Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Разговор с детьми.
Завоевание внимания - проблема одинаково трудная и для родителей, и для учителей. Учитель борется не за тишину в классе, не за дисциплину - за внимание. И во всех школах, и в искусстве и во всем мире идет сегодня борьба за внимание.
Ради того, чтобы привлечь внимание и заставить слушать себя, люди иногда пускаются во все тяжкие и прибегают к самым недостойным приемам. И в семье разве такого не бывает? Когда детей задаривают дорогими подарками, или когда устанавливают в доме отвратительный стиль фиглярства, дешевого панибратства с детьми - все это способы привлечь к себе снисходительное внимание детей. Перед маленьким капризным ребенком, чтобы отвлечь его внимание от запретного, бывает, и запоешь, и запляшешь, и заверещишь противным голосом. Но нельзя же всю жизнь верещать... С детьми нужно разговаривать! Эта простейшая истина нуждается в объяснении, потому что в огромном числе семей просто-напросто не разговаривают с детьми ни на какие темы, кроме одной: были ли они послушны сегодня, хорошо ли вели себя в школе, какие получили отметки. Отметка - основная тема разговора, и не удивительно ли, что в таких семьях никак не найдут общего языка с детьми. С детьми надо разговаривать, и не им, а нам приходится выбирать время, когда он, ребенок, не занят чем-то более важным для себя и есть ли у него охота разговаривать с нами. И нечего обижаться, дуться и пускаться в горькие размышления о том, что мы не интересны детям, что товарищи во дворе важнее для него, чем мы. Пока дети растут, нам приходится учится улавливать эти настроения, потому что нельзя говорить что-то ребенку, если он не слушает, или слушает вполуха, рассеян, нетерпелив и ждет, когда же все это кончится. Даже самые вежливые дети не бывают настолько искусны, чтобы скрыть свое нетерпение. С детьми надо разговаривать, и не нам, а им принадлежит последнее слово в определении темы разговора: то, что нам кажется интересным, им скучно - и нечего не поделаешь, приходится сворачивать разговор. Учитель в школе, если он хороший учитель - не станет рассказывать неинтересное. Он найдет необходимый ключ, сумеет увлечь ребят, у него есть десятки приемов заинтересовать детей, а если ему это не удалось, он расценивает свой урок как неудачу - что ж, бывает. Но ему и в голову не придет (если, повторяю, это хороший учитель) обвинять в невнимании своих учеников - это означало бы признать, что учитель плох. Дети вовсе не обязаны выслушивать нас, и не нужно нам, чтобы они слушали нас из чувства долга перед родителями - нам ведь нужно живое внимание, душевный контакт. Нужны те размягчающие душу разговоры, в которых только и возникает чувство связи и после которых с ребенком так легко договориться о чем угодно, даже по поводу школьных неприятностей. Есть счастливые люди, которые, кажется, от рождения владеют умением разговаривать с детьми. И есть замечательные рассказчики, которых дети готовы слушать часами. Но если мы не относимся к числу этих счастливчиков, если дети не слушают нас или насмешливо принимают неуклюжие попытки: "А вот я тебе сейчас расскажу..."Да и нечего бывает рассказывать детям, и на ум не приходит нечего интересного, а от сознания возможной неудачи и вовсе теряешься. Но ведь это и у других людей такие затруднения! Лев Толстой жаловался: "Я не могу говорить с человеком, который меня не понимает. У меня язык прилипает к гортани" - на восьмидесятом году говорил! Выход из этого затруднения есть: нужно учиться быть открытыми с детьми. Для многих людей единственно возможный источник тем для разговоров - это их собственная взрослая жизнь. Обычно мы ее скрываем от детей - не доросли! Или боимся, что им наша жизнь неинтересна. Так или иначе, но мы прячемся от детей, чтобы они думали о нас лучше, чем мы есть - и тут-то попадаем впросак. С ребенком можно разговаривать как со сверстником чуть ли не с самого рождения. Сначала дети улавливают только интонацию, потом настроение, затем общий смысл, а после начинают слушать с вниманием. Заботы сегодняшнего дня, встречи с людьми, события из собственной детской жизни - все годится, если все открыто, без хвастовства и все как раздумье: я тебе рассказываю не в поучительных целях, а самому что-то вспомнилось. Самое простое правило таких разговоров состоит в том, чтобы не было и тени назидания, не было и тени упрека. Домашняя беседа - это именно беседа, в которой обе стороны выступают как равные, и равные у них права говорить, слушать или прерывать беседу, если она надоест или покажется неинтересной. Есть еще рассказы о школьных делах - младшеклассников так легко вызвать на эти рассказы, если только показать ему, что нам интересно все... Тут обычно возникает другая трудность: рассказы эти бывают бесконечны, и нужно огромное терпение, чтобы выслушать их. А если ребенок начинает пересказывать фильм, который только что посмотрел? Он может пересказывать его с такими подробностями, что рассказ этот продолжается дольше, чем шел фильм. Что поделаешь? И если не вам он станет рассказывать, то кому? Побежит во двор, но тогда нечестно огорчаться, что ему во дворе интереснее, чем с вами. С детьми надо разговаривать, но приходится трижды подумать, когда и о чем... Это зависит от обеих сторон - чем богаче, шире круг интересов, тем больше вероятности, что эти круги создадут общую область. Ищите эту область общего интереса, не прекращайте усилий и не падайте духом после неудач. Источник: С. Л. Соловейчик. "Резервы детского "Я" Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А я думаю, что "Эта простейшая истина не нуждается в объяснении" Детей мы рожаем, чтобы они приносили нам радость общения с ними
Если родители хотят, чтобы их с детьми связывало не только кровное, но и духовное родство, чтобы дети видели в них старшего и опытного друга, нужно с детства проводить больше времени с ребёнком. Нужно вместе читать книги, совершать прогулки и походы, вместе куховарить, работать в огороде (на даче), летними вечерами вместе смотреть на звёзды и т.д. И тогда у ребёнка выработается потребность общения с родителями и не надо будет искать каких-то тем для разговоров, всё будет идти само собой, как в жизни...
Спасибо, Олечка, за статью. Уверена, что многим молодым родителям она будет очень полезна!
Абсолютно верно, но трудно выполнимо для многих родителей. Я знаю такие семьи, где родители полностью поглощены зарабатыванием денег, а на полноценное общение с детьми нет ни времени, ни сил. Когда мне пришлось работать на двух работах одновременно,несколько месяцев без выходных, я приходила домой и просто падала от усталости, и было не до разговоров. Я тогда почувствовала, что дети отдаляются от меня. Пришлось от многого отказаться, сменила работу и это сильно отразилось на семейном бюджете, зато постепенно снова удалось вернуть доверие детей, и это оказалось важнее всего!
Вот и правильно! Всех денег не заработаешь, а взаимоотношения с детьми - главное для матери!
Некоторые родители думают, что материальное благополучие ребёнка важнее всего, а со временем осознают, что горько заблуждались, так как стали друг другу совсем "чужими"
Оставить свой комментарий