Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Иконописание
Рели́гия — особая форма осознания мира, созданная древними народами, требующая подчинения правилам и уставу, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Я полагаю, что никто и ничто, кроме религии не заставило бы человека соблюдать определенные ограничения - в еде, в поступках, поведении. На мой взгляд самое первое, в чем религия помогает человеку вести здоровый образ жизни, это то, что она заставляет его соблюдать диетические и санитарно-гигиенические нормы жизни, предлагает устои поведения. Но сейчас не об этом.
Религия не только представляет собою веру в существование высших - неземных сил, но предлагает установить особые отношения к этим силам: значит она мобилизует волю человека, направленную к ним. Помогает понять на определенном уровне. Если вы не принадлежите к православию, буддизму, иудаизму, индуизму или исламу, у вас другая религия, например поклонение другим силам- темным, это тоже считается религией. Вашей. Идущей из вашей души, из вашего жизненного опыта. В общепринятом понимании религия и Бог коррелируются. Однажды мне пришлось доказывать, что православие - это не только для славянского народа. Меня старались убедить, что славяне приватизировали себе православную веру. С этим я не согласна. У нас - в интернациональном Чикаго православных много, они многонациональны - греки, русские, украинцы, белорусы, сербы, хорваты, болгары, ассирийцы и может еще много разных национальностей, народностей. Я этих знаю, потому что знакома с ними и мы часто поздравляем друг друга с Рождеством. В нашу русскую церковь ходят американцы - белые и черные - им хорошо в православной вере. Их никто насильно не загоняет - сами идут, а потом своих детей вначале несут, а потом ведут. Мы поем молитвы на русском, они с книжечкой - на английском. Как-то в церкви, заглянув через плечо, увидела знакомую вязь грузинского алфавита. В начале, как попала в Чикаго, не могла найти русскую церковь, ходила в греческую, что случайно обнаружила недалеко от дома, пока греки по моей просьбе не нашли мне русскую церковь через своего Митрополита. Батюшка-грек для меня одной!, подняв свой народ для молитвы, читал ее на русском, потому что он после семинарии проходил практику в России, а я ему подпевала. Я до сих пор получаю и передаю приветы тем грекам, которых впервые встретила в их церкви на иллинойской земле. Можно с натяжкой предположить, что славяне -русские, белорусы, украинцы, хорваты, чехи, болгары и др - это потомки одного народа, но с разными языками, традициями и местами проживания в разных частях Европы и Азии. А ассирийцы? Те, что из Ирана? Или копты? Их Храм стоит неподалеку от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Заходила туда, когда ждали утренней службы в храме на Голгофе. Их к славянам по национальному признаку не причислишь. Однако они православные. Так что нет никакой приватизации веры одним народом. Это слишком узкое суждение о вере. Каждый верит в то, что ближе ему. Или тому, что передали предки. Кто и как бы ни называл того или что, к кому-чему мы обращаемся в минуты тревоги, боли, счастья, он Один. Но многолик. Будет вернее сказать, что Он многогранен. И в каждой религии имеет свое имя. Лик его пишем только мы - христиане. В некоторых религиях Его не позволено изображать. Может правильно? Никто Его не видел. К каждому он приходит в разных образах. И на иконах Он разный. Потому что пишут его смертные люди. В основном раньше это делали монахи. Богомазы. Они должны были молиться и поститься 21 день. Это время - 3 раза по 7 - 3 недели, время, за которое у человека в результате поста, медитаций, моления, менятся его мировоззрение, восприятие мира и действительности. Может в результате моления они находят еще какое-то измерение Вселенной, может для них открываются еще какие-то миры, которые простому смертному неведомы? За это время - 21 день - физическое и духовное тело человека очищается и тогда к нему приходят образы, видения. Он их изображает на доске. Пишет икону. Это греческое слово, пришедшее к нам вместе с крещением, "ейкон" - образ, изображение. Я интересовалась многими вещами, связанными с верой. И иконописанием в том числе. Вначале иконы писались с византийских образов. Не позволялось писать то, что виделось самому. Но когда Андрей Рублев написал свои иконы, которые потрясли, вызвали радость умиления, стало позволено писать иконы по Византийскому обычаю или как у Андрея Рублева. Церковные устои непоколебимы. И не всегда позволяется писать то, что человек хотел бы изобразить на иконе. Очень долгое время сохранялись определенные каноны, от которых отступать было не позволено. Перед тем, как начать писать икону, инок постился, очищал свое тело, молился истово. Я уже где-то писала, когда человек истово молится, он впадает в такое состояние, что сродни медитативному, он вступает в резонанс с космосом. В этом состоянии, пропостившись 21 день, он начинает видеть образы. И тогда он приступает к написанию иконы. Вот так истово молился Андрей Рублев, что до сих пор лики, увиденные и выписанные им, потрясают людей. Раньше иконы писали в определенном порядке. Вначале писали "доличное" -фон, пейзаж, архитектура, одежды и проч. В больших работах эту стадию исполняет мастер второй руки, помощник. Главный мастер, знаменщик, пишет "личное," то есть то, что относится к личности. И соблюдение такого порядка работы было важно, потому что икона, как и все мироздание, иерархична. "Доличное" и "личное" - это разные ступени бытия, но в "личном" есть еще одна ступень - глаза. Они всегда выделены на лике, особенно в ранних иконах. "Глаза - зеркало души". В них часто явно выраженая скорбь. Не видела я на иконах радостных смеющихся глаз. "Личное" - это не только лик и глаза. Но также и руки. Ибо о личности человека руки говорят многое. Левая рука - это то, что Бог заложил для вас, как программу жизни - матрицу, а правая - как Вы сами отнеслись в жизни - чего достигли, что изменили - в лучшую или худшую сторону. Хорошо, когда знаки на руках разные, значит можно еще изменить цепь событий в лучшую сторону. Во многих культурах известно, что руки несут информацию о человеке. На руках записана вся жизненная информация -от рождения и до смерти. Руки могут рассказать всё о человеке. Только нужно понимать язык линий. Знать код доступа. Через руки проходит энергия человека,которую он вырабатывает и несет миру. Она может воскресить, вылечить и может убить. В православной литургии сохраняется обычай брать покровенными руками священные предметы, дабы не осквернить святыню. Не оставить ненужную информацию на святых предметах. В некоторых восточных традициях издревле полагалось невесте закрывать руки при бракосочетании, дабы посторонние не определили ее возраст, не узнали о ее прошлой незамужней жизни. Не воспользовались этим. Умеющий читать по руке, может рассказать и узнать многое. Художники не очень любят писать руки, говорят, что это сложнее, чем писать лицо. Так говорили мои друзья, когда я просила написать мой портрет с изображением рук. У мусульман вообще женщине не положено ходить с голыми руками. Они должны быть в перчатках или покрыты узорами татуировки.(татуировка хной смывается и они снова зарисовывают непокрытые руки). Лик и руки (карнация) иконописец, как правило, выписывает очень тщательно, пользуясь приемами многослойной плави, с санкирной подкладкой, подрумянкой, вохрением, светами и т.д. Фигуры же обычно пишутся менее плотно, немногослойно и даже облегченно, так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей, не касаясь ногами позема, в многофигурных композициях это особенно заметно, так как персонажи изображены словно наступающими друг другу на ноги. Эта легкость парения возвращает нас к евангельскому образу человека как хрупкого сосуда. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции (обычное соотношение головы и тела 1:9, у Дионисия достигает 1:11), что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Обычно святые в иконе представлены в одеяниях.Это ризы святительские (обычно крестчатые, иногда цветные), священнические, диаконские, апостольские, царские, монашеские и т.д., то есть соответственные каждому чину. Фон классической иконы - золотой. Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Но роль цвета не ограничивается декоративными задачами, цвет в иконе прежде всего символичен. Иверская икона Когда-то, на рубеже столетий, открытие иконы иностранцами произвело настоящую сенсацию именно благодаря удивительной яркости, глубине красок и их праздничности. Иконы России раньше называли "черными досками," поскольку древние образы были покрыты потемневшей олифой, под которой глаз едва различал контуры и лики. Когда научились снимать потемневший слой олифы, икона как будто снимала хитон времени, молодела, показывала свой лик изумленным взорам. Золото - символ Небесного Иерусалима, о котором в книге Откровений Иоанна Богослова сказано, что его улицы "чистое золото и прозрачное стекло" Золото - это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий дихотомии "свет - тьма." Золото принесли волхвы родившемуся Спасителю. Золото было всегда дорогим материалом, поэтому в русской иконе золотой фон часто заменялся другими, семантически близкими цветами - красным, зеленым, желтым (охра). Красный цвет особенно любили на Севере и в Новгороде. Краснофонные иконы весьма выразительны. Красный цвет символизирует огонь Духа, которым Господь крестит избранных Своих (Лк. 12.49; Мф. 3.11), в этом огне выплавляется золото святых душ. Кроме того, в русском языке слово "красный" означает "красивый," поэтому красный фон также ассоциировался с нетленной красотой Горнего Иерусалима. Зеленый цвет употреблялся в школах Средней Руси - Тверской и Ростово-Суздальской. Зеленый символизирует вечную жизнь, вечное цветение, это также цвет Святого Духа, цвет надежды. Охра, желтый фон - цвет, наиболее близкий по спектру к золотому, является подчас просто заменой золоту, как напоминание о нем. Белый цвет (он же - свет) - соединение всех цветов, символизирует чистоту, непорочность, причастность божественному миру. Ему противостоит черный как не имеющий цвета (света) и поглощающий все цвета. Черный цвет, так же как и белый, употребляется в иконописи редко. Некоторые художники глаза пишут в последнюю очередь, чтобы образ, выписанный на картине или иконе не испугался того, что вокруг еще не закончено, тогда, считается, что это творение будет нести негатив. Есть много чудотворных икон, их намаливали многие поколения людей, заряжали своей верой и энергией, так, что икона вначале вбирала в себя все это, а потом, переполнившись, начинала отдавать. Лечить, успокаивать, лить благодать. Меня поразила одна икона в Киеве. "Призри на смирение" Попала она ко мне необычно. И провела меня по многим местам, куда я до этого не собиралась. Богородица на иконе очень похожа на нашу маму в молодости. Глядя на икону, я вижу мамины губы, как мамины глаза смотрят на меня, немного осуждающе, призывая к смирению, которого мне никогда не хватало. Когда была в паломничестве, то ли в Греции, то ли в Турции, около одной иконы мало кто мог пройти не заплакав, такой энергетической силой воздействия на человека она обладала. Когда мы подходили к таким сильным иконам, нам прежде рассказывали ее жизнь. Как она появилась, как повела себя, что сделала для людей. Творения, как и люди, страны, имеют свою историю жизни. И порой очень интересную, необычную. Рейтинг: +10 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
В венчальной родительской иконе лежали две свечки, с которыми венчались мама с папой. Папа всегда говорил, что по тому, как сгорели их свечи, мама умрет вперед, а он вскоре же после нее. Так и было. Мамы не стало в 1978, а папа ушел в 1980.
У нас тоже перед иконами висела лампадка и она горела. Бабушка приносила и для нас лампадного масла на Пасху, рождество. Мне нравилось смотреть на блики этого огонечка в темноте "красного" угла кухни.
очень интересно
Оставить свой комментарий