Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ (1749 – 1802)
Личность и мировоззрение. Во второй половине XVIII века русская литература выступала против отдельных сторон самодержавного строя – против помещичьего произвола, против злоупотребления властью. И только А. Н. Радищев, сумевший стать выше интересов своего, был убеждён в том, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние».
Как просветитель-материалист, Радищев полагал, что человек по природе не добр и не зол и что его бытие зависит от условий среды и жизненных обстоятельств; в этом случае, однако, не исчезает индивидуальность. Радищев был глубоко убеждён, что уродливые общественные отношения искажают человеческую сущность как угнетаемых, так и угнетённых, становясь гибельными как для тех, так и для других. Социальная среда, как правило, оказывается сильнее доброго воспитания и хорошего образования. Основой высокой нравственности, мерилом ценности человеческой личности Радищев считает труд. Идеал Радищева – это активный человек, осуществляющий на деле принципы «разумного эгоизма». Крепостничество (рабство) и самодержавие –– аморальны. По Радищеву, они заслуживают сурового осуждения и борьбы с ними. Ода «Вольность». В этом произведении была впервые в русской литературе поставлена и обоснована идея народной революции. «Раб, воспевающий вольность», перестает быть рабом, превращаясь справедливого мстителя, пророка грядущей революции. Он приветствует и победоносное народное восстание, и суд над монархом, и казнь последнего: На вече весь течёт народ, Престол чугунный разрушает, Самсон как древле сотрясает Исполненный коварств чертог; Законом строит твердь природы; Велик, велик, ты дух свободы, Зиждителен, как сам есть бог! В глазах Радищева абсолютный монарх – это нарушитель народного правопорядка, преступник, восставший против своего народа: Преступник власти мною данной! Вещай, злодей, мною венчанной, Против меня восстать как смел? – обращается народ к монарху. Сцену суда над царём Радищев закан¬чивает так: Единой смерти за то мало, Умри! Умри же стократ! «Путешествие из Петербурга в Москву». Книга эта представляет собою собрание художественных и документальных повестей, публицистических очерков, теоретических трактатов, философских рассуждений, политических деклараций, исповедей, писем, слов, од, объединённых внешне сюжетом путешествия из новой в древнюю столицу России, а внутренне – идеей политической борьбы с самодержавием и крепостничеством. Сюжет путешествия несет служебную функцию, облегчая автору собирание и группировку разнородного материала в стихах и прозе из русской жизни и русской истории. Российская действительность воспринимается исключительно глазами «чувствительного»» путешественника – мыслителя, философа, гражданина и простого человека. Образ путешественника – главный внешний сюжетообразующий стержень произведения. Устами путешественника и его собеседников, а иногда и путников говорит сам Радищев. Главных тем в произведении три: 1) обличение крепостничества, 2) обличение самодержавия, 3) признание неизбежности народной революции. Почти каждая глава произведения имеет вспомогательную тему, подчинённую и созвучную трём главным темам. Так, например, в главе «София» рассказывается о русской народной песне как выражении национального характера, в главе «Тосна» – о родословии дворянства, главе «Любани» – об угнетении крестьян, в главе «Чудово» – о городе как «жилище тигров» и так далее. Самую важную роль в идейном содержании «Путешествия» играют две главы – «Спасская Полость» и «Тверь», в которых наиболее ярко изобличается самодержавно-крепостнический строй России и обосновывается необходимость народной революции. Эпиграф к «Путешествию» – «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй» – взят Радищевым из восемнадцатой песни поэмы В. К. Тредиаковского «Тилемахида». Эпитеты к слову «чудище» означают: обло – круглое, жирное; озорно – творящее безобразия, беззакония; стозевно – имеющее сто глоток, жадное, ненасытное; лаяй – лающееся, ругающееся. Верный себе, писатель на многих страницах «Путешествия» показывает, как страшная российская действительность воздействует на разум и сердце людей, превращая сторонних дотоле наблюдателей, «смотревших не прямо», в «сочувственников» путешественника, выпрямляет их. «Я взглянул окрест меня – пишет Радищев, – душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою – и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы». Изображение помещиков. Помещики, персонажи «Путешествия», не имеют развернутых биографий. Радищев почти не останавливается на их индивидуальных чертах, так как видит в человеке прежде всего представителя определённого социального круга общества. Частные черты характера интересуют писателя лишь постольку, поскольку они определяются средой и оказывают, в свою очередь, влияние на жизнь окружающих. «Деяния... всегда истинныя суть черты душевного образования», – утверждает автор «Путешествия» в главе «Зайцово». Опуская детали, писатель изображает главное, т. е. то, что характерно для помещиков как сословия, угнетающего крестьян, и что с наибольшей силой показывает разлагающее влияние крепостничества на самих помещиков. Больше того, во многих главах книги («Медное», «Городня», «Вышний Волочок») Радищев совсем не изображает помещика и заменяет рассказ показом результатов его деятельности. Так, например, в главе «Любани» рассказывается о встрече путешественника с крестьянином, который на своей ниве «пашет с великим тщанием» в праздничный день. Из расспросов выясняется, что местный помещик заставляет своих крепостных шесть дней в неделю ходить на барщину. В другой главе «Хотилов» первенец свободы вкладывает в уста «гражданина будущих времен» следующие слова: «...Принужденная работа даёт меньше плода... Где есть нечего, там хотя бы и было кому есть, не будет; умрут от истощения. Тако нива рабства, неполный давая плод, мертвит граждан». Так Радищев выдвигает против крепостного права, кроме моральных, и экономический аргумент: подневольный труд на барина менее эффективен, чем труд свободный, когда человек работает на себя. В главе «Зайцово» Радищев устами судьи Крестьянкина рассказывает об одном помещике, который выслужился при дворе царя из истопников в коллежские асессоры, приобрел деревню с крестьянами и «зрел себе по¬велителем нескольких сотен себе подобных. Сие вскружило ему голову... Он себя почел вышшаго чина, крестьян почитал скотами, данными ему... Он был корыстолюбив, копил деньги, жесток от природы, вспыльчив, подл, а потому – над слабейшими его надменен. Из сего судить можешь, как он обходился с крестьянами». Крестьяне не выдержали такого жестокого обращения и расправились с помещиком. Поводом послужило очередное насилие помещика и его сыновей над крестьянской девушкой, расправа с её женихом и отцом жениха. Дворянский суд занял классовую позицию в этом деле, он покарал «убийц поневоле», приговорив их к вечной каторге. О случае с тридцатилетним крестьянином, попавшим из-за жестокосердия молодого барина и его супруги в рекруты, Радищев рассказывает в главе «Городня». Старый барин, «человек добросердечной, разумной и добродетельной», дал Ванюше отменное воспитание и примерное образование наравне со своим сыном. После окончания зарубежного университета молодой крепостной возвращался на родину, полный радужных надежд. Однако жена молодого барина невзлюбила образованного крепостного и, задумав силой женить его на своей горничной Маврушке, вскоре сделала жизнь его невыносимой. Спасаясь от унижений и издевательств, Ваня посчитал 25-летнюю солдатскую службу единственным выходом из создавшегося положения. Результат действий «злосердых помещиков» писатель изобразил также и в сценах массовой продажи крепостных с торгов в главе «Медное». Гражданин будущих времен, от лица которого ведётся рассказ (читай: сам Радищев), вероятно, присутствовал в своё время на одном из таких торгов, и его потрясла страшная картина продажи людей – одной семьи дворовых, состоящей из престарелых и немощных родителей, их дочери – вдовы и 18-летней внучки, обесчещенной барином. Средствами изображения характеров здесь являются указания на возраст крестьян, краткие сообщения об их внешнем виде и внутренних качествах, приведение конкретных деталей их взаимоотношений с господами и между собой. Подчёркнутая типичность изображаемого создаёт реалистическую картину страшной действительности России, где крепостного крестьянина не считают за человека, его могут продать или убить как скот. Многочисленные примеры, приведенные Радищевым в «Путешествии», наглядно показывают, насколько жестоки, бесчеловечны, отвратительны, аморальны помещики-крепостники, присваивающие себе чужой труд и издевающиеся над людьми. Их поведение, по мнению писателя, несовместимо с нормами морали истинных сынов отечества, потому что помещики, руководствуясь «ложной честью», постоянно нарушают естественное право человека на свободу. Следовательно, жесток, бесчеловечен, отвратителен, аморален весь помещичье-крепостнический строй России того времени. К этому выводу приходит сам путешественник и читатели. Дворянский класс загнивает не только морально, но и физически: помещики больны развращенной болезнью рабовладельцев писателя ужасает опасность заразы, исходящая от господ и могущая заразить, осквернить здоровых и морально чистых людей. Судьей притеснителям будет сам народ. О решающей роли народа в история говорится здесь на многих страницах. «Страшись, помещик жестокосердый, – грозит Радищев, – на челе каждаго из твоих крестьян вижу твое осуждение» («Любани»). Порабощение людей – это преступление, за которое народ должен судить помещика. Злодея ждёт неминуемая расплата. Чиновники. Чиновники – это, по существу, те же дворяне, представители господствующего класса России. Радищев обличает чиновников в не меньшей мере, чем помещиков. Первый в галерее их образов – это жестокосердый начальник Систербека (Сестрорецкого оружейного завода) и его подчинённый сержант, который отказался спасать двадцать человек, терпевших бедствие в лодке в Финском заливе. Потерпевших спасли рыбаки. Бессердечие, безразличие к людям – не единственная отличительная черта чиновников. На одной из почтовых станций присяжный поверенный Клементьич рассказывает о государевом наместнике, генерал-губернаторе, начальнике двух-трёх губерний, который «в молодости своей таскался по чужим землям, выучился есть устерсы, и был до них великой охотник» («Спасская Полость»). Он истратил много казённых денег, посылая специального курьера в Петербург как бы в служебную командировку, а на самом деле на Большую Морскую, к лавочнику Корзинкину за бочонком устриц. За исполнение этих поручений курьера-сержанта представили к повышению в подпоручики. Наместник напоминает всем князя Г. А. Потемкина, государственного деятеля, известного сумасбродством и казнокрадством далеко за пределами России. Продажность – характернейшая черта чиновничества. О том, что все чиновники берут взятки, мы узнаем с первых же страниц «Путешествия». Взятки брали и чиновники Уголовной палаты, судившие убийц зверя-помещика («Зайцово»). Их классовая позиция ярко проявилась в деле судьи Крестьянкина, посмевшего оправдывать крестьян, вынужденных расправиться со своим помещиком. «С обыкновенною откровенностью сообщил я мои мысли моим сочленам, – рассказывает Крестьянкин. – Все возопили против меня единым гласом. Мягко-сердце и человеколюбие почитали они виновным защищением злодеяний; называли меня поощрителем убийства; называли меня сообщником убийцев». Заступничество Крестьянкино не дало результатов, и он в качестве протеста подал в отставку. Царь и его приближённые. Первопричина всех бед русского народа, по Радищеву, – это «стоглавое чудище» – российское самодержавие. Во имя торжества идей демократии, гуманизма и справедливости истинный сын отечества всей силой своего искрометного таланта обрушивается на создателей законов бесчеловечного, аморального общества, основанного на угнетении человека человеком. В главе «Спасская Полость» рассказывается об аллегорическом сне путешественника, который вообразил себя царем, или шахом, или ханом, или королем, или беем, или набобом , или султаном, сидящим на троне из чистого золота, украшенном драгоцен¬ными камнями. Голова царя увенчана лавровым венком. Вокруг трона располагались знаки власти – меч на серебряном столпе, скипетр на снопах пшеницы, сделанных из чистого золота, весы, на чашах которых лежали книги с надписями «Закон милосердия» и «Закон совести»; царский трон обвивала огромная змея, выкованная из стали. Возле трона виднелось немало украшений и надписей, прославляющих власть царя. Путешественнику снилось, что у подножия трона толпились придворные и множество народа, все они с робким подобострастием смотрели на самодержца и ловили на себе его взоры, всматривались в лицо властелина, прислушивались к его дыханию. Спустя некоторое время подданные начали расточать похвалы своему господину , а потом с восторгом стали слушать его приказания. И только одна женщина из всего собрания стояла в стороне, опираясь на колонну, и испускала вздохи скорби. Вдруг она подошла к трону и, коснувшись глаз царя, сняла с них бельма. Царь неожиданно прозрел и увидел мир вокруг себя в ином свете. «Одежды мои, столь блестящие, казалися замараны кровию и омочены слезами. На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине». Ещё боле мерзкими выглядели приближённые монарха: «Всю внутренность их казалось чёрною и сгораемою тусклым огнём ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искаженные взоры, в коих господствовали хищность, зависть, коварство и ненависть». В аллегорическом сне, построенном на противопоставлении, автор «Путешествия» блестяще использовал метод двух зеркал. В первом из них – зеркале Лести – самодержец увидел себя таким, каким изображали его придворные льстецы. Во втором из них – зеркале Истины – после того, как Прямовзора сняла с глаз бельма, царь увидел себя таким, каким он был на самом деле. Разоблачение состоялось. Самодержавие держит народ в невежестве; оно узаконило рабство, обрекло миллионы людей на нищету; оно сеет разврат, убивает мысль, тормозит развитие науки, литературы, искусства. Какой из этого может быть выход? Радищев отвечает на этот вопрос в главе «Тверь». На почтовом дворе в Твери путешественник встречается со стихотворцем, который прочел ему отрывки из своей оды «Вольность». Эта ода – вдохновенный гимн народной революции, которая сметёт самодержавие и крепостничество. Великий мыслитель предрекает её ход в главе «Хотилов». Он пишет: «Смерть и пожигание нам будет посул за нашу суровость и бесчеловечие. И чем медлительнее и упорнее мы были в разрешении их уз, тем стремительнее они будут во мщении своём». Кто должен стоять во главе общества. В главе «Хотилов» Радищев писал: «Но кто между нами оковы носит, кто ощущает тяготу неволи? Земледелец! Кормилец нашея тощеты, насытитель нашего глада; тот, кто даёт нам здравие, кто житие наше продолжает, не имея права распоряжати ни тем, что обрабатывает, ни тем, что производит. Кто же к ниве ближайшее имеет право, буде не делатель ея? – вопрошает первенец свободы и отвечает: Не тот ли, кто её вспахать возможет? Не тот ли, кто силы и желание к тому имеет достаточныя?» «В начале общества тот, кто ниву обработать может», – утверждает Радищев. Изображение крестьян в «Путешествии», в отличие от помещиков дано по восходящей линии. Образы крестьян в «Путешествии» оказываются всегда морально выше образов крепостников, живущих за счет чужого труда. В центра внимания автора не столько характеры персонажей и их судьбы, сколько типизация общих свойств социальной жизни само¬державно-крепостнической России конца XVIII в. Тему народа Радищев раскрывается с точки зрения существующего добра и зла, где добро – это свобода, а зло – эксплуатация человека чело¬веком и порождённый ею бесчеловечный строй царской России. В этом проявился глубинный демократизм писателя, далеко опередившего своё время. Окончательная редакция «Путешествия» заканчивается жизнеутверждающим «Словом о Ломоносове». В ряду возвышенных образов тружеников Ломоносов – вершина и последнее звено. Благоприятно сложилась судьба архангельского мужика Михайло Ломоносова, ставшего первым русским академиком, гордостью российской науки, известным поэтом. «Слово о Ломоносове» построено как панегирик жизни и деятельности великого мыслителя, «песнь заслуге к обществу». Народ – хозяин жизни, творец будущего – это подлинный герой «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, Истинный сын отечества предвидел, что народ выдвинет из своей среды великих государственных мужей, которые приведут России «к блаженству». О языке книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Слог «Путешествия» нелёгок и непрост для современного читателя: он целиком зависит от своего века. Некоторая тяжеловесность и витиеватость радищев¬ской речи соизмеряются в «Путешествии» с её высокой одухотворенностью, с ясностью и глубиной критической мысли, со страстностью и пылкостью слововыражения, которые покоятся на гранитном фундаменте безукоризненной нравственной позиции Писателя-Гражданина. В «Путешествии» Радищев убедительно продемонстрировал блестящее владение русской народной речью, отличающейся необыкновенной силой, грубоватой экспрессией, мягким юмором, лёгким простодушием и неподдельной нравственной чистотой. Вот почему творение Радищева, пережив века, обрело бессмертие. По Ю. К. Бегунову. Рейтинг: +3 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий