки всех людей так, как были очищены уста Пророка! Сколько зла исчезло бы, если бы мы избавились от клеветы! О, если бы я только мог наполнить вас столь великим отвращением к этому греху, чтобы вы навсегда отринули его! Поэтому сегодня я хочу вам сказать: 1. Что такое злословие? 2. Каковы его причины и последствия? 3. Наконец, я докажу вам, что обиду, причиненную клеветой, надлежит исправлять. 1 Оговаривать – значит выставлять напоказ пороки и ошибки ближнего, чтобы повредить его репутации. Этот грех можно совершать по-разному. Злословит тот, кто несправедливо обвиняет в чем-нибудь ближнего, или приписывает ему недостаток, которым тот не страдает. Этот вид злословия мы называем клеветой. Вы должны знать, что злословие от клеветы иногда отделяет лишь один малый шаг, расстояние между ними невелико. Потому что стоит людям услышать о ближнем что-нибудь худое, как они тут же это преувеличат, а когда предмет окажется на языках у нескольких человек, он уже не будет тем же самым, и тот, кто первый сказал о нем, уже не узнает его – столько в нем произошло изменений и добавлений. И поэтому я прав, утверждая, что тот, кто пускается в злословие, почти всегда оказывается повинен в клевете, а каждый клеветник – подлец. Один из Отцов говорит, что людей, которые предаются злословию, надлежало бы изгнать из общества, как диких животных. В злословие пускается тот, кто преувеличивает зло, которое совершил ближний. Ближний споткнулся, а вы, вместо того, чтобы покрыть его проступок плащом любви, еще и преувеличиваете в своем пересказе его размеры. Работник хочет на минутку передохнуть, а вы тотчас же говорите, что он – негодяй, ленивец, который обкрадывает своего работодателя. Случись кому-нибудь отщипнуть в поле пару виноградин или плодов в саду – чего, естественно, делать не следует – вы сейчас же растрезвоните об этом людям: вот, мол, злодей, за которым нужен глаз да глаз. Прекрасно выразился об этом св. Франциск Сальский: «Не говори: “такой-то пьяница”, хотя бы ты видела его в пьяном виде, или “он прелюбодей”, хотя бы тебе был известен факт, так как одно действие не дает права дать имя человеку... Ной согрешил один раз, и Лот также, однако никто не назовет их пьяницами. Апостол Петр вынул меч и пролил кровь, но никто не назовет его кровожадным. По одному действию нельзя присваивать человеку имя порока. Но даже если человек долго пребывал в пороке, называя его порочным мы можем сказать неправду. Симон, прокаженный, назвал св. Магдалину грешницей (см.: Лк 7. 39), потому что она была ею вчера. Он солгал однако, потому что она была уже святой, приносящей покаяние, и Господь ее защитил. Безумный фарисей считал мытаря великим грешником, но он ошибался, так как тот был уже оправдан (см.: Лк 18. 11-14). Милосердие Божие велико, одного мгновения достаточно, чтобы получить Его милость. Какая уверенность у нас может быть в том, что тот, кто был вчера грешником, остался им и сегодня». Злословит тот, кто без достаточных оснований выявляет скрытую ошибку или вину ближнего. Кто так поступает, совершает проступок, противный добродетели любви, которую Бог так горячо нам заповедал. В конце концов, здравый рассудок велит нам не чинить ближнему того, что нам самим не по нраву. Разве нам было бы приятно, если бы кто-нибудь говорил людям о наших тайных ошибках? Доброе имя дороже состояния, а если мы выводим на явь тайные ошибки отдельных людей или семейств, погибает доброе имя. Мы злословим и тогда, когда превратно истолковываем поступки ближнего. Есть люди, которые, словно пауки, самые лучшие вещи превращают в отраву. Горе тому, кто попадет на злые языки – он подобен зерну, попавшему в жернова: его раздавят и перемелют на куски. Злые люди нередко приписывают нам самые дурные намерения, которые не пришли бы нам в голову. Если мы молимся набожно и исполняем обязанности нашей святой веры, часто нас называют лицемерами и говорят, что в церкви мы – ангелы, а в доме – черти. Когда мы совершаем добрые дела, они думают, что нами руководит гордыня, будто бы мы хотим, чтобы нас замечали и хвалили. Отрешенность от мира они называют чудачеством, слабостью и затмением разума, бережливость – скупостью. Язык злословящего подобен червяку, точащему самые лучшие плоды, он усматривает зло даже в самых хороших поступках. Это гусеница, которая ползает по самым прекрасным цветам и покрывает их отвратительной слизью. Иногда даже молчание может оказаться оговором. В нашем присутствии хвалят какого-нибудь знакомого. Вы ничего на это не отвечаете или роняете скупую похвалу. Из вашего молчания люди заключают, что вы знаете об этом человеке что-нибудь недоброе. Иногда даже наше сочувствие может стать поводом злословия. «Жаль, – говорит, к примеру, некто, – что эта особа позволила себя соблазнить. Не хочется в это верить». Св. Франциск называет подобное злословие отравленной стрелой, которую кто-то окунул в елей, чтобы она тем легче ранила. Кто многозначительно улыбается, покачивает головой, говорит «м-м-да», тот зачастую также очень вредит доброму имени ближнего. Самые худший вид злословия – когда кто-то кому-то доносит о том, что он услыхал от других людей. Отсюда берут начало ненависть, месть, гнев, который иногда длится до самой смерти. Поэтому Святой Дух перечисляет такие доносы среди семи вещей, мерзких в очах Божиих. Вот сколько способов согрешить через злословие. А сейчас, положа руку на сердце, спросите самих себя, нет ли за вами подобной вины. Когда люди будут вас несправедливо обвинять и оговаривать, последуем Богу и не станем мстить. Св. Франциск Сальский страдал, сохраняя полное спокойствие души, когда его несправедливо травили, обвиняя в том, что он оказался виновником смерти человека, с женой которого якобы поддерживал безнравственную связь. Святой мог доказать свою невиновность, но предпочел предоставить защиту Богу. Подобная клевета – это страшные переживания, Бог посылает их только избранным, ибо несовершенные люди просто не вынесли бы их: им они могли бы только повредить. Клевета, очернительство и поношения могут оказаться смертным грехом. Это зависит от тяжести обвинений, возведенных на ближнего, или от их характера, а также от положения, занимаемого оклеветанным лицом. Больший грех – клевета на начальников, чем очернение частных лиц. Еще больший грех – злословить об отце, матери, братьях, сестрах или вообще о родственниках, чем о совершенно чужих людях. Гораздо худший грех – плохо отзываться о служителях Церкви, духовных лицах, ибо это может повредить вере, потому что таким образом унижается сам характер священнослужительства. И поэтому Святой Дух говорит устами пророка: кто вас коснется – коснется зеницы ока Моего. Поэтому унижение Своих слуг Бог расценивает как личное оскорбление. Также Господь Иисус открыто поучает: кто вами пренебрегает, тот пренебрегает Мной. Поэтому не водитесь с теми, кто злословит о своих духовных пастырях. В грехах злословия следует тщательно исповедоваться и сказать, говорили ли мы о ближнем худо по легкомыслию или из ненависти и мести? Хотели ли мы повредить чьему-либо доброму имени? Кого мы оговаривали: начальника, равного нам по званию, духовное или светское лицо. В отношении скольких людей мы злословили? Пусть никто не оправдывается и не прикрывается тем, что об ошибках ближнего знали тогда все, так что ничего нового не было сказано. Ибо разве можно человека больного и слабого толкать в пропасть, на краю которой он стоит, под предлогом, что он и сам в нее упадет? Но кто-то еще оправдывается: «Я сказал это приятелю, который поклялся мне в молчании». Ошибаешься, дорогой мой. Сам не держишь своих обещаний, продаешь секреты, а хочешь, чтобы их хранили другие. 2 А сейчас: каковы причины наговоров? Одни злословят из зависти – чтобы навредить ближнему в делах. Купец оговаривает купца, подвергает сомнению качество его товаров, правильность весов. Рабочий, ремесленник клевещет на товарища, что тот плохо работает, что только балуется, а не работает, что люди им недовольны. Тут в игру вступает личная выгода, и она оказывается причиной злословия. В других случаях к злословию побуждают людей месть и личная ненависть. Если кого-то ненавидишь, если кого-то не перевариваешь, то видишь в нем одно дурное. Однако чаще всего наговоры совершаются по легкомыслию, просто, чтобы почесать языком. И хотя это – меньший грех, все равно это всегда зло, ибо идет в ущерб доброму имени ближнего. Последствия злоречия очень неприятны. Оно сеет раздор, разрывает отношения, уничтожает узы дружбы, затрудняет примирение, питает вражду, ссорит семьи, брата наполняет злобой против брата, мужа – против жены, пасынка – против мачехи и т.д. Оговоры затрагивают не только живых, но и умерших – даже в гробу они не дают им покоя. Иногда говорят о мертвых: «Это был пьяница, негодяй, вор, мошенник, прелюбодей». А тем временем, если о живых запрещено без надобности говорить худое, то тем более надлежит уважать доброе имя покойников. Кто знает, быть может те, кого мы терзаем в гробу, умерли в Божией благодати, и их души теперь на небесах! Оглянитесь на себя, оставьте в покое ближнего! Не стоит уничижать ближних, потому что сами мы не без греха. Злые языки производят на земле страшные опустошения – только Бог на Страшном Суде определит, как много их было. Коварный Аман оклеветал перед царем целый народ лишь потому, что ему не поклонился Мардохей и этим оскорбил его гордыню. И если бы не вступился тогда Бог за невинных, сколько крови пролилось бы? Из-за злоречия ребенок теряет уважение к отцу и матери, работник – к работодателю, муж впадает в конфликт с женой, купец и работник теряют доверие у своих покупателей и работодателей, а духовник не находит уважения и послушания в приходе, что оборачивается злом для веры и Церкви, становясь причиной погибели множества душ. 3 Недостаточно исповедоваться в злословии – надлежит исправить причиненное зло. Так же, как вор не получит прощения, пока не возвратит чужого добра – если он в состоянии это сделать – так и люди, оговорившие других, обязаны исправить нанесенную обиду. Кто допустил клевету, должен взять назад свои слова перед теми, кто их слышал. Нужно сделать это, даже если нас посчитают лжецами и обманщиками, пусть даже нам трудно на это решиться. Кто сделал достоянием гласности тайные ошибки, не может опровергнуть сказанного, не солгав. Однако он обязан хорошо отзываться о лице, чьему доброму имени нанес ущерб. Мы видим, как много людей на свете предается злословию и перемыванию костей ближнего, однако мало кто стремится исправить причиненное зло. Поэтому столь многие осуждены будут на вечную погибель! В качестве примечания добавлю, что тот, кто говорит о проступках детей их родителям, или о проступках работников – их работодателям с целью добиться их исправления – тот не повинен в злословии. Хочу в то же время подчеркнуть, что тот, кто с удовольствием слушает пересуды, также грешит. Ибо, если бы не было слушателей, не было бы и наговорщиков. Следовательно, слушатели являются сообщниками данного греха. Дьявол восседает на языке клеветника и в ушах слушателя. Что же делать, если мы оказались в обществе человека, злословящего о ближних? Тому, кто стоит ниже нас по положению, мы вправе приказать молчать, сославшись на зло этого греха. В случае, если собеседник нам ровня, можно ловко направить разговор в другое русло. Если же злоязыкий окажется выше нас по положению, мы не вправе делать ему выговоров, однако, сохраняя почтение, можно дать понять по выражению нашего лица, что разговор нам неприятен. Какой же вывод следует из всего сказанного? Нам следует остерегаться порочной привычки злословия; углубимся в самих себя – и мы увидим много зла в собственном сердце и преисполнимся большего смирения. Благословен тот, кто молит о прощении своих грехов, а языком пользуется для вознесения хвалы Господу! Аминь. Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А с чем не согласны?
Позиция правящей силы. Т.е поддержка того, что всё что властьдержащие не делают то хорошо и превращение остальных людей в "тварей дрожащих".
И говорят же - у каждого тот начальник, коего он заслуживает, начальник - он от Бога
Нам снизу порой не видно и не понятно, отчего и почему начальник так делает, а не иначе... а ему свыше больше видно, и причины есть, тлько нам о них никто не доложил )))
Говорят мудрецы: "Злословящий как бы отрицает основы". И считают такого отрицающим основы, ибо творит огромное зло ближнему своему тем, что портит его репутацию в глазах людей и наносит урон, хотя самому злоязычному нет никакой выгоды. Привычный злословить сбросил с себя ярмо Всевышнего, ибо совершая преступления, бесполезные для себя, становится хуже вора и прелюбодея, стремящихся к собственным удовольствиям и наслаждениям. И не сравнится с этим никакое неповиновение Всевышнему!
И еще говорят мудрецы: "Злословие равно кровопролитию". Объяснение таково: злоязычный повторяет свою глупость по десять раз на дню, позорит и стыдит людей, а кроме того, причиняет вред тому, о ком говорит. Даже легкое преступление становится тяжелым, если человек совершает его несколько раз подряд. Один волос мягок и слаб, - много волос вместе превращаются в крепкую веревку.
Злоязычному трудно раскаяться, ибо он привык к злословию и приучил язык свой ко лжи. И еще: в его глазах преступление кажется легким, ибо он скажет: "Я ничего такого не сделал! Не более, чем слово простое сказал!" И не обратит внимание на огромный вред, который причинил, и не раскается. А даже если раскается, то его раскаяние не совершенно, потому что он не осознает размеры своего преступления. И ему нужно просить прощения у людей, которых оговорил, а он даже не помнит, сколько их всех. И бывает, что злоречивый оговорил кого-нибудь и причинил зло и навредил, а тот даже не знает, кто виновник, ибо злословие скрыто и поражает тайно, а злоязычный разит своим языком даже того, кто далеко от него. А преступник стесняется признаться, что навредил. А иногда злоязычный толкует о семейной репутации и вредит будущим поколениям, и за это нет ему прощения. Ибо говорят мудрецы: "Злословящему о семейной чести нет прощения навечно" .
Скопище злословящих делится на шесть частей.
Первая: злословящие о людях, мол, так-то сделали или так-то не сделали. А иногда оговаривают достойного и чистого человека, - тогда и лгут, и злословят. Закон предостерегает нас не верить клевете и злословию, ибо, возможно, это ложь, как сказано: "Не разноси ложного слуха". Злословящий же спешит верить злословию. Знай же, что тот, кто лишь слушает злоязычного, и тем самым соглашется со злоязычием, и тогда он подобен ему, потому что все, кто слышит, что он слушает и соглашается, скажут: "Он соглашается, - значит, это правда!" И даже если он не соглашается, но лишь слушает и верит злословию, - то и другие поверят. И этим он поощряет злословящего, потому что прикрикни он на злоречивого, тот бы перестал говорить. А поскольку слушает и показывает, что ему нравится рассказанное, - он поощряет злословящего. Сказанным "не слушай пустых слухов" нам заповедано не верить злословию, не принимать злословие за правду и не презирать того, о ком злословят.
Вторая: говорящие правдивое, но отрицательное; например, разговаривая наедине, напоминают об отрицательных поступках предков, - они нарушают написанное в Законе: "Не обижайте друг друга", а говорится тут о словесной обиде.
Третья: на людях позорящие человека преступлениями предков. Об этом сказали мудрецы: "Кто всенародно заставляет ближнего краснеть, тому нет доли в будущем мире".
Четвертая: рассказывающие об отвратительных деяниях предков ближнего на людях, но в отсутствие его, дабы осрамить его в глазах людей и опозорить, сделать ненавистным людям, - и об этом сказано: "Сборище злословящих не удостоится быть пред Всевышним".
Пятая: злоязычные, рассказывающие о прежних преступлениях тех, кто раскаялся. Это большая вина, и за нее полагается большое наказание, ибо если преступник раскаялся, то даже его преступления становятся добрыми делами. А злоречивый позорит его преступлениями, которые стали добрыми делами. И ставит перед ним соблазн, заставляя думать: "Он меня опозорил, и я его опозорю!" И начнет раздор и ссору, а из-за этого пропадет все его раскаяние, и он вернется к прежнему состоянию. И кроме того, слышащие, как позорят раскаявшегося, не захотят раскаяться, - таким образом, злословящий запирает врата раскаяния. Знай же, что лучше не раскрывать прилюдно, если видишь, что ближний преступил Закон втайне, - может быть, тот раскаялся и сошел со злого пути. А кто злословит, получит наказание за ущерб и за позор, который причинил ближнему, и наказание за то, что радовался позору ближнего, ведь сказано: "Люби ближнего как самого себя". И как любишь собственную честь, так же следует любить честь ближнего, и написано: "Кто радуется беде ближнего, не очистится". Вина говорящего правду в определенном смысле больше вины клеветника: когда говорят позорящую правду о ближнем, и он становится посмешищем в глазах людей, хотя раскаялся и преступление прощено. А о словах клеветника известно, что они лживы, им заранее не поверят. Но в большинстве случаев за клевету полагается большее наказание, чем за правду.
И говорят мудрецы: "Злословие убивает троих: того, кто говорит, того, кто верит говорящему, и того, о ком говорится". И тот, кто верит, получает наказание большее, чем тот, кто говорит. Нельзя жить рядом со злословящими и, тем более, сидеть с ними и слушать их речи.
Злословящий о ближнем набирается спеси и считает себя праведником, - значит, в злословии содержится и такое зло. Ибо злоязычный думает: "Этот сделал так-то и так-то, а я так не поступал!", - он ставит это себе в заслугу и становится самодовольным. Если бы он совершил доброе дело и поставил себе в заслугу, - само по себе было бы дурно, а уж тем более, когда он совершает большое преступление злословием, да еще ставит себе в заслугу.
Кто-либо спрашивает другого: "Где найти огонь?" А тот отвечает: "Только в доме такого-то, где постоянно варятся мясо и рыба", - даже это есть злословие.
Взгляни же, насколько должно быть осторожным в своих словах! Ибо даже если человек и не думает, что злословит, может оказаться злословием.
Пересказывать сплетни - это еще одно подобное преступление. Кто такой сплетник? Это тот, кто набирает разных сведений у одного, а затем переходит к другому и к третьему, говоря: "Такой-то сказал то-то и то-то, я слышал о таком-то такое-то". Хотя все, что он говорит, правда, - этот человек разрушает мир. И Закон предупреждает нас об этом, как написано: "Не ходи сплетником в народе своем". А что такое сплетни? Это открывать ближнему сказанное о нем втайне.
Весьма и весьма остерегайся злословия! Злословием ты позоришь себя, ибо сомнительно происхождение того, кто оговаривает ближнего, он не хвалит других, но оговаривает, приписывая другим свое увечье. Ибо собственное его увечье постоянно у него на сердце, и он выпускает его на язык. Любой человек проверяется и различается тем, о чем говорит.
Злословящий постоянно ищет человеческие недостатки и говорит о них, и тем похож на мух, которые всегда садятся на грязное место, - если у человека чесотка, мухи оставляют чистую часть тела и норовят сесть именно на пораженное место. Так же злоязычный не замечает хорошее в человеке и говорит о дурном. Вот случай: некто шел с мудрецом по полю, и увидели вонючую падаль. Сказал тот человек: "Как эта падаль воняет!" А мудрец сказал: "Какие у этого животного белые зубы!" Мудрец упрекнул того человека и сказал: "Зачем ты говоришь о дурном? Говори о достойном похвалы!" Ибо человеку надлежит всегда говорить о достойном похвалы в этом мире.
Поскольку множество вещей зависит от языка, нужно весьма остерегаться и следить за своим языком. Поэтому сказал Давид: "Береги свой язык от зла".
Поэтому тот, кто приучил свои уста льстить и насмешничать, и злословить, и лгать, и попусту болтать, но желает больше так не поступать, желает покориться и раскаяться, должен поставить себе большую и крепкую ограду. Что это за ограда? Он должен удалиться от своих прежних друзей и сообщников, с которыми приучился насмешничать и льстить, и злословить, и лгать. А если он сблизится с ними, то не сможет поступать иначе и остановить себя вовремя. Ибо они станут говорить с ним и примутся за свое прежнее, а он не сможет удержаться и не говорить с ними как привык. Весьма и весьма следует приучать себя к молчанию, чтобы приучиться поменьше открывать рот.
Дружеский привет. Вы и вправду считаете, что друзей может быть целая толпа? Я не о себе, поверьте!Я хороший, но вот почитал ваши рассказы о путешествиях, посмотрел мысли людей - з-а-в-и-д-у-ю-т, так что, ну их-откровения. Стихи у вас хорошие и ничего, что не в рифму иногда, приятно читать. Хороший человек пишет хорошие стихи, как-то успокаиваешься. Здорово! Вы явно великодушны. Таких людей словами не утешишь если им одиноко, признаки высшего разума.
Думаю, что так все и есть...
Спасибо Вам за хорошие слова и за внимание к моей странице
))) это радует!
Оставить свой комментарий