Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Время терракотовых женщин
Елена Чижова – ленинградская писательница. Конечно, следовало бы написать «писательница из Санкт-Петербурга», поскольку публикуется она, судя по биографическим сведениям в интернете, с 2000 года. Однако тот, кто прочел хотя бы одну из её книг, со мной согласится: она по-настоящему ленинградская писательница. Печатается Чижова, можно сказать, триумфально. Судите сами:
- роман "Крошки Цахес" — премия "Северная Пальмира" (2001) и Литературная премия журнала "Звезда" (2001); - роман "Лавра" — шорт-лист Русского Букера (2003); - роман "Полукровка" (опубликован под названием "Преступница") — шорт-лист Русского Букера (2005); - роман "Время женщин" — лауреат премии Русский Букер (2009). Вышедшая в 2011 «Терракотовая старуха» непременно будет отмечена не менее значительно. Немыслимое разнообразие издаваемой в нашей стране печатной продукции приучило меня спокойно относиться даже к самым восторженным отзывам и важным премиям. И составлять мнение по прочтении. Книгу, объединившую под одной обложкой два романа («Время женщин» и «Крошки Цахес»), я купила всего полгода назад, что называется, «на пробу». Пожалуй, это было самое счастливое моё книжное приобретение этого года. Елена Чижова, в первую очередь, обладает прекрасным литературным языком. Она – умный, яркий, наблюдательный, умудренный собственным жизненным опытом повествователь. У неё свой почерк. Хотя в её художественных красках мало праздничных оттенков и уж тем более слащавых дамских розовых тонов. «Время женщин» - история не то что нелегкой – тяжелой и мрачной жизни простой рядовой женщины, придавленной работой и бедностью к самой земле, да так, что женское, чувственное, трепетное уже не может пробиться в её молодой душе. Так невероятно складывается судьба этой женщины, что ей помогают растить маленькую дочку три посторонние старухи, прибившиеся друг к другу течением жизни, суровыми холодными и мутными водами этого послевоенного течения в «городе трех революций». Сначала помогают, а потом и вовсе остаются единственными не родными, но самыми близкими – бабушками, опекунами, ангелами-хранителями ребёнка. Одичавшие от войны мужчины, надорвавшиеся непосильной бабьей долей женщины – эта история из недавнего российского прошлого кажется мрачной притчей, в которой каким-то непостижимым образом, неуловимым лучиком маячит счастливый конец. Он лишь чуть намечен, но очевиден, и потому роман оставляет впечатление… Ну, что ли недаром принесенных его персонажами жертв… «Крошки Цахес» - история об учителе. Школьной учительнице иностранного языка. Такой, о которой ученики, давно повзрослевшие, помнят всю жизнь. Если честно, этот роман мне показался несколько тяжеловесным. Но это может быть абсолютно субъективное впечатление от того, что моя мама – именно учительница (в прошлом) французского языка, и моё неласковое детство во многом обязано её безусловным педагогическим успехам – но только на любимой работе. Кстати, крошка Цахес, гофмановский персонаж, ужасный карлик, наделенный странной и страшной способностью (спасибо жалостливой фее) обманчиво нравиться людям и присваивать себе чужие заслуги. Думаю, роман «Крошки Цахес» должен быть интересен учителям, не растерявшим даже в сегодняшней реальности искреннего интереса к своей профессии. Вообще, Чижова рассчитывает на достаточно образованного читателя. Героиня её «Терракотовой старухи», учительница русского языка и литературы, вообще постоянно апеллирует к русским классикам и их героям. Мысленно спорит с ними, сопоставляет, ищет поддержки, обвиняет… Цитирует. Да так, что немедленно становится стыдно за неузнанное или непрочитанное. И хочется запомнить. Этот роман написан необыкновенно увлекательно. С первых же страниц обнаруживаешь, что оторваться невозможно. Если в двух словах, то сюжет, вроде бы, ничем не может удивить: женщина, еще совсем молодая, школьный педагог, с трудом сводит концы с концами – время перестройки. Неожиданно находит работу у предпринимателя. Через некоторое время работы этой денежной, но опасной, лишается, возвращаясь к негустым заработкам филолога, к репетиторству, к «настаскиванию» на сдачу злосчастного ЕГЭ. И вот уже дочери двадцать пять, и этот самый дорогой, понятный и близкий человечек, взрослея, неумолимо отдаляется. На этот простенький с виду книжный стержень накручены и почти детективный сюжет, и любовь, и неизменно мутирующая женская дружба, оборачивающаяся то самопожертвованием, то коварством. И размышления на вечные темы, которые, какими бы заезженными ни казались, но рано или поздно настигают каждого из нас: отцы и дети, честь и бесчестие, верность и предательство, любовь и долг… И хотя во всех трех прочитанных мною романах автор пишет о женщинах и с точки зрения женщин, причем не каких-то вообще, а российских, со всеми вытекающими из этого географо-биографического факта последствиями, она не скатывается к псевдофеминистским обывательским сетованиям по поводу мужчин «как класса». Хотя и дифирамбов «сильному» отечественному полу не поёт, чего уж там… У Чижовой есть удивительное – для меня, во всяком случае – свойство, замечательная грань таланта: она умеет переносить на бумагу не мысль как предложение, а весь сложнейший образно-мыслительный узор. Попытаюсь объяснить свою невнятную мысль. Попробуйте проанализировать собственный процесс «думания»: все эти слова, образы, всплывающие в памяти звуки, воспоминания, цепляющиеся одно за другое, - это всё шире, глубже, разнообразнее, пестрее, живее вашей оформленной речи. Вот этой писательнице удается облечь в слова всю палитру мыслей и чувств, не просто увлечь читателя, а «подключить» к теме, ко времени. Может быть, и это тоже субъективно, но мне пресловутая перестройка досталась примерно в таком же возрасте, как героине романа, когда следовало бы думать о своих маленьких детях, хотелось бы думать о нарядах и букетах, а получалось всё совсем-совсем не так, и теперь у меня к отечеству примерно такие же «предъявы», как у Татьяны из новой книги Елены Чижовой «Терракотовая старуха». И я так же пускаюсь в мысленные беседы с теми, кого нет рядом со мной, может быть, именно по моей вине, а я их по-прежнему люблю, и всё так же в них нуждаюсь, но не могу войти, раз уж так заведено, в утекшую реку времени… «Терракотовая старуха» - роман, который надо прочесть, если, конечно, вы предпочитаете чтение, заставляющее заглянуть в собственную душу и поговорить с собственным отражением начистоту. P.S.: спасибо «Джулии» за эту «раздачу» прекрасных книжных новинок для рецензирования! Рейтинг: +14 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий