Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
6 класс. Склонение существительных. Часть 2. Разносклоняемые имена существительные.
После краткого повторения основных типов склонения имен существительных перехожу к теме «Разносклоняемые имена существительные». Тему объявила и смотрю на детей. Они молчат. Они в шоке. Как? Еще вчера сказали, что система строжайшая, а тут какие-то «разносклоняемые»…
Спрашиваю: - Как вы понимаете «разносклоняемые»? Ответы, если и возникают, самые разнообразные, вплоть до фантастических)))) Ну ладно, лишь бы думали. Для начала ученики открывают памятки «Склонение существительных», а я провожу блиц-опрос. Короткие вопросы – короткие ответы, если расшифровать. - Сколько типов склонения? (три) - Какие существительные относятся к 1, 2, 3 типам склонения? (ответы по памяткам) - Что главный признак существительного надо вспомнить, чтобы отнести его к какому-нибудь склонению? (род) Вывод: тип склонения определяется по роду. После учитывается окончание. Вопрос: почему бы не сделать проще? Взять да и распределить типы склонения просто по родам? Это же проще простого! Дети снова в шоке. А правда, а почему бы и нет? Как было бы здорово, если бы существительные мужского рода склонялись по своему образцу, существительные женского рода – во второму, среднего – по третьему. И не надо было бы мучится и соображать, какое окончание выбрать. Я люблю подкидывать детям шокирующие вопросики ))))) Просто, да не очень… И тут я отхожу от методики школьной программы и углубляюсь в древнерусский язык. В древнерусском языке тоже было склонение. Но строилась эта система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является род, а для древнерусской – основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на согласный твердый, на согласный мягкий и еще куча всяких условий была. И было не 3 типа склонения, а целых… сколько? В классе тишина… 6!!! Целых 6 типов склонения! И попробуйте в них разобраться. Дети снова удивлены, поражены и сидят с широко раскрытыми глазами. КАК Я ЛЮБЛЮ ТАКИЕ МОМЕНТЫ!!! Ну просто АХ!!! ))))) (Кайф это профессиональный, строго не судите) Тут я беру в руки простую стеклянную вазу. - Что случится с вазой, если я уроню ее на пол? (разобьется) - Конечно! Еще как разобьется. А теперь представьте, что это не ваша ваза, а мамина. Ее маме на день рождения подарили. Что с мамой случится? (она меня просто убьет, огорчится, по шее даст, наругает…) - Не будем маму огорчать и попытаемся вазу склеить. Соберем все осколки и приставим друг к другу. Но вот ваза получается не круглая, а квадратная. По-новому склеили. Склеить-то склеили, а вот остались несколько осколков, которые в новую форму вазы не вошли. Не подошли. Куда мы их денем? А давайте внутрь новой квадратной вазы положим. Они вроде как и не вошли в новую посуду, но в то же время в ней вместе находятся. - Так и древнерусская система из 6 типов склонения раскололось. Все перемешалось, выстроилась в новую систему из трех склонений. Но вот остались осколки, которые в новую систему никуда не подошли. Эти существительные так и называют сейчас – разносклоняемые. Теперь ученики мои вздыхают облегченно. Происхождение исключения стала понятна. Но что это за существительные такие? Читаем в учебнике – это 10 существительных на –мя и существительное «путь». Опять неясно. Почему именно эти существительные? Они же более-менее частоупотребляемые, никогда и не задумываешься особо, когда их произносишь… К разносклоняемым существительным относятся: 1) десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя); 2) существительное путь; 3) существительное дитя. Разбираемся сначала с первой группой слов. Возьмем существительное «время» Определите род (средний), а теперь окончание (-я). Ну и куда мы его отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание –я. Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. А нет для него места! Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила. Тут мы берем три существительных на -мя (какие понравятся). Например, знамя, время, пламя. И.п. – знамя, время, пламя. Тут просто, основы знам, врем, плам, а окончание у всех –я. Ставим в Родительный падеж. Р.п. – знамени, времени, пламени. Вот тут начинается что-то непонятное. Основа удлинилась. Почему? Была знам, стала знамен. И у остальных такое же. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим. Д.п. – знамени, времени, пламени. В.п. – знамя, время, пламя. Т.п. – знаменем, временем, пламенем. П.п. – о знамени, о времени, о пламени. Теперь рассмотрим окончания. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении; окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении. Разносклоняемое? Еще какое! Теперь существительное «путь». Определите род – мужской. Окончание? – нулевое. Куда бы мы его отнесли? Ко 2 склонению. Давайте просклоняем. И.п. – путь Р.п. - пути Д.п. –пути В.п. - путь Т.п. - путем П.п. –о пути И какой вывод сделаем? У слова «путь» наблюдаются падежные формы третьего склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма второго склонения. Разносклоняемое? Да! Существительное «дитя». В школьном правиле его нет. Видимо потому, что слово это несовременное. Его вытеснило существительное «ребенок». Но я все равно ввожу в преподавание, потому что в материалах ЕГЭ иногда составители тестов вводят. Так что на всякий случай надо рассмотреть и его. Снова убеждаемся, что в современной системе для существительного места не находится. Род средний, но во 2 типе скл. нет окончания –я. Склоняем: И.п. – дитя Основа дит, окончание –я. Р.п. – дитяти Картина повторяется! Снова возникает скрытый суффикс –ят-. И из-за него основа становится длиннее – дитят-. Д.п. – дитяти В.п. - дитятю Т.п. – дитятей, во множ. числе – детьми. П.п. – о дитяти Существительное дитя в единственном числе сохраняет архаическое склонение, которое в настоящее время фактически не употребляется, а во множественном числе имеет обычные формы, кроме творительного падежа, которому свойственно окончание -ми (это же окончание свойственно форме «людьми»). То есть, в окончаниях видим тот же разброд. Разносклоняемое существительное? Да! Есть много памяток на разносклоняемые существительные. Но мне нравится наподобие этой. Ее я взяла из инета в качестве образца, свою мы составляем похожую, только вводим еще слово «дитя» Рейтинг: +7 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А знаеш ли, что в болгарском раньше тоже падежи были, но только три. Променили грамматику, отменили падежах! А некоторые слова, склонённые в падеж, употребляються как синонимами. Например - на него или нему!( На него дадох...Нему дадох...)
В русском языке тоже имеются аналогичные ситуации. Принято называть их "диалектическими оборотами". Например, "пойду ДО сестры" вместо "пойду К сестре". Называется такое языковое явление "неразличение падежных форм". Могу путать терминологию, поскольку диалектологией занималась давно и недолго.
Оставить свой комментарий