Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Краткий этнографический экскурс связанный с теми обычаями, которые сейчас принято называть пережитками.
Может будет полезна эта статья для конкурса.
Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья., Левкиевская Е.Е. Железо — один из древнейших металлов, имеющий высокий сакральный статус в народной культуре и используемый в защитной и медицинской магии. Обработка Железа наряду с выпеканием хлеба, изготовлением полотна и некоторыми другими видами деятельности соотносится с актом творения мира и преобразования хаоса в космос. Железо символизирует собой «этот мир». Закаливание Железа в огне и в воде придает ему особую магическую силу. Железо наделяется положительными свойствами и является одним из универсальных оберегов, что обусловлено его прочностью, твердостью, связью с огнем, долговечностью. Эти же признаки делают Железо символом здоровья. С другой стороны, Железо противопоставлено живой природе: оно холодное, неподвижное, оно не растет и не развивается, оно — элемент «мертвого» мира, поэтому Железо часто выступает как атрибут нечистой силы. *) Свойства Железа используются в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Украине кусок Железа закапывали под порог в день св. Юрия, чтобы у всех, переступивших порог, были здоровые ноги. В Полесье во время первого грома клали на голову Железа, чтобы не болела голова. В Сербии, чтобы ребенок был здоров, ему вставляли в уши Железные серьги, произнося: «Отныне живи, как Железо». Сербы изготовляли из Железа амулеты, оберегающие человека от злого глаза. Кусок Железа носит беременная женщина за пазухой как средство от порчи; его кладут под постель роженице, в колыбель или в купель новорожденному ребенку. Железо служит оберегом людей и скота от нечистой силы, змей и хищных животных. На Украине Железо клали в гроб колдуну, чтобы он не вредил после смерти, закапывали под порог хлева, чтобы оградить скотину от ведьм. В Болгарии и Сербии в день св. Иеремии гремели Железными предметами, чтобы отогнать змей от усадьбы. Нечистая сила боится даже упоминания о Железе, поэтому у болгар оберегом от вампира служит фраза «дайте мне соленое железо». На Русском Севере верили, что водяной не тронет человека, если вслух перечислять Железные предметы, а сербы, первый раз увидев весной змею, трижды произносили: «Камень, Железо», чтобы летом их не укусила змея. У всех славян в качестве оберегов используются Железные предметы: игла, нож, коса, топор, вилы и др. Амулеты в виде этих орудий выковывали с соблюдением определенных правил. В Сербии женщина, у которой умирали дети, должна была носить амулет в виде бритвы, ножа, серпа и др., выкованный нагим кузнецом из целого куска Железа. Прочность, нерушимость ограды, ворот, дверей, сделанных из Железа, — постоянный мотив заговоров, например скот защищают от волков «железным тыном». У сербов название Железа наряду с названиями других металлов положено в основу личных имен, имеющих защитную функцию. Мальчика называют Гвоздей, чтобы он был, «как Железо». Железо часто выступает как атрибут нечистой силы, например по севернорусским поверьям, у русалок в руках железные крюки. Железными зубами обладают в русских поверьях черт и колдун, встающий по ночам из могилы, в сербских — вила и караконджол (ср. одно из его названий гвоздензуб — «Железный зуб»). ) При некоторых магических действиях запрещалось использовать Железо или иметь его при себе. Например, в северо-восточной Болгарии первый сыр, сделанный в день св. Юрия, разрезали деревянным ножом, поскольку запрещалось прикасаться к нему Железом. Нож — является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из Железа (ножницы, игла, топор, коса, серп). Нож носили с собой, подкладывали под себя, под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали Нож в землю, стену или порог, проводили вокруг себя ножом магический круг, закрещивали ножом окна и двери. Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель Нож, чтобы он стал плотником, а девочке — гребень, чтобы она умела прясть. В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Нож или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребенку. В Полесье мать подкладывала под себя Нож при кормлении грудью ребенка. На Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через Нож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили Ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут. Архаический характер имеет использование Ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации — в дно могилы. В Македонии клали Нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали Нож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось. У восточных и западных славян считалось, что Нож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого Нож, освященный на Пасху. Особое магическое значение приписывали Ножу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю Ножи, косы, топоры или головешки от бадняка. В Волынской губ., чтобы разогнать грозовую тучу, Ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом Нож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю Нож, то зарежешь черта. Белорусы втыкали Нож в то место, на котором упал ребенок. В Вятской обл., выпуская корову из хлева, вбивали камнем Нож в порог и говорили: «Как с этого Ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь», после этого через Нож переводили корову. В Ровенской области, чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали Нож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Нож в стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Нож в порог, в стену или в притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину. В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой «засечь» ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный с собой Нож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия «засечь» скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Нож в дерево и возвращался домой. На следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Нож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его «засекали», а также что оно защищено от волков. В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Нож, серп или иголки. Например, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на Нож, положенный под цедилкой на подойник — этим «ведьме перерезаешь язык». Вместе с тем в быличках Нож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко: ведьма втыкает Нож в соху, столб или дерево — и молоко течет по острию ножа, а в соседнем стаде начинает реветь корова, которая остается с пустым выменем. Украинцы Овручского района говорили, что, когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху Нож и подставляет доенку, молоко так и бежит струей с Ножа. В русских быличках колдун перепрыгивает или кувыркается через Нож или 12 Ножей, воткнутых в землю лезвиями кверху, чтобы превратиться в волка, а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью. Потом волк-оборотень возвращается и перепрыгивает через те же ножи с другой стороны, однако если за это время кто-нибудь вынет ножи, то он так и останется зверем. В русских гаданиях девушка накрывает стол для суженого, причем ставит на скатерть два прибора с Ножами и вилками; когда придет суженый и сядет за стол, девушка должна сорвать скатерть со стола; если же она не успеет, то суженый ее зарежет (Костромская губ.). Нож имел и фаллическую символику: в Славонии невеста, которая не хотела иметь детей, покупала в лавке не торгуясь складной Нож и держала его при себе сложенным во время венчания. Обращение с Ножом регламентировалось множеством правил и запретов. По поверьям восточных славян, если Нож лежит на столе лезвием кверху — быть ссоре; нельзя есть с Ножа — будешь сердитым. Нельзя играть Ножом — будет ссора; если найдешь Нож на дороге, нельзя его брать, иначе и помереть тебе от Ножа (рус.). Нельзя водить Ножом по молоку или сметане — от этого у коровы молоко будет с кровью (полес.). Нельзя Ножом резать хлеб в молоко, а можно только крошить его руками, иначе у коров вымя потрескается (укр. и пол.). Не оставляй Нож на ночь на столе — лукавый зарежет; нельзя дарить Нож или иголку во избежание ссоры (рус., укр.). Во время поминок в Белоруссии старались обходиться без ножей, чтобы не ранить нечаянно душу умершего. В Ровенской и Волынской обл. во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу Нож, чтобы гости меньше ели. В Польше под Рождество гадали с Ножом о будущем урожае: клали Нож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Нового года; если Нож заржавеет со стороны хлеба, то не уродится жито, а если со стороны пирога — то пшеница. Топор — наряду с другими острыми железными предметами (ножом, серпом, косой и др.) — оберег и отгонное средство против нечистой силы и болезней, У восточных славян Топор клали под ноги скотине при первом выгоне на пастбище, чтобы уберечь ее от порчи и хищников; для этой же цели на Русском Севере пастух обходил стадо с Топором; болгары забивали Топор в дерево, чтобы защитить себя от волков. В Полесье Топор клали под порог, чтобы вампир не смог проникнуть в дом; на Украине и у западных славян под постель роженице и под колыбель новорожденному наряду с другими железным предметами клали Топор, чтобы оградить их от порчи и злых духов. Чтобы оградить живых от влияния смерти, Топор клали под лавку, где лежал покойник, или на лавку после выноса тела. Сербы клали Топор около обмолоченного жита, оставшегося вне амбара, чтобы защитить его от ночных демонов. В карпатском свадебном обряде дружка, вводя в дом новобрачных, ударял Топором крест-накрест о притолоку двери, чтобы обезвредить возможную порчу. На Русском Севере считали, что водяной не сможет повредить человеку, если тот вслух упомянет о Топоре и других острых предметах. Топор использовали, чтобы остановить град, символически «рассечь» градовую тучу. Чтобы защитить от злых сил новорожденного ребенка, сербы для него делали амулет в виде маленького Топора. Его изготовляли в полночь накануне пятницы муж и жена, раздевшись донага и сохраняя молчание. Ребенок, для которого был изготовлен амулет, должен был носить его всю жизнь в качестве оберега. Топор, как предмет, сделанный из железа, используется в магической практике для сообщения человеку и скотине силы и здоровья. На Западной Украине, ложась спать на Новый год, около постели клали Топор, а утром вставали на него, чтобы ноги были здоровыми и крепкими. Чтобы рана на ноге быстрее зажила, под ноги клали Топор. Для этой же цели чехи утром в Страстную пятницу вставали босыми ногами на Топор. Чтобы легче родить, сербские женщины пили воду, в которой был вымыт острый Топор. В Полесье после выноса покойника из дома через порог бросали Топор, чтобы оставшиеся члены семьи были здоровы. В народных верованиях Топор ассоциировался с мужским началом. В Белоруссии, если супруги хотели иметь мальчика, они в изголовье кровати клали Топор, а если девочку — серп. У восточных славян было принято пуповину новорожденному мальчику отрезать на Топоре. Согласно полесским аграрным обычаям, перед началом пахоты нужно воткнуть в землю Топор, чтобы обеспечить хороший урожай. Иногда лезвие Топора ассоциировалось с острыми зубами грызунов и хищников, поэтому у болгар в первый день Великого поста запрещалось прикасаться к лезвию Топора и других острых предметов, чтобы вредители не нападали на поля. На украинских Карпатах и в Восточной Словакии применялись ритуальные топорики, которые служили знаком власти и магической силы старшего пастуха. Игла, булавка — в народной культуре предмет-оберег и одновременно орудие порчи. Иглы, воткнутые в одежду, служили оберегом от всякого зла и нечистой силы. В Полесье Иглы втыкали в стену, на которой сновали, в полные веретена и клубки ниток, когда шли сновать в чужой дом, в полотно во время тканья. Поляки верили, что Иглу, купленную на найденные деньги, надо носить в шапке, т.к. она приносит счастье, а Игла, которой шили одежду для покойника, положенная в посевное зерно, защитит будущие посевы от воробьев. Как оберег Игла использовалась во всех «опасных» ситуациях: при рождении ребенка, на свадьбе, на похоронах, во время болезни. Посещавшие роженицу женщины в подол своей рубашки втыкали Иглу, чтобы не принести в дом болезни и порчу (бел.). Иглу втыкали в край занавески, за которой стояла кровать роженицы (морав.), в ее одежду, если она выходила из дома (пол.). Иглу клали под постель новорожденного, чтобы его не испортили и не подменили злые духи (пол.), втыкали в рубашечку (рус.), подкладывали под подушку ребенка от бессонницы (ю.-слав.). Распространенным оберегом на свадьбе были булавки и Иглы, иногда без ушек, Игла с красной ниткой или новые Иглы, воткнутые острием вверх или крестообразно (рус., бел., полес.). Во время свадебного пира Иглы втыкали в пол, чтобы колдун не наслал на молодых порчу. Польской невесте подруги на девишнике заплетали косу, вплетая в нее множество Иголок и булавок. В похоронном обряде Иглу втыкали в одежду умершего, клали в гроб (в.-слав., словац.). Чтобы покойник не стал «ходячим» или вампиром, считалось, что надо колоть Иглой (терном, ножом) ему лицо, ухо, шею, живот (серб.). В Болгарии Иглу с красной ниткой втыкали в белый платок, вывешенный на дверях дома, где лежит умерший, что должно было облегчить ему дорогу на «тот свет». При первом выгоне скота на пастбище среди прочих апотропеев использовалась и Игла (серб.). От сглаза и порчи прикрепляли Иглу к хвосту или к рогам коровы (полес.), вплетали в гриву коня (бел.); вбивали в рог коровы, у которой ведьма отбирает молоко (пол. мазур.); пропускали молоко испорченной коровы через цедилку с девятью (или тремя) воткнутыми в нее Иглами. Если масло долго не сбивалось, бросали в маслобойку Иглу (бел.). В лечебной практике Игла часто использовалась для остановки кровотечения, а также для приготовления питья от «дури» и бешенства (бел.), от «колотья» и ломоты (чеш., гуцул.) и т.п. Например, чтобы вылечить «куриную слепоту», надо было посмотреть на восток сквозь ушко освященной на Пасху Иглы (укр.). От лишая знахарка обводила трижды вокруг больного места «мертвецкой» Иглой (серб.) или водила Иглой крест-накрест (рус.). Игла является символом женщины и женских работ. Иглу дарили новорожденной девочке или клали в корыто при первом купании (словац., пол.). Сербы считали, что Игла в одежде невесты или Игла, воткнутая в порог комнаты новобрачных, могла быть причиной рождения исключительно девочек. Наоборот, при отеле скота специально втыкали Иглу в том месте, где отелилась корова-первостенка, чтобы она «все телила телок» (смолен.). При одалживании Иглы считалось, что надо сначала слегка уколоть того, кому ее даешь, иначе можно поссориться (в.-слав.), что надо сначала вдеть в Иглу длинную нитку, а не давать ее «голую» (полес.), что нельзя давать Иглу в понедельник (серб.). Красть Иглы считалось грехом, за который на «том свете» черти будут прогонять через игольное ушко (укр.), душа будет мучиться в аду до тех пор, пока не истончится до нитки и не пролезет в игольное ушко (бел.). По восточнославянским и польским представлениям, ведьма, змора или огненный змей могут оборачиваться иголкой, поэтому не советовали поднимать найденную Иглу, а поднятую следовало тут же переломить и выбросить. (Топорков А.Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья., Левкиевская Е.Е.) *),**)Упоминания о железе при описании нечисти, повидимому следует рассматривать как локальные, относительно поздние модификации древнейших поверий, сказаний, и т.п. уже к тому времени ставших пережитками, либо как искажения того же рода, что и "хрустальные башмачки" Золушки. Ведь и за пределами слявянского мира железа боятся всевозможные феи, тролли, джинны, ... Использование железа и изделий из него с магическими целями уходит в глубь бронзового века. Наиболее ранние свидетельства плавки железа относятся примерно к 2700 году, а метеоритное железо использовалось и гораздо ранее. Рейтинг: +7 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Это уж точно! Чем тверже всё вокруг, тем больше погружаешься в этот мир...
Оставить свой комментарий