Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 37


Тест

Тест Пушкарева или Клочкова?
Пушкарева или Клочкова?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





5 класс. Морфология

Основная цель учителя р.яз. – повторить и закрепить знания, полученные в нач. школе. Поскольку весь школьный курс строится на морфологическом принципе (он является предпочтительным в изучении любого языка и ведущим в изучении русского), то первая тема, которую должны изучить 5 классники, как только они попали в мои цепкие рки))), это «Морфология».
 
С учениками я прямо на уроке рисую памятку, которая сопровождает их аж до 7 класса. Памятка на все морфологические случаи школьной жизни. Поэтому я называю ее "золотая". А конкретнее - "золотой мешок". Делать ее весело и увлекательно. Согласитесь, не свойственно на уроке русского вырезать, рисовать, раскрашивать и возиться с цветной бумагой.
Складываю альбомный лист пополам и вырезаю мешок. Дети повторяют за мной. Сверху пишем заголовок «Части речи». Снова закрываем мешок и в сложенном виде держим перед собой.
 
- Давайте все- все слова русского языка возьмем и сложим в один мешок. Хорошо потрясем. (Ученики усиленно трясут свои мешки – то вправо, то влево, стучат о головы и шмякают о парты, громко хихикая))). Потрясли? А теперь развернем мешок. Слова невидимы, но все они распределились по полочкам, по группам. Похожие слова узнали друг друга и встали рядом. Вы в классе же дружите группами. Слова так же. И эти группы мы с вами напишем.
 
Теперь в классе наступает тишина, потому как у меня дисциплина «железная».
- Сначала они делятся на две части. Одна называются «самостоятельные», а вторая «служебная». Скажите, что значит «самостоятельный»? Ну вот хотя бы какого человека можно назвать самостоятельным? (Ответы маловразумительны, но смысл в том, что самостоятельный человек делает, что хочет. Обычно говорят « самостоятельный человек ведет свой бизнес». Ну и ладно, неплохая аналогия) А «служебный»? (Ответы сводятся к слову « Несамостоятельный», какой-нибудь шибко умный ребенок скажет «зависимый» - браво ему). Верно. Служебные части речи помогают самостоятельным.
 
Разворачиваем мешки, ниже заголовка «Части речи» на одной половине пишем подзаголовок «Самостоятельные части речи», на второй – «Служебные части речи». Проговариваю медленно и четко:
- Самостоятельные части речи имеют больше прав, поэтому у них целых два значения: лексическое и грамматическое. А у служебных есть только грамматическое значение. Понимаю, что эти значения для вас, как темный лес – ничего непонятно (дети кивают). Что это за значения, узнаем позже, на следующих уроках. Сейчас просто примите это.
 
Потом под каждым подзаголовком составляется список.

Как видно из памятки, списки полные и включают в себя все части речи русского языка. Даже те, которые не изучаются в 5 классе. Но памятки сопровождают ребенка до 7 класса и дальше. И моя цель состоит не в том, чтобы «убить» ребенка обилием информации, а дать ему полную картину морфологической структуры языка. Это удочка с дальним закидом, на несколько лет вперед. А что? Дети только выигрывают!
 
Для хранения памяток дети заводят папки. Можно простые скоросшиватели. Периодически я собираю и проверяю их. Оценка ставится в журнал, поэтому папочки ведутся всеми. Да и увлекательное это занятие. Я разрешаю оформлять памятки разными цветами, рисовать сердечки и цветочки, всякие загогулины и узоры))) Мне все равно, в каком виде эти памятки будут, главное, чтобы были. И еще один закон – памятки обязательно выполняются от руки, никаких распечаток с принтера! Обоснование чисто психологическое – ребенок крепко-накрепко запоминает информацию, когда пишет рукой.
 
Ношение папок на каждый урок обязательно! И в классе выбираются трое (по одному на каждый ряд) ответственные, которые проверяют наличие папок перед каждым уроком. Кем назначаются? Нет-нет и нет, не мной. Делать мне больше нечего, вмешиваться в самоуправление детей. Сами разберутся и сами назначат. Да и подчиняются проверке охотнее – сами в назначении участвовали.
 
Попутно под мою диктовку дети на отдельном листке пишут информацию к «Золотому мешку»:
«Все части речи делятся на самостоятельные и служебные. Самостоятельные части речи имеют лексическое и грамматическое значение. Служебные части речи имеют только грамматическое значение. Самостоятельных частей речи 9. К ним относятся имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния, причастие и деепричастие. Служебных частей речи принято различать 4. К ним относятся предлог, союз, частица, междометие со звукоподражательными словами и словами речевого этикета».
 
Текст заучивается наизусть и сдается мне лично. Принимаю в виде зачета. При ответе можно пользоваться памяткой.



Оляля3   30 августа 2011   3710 3 6  


Рейтинг: +9








Комментарии:

Рина7 # 30 августа 2011 года   +1  
Спасибо огромное! буду применять и в школе у себя и сына учить!!! вы - молодец! очень меня вдохновляете!!!!
Оляля3 # 30 августа 2011 года   +2  
Сейчас педагоги сами себя не поддержат - школа умрет. Вы не отставайте - выкладывайте свое. Я прекрасно знаю, какая в этом необходимость. По 1 образованию я учитель нач. классов. Поэтому с 1 по 11 классы - это моя территория.
YanaOwl # 30 августа 2011 года   +1  
Оляля пишет:
Поэтому с 1 по 11 классы - это моя территория.

ОГО!!!
ната_sweet # 30 августа 2011 года   +1  
интересный способ!очень мотивирует деток
Оляля3 # 30 августа 2011 года   +1  
Спасибо! Главное, чтобы пригодилось ))))
Мыышка1 # 3 ноября 2011 года   0  
Оляля, спасибо огромное! У меня ребёнок на Семейном Обучении (т.е. в школу не ходит, только экзамены сдаёт в конце четверти), поэтому для меня лично Ваши статьи это настоящая находка!
Прошу Вас, проясните вопрос "Виды связей в словосочетании" 8 класс. В учебнике настолько невнятно написано, что ужас.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.