Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 33


Тест

Тест Влюбчивая ли ты?
Влюбчивая ли ты?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





6 класс. Склонение существительных. Часть 2. Разносклоняемые имена существительные.

После краткого повторения основных типов склонения имен существительных перехожу к теме «Разносклоняемые имена существительные». Тему объявила и смотрю на детей. Они молчат. Они в шоке. Как? Еще вчера сказали, что система строжайшая, а тут какие-то «разносклоняемые»…
 
Спрашиваю:
- Как вы понимаете «разносклоняемые»?
Ответы, если и возникают, самые разнообразные, вплоть до фантастических)))) Ну ладно, лишь бы думали.
 

Для начала ученики открывают памятки «Склонение существительных», а я провожу блиц-опрос. Короткие вопросы – короткие ответы, если расшифровать.
- Сколько типов склонения? (три)
- Какие существительные относятся к 1, 2, 3 типам склонения? (ответы по памяткам)
- Что главный признак существительного надо вспомнить, чтобы отнести его к какому-нибудь склонению? (род)
Вывод: тип склонения определяется по роду. После учитывается окончание.
 
Вопрос: почему бы не сделать проще? Взять да и распределить типы склонения просто по родам? Это же проще простого! Дети снова в шоке. А правда, а почему бы и нет? Как было бы здорово, если бы существительные мужского рода склонялись по своему образцу, существительные женского рода – во второму, среднего – по третьему. И не надо было бы мучится и соображать, какое окончание выбрать. Я люблю подкидывать детям шокирующие вопросики )))))
Просто, да не очень…
 
И тут я отхожу от методики школьной программы и углубляюсь в древнерусский язык. В древнерусском языке тоже было склонение. Но строилась эта система совсем по другому критерию. Для современной системы важным является род, а для древнерусской – основа слова. Вернее, не сама основа, а на какой звук она заканчивается. Оканчиваться она могла по-разному: на гласный звук, на согласный твердый, на согласный мягкий и еще куча всяких условий была. И было не 3 типа склонения, а целых… сколько? В классе тишина… 6!!! Целых 6 типов склонения! И попробуйте в них разобраться. Дети снова удивлены, поражены и сидят с широко раскрытыми глазами.
КАК Я ЛЮБЛЮ ТАКИЕ МОМЕНТЫ!!! Ну просто АХ!!! ))))) (Кайф это профессиональный, строго не судите)
 
Тут я беру в руки простую стеклянную вазу.
- Что случится с вазой, если я уроню ее на пол? (разобьется)
- Конечно! Еще как разобьется. А теперь представьте, что это не ваша ваза, а мамина. Ее маме на день рождения подарили. Что с мамой случится? (она меня просто убьет, огорчится, по шее даст, наругает…)
 
- Не будем маму огорчать и попытаемся вазу склеить. Соберем все осколки и приставим друг к другу. Но вот ваза получается не круглая, а квадратная. По-новому склеили. Склеить-то склеили, а вот остались несколько осколков, которые в новую форму вазы не вошли. Не подошли. Куда мы их денем? А давайте внутрь новой квадратной вазы положим. Они вроде как и не вошли в новую посуду, но в то же время в ней вместе находятся.
 
- Так и древнерусская система из 6 типов склонения раскололось. Все перемешалось, выстроилась в новую систему из трех склонений. Но вот остались осколки, которые в новую систему никуда не подошли. Эти существительные так и называют сейчас – разносклоняемые.
Теперь ученики мои вздыхают облегченно. Происхождение исключения стала понятна. Но что это за существительные такие? Читаем в учебнике – это 10 существительных на –мя и существительное «путь». Опять неясно. Почему именно эти существительные? Они же более-менее частоупотребляемые, никогда и не задумываешься особо, когда их произносишь…
 
К разносклоняемым существительным относятся: 1) десять существительных на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя); 2) существительное путь; 3) существительное дитя.
 
Разбираемся сначала с первой группой слов. Возьмем существительное «время» Определите род (средний), а теперь окончание (-я). Ну и куда мы его отнесем в нашей системе склонения? По роду вроде как во 2 подходит, а окончание –я. Такие есть в первом типе, но среднего рода там нет. А нет для него места!
 
Эти «осколки» старой системы не смогли приспособиться к новым условиям и так и остались со своими окончаниями в современном русском языке. Давайте посмотрим, что же мешало им войти в новые правила.
Тут мы берем три существительных на -мя (какие понравятся). Например, знамя, время, пламя.
И.п. – знамя, время, пламя.
Тут просто, основы знам, врем, плам, а окончание у всех –я. Ставим в Родительный падеж.
Р.п. – знамени, времени, пламени.
Вот тут начинается что-то непонятное. Основа удлинилась. Почему? Была знам, стала знамен. И у остальных такое же. Дело в том, что у этих 10-ти существительных есть скрытый суффикс –ен-. В форме именительного падежа он скрыт, а проявляется только в формах косвенных падежей и при склонении во множественном числе. Вот так-то! Вот какой суффикс! В прятки вздумал играть. А мы его все равно обнаружим.
Д.п. – знамени, времени, пламени.
В.п. – знамя, время, пламя.
Т.п. – знаменем, временем, пламенем.
П.п. – о знамени, о времени, о пламени.
 
Теперь рассмотрим окончания. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа — как в III склонении; окончание -ем в творительном падеже единственного числа как во II склонении. Разносклоняемое? Еще какое!
 
Теперь существительное «путь». Определите род – мужской. Окончание? – нулевое. Куда бы мы его отнесли? Ко 2 склонению. Давайте просклоняем.
И.п. – путь
Р.п. - пути
Д.п. –пути
В.п. - путь
Т.п. - путем
П.п. –о пути
И какой вывод сделаем? У слова «путь» наблюдаются падежные формы третьего склонения, за исключением творительного падежа единственного числа, которому свойственна форма второго склонения. Разносклоняемое? Да!
 
Существительное «дитя». В школьном правиле его нет. Видимо потому, что слово это несовременное. Его вытеснило существительное «ребенок». Но я все равно ввожу в преподавание, потому что в материалах ЕГЭ иногда составители тестов вводят. Так что на всякий случай надо рассмотреть и его.
 
Снова убеждаемся, что в современной системе для существительного места не находится. Род средний, но во 2 типе скл. нет окончания –я.
Склоняем:
И.п. – дитя
Основа дит, окончание –я.
Р.п. – дитяти
Картина повторяется! Снова возникает скрытый суффикс –ят-. И из-за него основа становится длиннее – дитят-.
Д.п. – дитяти
В.п. - дитятю
Т.п. – дитятей, во множ. числе – детьми.
П.п. – о дитяти
 
Существительное дитя в единственном числе сохраняет архаическое склонение, которое в настоящее время фактически не употребляется, а во множественном числе имеет обычные формы, кроме творительного падежа, которому свойственно окончание -ми (это же окончание свойственно форме «людьми»). То есть, в окончаниях видим тот же разброд. Разносклоняемое существительное? Да!
 
Есть много памяток на разносклоняемые существительные. Но мне нравится наподобие этой. Ее я взяла из инета в качестве образца, свою мы составляем похожую, только вводим еще слово «дитя»



Оляля3   1 сентября 2011   11492 2 6  


Рейтинг: +7




Тэги: русский язык





Комментарии:

Бистра # 1 сентября 2011 года   +1  
Понравилось, очень понравилось! Но ух, какой лабиринт ваши падежи Мучение для иностранцев!
Оляля3 # 1 сентября 2011 года   +2  
Я понимаю и сочувствую иностранцам! Ну что делать? Русский язык таков, каков есть. Я могу лишь облегчить вашу участь )))))
Бистра # 1 сентября 2011 года   +1  
Если они взялись языка учить, им положено принять его такой какой он есть! Ты совсем права!
А знаеш ли, что в болгарском раньше тоже падежи были, но только три. Променили грамматику, отменили падежах! А некоторые слова, склонённые в падеж, употребляються как синонимами. Например - на него или нему!( На него дадох...Нему дадох...)
Оляля3 # 1 сентября 2011 года   +1  
Полагаю, дело в близости Болгарии к европейским языкам (по сравнению с Россией). Кстати, характерно не только для болгарского, но и для других славянских языков. Польского языка в особенности.
Бистра пишет:
А некоторые слова, склонённые в падеж, употребляються как синонимами.

В русском языке тоже имеются аналогичные ситуации. Принято называть их "диалектическими оборотами". Например, "пойду ДО сестры" вместо "пойду К сестре". Называется такое языковое явление "неразличение падежных форм". Могу путать терминологию, поскольку диалектологией занималась давно и недолго.
Рина7 # 1 сентября 2011 года   +1  
очень понравилось сравнение с вазой, все понятно и доходчиво! спасибо за ваши статьи!
Оляля3 # 1 сентября 2011 года   +2  
Рада, очень рада, что читаете! ))) Спасибо вам.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.