Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
5 класс. Словообразование. Часть 2. Словообразовательный разбор (письменный и устный)
На этом этапе перехожу к практике. И сразу все становится понятно. Начинаю с простейших примеров.
Суффиксальный способ. Например, существительное «столик». Оно производное, потому что есть существительное «стол». Мы только добавим к нему суффикс –ик-, и все, образовалось новое существительное. Как это выглядит в записи? Не забываем, что используем суффиксальный способ. То есть производящей базой будет являться основа. Письменный образец: Так, разбор написан. Но этого маловато. Надо теперь еще и озвучить его, то есть дать устный разбор. Вот с этим БОЛЬШИЕ трудности!!! Устный образец: «Существительное «столик» образовано от основы существительного «стол» с помощью суффикса –ик- суффиксальным способом». Приставочный способ. Например, глагол «прочитать». Этот глагол является производным, потому что есть глагол покороче «читать». К нему надо только добавить приставку про-. Способ приставочный, поэтому окончание убирать не нужно, пусть себе от одного глагола переходит к другому. (У стандартного русского глагола 7 окончаний. Он изменяется по лицам и числам и еще неопределенная форма глагола. Поэтому формула следующая: 3 лица умножаем на 2 числа и плюс 1 инфинитив = 7 окончаний), Производящей базой в данном случае является слово целиком. Письменный разбор выглядит следующим образом: Устный образец: «Глагол «прочитать» образован от целого глагола «читать» с помощью приставки про- приставочным способом.» Приставочно-суффиксальный способ. Используется, когда невозможно ограничиться добавлением одной морфемы для образования нового слова. Например существительное «подбородок». Производное? Еще какое! Производящая база – существительное «борода». Суффикс добавлять будем? Будем! Значит, окончание «-а» игнорируем и берем лишь основу. Но этого мало. Получится только «бородок». А такого слова и нет. Сразу же вместе с суффиксом приставку добавлять нужно. Письменный образец: Устный образец: «Существительное «подбородок» образовано от основы существительного «борода» с помощью приставки под- и суффикса -ок- приставочно-суффиксальным способом» Трудно? А как же! Но поверьте, что 5классники эту тему берут! Конечно, не сразу. И решают подобные задачки с удовольствием. Я провожу всю эту работу в две недели. Две недели пыхтим, ошибаемся, спотыкаемся, возвращаемся, но после – красота!!! Даже состав слова объяснять не надо, автоматически разбирается. И писать грамотнее в разы начинают. А как же – морфемы-то вот они, все налицо! Сразу различаются. Проводила диктант до и после изучения словообразования. В первом случае десять учеников получили двойки из 26 писавших (1 приболел). Во втором случае была одна двойка из 27 писавших (получил ее очень слабый ученик, который все равно бы не написал даже на тройку). PS: Поскольку ТАК ПОДРОБНО тема «Словообразование» в программе не предусмотрена, а вся эта информация является лично моей инициативой, двойки по этой теме я не ставлю. Решайте сами, будете ли вы заниматься так, использовать только краткие моменты или вообще решите «не забивать голову ребенку ерундой» - дело ваше. Я-то свое дело знаю ))))) Всем-всем успехов в учебе! И родителям, и ученикам! ))))) Рейтинг: +9 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Конечно, придут люди!
Оставить свой комментарий