Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
5 класс. Морфология
Основная цель учителя р.яз. – повторить и закрепить знания, полученные в нач. школе. Поскольку весь школьный курс строится на морфологическом принципе (он является предпочтительным в изучении любого языка и ведущим в изучении русского), то первая тема, которую должны изучить 5 классники, как только они попали в мои цепкие рки))), это «Морфология».
С учениками я прямо на уроке рисую памятку, которая сопровождает их аж до 7 класса. Памятка на все морфологические случаи школьной жизни. Поэтому я называю ее "золотая". А конкретнее - "золотой мешок". Делать ее весело и увлекательно. Согласитесь, не свойственно на уроке русского вырезать, рисовать, раскрашивать и возиться с цветной бумагой. Складываю альбомный лист пополам и вырезаю мешок. Дети повторяют за мной. Сверху пишем заголовок «Части речи». Снова закрываем мешок и в сложенном виде держим перед собой. - Давайте все- все слова русского языка возьмем и сложим в один мешок. Хорошо потрясем. (Ученики усиленно трясут свои мешки – то вправо, то влево, стучат о головы и шмякают о парты, громко хихикая))). Потрясли? А теперь развернем мешок. Слова невидимы, но все они распределились по полочкам, по группам. Похожие слова узнали друг друга и встали рядом. Вы в классе же дружите группами. Слова так же. И эти группы мы с вами напишем. Теперь в классе наступает тишина, потому как у меня дисциплина «железная». - Сначала они делятся на две части. Одна называются «самостоятельные», а вторая «служебная». Скажите, что значит «самостоятельный»? Ну вот хотя бы какого человека можно назвать самостоятельным? (Ответы маловразумительны, но смысл в том, что самостоятельный человек делает, что хочет. Обычно говорят « самостоятельный человек ведет свой бизнес». Ну и ладно, неплохая аналогия) А «служебный»? (Ответы сводятся к слову « Несамостоятельный», какой-нибудь шибко умный ребенок скажет «зависимый» - браво ему). Верно. Служебные части речи помогают самостоятельным. Разворачиваем мешки, ниже заголовка «Части речи» на одной половине пишем подзаголовок «Самостоятельные части речи», на второй – «Служебные части речи». Проговариваю медленно и четко: - Самостоятельные части речи имеют больше прав, поэтому у них целых два значения: лексическое и грамматическое. А у служебных есть только грамматическое значение. Понимаю, что эти значения для вас, как темный лес – ничего непонятно (дети кивают). Что это за значения, узнаем позже, на следующих уроках. Сейчас просто примите это. Потом под каждым подзаголовком составляется список. Как видно из памятки, списки полные и включают в себя все части речи русского языка. Даже те, которые не изучаются в 5 классе. Но памятки сопровождают ребенка до 7 класса и дальше. И моя цель состоит не в том, чтобы «убить» ребенка обилием информации, а дать ему полную картину морфологической структуры языка. Это удочка с дальним закидом, на несколько лет вперед. А что? Дети только выигрывают! Для хранения памяток дети заводят папки. Можно простые скоросшиватели. Периодически я собираю и проверяю их. Оценка ставится в журнал, поэтому папочки ведутся всеми. Да и увлекательное это занятие. Я разрешаю оформлять памятки разными цветами, рисовать сердечки и цветочки, всякие загогулины и узоры))) Мне все равно, в каком виде эти памятки будут, главное, чтобы были. И еще один закон – памятки обязательно выполняются от руки, никаких распечаток с принтера! Обоснование чисто психологическое – ребенок крепко-накрепко запоминает информацию, когда пишет рукой. Ношение папок на каждый урок обязательно! И в классе выбираются трое (по одному на каждый ряд) ответственные, которые проверяют наличие папок перед каждым уроком. Кем назначаются? Нет-нет и нет, не мной. Делать мне больше нечего, вмешиваться в самоуправление детей. Сами разберутся и сами назначат. Да и подчиняются проверке охотнее – сами в назначении участвовали. Попутно под мою диктовку дети на отдельном листке пишут информацию к «Золотому мешку»: «Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение. Служебные части речи имеют только грамматическое значение. Самостоятельных частей речи 9. К ним относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния, причастие и деепричастие. Служебных частей речи принято различать 4. К ним относятся предлог, союз, частица, междометие со звукоподражательными словами и словами речевого этикета». Текст заучивается наизусть и сдается мне лично. Принимаю в виде зачета. При ответе можно пользоваться памяткой. Рейтинг: +9 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
ОГО!!!
Прошу Вас, проясните вопрос "Виды связей в словосочетании" 8 класс. В учебнике настолько невнятно написано, что ужас.
Оставить свой комментарий