Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 54


Тест

Тест Способна ли ты сделать блестящую карьеру?
Способна ли ты сделать блестящую карьеру?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Почему у музыкальных нот такие странные названия

Почему у музыкальных нот такие странные названия Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку.
 

 
Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.
 

 

Ареццо, Тоскана
Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.
Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.
 

 
Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици.
 
UT queant laxis
 
REsonare fibris
 
MIra gestorum
 
FAmuli tuorum,
 
SOLve polluti
 
LAbii reatum,
 
Sancte Ioannes.
 
(В переводе с латинского:
 
Чтобы слуги твои
 
голосами своими
 
смогли воспеть
 
чудные деяния твои,
 
очисти грех
 
с наших опороченных уст,
 
о, Святой Иоанн»)
 

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.
 


 
Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.
Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.
Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.
 


 
Ла Скала, Милан. И здесь по нотам музыка звучит...
Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».
 
Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.
 
Источник-Интернет



Ружена   21 июня 2011   2837 3 41  


Рейтинг: +14








Комментарии:

smeiana # 21 июня 2011 года   +1  
Спасибо, интересно!
Ружена # 21 июня 2011 года   +1  

Как ты?
smeiana # 21 июня 2011 года   +1  
Прилегла, теперь опять с вами, все нормально, дорогая! Жить буду!
Ружена # 21 июня 2011 года   +1  
Выздоравливай!
smeiana # 21 июня 2011 года   +1  
Спасибо, стараюсь!
homyak # 21 июня 2011 года   +1  
О как! А я и не знала,что ноты придумал монах.....
У тебя всегда такая информация интересная!
Ружена # 21 июня 2011 года   +1  
Ты чаще заходи ко мне в дневник
Я размещаю то, что интересно мне, то что радует меня
homyak # 21 июня 2011 года   +1  
А я всегда захожу и читаю,не всегда комменты оставляюУ тебя всегда интересно
Ружена # 21 июня 2011 года   +1  
Мур, мур! Спасибки, Жаннуся!
homyak # 21 июня 2011 года   +1  
Нэма за шо!
Камлана # 21 июня 2011 года   +2  
супер! Надо же.... как интересно...
Спасибо за очень интересную информацию.
Ружена # 21 июня 2011 года   +1  
Рада, что узнали что-то новое
Виори # 21 июня 2011 года   +3  
класс!
отдам знакомой, она преподаватель музыки, пусть детям расскажет.
Ружена # 21 июня 2011 года   +2  
Спасибо за отзыв
Думаю, она это знает
kraft-cola # 21 июня 2011 года   +2  
а ноту ДО придумали лет через двести после нотного стана
Ружена # 21 июня 2011 года   +2  
возможно, спорить не буду
Vikimaus # 21 июня 2011 года   +3  
Любимое сольфеджио!
МАМА Виконта # 22 июня 2011 года   +3  
Спасибо большое за интересную информацию!!!
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   +1  
я ето изучала более подробно...и муторно) такая толстенная книга была - до сих пор помню как тяжело было ее носить)
Ружена # 4 июля 2011 года   +1  
и как? пригодилось в жизни?))))
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   +1  
ну я хотя бы понимаю суть этих нот...их написания и озвучания))
можно сказать - пригодилось)
Ружена # 4 июля 2011 года   +1  
вумная
а меня так и не отдали в музыкальную школу мне в перспективе бабушка рисовала баян, я гордо отказалась. сказала, что нынче некомильфо
а потом... не срослось
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   +1  
ууух) я на баяне и на фортепиано играла))
Ружена # 4 июля 2011 года   +1  
Я от баяна открещивалась как могла меня манила скрипка
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   +1  
скрипка тоже хорошо)) надо было пати)
Ружена # 4 июля 2011 года   +1  
надо было
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   0  
а сейчас?
Ружена # 4 июля 2011 года   +1  
в 35?
Ружена # 4 июля 2011 года   +1  
бум мелкую воспитывать )))))
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   +1  
можно вместе с мелкой) и ей интерес и тебе радость)
Ружена # 4 июля 2011 года   +1  
мы пытаемся ее уболтать на танцы
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   +1  
а на скрипку?)
Ружена # 4 июля 2011 года   0  
Катрин, нам бы с танцами разобраться Тем более у нее к этому хист
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   +1  
а что такого? для себя, для души)
Ружена # 4 июля 2011 года   +1  
да вроде поздновато
Екатерина Варламова # 4 июля 2011 года   +1  
ничего не поздновато)
Ружена # 4 июля 2011 года   0  
Ой, прям засмущала


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.