Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Холодный батик - техника и материалы
После моего поста «Весеннее буйство красок» многих заинтересовала техника холодного батика. Конечно, нагляднее всего было бы выложить мастер-класс, но я, к сожалению, пока больше ничего не собираюсь расписывать. Поэтому расскажу чисто теоретически об этой замечательной технике.
Этот вид росписи по ткани сегодня наиболее популярен, поскольку он не сложен в изготовлении, доступен и эффектен. Эта техника доступна абсолютно каждому. Даже если вы не умеете рисовать, можно делать узоры из геометрических фигур. Можно, также, копировать по шаблону понравившийся орнамент или рисунок. Холодный батик представляет собой нанесение на туго натянутое изделие резервирующего состава с помощью трубочек в виде замкнутого контура. После высыхания которого образовавшиеся участки заполняют красителем при помощи тампона или кисти. Наличие цветного или прозрачного контура и использование контура для различных орнаментальных разработок является особенностью изделий, выполненных в этой технике. Контур придаёт рисунку графический характер. Количество цветов при этом в холодном батике не ограничено. В процессе работы над холодным батиком ПОТРЕБУЮТСЯ: Рама может быть постоянного размера или раздвижной; также в качестве рамы можно использовать пяльцы. Ткань может быть практически любого состава: хлопчатобумажной, льняной, шерстяной, шелковой... Я люблю расписывать шелк. Главное, она должна быть гладкой, без узелков и утолщений. Новую ткань следует предварительно выстирать и хорошо прополоскать. Кастрюля (не эмалированная) Стеклянные баночки с крышками для хранения резерва и разведенных красителей Кисти беличьи разной толщины для росписи красками и щетинные для покрытия ткани резервирующей массой. Кисти можно заменить ватными тампонами разных размеров. Делают их так: на конец деревянной или пластмассовой палочки слой за слоем наматывают вату до получения валика нужного размера. Верхнюю часть валика закрепляют нитками. Мягкие карандаши и цветная копировальная бумага для перевода рисунка на ткань. Чтобы следы копирки не были заметны на ткани, лучше использовать светлую копирку, подходящую по цвету к гамме будущей работы. Специальные стеклянные трубочки (покупаются в магазине, есть в готовых наборах для батика)длиной около 20 см с емкостью для резерва, расположенной ближе к рабочему концу. Кончик трубочки загнут под углом 45°. Отверстие кончика может быть разного диаметра (1-2 мм). Самой примитивной трубочкой может служить пипетка с острым концом и снятой резинкой или пластмассовый баллон с тонкой насадкой для заправки бензиновых зажигалок. Можно купить готовый резерв в специальных флакончиках с узкими насадками. Выбирая трубочку в магазине, нужно смотреть, чтобы носик трубочки имел тонкие стенки, поскольку толщина контура зависит от внешнего диаметра трубочки, а не от диаметра отверстия . От диаметра отверстия зависит лишь скорость вытекания резерва на ткань. Это очень важно для удобства работы. Трубочек следует покупать по нескольку одинаковых, т. к. в процессе работы они имеют тенденцию ломать себе "носики". Краски из специального набора “Батик-хобби” или анилиновые красители, продающиеся в хозяйственных магазинах. Отечественные краски придется запаривать паром. Прелесть готовых импортных красок по ткани в том, что в отличии от российских, их очень легко запаривать. Делается это простым электрическим утюгом в домашних условиях, путём проглаживания в течении 5 -10 минут. После этого изделие можно стирать вручную, в воде не выше 30 - 40 градусов С., мылом, или порошком без отбеливающих и пятновыводящих добавок. Резерв для батика (продается в специальных художественных магазинах).Можно сделать самому по старому проверенному рецепту: Парафин 100г Канифоль 4 г Резиновый клей 400—500 г Бензин 500—400 г Измельченный парафин заливают резиновым клеем, затем добавляют бензин и хорошо перемешивают. Приготовленную смесь расплавляют на водяной бане при температуре 95—97 °С до получения однородной массы. Резервирующий состав необходимо хранить в плотно закрывающейся стеклянной или фарфоровой посуде. Для получения более жидкой консистенции резервирующий состав следует разводить бензином за 18—20 часов до начала работы. Ни в коем случае нельзя готовить резервирующий состав непосредственно на нагревательных приборах или вблизи их. Необходимо строго соблюдать противопожарные меры. Обычный резерв на расписанной ткани выглядит белым. Если по замыслу необходим цветной резерв, готовят его так: масляную краску нужного цвета сначала обезжиривают, выдавив ее из тюбика на газету и оставив на 2 часа, затем снимают с газеты и сначала разводят небольшим количеством бензина, а затем смешивают с резервом. Сваренный собственноручно резерв хорош тем, что вы можете регулировать текучесть, вязкость, цвет состава, подгоняя его под ту трубочку, которой собираетесь работать. Для тонкой трубочки (имеется в виду диаметр "носика") резерв нужен более текучий (жидкий) - им работают по тонкому гладкому полотну. Трубочка с более крупным диаметром требует более густого резерва и годится для более плотной и фактурной ткани. Масляные краски для цветного резерва. Бензин (в том числе бензин для зажигалок). Кнопки или нитки с иголкой для закрепления ткани на раме. Если вы хотите просто попробовать себя в этой технике, то можно особо не заморачиваться, и просто купить набор для холодного батика. Такие продаются в магазинах для рукоделия. В этих наборах уже все есть и краски, и резерв, и трубочки, ткань. И чем еще удобны эти наборы - краски в них запариваются(закрепляются) утюгом. Это намного проще запаривания паром(тофтология получилась), о котором я напишу ниже. Итак, мы все приготовили, начинаем. 1. Рисуем на бумаге шаблон будущей работы – линейное изображение. Обводим тонким черным маркером четкими непрерывистыми замкнутыми линиями. Рисуем сами от руки или переводим понравившийся. 2. Натягиваем ткань на подрамник, используя кнопки с тонкой длинной ножкой. Шелк должен быть натянут как барабан. 3. Подкладываем шаблон под ткань, обводим контур с помощью мягкого карандаша (лучше простого). При приобретении опыта можно будет сразу обводить шаблон резервом по ткани, немного его подкрасив. 4. Обводим с помощью стеклянной трубочки с резервом линии карандашного рисунка на ткани. Важно, чтобы резерв был необходимой консистенции. Так, очень густой будет вытекать с трудом, не пропитает ткань полностью, а слишком жидкий будет растекаться, образуя подтеки и кляксы. Вот тут и удобно для новичков резерв из набора. Линия должна быть выразительной, четкой, ровной, равномерной, непрерывной. 5. Затем нужно подсушить нанесенные линии резерва, проверить их целостность. Для этого на отдельные закрытые участки нужно капнуть воду и посмотреть, не выходит ли она за контур. Если есть погрешности, то после высыхания нанести резерв на эти участки повторно (лучше с изнанки). 6. Приступаем к росписи. Готовим краски разной насыщенности. В работе используем растяжки цвета, переходы от одного цвета к другому, акварельную технику. Начинаем со светлых участков, постепенно переходя к более темным. Фон расписываем в самом конце. По окончании работы оставляем ее до полного высыхания. Учтите: - Смешивать можно не более трёх цветов одновременно, иначе получится грязь. - Краски сильно высветляются при высыхании. - Заполнять большие участки изделия следует быстро и уверенно, поскольку, если работа подсохнет, то образуются "ореолы" и подтёки. - Кайму платка заливают с верха левого угла в обе стороны сразу, иначе могут возникнуть пятна и потёки, а любые большие площади изделий заливают слева направо и сверху вниз, во избежание тех же проблем. 7. Для окончательной отделки изделия необходимо закрепить краски на ткани. Профессиональные красители закрепляются паром. Для запаривания изделие нужно завернуть в чистую бумагу или х/б ткань, свернуть руликом, чтобы расписанная ткань не соприкасалась сама с собой. Завернутую работу перевязывают веревкой и подвешивают над большой кастрюлей (ведром), на дно которой кладут черепки (камешки), наливают воды (работа не должна касаться воды и стенок посуды). Накрывают конструкцию сложенными одеялами, махровыми полотенцами, сверху крышкой. Крышка нужна для того, чтобы вода не испарялась очень быстро. Процесс запаривания длится в зависимости от размера изделия (от 40 мин. до 2-3 часов) при средней температуре. По окончании следует развернуть изделие, прогладить, постирать в мягком моющем средстве, прополоскать в холодной воде с добавлением уксуса (для удаления лишней краски и закрепления окрашенного). Отжать в полотенце и снова прогладить во влажном состоянии (сначала с изнанки). Краски из набора запариваем утюгом. После закрепления цвета изделие следует оформить в багет, если это картины панно или обработать край, если это аксессуар (платок, шарф, шаль, парео). Вы скажете, что это все очень трудоемко... Ну, во-первых, это не так страшно, как кажется. Во-вторых, вы получите ни с чем не сравнимое удовольствие. И, в третьих, как же приятно украсить себя косынкой, платком или палантином, которые вы сотворили своими руками, которые являются эксклюзивом, сделанным в единственном числе... А ведь для каждой женщины это является очень значимым - не быть похожей на всех. Желаю вам полюбить эту прекрасную технику, сотворить себе много вещей и быть всегда модными, красивыми и индивидуальными... Рейтинг: +44 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Но мне кажется, это безумно сложно. Чуть нарушишь технологию - и все испортишь
Такие красивые можно сделать вещи!
Не знаю, получится ли у меня.
Прочитала и вспомнила, что у меня есть платочек с моим портретом в технике холодного батика)))) Муж однажды делал репортаж на эту тему и взял меня с собой на выставку))) К сожалению, не вспомню сейчас имя художницы, но картины меня очень впечатлили! И весёленькие платочки с портретами меня и мужа остались на пямять))))) Спасибо, что напомнили))))
Согласна, хотя считаю, что любое занятие увлекательно. Это же творчество! Как может быть иначе?
Оставить свой комментарий