Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 44


Тест

Тест Пушкарева или Клочкова?
Пушкарева или Клочкова?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





5 класс. Словообразование. Часть 1. Терминология.

Одна из самых малопонятных и сложных тем в школьном курсе русского языка. Но проходить с детьми как-то надо, куда деваться? Словообразование – это моя головная боль. Но несколько лет назад я ввела в работу свою разработку, и до сих пор «болею» да провожу. Результаты оказались блестящими! И мне не жаль потраченных моих сил и времени.
 
Сразу оговорюсь, что тема «Словообразование» включает в себя несколько подтем, самой популярной из которой является «Состав слова». В материалах ЕГЭ и ГИА тоже есть задания, в которых надо вычленить в предложенных словах какую-либо морфему. А так просто, «на мах», «интуитивно», определить не получится. Надо разбираться, что к чему. Слова в экзаменационных тестах «с заковыркой».
 
Например, определите суффикс в словах:
Девочка
Ласточка
Кнопочка

Вроде несложно, да? На 1 взгляд, везде одинаково – очк-. А на самом деле, только в слове «девОЧКа». В слове «ласточка» суффикса вообще нет, а в слове «кнопочКа» суффикс –к-.
 
На материале, который предлагается по школьной программе, состав слова определяется с трудом. Моя разработка спорная. Может, кому и не понравится. Но я ее представлю, тем более что поступила заявка.
Итак, начинаю с того, что объясняю сначала термины, которыми будем активно пользоваться.
 
1. «Производное слово»
- Представьте, ребята, что вы посадили семечко. Самое обыкновенное семечко. Все лето поливали из лейки, рыхлили почву, удобряли, пололи. И выросла из семечка тыква. То же и со словами. Взяли одно коротенькое словечко, добавили в него разных морфем, и получилось новое слово, длинное и красивое, с новым смыслом, с новым составом. Получили слово, которое мы будем называть «производное слово». Точно так же, как вы «произвели» тыкву, мы будем производить новые слова.
 
Примерное задание: найдите производные слова в списке
Лесок, пробежать, книга, подоконник, окно, лес, бежать, книжка.
Слова «лесок», «пробежать», «подоконник», «книжка» будут производными. А как они образовались?
Лесок - лес
пробежать - бежать
подоконник - окно
книжка - книга
 
2. «Способы словообразования». Для этого нужно повторить, какие морфемы дети изучили в нач.школе.
Окончание – самая «неустойчивая» морфема. Она вечно меняется, ухватить ее сложно, Она то одна, то другая. В учебнике так и прописано, что это изменяемая часть слова. Как на нее надеяться в словообразовании? А мы и не будем надеяться, окончание отвечает за грамматическое значение слова, а в словообразовании она никакого участия не принимает, так что мы ее будем игнорировать. Нет, прописывать мы ее, конечно, пропишем. Что же за слово без окончания? Но вот внимания на нее уделять станем полный нуль.
 
Корень – ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ морфема. Нет ни одного слова без корня. Маленький, пускай даже из одной буковки, но корень в слове есть всегда!
*Информация для родителей – есть крайне редкие исключения в русском языке, когда в слове нельзя выделить корня, но детям не надо этого знать, а то запутаются.
 
Все, что есть до корня называется приставкой.
 
А все, что следует сразу после корня, является суффиксом. Самая «капризная» морфема. Постояно в прятки играет. Суффиксов в слове может быть и один, и два, и три. Может и вообще не быть. Но мы суффиксы все равно будем ловить.
 
А теперь непосредственно и сами «Способы словообразования»
- Добавлять в слово можно приставку. Тогда способ образования будет называться «приставочный». А если добавим суффикс, то «суффиксальный». А еще можно и приставку, и суффикс сразу. Тогда это будет «приставочно-суффиксальный».
Пока все просто.
 
3. «Производящая база» - самое трудное понятие. Попотеть придется немало((( Постоянно с этим мучаюсь.
Начинаю с того, что возвращаюсь к семечкам.
- Мы посеяли семечко. Семечко является «производящей базой», то есть тем материалом, из которого вырастает огромная-огромная тыква! А если мы захотим съесть огурец? Мы тоже используем семечко. А помидор? А редиску? А морковку? Для них всех используется производящей базой семечки. А кто видел, как мама разводит герань? Тоже семечки сажает? (Обычно дети видели не раз, как мама разводит комнатные растения, и знают, что герань разводится черенками или отводками. Герань – мое изобретение, можете придумать свое). Так вот, производящей базой может быть семечко, а может и черенок. И тоже вырастет!
В словах тоже есть разные производящие базы. Их только две: слово для словообразования можно взять целиком, и можно только основу.
 
*Родителям на заметку: окончание – морфема коварная. При образовании нового слова надо иметь в виду, что за одним прописанным окончанием тянется целый шлейф всех окончаний, которые получается при изменении слова. Например, существительное «доска». Вот вроде как в наличии только окончание –а. Но давайте разберемся, как изменяется стандартное русское существительное? По падежам и числам. Умножьте 6 падежей на 2 числа и получите 12 форм одного только слова. То есть маленькая буквочка «–а» является лишь вершиной айсберга. Если мы будем производит новое существительное «досочка», мы должны окончание отбросить. Если этого не сделать, получится, что в новом слове между корнем и суффиксом сохранится изменяемая морфема. Пока малопонятно, надо разбираться на конкретных примерах.
 
Детям говорю следующее:
- Если мы используем суффиксальный и приставочно-суффиксальный способ, то производящей базой будет основа. Если приставочный – то производящей базой будет слово целиком.
 
(продолжение следует)



Оляля3   30 августа 2011   3555 0 1  


Рейтинг: +6




Тэги: русский язык





Комментарии:



Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.