Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
24 мая в истории России
День святых Мефодия и Кирилла, День славянской письменности и культуры
Ежегодно 24 мая во всех славянских странах торжественно прославляют создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия — учителей словенских. Как известно, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий происходили из знатного и благочестивого рода и проживали в греческом городе Солуни. 24 мая Церковь совершает память святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Братья были православными монахами и славянскую азбуку создали в греческом монастыре. Ученые считают, что славянская письменность была создана в IX веке, примерно в 863 году. Новый алфавит получил название «кириллица» по имени одного из братьев, Константина, который, приняв монашество, стал Кириллом. А помогал ему в богоугодном деле образования славянских народов старший брат Мефодий. Кирилл, который с малых лет проявил большие способности и в совершенстве постиг все науки своего времени, а также изучил многие языки, на основе греческой создал славянскую азбуку. Он существенно изменил греческую азбуку, чтобы более точно передать славянскую звуковую систему. Были созданы две азбуки — глаголица и кириллица. Кроме того, братья-греки перевели на славянский язык Евангелие, Апостол и Псалтырь. Народные приметы Мокей Мокрый. День этот считается показателем погоды для всего лета. Если мокро, то и все лето мокрое, и наоборот. "Коль багряный восход, а днем дождь - лето мокрое и грозовое придет". 1551 460 лет назад На реке Свияге, на месте ее впадения в Волгу, началось строительство крепости, нареченной Ивангородом Свияжским. Ее сооружение было завершено за четыре недели, так как большую часть материалов строители привезли с собой. Крепость стала важным форпостом в борьбе Русского государства с Казанским ханством. Сегодня село Свияжск после создания в 50-е годы прошлого века Куйбышевского водохранилища оказалось расположенным на острове. 1571 хан ДЕВЛЕТ-ГИРЕЙ 40-тысячная армия крымского хана ДЕВЛЕТ-ГИРЕЯ напала на оборонявшие Москву полки И. Д. БЕЛЬСКОГО и И. Ф. МСТИСЛАВСКОГО. Эти атаки удалось отразить. Тогда хан приказал поджечь городские предместья. Сильный ветер перебросил пламя на город, в нем возник сильный пожар, выгорело все, уцелел только Кремль, но в башнях Кремля и Китай-города взорвались запасы пороха, что разрушило две крепостные стены. В огне и дыму пожарища погибли многие москвичи, в том числе и раненный князь Иван Дмитриевич Бельский. Но находившиеся «на лугах» русские отряды сохранили боеспособность, потому на следующий день крымская орда ушла в сторону Каширы и Рязани. ИВАН IV все это время скрывался в Ростове. Историк СОЛОВЬЕВ пишет, что, по иностранным известиям, войска и народу погибло до 800 тысяч (собравшиеся так стеснились, что в три ряда шли по головам друг друга и давили нижних), а еще до 150 000 были уведены в плен. Числа просто невероятные (в середине XIX века население Москвы не составляло и двух третей от названных), но о масштабе жертв и разрушений дают яркое представление. 1708 Началось строительство Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Сам царь писал об этом на следующий день МЕНШИКОВУ: «Вчерашнего дня болварок Трубецкого зачали бутить, и первый камень, после предика зело изряднова положил господин Яворский (Стефан митрополит)». Трубецкой бастион станет тюрьмой, где будут содержаться главные государственные преступники. 1712 Пожар, начавшийся в Москве за Пречистенскими воротами, уничтожил 9 монастырей, 86 церквей, 35 богаделен, 32 государева двора и частных дворов около 4000. В огне погибли 136 человек. 1800 В Петербурге прошли похороны А. В. СУВОРОВА. После смерти опального генералиссимуса пять суток огромные толпы народа осаждали дом на Крюковом канале, в котором он скончался. «За гробом шли три жалкие гарнизонные батальона. Гвардии не нарядили, под предлогом усталости солдат после парада». В последний путь полководца провожали десятки тысяч простых людей, стоявших на всем пути траурной процессии по Садовой улице и Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. Впервые за свою столетнюю историю Петербург видел такую грандиозную единодушную и многотысячную всенародную демонстрацию. И даже в императоре «Павле доброе начало наконец взяло верх. Он выехал верхом на Невский проспект и остановился на углу императорской библиотеки. Кортеж шел по Большой Садовой. По приближении гроба император снял шапку, перекрестился и заплакал». Под залпы тожественного салюта прах Суворова был опущен в могилу в Благовещенской церкви лавры. На могилу возложили белую мраморную плиту, на которой была высечена краткая надпись: «Здесь лежит Суворов». 1826 НИКОЛАЙ I издал манифест о незыблемости крепостного права. 1855 В Санкт-Петербурге в Летнем саду был открыт памятник баснописцу Ивану Андреевичу КРЫЛОВУ (1769—1844). Памятник был сооружен на частные пожертвования и стал последней работой скульптора Петра КЛОДТА. Сначала его хотели установить у здания Публичной библиотеки, где работал Крылов, потом возле университета, рядом с могилой, но выбрали Летний сад, где часто гулял поэт. Скульптор, решивший изобразить баснописца в окружении героев его произведений, в период работы над памятников собрал у себя дома настоящий зверинец — от лягушки до медведя, так как всегда работал с живой натурой. В мастерских стоял сплошной рев, вой, блеяние и писк, волк пытался охотиться на кошек, рабочие мастерских пристрастили Потапыча к спиртному, но главные проблемы возникли с козлом. Тому не нравился запах медведя, его собственную вонь не выносил скульптор, но бабка — хозяйка козла так желала его увековечить, что могла уговорить спокойно работать как зверей, так и людей. Не оценил памятника только посетивший Россию автор «Трех мушкетеров» Александр ДЮМА: «Поставленный перед уборными — единственными, как мне кажется, во всем Петербурге, — он словно бы является вывеской этих весьма полезных учреждений». Простим прославленному романисту его суждение: он и клюкву деревом считал. 1866 Цензурой приостановлено издание журнала «Современник». 1900 В Санкт-Петербурге на верфи Нового Адмиралтейства 24 мая 1900 года лично императором Николаем II был спущен на воду бронепалубный двухмачтовый крейсер «Аврора» – водоизмещением 6 731 тонна, длиной 127 и шириной 16,8 метра, вооруженный четырнадцатью 152-миллиметровыми орудиями и шестью 76-миллиметровыми зенитными пушками. Крейсер свое имя получил от 44-пушечного фрегата «Аврора», который в годы Крымской войны в 1854 году обеспечил успешную оборону города Петропавловска от вдвое превосходящих сил английской эскадры адмирала Прайса. Новый крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России в 1903 году. Боевое крещение корабль получил через 5 лет в Цусимском сражении во время Русско-японской войны, где был серьезно поврежден и потерял 15 членов экипажа. Крейсеру удалось вырваться из окружения и уйти в Манилу, где он простоял разоруженным до конца войны. В 1906 году корабль возвратился на Балтику. После ремонта крейсер вошел в состав учебного отряда Морского кадетского корпуса и совершил ряд плаваний в Атлантический и Индийский океаны, Средиземное море, к берегам Африки, Таиланда и Индонезии. В годы Первой мировой войны корабль нес дозорную службу в Балтийском море и в конце 1916 года прибыл в Петроград на ремонт. А 7 ноября 1917 года крейсер «Аврора» холостым выстрелом дал сигнал к штурму Зимнего двора и началу Великой Октябрьской революции. 1918 В Кольский залив вошел американский крейсер «Олимпия» (Olympia). Началась американская интервенция на Севере России во время гражданской войны. 1925 Вышел первый номер «Комсомольской правды» 1943 Летчику-асу Александру ПОКРЫШКИНУ присвоено звание Героя Советского Союза. Летом следующего года он будет уже трижды Героем. 1945 На приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии с речью выступил И. В. СТАЛИН. Привожу ее полностью. «Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся из наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение. У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941—1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать Правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, — над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие! За здоровье русского народа!» 1955 Советский Союз вывел свои войска из Порт-Артура — военно-морской базы Люйшунь, использовавшейся совместно СССР и Китаем. 1977 Отправлен в отставку Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н. В. ПОДГОРНЫЙ. Принятую позже в том же году новую Конституцию скрепит своей подписью уже Л. И. БРЕЖНЕВ. 2000 В Минске президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали Договор о коллективной безопасности. В этот день родились 1830 Алексей Кондратьевич САВРАСОВ (1830 — 8.10.1897), художник-передвижник («Грачи прилетели»). Он родился в Москве, в Гончарной слободе на Вшивой горке. Фамилия отца-купца всегда писалась СОВРАСОВ. Так нередко звали и самого художника. Рисование началось для него с копирования гравюр в журналах и лубочных картинок. Родители не поощряли этого занятия, но и не препятствовали сыну. Cмерть матери вынудит подростка прервать обучение в Московском училище живописи и ваяния на первом году учебы, и он всерьез примется за учебу только в 18 лет. В училище принимали учеников всякого состояния, включая крепостных, и всем давали одинаковое образование. В пейзажном классе учил ремеслу Карл РАБУС — один из лучших видописцев своего времени. Именно так, а не пейзажистами, называли мастеров видовой живописи, у которой были свои традиции и строгие законы пропорций и перспективы, не допускавшие творчества по вдохновению. Стать основоположником русского лирического пейзажа предстояло как раз Саврасову. На этом пути художник избежал соблазна воспользоваться протекцией президента Академии художеств великой княгини Марии Николаевны. Обратив внимание на молодого художника, она приобрела несколько его работ, пригласила его в столицу, где в 24 года его удостоили звания академика. Но в столице Саврасов не остался и вернулся в Москву, которая тогда мало чем отличалась от прочих губернских городов, а Кремль вполне годился для пейзажных зарисовок, словно сельская церквушка среди дикой природы. Заграничные поездки помогли художнику понять, что пейзаж — искусство национальное, а истинный художник не должен никому подражать и ни кого не заимствовать. Летом 1870 года в жизни Саврасова произошло событие, которое, с одной стороны, стало первым звеном в цепи его несчастий, с другой же, приблизило к звездному часу. Его лишили казенной квартиры при училище, что само по себе было унизительным и сразу породило множество проблем в казавшейся до того благополучной жизни. Художник решил взять пятимесячный отпуск и в начале зимы уехал с семьей на Волгу, в Ярославль. Здесь их ждало новое испытание: новорожденная дочка умерла, Саврасовы похоронили четвертого из шестерых детей. Уйдя в работу, художник решил забраться подальше, в глушь. Он отправился в город Буй на севере Костромской губернии и остановился в селе Молвитино. Неподалеку от него родился и совершил свой подвиг Иван СУСАНИН. Здесь стояла старая церковь — белый храм с пятью куполами. Стоял апрель, зима уходила, «вот грачи прилетели». Именно так назвал Саврасов свой пейзаж, работу над которым он завершил в мае в Москве, и его сразу приобрел за 600 рублей (годовое жалованье художника) Павел ТРЕТЬЯКОВ. Но выставленная картина на первых зрителей впечатления не произвела На нее обратили внимание на Первой выставке художников-передвижников, в товарищество которых вошел и Саврасов. Первым из собратьев оценил сделанное Саврасовым Иван КРАМСКОЙ, который, оценивая полотна с выставки, написал: «Но все это деревья, вода и даже воздух,. а душа есть только в «Грачах». Пройдет 5 лет, и жизнь Саврасова пойдет под откос. Он так и не избавится от бытовых проблем, все чаще будет находить утешение за вином, жена уйдет от него, он лишится учеников. Самый талантливый из них, в ком видели прямого наследника саврасовской кисти, Исаак ЛЕВИТАН откликнулся на его смерть словами: «С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле. Саврасов создал русский пейзаж». 1905 Михаил Александрович ШОЛОХОВ (1905 — 21.2.1984), писатель, академик (1939), лауреат Ленинской премии (1960), нобелевский лауреат 1965 года «за художественную силу и честность, с которыми он отразил жизнь русского народа в переломное время», дважды Герой Социалистического Труда. Всемирно известный писатель родился на хуторе Кружилин станицы Вёшенской области Войска Донского у Александра Михайловича ШОЛОХОВА и Анастасии Даниловны КУЗНЕЦОВОЙ, состоявших в гражданском браке. Ленинскую премию ему присудили за роман «Поднятая целина», а Нобелевскую — за «Тихий Дон». Последнюю лауреатам вручает король Швеции, и, по протоколу, во время церемонии все награжденные обязаны совершить поклон его величеству. После награждения Шолохова американские репортеры написали: «Казаки не кланяются, они никогда не делали этого и перед царями...» Сам же писатель с лукавой усмешкой отвечал: «Был поклон. Был! Король в росте на голову меня превосходил. Ему кланяться можно... А мне как? Мне несподручно. Мне пришлось голову подымать — надо же ему в глаза взглянуть, а уже потом опускать». Все собрание сочинений Шолохова умещается в восемь-девять томов. Это будет многих удивлять, а кого-то и раздражать. Когда пришла весть о решении Нобелевского комитета, некто прислал телеграмму: «Награду, наконец, Вам дали... Хоть силюсь — не могу понять: за то ль, что некогда писали, за то ль, что бросили писать». Но если написанное автором столь различно по своему уровню, сколь рано он на самом деле замолк, то можно предположить, что и личная судьба его была вовсе не благостна. Кто-то припомнит выступления Шолохова на партийных съездах, другие — людей, которых он защищал. С одной стороны, всегда был официозный глянец, с другой, сопровождавшая его долгие годы клевета в плагиате. Сам автор не вступал в дискуссии по этому поводу. Зато мог на упрек, что нет в литературе порядка, так как нет Горького, заявить прилюдно в ответ председателю Президиума ВС СССР Николаю ПОДГОРНОГО, что «среди вас в правительстве нет Ленина, потому и дела в стране в очень большом непорядке...» Только в последние годы стали появляться биографии писателя, в которых сделана попытка понять тайну автора одной из великих книг XX века — «Тихого Дона». 1922 Василий Петрович КОЛОШЕНКО (1922), летчик-испытатель вертолетов ОКБ им. М. Миля, Герой Советского Союза. 1945 Евгений Арсеньевич КИНДИНОВ (1945), актер театра и кино («Романс о влюбленных»). 1947 Светлана Андреевна ТОМА /ФОМИЧЕВА/ (1947), киноактриса, запомнившаяся зрителю по фильму «Табор уходит в небо». Скончались 2000 Олег Николаевич ЕФРЕМОВ (1.10.1927 — 2000), актер театра и кино («Живые и мертвые», «Война и мир», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Еще раз про любовь»), режиссер, народный артист СССР. Театральной легендой стали его слова: «Я буду главным режиссером МХАТа!», когда лучшего из выпуска 1949 года школы-студии МХАТ молодого актера оставили преподавать в студии, но не взяли в прославленный театр. В Центральном детском театре, куда попал Ефремов, его первой ролью стал Иван-дурак в спектакле «Конек-горбунок». 55 лет назад Ефремов обратился к режиссуре, и уже через год поставленный им с выпускниками студии спектакль «Вечно живые» стал явлением театральной жизни и дал рождение новому театру — «Современник». А в 1970-м, когда великие мхатовские старики пригласили Ефремова спасать МХАТ, претворилось в жизнь и его обещание-предсказание. Волевой, железный характер, без которого не обойтись режиссеру, проглядывал и в каждой актерской работе Ефремова. Показательной в этом смысле стала история приглашения артиста в картину Эльдара РЯЗАНОВА «Берегись автомобиля». Роль главного героя Деточкина предназначалась Юрию НИКУЛИНУ, но помешали гастроли. Был занят Иннокентий СМОКТУНОВСКИЙ, не подошел Леонид КУРАВЛЕВ. Очень хотел сыграть Деточкина и Ефремов, прекрасно исполнивший одну из сцен, но, увидев эту пробу, художник фильма сразу произнес: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!». Такова была цельность характера актера, не годившаяся для мягкой натуры героя фильма. Рязанов сразу, без всяких проб, утвердил Ефремова на роль следователя Подберезовикова, а Деточкина все же сыграл Смоктуновский. Владимир ВЫСОЦКИЙ в своем посвящении актеру отметил главный жизненный принцип Ефремова, которому тот никогда не изменял: «Живем и против правды не грешим». 2002 Тимур Петрович НОВИКОВ (24.9.1958 — 2002), художник, культовая фигура питерской арт-сцены. В 1982 году он организовал группу «Новые художники», в 1993 открыл Новую Академию изящных искусств. Дружил с ЦОЕМ и КУРЕХИНЫМ, снимался в кино. Несколько лет назад из-за тяжелой болезни ослеп, но продолжал творить. Рейтинг: +9 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Леночка, ты просто умничка, что привела его речь полностью!!! Мне здесь в комменте тоже бы хотелось её повторить, но это уже будет перебор.... А какие правильные слова!!!
Но эти слова всё равно повторила, не смогла удержаться....
Лена, весь пост очень интересный, да и даты значительные.... но речь Сталина меня зацепила больше всего....
Мы сами многое узнаём впервые, когда пишем их)))...Стали такими просвещёнными, что просто ужас)))
рабочие мастерских пристрастили Потапыча к спиртному
но главные проблемы возникли с козлом. Тому не нравился запах медведя... Ну, это прямо как у Высоцкого, ей-Богу...
"...Всех на роги намотаю и по кочкам разнесу,
И ославлю по всему по белу свету!
...Отпускать грехи кому - это мне решать:
Это я козёл отпущения!
В заповеднике, вот в каком, забыл,
Правит бал козёл не по-прежнему -
Он с волками жил
И по-волчьи взвыл,
И рычит теперь по-медвежьему!"
"...но бабка — хозяйка козла так желала его увековечить..." М-да, тщеславны мы, однако... ничего не скажешь...
Спасибо, Белочка!
Оставить свой комментарий