Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
6 класс. Склонение существительных. Часть 1.
В нач. школе дети получают представление о склонении существительных. В 5 классе эта тема тоже проводится, но тема в 6 классе является уже ступенькой к более сложной теме – «Разносклоняемые существительные». Именно в 6 классе ученики должны осознать эту языковую категорию, впитать ее на более высоком уровне - философском.
Что для этого нужно сделать? Как провести урок по этой теме? Как донести до своих учеников эту тему так, чтобы представление о ней перешло в разряд фундаментальных? И как преподать информацию таким образом, чтобы соблюсти один из важнейших принципов педагогики – доступность излагаемого? – вот какие вопросы стоят передо мной как учителем. И у меня есть еще одна проблема. Не педагогическая, а человеческая, лично моя собственная психологическая. Я терпеть не могу все объяснять хотя бы во 2 раз. Я сторонница «Один раз сказала, больше не буду!». Значит, объяснять все надо на один раз. Но ТАК, чтоб больше никто не переспрашивал. Даже тот поросенок с предпоследней парты ))) Начинаю из очень далекого «далека». Открываем памятку «Золотой мешок». Начинаем повторять все самостоятельные части речи. Они, в свою очередь, тоже делятся на три группы: склоняемые, спрягаемые, неизменяемые. • Склоняемые части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие. Что такое склонение? Это ИЗМЕНЕНИЕ слова по двум категориям: падежам и числам. Если падежей 6, а чисел 2, то получается, что склоняемые части речи имеют 12 собственных форм. Начальная форма входит в этот список. Это форма слова в Именительном падеже. • Спрягаемые части речи. К ним относится только глагол. Что такое спряжение? Это ИЗМЕНЕНИЕ по двум категориям: лицам и числам. Если лиц 3, а чисел 2, то получается 6 форм глагола. Начальная форма (неопределенная форма или инфинитив – кому как больше нравится) в этот список не входит, она стоит особняком. Вот и получается, что глагол имеет 7 собственных форм. • Неизменяемые части речи. Их три: наречие, слова категории состояния и наречие. Нас сейчас более всего занимают склоняемые части речи. Остальные просто повторили, чтобы не забыли. Падеж – это категория, которая выражает отношение предмета к окружающей действительности. И это отношение выражает именно окончание. Смысловая нагрузка на окончание очень велика. Настолько велика, что окончание даже освобождено от несения каких-либо лексических и словообразовательных служб. Только падежные отношения! Только грамматическое значение. И ничего другого. Специфическая работа у окончания, вы не находите? Итак, выяснили, что имя существительное является склоняемой частью речи. Но не просто так проходит его склонение, а по строгой системе. В современной системе склонения принято различать три подсистемы или три типа склонения. Это тоже самое, что в учреждении работать завхозом. 1 скл. – сюда относят все существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, -я. Например, «мама», дядя», «парта», «юноша»… 2 скл. – сюда относят все существительные мужского и среднего рода с окончаниями –о, -е, нулевое. Например, «день», «зеркало», «полотенце»... 3 скл. – сюда относят все существительные женского рода с нулевым окончанием и имеющие Ь на конце. Например, «лань», «ночь», «молодежь», «площадь»… Смотрим: 1 скл. И.п. -а, -я Р.п. -ы, -и Д.п. -е В.п. -у, -ю Т.п. -ой, -ей, П.п. –е 2 скл. И.п. -о, -е,нуль Р.п. –а, -я Д.п. –у, -ю В.п. –я, -о, -е, нуль Т.п. –ем, ом П.п. –е, -у 3 скл. И.п. -нуль Р.п. -и Д.п. -и В.п. -нуль Т.п. -ю П.п. – и *Лучше сделать в виде таблицы, но у меня не получается, все окончания сбиваются в кучу. Интересно, на Джулии как вставляется таблица? И вставляется ли вообще? Вот эта система. Повторяю, это система современная. Система эта имеет четкие границы. То есть не допускается ни одного перехода из одного типа в другой. Написал в предложном падеже «молодежЕ»? Получай галочку на поля жирной красной пастой. А как же? Это ж грубейшая орфографическая ошибка! Открываем папку памяток и на отдельном листке красочно оформляем приведенную систему окончаний. На уроке обычно времени для нее не остается, поэтому задаю на дом. Назавтра 6классники приходят и хвастаются друг перед другом, кто что «состряпал». Продолжаем работу на уроке. Потом начинается самое интересное. Ставлю перед классом игрушку. В кабинете у меня для этих целей большой резиновый Вася. Васю мы все очень хорошо знаем, он стоит у меня на подоконнике на всеобщее обозрение наперекор всем требованиям САНПИНа )))) Вот только фотографии Васи у меня не оказалось под рукой, поэтому из инета взяла просто изображение игрушки. Задание: найдите существительные у куклы… эээ… пусть будет Маруся. Это все, что угодно, например, одежда: платье, горошек, сандалии, бантик… материал: пластмасса, ткань, трикотаж… части тела: руки, ноги, голова, волосы, нос, глаза… Главное условие: называя существительное, сразу говори, какого оно склонения. Отбираем несколько самых интересных и письменно склоняем на доске и в тетради. ВСЁ! Тему «Склонение имен существительных» повторили, я бы даже сказала «намертво»! Но… А зачем все это так «намертво» повторять-то? За каким чертом? Для чего эта тема так подробно повторяется? Чтобы грамотно писать? Можно и так сказать, но отмазка слабовата. Для детей это не объяснение. А причина в том, что в русском языке есть и другие имена существительные, которые в данную строжайшую систему не входят. В учебнике представлены как исключения. Они называются «Разносклоняемые имена существительные». И чтобы понять, что это такое и с чем их едят, надо как раз «намертво» знать основную систему, чтобы осознать другие, разносклоняемые. И это – продолжение большой темы «Склонение имен существительных» и отдельная моя следующая статья "Разносклоняемые имена существительные" Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий