Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
О критике в творчестве для начинающих
Очень давно назревшая тема, и несмотря на то, что уже все психологи давно определили, почему люди критикуют, и все критикуемые давно выяснили, что на критику обижаться не стоит, а нужно взять из нее лучшее, все равно вопрос стоит остро.
Я специально не хочу сейчас освежать в памяти что же такое критика с точки зрения психологии, что такое обида, и почему она деструктивна, хочу просто написать свой опыт и то, что накопилось у меня в душе. Я к критике отношусь плохо, к любой, если я ее не прошу сама. Я точно так же отношусь к советам, которых я не прошу. Я очень своенравный человек, мало того я очень требовательна к себе. Поэтому замечания по поводу работы вроде тех, что вот ты тут гайку не докрутила, я воспринимаю очень плохо. Особенно когда работа упакована и готова к отправке, особенно когда эта незакрученная гайка советчику была видна еще в процессе. Такая критика выглядит для меня примерно так, если образно: Идут два человека, зима, холод и гололед. И тут один поскальзывается, подлетает на полметра в воздухе и грохается на землю. Второй в это время подходит и вместо того, чтоб поднять друга, начинает читать нотации, ну куда ж ты шел, ты что совсем не видел, что там лед? Так выглядит критика о работе после ее окончания. Я считаю, что критика совершенно справедливо вызывает реакцию отторжения. И решившийся на критику человек, должен прежде всего это понимать, и не ждать, что ему скажут спасибо, и пожмут руку. Критика дело неблагодарное. Мне многие могут возразить, что критикой люди часто хотят помочь. На мой взгляд помощь должна выглядеть как конкретные действия по решению именно того момента, который критикуется. Т.е. помощь мужчины в подземном переходе в виде совета девушке с тяжелым чемоданом: «Вы не должны его тащить сами, вам надо кого-то найти» помощью не считается. Помощь со стороны – это когда ты можешь продолжать делать то, что делаешь, только лучше, быстрее, эффективней. Это классная помощь. Это всегда нужно. И ведь что интересно, любая критика может превратиться в качественную помощь. Разделяет эти два понятия всего один вопрос: а хочешь, чтоб это было вот так? Это очень хороший вопрос, потому что вы ситуацию постороннего человека оцениваете через плохо/хорошо для себя. Вы не можете достоверно знать, как оценивает ситуацию сам человек. Представьте: пьяница лежит в луже. Вы начинаете его поднимать, а он вместо того, чтоб ухватиться за последнюю возможность добрести домой, просто отталкивает вас и ложится в ту же самую лужу. Потому что на данный момент ему ТАК хорошо, то что ему нужно. Оставим в стороне этическую сторону вопроса. Безусловно есть случаи, когда надо оказать помощь через сопротивление. Но в большинстве случаев, такой необходимости нет. Один забавный случай критики рассказывала моя преподавательница живописи: Однажды она, уже заслуженный преподаватель, рисовала где-то на природе, на улице, не помню детали, и было там много наблюдающих. И один мужчина начал подсказывать: ты не так рисуешь, вот там надо повыше, а там темнее. Она какое-то время это терпела, а потом подошла к нему, всунула в руки кисточку и сказала: на, покажи как надо. Как вы думаете, что было потом? И напоследок о «надо». Я очень не люблю когда мне говорят, что надо было вот так сделать. Сам собой напрашивается вопрос: КОМУ надо-то? Не думайте, что я огрызаюсь или кидаюсь на людей с этим вопросом, обычно я его произношу с заглядыванием в глаза и искренним удивлением: «кому?». Люди теряются Я вообще люблю задавать неожиданные вопросы, это очень хорошо раскрывает истинную сущность людей. Но об этом как-нибудь в другой раз. Чем я хочу подытожить. Нас критикуют – мы критикуем. Когда критикуют нас – это несправедливо и обидно, когда критикуем мы – это полезно и конструктивно. Помните, что все что вы делаете, прежде всего говорит о вас. И когда вы кого-то критикуете, это о вас говорит больше, чем о самом критикуемом. И в то же время не бойтесь критики - это большей частью не о вас. И еще один совет – это уже книжный, но я не помню откуда. Когда вам дают советы, предостерегают, критикуют, смотрите прежде всего на то, чего сам человек достиг в этой области. Часто получается так, что наши родители пытаются нас ограждать от того, чего боятся сами, а друзья удерживают от хороших новых начинаний, просто потому что для них это кажется невозможным. Поэтому, если хотите знать правду о своей работе, спрашивайте совета и критики у тех, кто чего-то в этом деле достиг, и вам нравится результат. Иногда для этого приходится приложить усилие и проявить изобретательность, но ЭТА критика от ЭТОГО человека ВАМ принесет МАКСИМАЛЬНУЮ пользу. Рейтинг: +12 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А о кртитке - это просто настолько наболевший вопрос каждого начинающего творца, что мне очень хотелось раскрыть эту тему.
И к сожалению, очень часто самая колкая критика приходит от самых близких людей, которые просто еще не погрузились в тему.
Поэтому я и предлагаю некоторые способы защиты своего мозга от преждевременного съедания
Ну, почему же? Есть такие, что впервые взявшись за перо или кисть, или еще что-нибудь, уже уверены, что они гении... по умолчанию!
В большинстве случаев верно, но не всегда... Если у человека абсолютный слух, он сразу заметит чью-то фальшь. Даже если сам не только не умеет петь, но даже если у него вообще нет голоса. Я умею строить, но проверить вертикаль или уровень прошу людей, которые ничего не понимают в строительстве, но зато у них хорошее зрение... А когда я написал радиоспектакль, то прежде чем пустить его в эфир, спросил совета у детей. Потому что им виднее - интересная сказка, или нет. Все ли в ней понятно, или надо что-то доработать. Даже если они сами еще ничего не написали, слушать-то им! Поэтому их мнение в этом вопросе для меня самое ценное .
А если серьезно, я всегда благодарен за критику, даже если она неконструктивна, непрофессиональна или недальновидна. Но ведь человек старался! Работа критика не менее сложна, чем работа писателя. Она требует хорошей профессиональной подготовки, отнимает время и силы... и почти никогда не оценивается по достоинству! А сам я критиковать не люблю... лень!
Насчет благодарности любой критике - по сути если она недальновидна, она может быть просто ошибочна.
Я считаю, что сейчас на человека сваливается столько информационного шума, что он просто не может себе позволить так расточительно расходовать свое внимание, как выслушивание и оценка всей критики.
А качественная критика действительно большой труд. Я считаю, что за критику даже нужно платить. Обычно люди, которые заметят ваши ошибки, причем заметят их в гораздо большем количестве, чем большинство, скорее промолчат. И к ним надо идти на поклон, и брать у них уроки. Так делаю я. Я знаю, что такой человек за один сеанс общения со мной, продвинет меня в моем умении на 10 ступеней выше, чем тысяча случайных зрителей.
А это - как медицинские советы дилетантов! Можно выслушать все, что скажут, но ведь никто не заставляет этому слепо доверять . С другой стороны, может, что-нибудь и поможет... главное, не переусердствовать и не "кушать заячий помет" .
Так за нее и платят! Но только когда заказывают, а не когда сами навязываются.
а платят за ПОЛОЖИТЕЛЬНУЮ критику...
ну, или конкуренты. Но тогда уж платят за отрицательный отзыв! )))
Так что да, поначалу надо выбирать себе критиков и беречь себя
А здесь отнюдь не волки собрались, а вполне адекватные люди. И быстее ничего не поставят и промолчат, чем будут минусить и критиковать.
Согласна!
И принимать это как отчет о проделанной работе.Типа "колесо прикрутила, а отвалится оно или нет это уже поздно думать.Дело сделано.А если не согласны ,то я что из-за вас всё разбирать должна?".Безопаснее так колесо прикрутить самой себе.Не будет загубленных душ и не будет судебных исков о причинении вреда, плохо исполненной работой, халатностью как это называется. Ну, это я так о колесе.
Бояться людей не согласных с тобой, бояться мнений о том что можно было сделать лучше.По моему мнению просто не развиваться, я не о умственной способности.А о направлении в какой-то области за которою беремся.Если остро реагируешь на критику значит знаешь "напортачила", "не доработала", "не просчитала".А за обиды прячешь элементарное не желание идти дальше не допуская ошибок, и ленность."Да не хочу я переделывать как сделала так и носите."
Я не знаю о чем говорил автор, какой конфликт у него возник и с кем, да это и не важно.Важно как человек относится сам к себе.Страх критики говорит скорее не о его гениальности и самолюбии, а о элементарном не желании чего-либо достичь.Это хорошо известно людям творческим, свои первые работы они как раз выставляют для обозрения и критики, чтобы понять и рассмотреть свои недочеты и ошибки.Это и называется достижение мастерства путем проб и ошибок.Не будешь это делать так "серостью" с полуфабрикатами и останешься никому не интересный и не востребованный. Это известно всем творческим людям и не только им, не важно в какой сфере деятельности они пытаются достичь совершенства.Или хотя бы признательности и стать по крайней мере заметными, а не "серой массой".
Никогда ни один творческий человек не бывает доволен своей работой, потому как ему всё время кажется что можно сделать не так, лучше, проще, многозначительнее. Если он доволен это уже тупик, всё он вычерпал себя, уничтожил.А глаз "замыливается" поэтому чтобы порой понять где буксуешь нужны чужие глаза и мнение.
Потому как вопрос не в том что "запаковал товар и отправил", вопрос в том чтобы тебе его не вернули обратным рейсом и не сменили поставщика, даже порой без объяснения причин.И вот когда некому будет отправлять, задумаешься и пересмотришь свой товар чуть ли не с лупой ища в каком месте схалтурила и где брак.А уж коль боишься возврата, или "мое дело сделать , а вы носите".Тогда ходить в том, что делаешь надо самой не предлагая другим.Не будет ни критики, ни стремлений, ни заинтересованности других в твоем изделии.И как сотворенное носится, стирается, гладится, выглядит придется судить только самой.Зато на душе спокойно.
Просто прежде чем предлагать кому либо, надо быть уверенным что именно это им и надо.А не только тебе.
Это я так говорю на тему "производство товара и его реализация".Кстати эти же законы применительны и во многом другом. Хочешь быть читаемой, хочешь чтобы в тебе испытывали заинтересованность, будь готова что твоим мысли не всем по душе или работа.Льстить могут, но даже льстицам это надоедает.И они уходят дальше.
Но каждому как говорится своё и каждому свои перспективы.Нравится так живите так, не нравится меняйтесь.Ибо можно остаться и одному и не интересному со своими порывами и мыслями.
Это не критика и не совет скорее жизненный опыт. Прислушиваться к нему или нарабатывать через шишки свой это право каждого.Главное не обозлиться после этих шишек на весь мир.А всё остальное от желания.
Мои конфликты в данном случае ни при чем. Я просто как модератор сообщества кукольного постоянно наблюдаю кровопролитные битвы - от "я так вижу" до "почему вы меня не слушаете".
Совершенствоваться надо, но это делается не за счет принятия всей критики, которую вам скажут где бы то ни было. И фильтровать ее бессмысленно. Надо выбирать учителей и критиков, которые ответственны за ваш результат.
У меня был преподаватель после критики которого я просто не могла пять минут от смеха остановиться, чего и всем желаю.
При том что иногда мы с ним просто таки сражались, но об этом я чуть позже расскажу.
Любую критику нужно воспринимать, а вот принимать её к сведению или как решение это уже зависит от целей и задач автора.Я кстати сказать произвожу и разрабатываю одежду. И очень сильно завишу не от желаний и своего "а я так хочу", а от того кому это надо.Потому как у меня "производство-товар-потребитель-деньги".Выпадет потребитель выпадет всё.Буду работать на склад, для себя "в стол".
Бывает как раз в критике совершенно неприметного человечка порой слишком далекого от самого процесса и даже знаний, находишь ответ на проблему с которой мнение "великих мастеров, и учителей" не способно справиться.
Но это ваше дело.Серых дел мастеров у нас везде и всюду масса, талантов мало и работ значимых заметных таких чтобы душу не отпускали тоже мало.А может это и к лучшему, выходят действительно значимые фигуры, а остальные просто фон.
А про конфликты я оговорила, чтобы не возникло желания сразу мои слова рассматривать как слова участника чего-либо или поддержка кого-либо.Обычно такие вещи пишут люди на кого то или на что-то обиженные.Чтобы показать "вам этого нельзя".
Всё написанное говорит о предложении автора интересоваться его работами только тех кто согласен, кто будет поддакивать и восхищаться.То есть заранее обнесли флажками.И уверены, что таких много останется ? Можно ведь в этом кругу и одной остаться.А как понимаю это не планируется.Интерес к личности подогревается его работами, а совсем не его самолюбием и самомнением.
Хотя дело ваше, врят ли именно я захочу прочесть что-то из ваших трудов и заинтересоваться работами.Просто не интересно когда мыслить надо в рамках строго обозначенных автором.
Впрочем думаю моё мнение автора будет интересовать еще меньше.Что же удачи в кругу почитателей.
О том кто больше говорит о себе в данном случае - я уже начала сомневаться. Вы уже пять раз сказали о том что вы производитель одежды, и кто после этого больше пиарится непонятно. Но это на вашей совести.
Если вы меня не будете читать или будете - это ваше личное дело. К любому мнению найдется 100 согласных и 100 несогласных. И ориентироваться только на вас я тоже смысла не вижу.
Насчет остального, даже если что-то из того что вы говорите имеет место быть оно высказано так, что не требует диалога, не требует доказательств, вы закрылись и отгородились, так что действительно не вижу смысла на остальное отвечать.
А читатель , простые люди могут быть согласными или нет с мнением автора. Потому как у всех свой жизненный опыт и свои взгляды, на те или иные вещи. На этом сайте люди пишут тогда когда хотят что-то донести до других, что-то важное для них. Есть рассказы придуманные автором , стихи , и всё остальное. Но большинство пишут о том , что пережили сами, об увиденном, о своих мыслях. Специфика этого сайта такая, что пишут люди не обязательно писатели, журналисты. И даже никогда до этого не писавшие.Простые люди , так же читают их тоже простые люди , а не именитые критики и преподаватели литературных факультетов и журналистики.
Никто не придирается ,что конь у автора статьи или записи не той породы которая должна быть в это время и в этой местности. Не такое платье и не соответствует прическа героине, главное это как герой или героиня справились с ситуацией в которую поставил их автор, что вынесли из ней и чему научились. Люди высказывают своё мнение по жизненным ситуациям, согласны они с мнением автора или нет. Почему мнение автора должно быть в этом случае единственно верным, а может стоит посмотреть с иной стороны и ситуация стала бы иной.
А если разгонять всех кто не так на мир смотрит как автор, то простите читать, кто будет? Автор сам себе перед сном? Если автору приятно только своё мнение о ситуации, которую он хотел донести до читателя, так пусть он с ней и сидит. Сам для себя пишет.
Другое дело если автор пишет для иных целей, например как вы сказали, для пиара своей деятельности, для распространения её в массы. То есть , чисто рекламируя свой товар, тут понятно что чьё-то мнение не нужно. Цель -распространить, а значит отзывы должны быть только положительными. Выставляются галереи работ с ценами на товар. Но дело в том, что это не на таком сайте как Джулия. Тут люди общаются и пишут. Не для движения товара, а для общения .
Поэтому какой учитель, наставник, куратор тут может быть чтобы мягко критиковать и направлять того кто пишет о увиденном, пережитом, наболевшем и так далее? Здесь на сайте их просто нет. Если и поправляют, то чисто по ошибкам, по правильности написания и передачи стилистики, орфографии и так далее. И то делают это в довольно мягкой форме.
Если автору точно удалось донести свою мысль , с этим могут соглашаться или нет. Но с мыслью, опытом, решением проблемы. А не с личностными амбициями автора.
Вот это я и пыталась вам сказать. А не пиарить что - либо. Мне к счастью не надо этого делать, так как на этом сайте никто меня не интересует как потенциальный клиент моей работы. Мне важны люди и их общение, а не движение и продажа производимого товара. Мне и без сайта есть, где реализовывать то, что делаю. Это был просто пример, образ которым я хотела донести мысль. И ничего более. Поэтому странно звучит мнение о пиаре и моей совести. Не нужно всё сваливать в одну кучу, не всем нужно «двигать « свою деятельность и зарабатывать в интернете. Некоторым интересно просто общение с мудрыми, интересными , увлеченными чем-либо людьми. Только и всего. И это всё ,что я пыталась сказать, приводя пример и высказываясь по поводу поднятого вопроса.
Хотя может вы говорили о критике вообще как о явлении.Тогда я просто о другом, о нашем сайте и критике на нем именно.А не о критике в целом работы.
Да там есть именитые мастера с признанными работами, кукольники только достигающие определенного признания.И мнение и критика этих мастеров действительно весома и важна, как важна их коррекция работ. И каким боком это всё к сайту Джулии? Критика? Ну, так здесь совершенно иная специфика.
Ты обрати внимание комментарии все о Джулии о её ситуациях.А автор опять же подымает проблемы свойственные другому сайту ,сайту кукольников. Какие у нас учителя, кураторы работ и преподаватели курсов?
Получается, что автор и те кто пишут комментарии говорят совершенно о разных вещах.
То что говорится в записи и то, что говорит сам автор в комментариях по сути отторгают одно другое. В записи четко говорится что никаких замечаний не принимается на окончательном этапе работы и принимается критика только от преподавателей, учителей то есть мастеров с признанным именем и наработанным умением.
Применительно к Джулии её слова должны звучать так что написала статью,и поставила , а вы читайте. И молчите так как статья уже на обозрении читателей. И критика принимается только от мастеров. Это простите как? И это кого?
Ведь сколько поднималось тем, что нельзя выставлять сырой материал и так далее.В этом проблема нашего сайта, в "сыром материале". А там то совсем другая.
Я вначале не поняла, почему человек так воспринимает всё. А потом дошло, о разных сайтах речь.Разговор о наболевшем на кукольном, но вставлен в сайт Джулии. При чем нигде не говорится, что не о Джулии речь. А заявляется как о "Очень давно назревшая тема"...
Идет противоречие и расхождение обсуждения комментарии о Джулии, а автор о кукольном сайте.Посмотри.
Понятно, что вопрос критики важен везде , но специфика сайтов разнится.Как можно то что относится к одному сайту, что назрело на нем и то что по специфики понятно именно на этом сайте, брать и переносить на другой совершенно иной? Не понимаю.В комментариях автор опять же говорит о кукольном сайте.Он то к Джулии каким боком?
Вот скажи Катюша какой наставник подкорректирует твои жизненные истории и поднятые проблемы? Орфографию, стилистику и так далее, но это понятно. А мнение людей по ситуации не важно? Прости , но это всё равно что в японском ресторане сидеть и ругать повара, что он не умеет готовить борщ.
Хочется поговорить о кукольном сайте и его проблемах, да пожалуйста ,но только оговорить надо о каком сайте речь.Хочешь говорить о Джулии говори применительно к этому сайту. О критике как о явлении, ну по крайней мере поинтересуйся спецификой обоих сайтов.Или я не права? Каша какая-то выходит.Как не критиковать когда всё просто свалено в одну кучу, а вы сами разбирайтесь какой кусок пирога с мясом ,какой с капустой. Так получается? Ты то тоже говоришь о Джулии, и я о Джулии и остальные о ней же родимой. А автор о чём ? Или я торможу чего-то?
Тогда я двумя руками за критику "сырого материала", если не только мне кажется, что запись не имеет к Джулии отношения.
да я так и поняла и, пардон, поставила за пост "минус", что делаю крайне редко.
а кто сказал, что здесь нет таковых?
вот выберете себе и показывайте только ему!
Если, допустим, опубликована статья, которая мне не понравилась, думаю , я имею право сказать это и высказать свою точку зрению, хотя и не являюсь профессиональным писателем или критиком. если вы пишите для , будем говорить "публики", а не для критиков, то будьте готовы к тому, что и одобрять и критиковать вас будет та самая, читающая публика, хотите вы этого или нет...
Статья не о том, что я не хочу критики, а о том, что делать тем, кто только начинает какое-то дело, и сомневается.
Очень многие разворачиваются в самом начале, хотя результаты вполне удовлетворительные, и чаще всего разворачиваются как раз самые талантливые, чувствительные и ранимые люди. Для твердолобых и толстокожих все ни по чем
И вот тогда я подумала, почему многие так болезненно относятся к критике своих работ. Представьте что к вам подойдут и скажут, что у вашего ребенка зубы криво растут, надо скобы ставить. Или еще того хуже - пора вашей девочке уши проколоть. Вот это отношение, оно появляется намного раньше, чем мастерство. Поэтому я всем рекомендую сначала идти учиться и получать критику у своего преподавателя, а потом уже прислушиваться к критике посторонних.
Кроме того, есть такое вполне серьезное направление как куклотерапия, которая в свою очередь выявляет очень прочные связи человека со своей куклой, что конечно же порой отражается на авторе
Но я хочу сказать, что любой художник или кто работает с художниками, а особенно получает от этого какой-то профит (например преподаватель частной школы), очень деликатно преподносит свою критику, хотя бывают срывы конечно, вроде тех "ну как вы можете этого не видеть!!!" Но это другая история...
Все вышесказанное я не отношу к статье. Просто мне бы хотелось поговорить не о себе и не о том, как я пишу, а о проблеме критики и о тех, кто что-то делает, или начинает делать и имеет определенные трудности с оценкой другими своего детища.
согласна на все 100.
Как я могу дать конкретный совет: "Научитесь писать!" ?
Мне поначалу говорили, что мой слог немного сумбурен, хотя и читается вроде легко. Я не обижаюсь на подобную критику ни когда, ведь это мнение читателя. Стараюсь совершенствовать свою писанину. И, как мне кажется, стала писать намного лучше.
Дам один совет - пишите то, что идет от сердца... "Выдавленный из пальца материал" вряд ли оценят! Я и сама начинала горе-автором, которому просто хочется писать и есть пару статей в моем творчестве, которые сейчас мне кажутся абсурдными, но на время их ваяния я считала их верхом писательского искусства!!! Стоит порой прислушаться ко мнению со стороны и стремиться к лучшему... И помните - нет предела совершенству!!!
А пишу я всегда от сердца. Мне вообще сложно представить, как можно писать по-другому.
Оставить свой комментарий