Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Ёлочные игрушки
Если можно, дайте мне время для правки. У меня уже 12 ночи. Через 12 часов я смогу поправить. А пока... Пока не поздно, может кто-то прочтет. Спасибо!
С праздниками Вас! Игрушки! Какое замечательное слово! Все их любили и не перестают любить до сих пор! Раньше люди жили не очень широко, не до жиру было, и игрушки делались самими родителями или подросшими старшими детьми. Ёлочкая игрушка и история ее появления в России. Считается, что елочная игрушка вместе с украшенной рождественской елкой появилась в 30-е годы 19-го века. Но это если говорить о семьях, о русских домах. Немцы привезли эту традицию к нам гораздо раньше, еще при Петре Первом, использовали елочную игрушку, наряжали елку. Петр Первый заставлял и сам проверял, чтобы дома вельмож и зажиточных людей были украшены хвойными ветками, зажигались свечи, ветки были бы наряжены яблоками, орехами, пряниками печатными и всякими сладостями, доступными для хозяев. Позже я добавлю о том, как это появились в Германии и что означали игрушки, Иначе не успею к новому году. При Николае Первом в царском доме наряжали елку используя игрушки, свечи, банты. Первоначально елка была в царской семье(все наши цари имели немецкую кровь), затем - в семьях высшей аристократии Петербурга и Москвы. Кремль при НиколаеII. Ёлка 19 век Казань, Оренбург. Здесь елки появились раньше, чем в столице. В Казани, как и в Оренбурге, была очень большая немецкая диаспора, и даже путешественники, приезжавшие в Казань, одну из центральных, торговую улицу города, Большую Проломную называли немецкой улицей, именно там находились магазины, принадлежавшие немцам, где и продавалась елочная игрушка. Игрушки завозились из Германии, хотя была большая пошлина на ввоз стекла. Игрушки могли приобретаться по каталогам, или привозились людьми, что выезжали в столицы других государств. Кроме того, в Варшаве, в Киеве, в Харькове была возможность приобрести елочную привозную игрушку. От немцев эта традиция - наряжать елку - пошла в местную аристократию. Это было признаком причастности к западной культуре, признаком образованности, затем традиция стала распространяться достаточно широко в семьях предпринимателей, средних слоях, которые были ближе к высшим слоям. Не все ставили елки, потому что елочные игрушки были очень дороги, устроить елку было весьма затратно. В России елочные игрушки практически в то время не производились. Единственный источник появления своих отечественных игрушек - это кустарное производство, но это были не совсем те игрушки, которыми в аристократических семьях хотели бы украшать елки. Первыми кустарными игрушками, которые стали производиться в России в 80-90-е годы 19-го века, - были стеклянные бусы. Это пошло от стекольного производства бус и пуговиц для деревенских женщин. Затем кустари додумались до того, что бусы можно повесить не только на женщин, но и на елку. Дети из простых семей тоже приобщались к елке - они приглашались в зажиточные дома, где было принято приглашать детей прислуги. В усадьбах приглашали крестьянских детей. Хороший воспитательный прием для собственных детей - быть добросердечными. Кроме того, проводились и благотворительные елки. В газетах Самарской, Пензенской, Казанской губерний на рубеже 19-20-го века можно узнать о том, как дамы-благотворительницы отправлялись в бедные районы и там раздавали пригласительные билеты на благотворительные елки. До конца 19-го века в моде была роскошная, богато украшенная елка. И даже когда не хватало украшений, на елку вывешивались ювелирные изделия, банты, изготовленные из дорогих тканей. Это и сейчас можно увидеть здесь. Одинаковые банты или игрушки могут очень эффктно украсить елку. На рубеже 19-20-го века произошел перелом, прозвучал призыв: лучше больше убрать, чем добавить. Это возврат к естественности елки и желание украсить монохромно, так же, как сейчас это происходит, в один цвет, и повесить на елку то, что изначально было ей присуще от природы. Украшения в виде снега, ваты, серебряного дождя, серебряных шишек- с одной стороны. А с другой- сделать елку более народной. Именно к этому периоду относится начало расцвета творчества известного российского игрушечника Бартрама, который пропагандировал русское народное искусство и кустарную игрушку. Причем не столько, игрушку стеклянную, сколько деревянную. Это давно сложившийся промысел, который существовал в Сергиевом посаде, и по той моде, украсить елку изделиями народных кустарных промыслов в русском духе- расписанные русскими орнаментами. Это были деревянные резные фигурки животных, людей- своеобразные куколки. Они были фронтального изображения и вырезаны достаточно грубовато, в них была своя наивная лубочная философия, но в представлении многих в то время, елочная игрушка должна была быть другой. Близкой к народу и сделанной руками народа. Однако, не смотря ни на какие-либо модные тенденции, в большинстве семей продолжали наряжать роскошную елку, которая юыл принята еще в 19-м веке, чтобы вся сияла, сверкала, переливалась. Была действительно нарядной красавицей. Позже стало намного проще с елочной игрушкой, она стала дешевле и доступнее, появились и распространились картонажные украшения. В Марьиной роще была открыта фабрика по производству русского картонажа. Картонажные игрушки были дешевыми, многие могли себе их позволить. Это не стекло. Сразу после 1917 года никто рождественскую елку не отменял. Не смотря на указ от 1919 года, наверное, до 1923-24-го года елку продолжали ставить. И более того, большевики устраивали праздники в зале Дворянского собрания в Казани, в купеческом клубе, в офицерском клубе, приглашали туда детей из малообеспеченных семей. Но не нужно думать, что только эти дети попадали на елки. Попасть на елку в это время можно было достаточно легко и свободно всем сословиям. Дети богатых тоже могли посетить большевистскую елку. Происходили очень интересные примеры приобщения к елке тех детей, которые раньше были очень далеки от нее - детей из мусульманских семей. Во время страшного голода 1921-го года часть детей из голодающего Поволжья была эвакуирована в Петроград. Там были созданы специальные мусульманские детские дома для детей-татар, для них начали устраивать елки на татарском языке. Они пели новогодние песни, и в конце им предлагалось спеть их любимую и главную песню, связанную с елкой – это был «Интернационал», как свидетельствуют источники. Так продолжалось до 1923-24-го года, затем началась активная кампания наступления на Рождество. Это был ее первый этап, попытка влить новое вино в старые меха. Прежний праздник Рождества был заменен комсомольским Рождеством. Елка продолжала в это время существовать, но наряжалась очень своеобразно. На елку могли быть вывешены куклы, изображавшие Врангеля, Деникина, Юденича, Махно... В семьях, елки никто не запрещал. И так продолжалось до конца 20-х годов, пока не была введена в стране пятидневная неделя с плавающим выходным. В результате прежние религиозные праздники становилось отмечать практически невозможно. Это был один из способов борьбы со старыми праздниками. Ёлка стала в это время запрещена, и вся совесткая агитационная машина была направлена на то, чтобы отвратить людей, и особенно детей, как носителей и трансляторов прежней культуры, от рождественской традиции, от елки, от игрушки. Выходил журнал «Юный безбожник», где детей призывали отказаться от этого праздника, «долой поповское Рождество», мы не пойдем на елочный праздник, мы пойдем в школу в этот день, предлагался лыжный забег или что-то в этом духе. Эта кампания сыграла свою роль, и дети писали: «У меня дома есть елочные игрушки, я их все на елку сначала повешу, а потом я их из нагана расстреляю». Или «Я все свои елочные игрушки соберу и спалю». Чему хорошему учили детей? Разрушению. А надо созиданию! На некоторых детей это повлияло сильно, но далеко не на всех. Потому что те же документы сообщают о том, что в рождественские дни был массовый отстутствие детей в школе. Иногда не приходила половина класса. А в Ленинграде в один из годов в конце 20-х вообще практически 99% детей не пришли. Уничтожить эту традицию было очень сложно. Сначала насаждали, а потом искореняют. И так всю жизнь В последствии советская власть поняла, что грех не использовать такой замечательный способ воспитания советского человека, как елка, как праздник, связанный с елкой, придав ему совершенно новое звучание. Прежняя рождественская елка была трансформирована в елку новогоднюю, и в нее было заложено новое идеологическое содержание. Это произошло в Новый год с 35-го на 36-й, когда накануне 36-го года в «Правде» появилась небольшая статья Павла Постышева, где призывалось вернуть советским детям новогоднюю елку. Началось возвращение праздника. В Колонном зале в 37-м году была поставлена первая публичная советская елка, которую украшало десять тысяч елочных игрушек. Сохранились фотографии этой елки, они опубликованы в журнале «Советская игрушка», который выходил в то время. Однако исследователи считают, что первая публичная елка в России была установлена в 1852-м году в Петербурге на Екатерингофском вокзале, и была украшена цветными лоскутами бумаги. А потом елки стали устанавливаться уже повсеместно, достаточно широко. И публичные елки были не менее распространены, чем елки домашние. Публичные елки устанавливались часто в театрах, в городских клубах, они не носили замкнутого характера. Иногда требовалась рекомендация члена клуба и приобретенный билет. Ёлка обязательно предполагала наличие подарка. Подарки на елку вывешивались, и существовала ужасная традиция разрушения или разграбления елки, когда подарок не просто снимался с елки и отдавался ребенку, а после радостного веселья елка отдавалась на откуп детям в конце праздника и они набрасывались на елку и каждый сдирал с нее все, что хотел. Даже я это помню. Но потом прекратили этот вандализм. Совершенно ужасная история произошла в одной из школ России в 1921-м году. Об этом есть информация в журнале «Вестник просвещения. Описывается одна из таких советских елок, когда в школу поступило большое количество реквизированных из игрушечного магазина дорогих игрушек, в основном немецких стеклянных игрушек. И дети вместе с учителями на протяжении трех дней наряжали эту елку, они так готовились к этому празднику. Потом они водили хороводы вокруг елки и в конце с безумным криком и ором они накинулись на елку, она была повержена, игрушки расхватаны, помяты, уничтожены. И когда потом учительница детей спросила, - это были ученики третьего класса, - почему же вы так обошлись с елкой? Дети ей ответили: «А что здесь такого? Ведь это все буржуйское, это все было реквизировано». Элемент классового воспитания здесь уже, конечно, был налицо. И присутствует до сих пор. Не мое - значит надо разрушить. До основания! *** В середине 30-х произошла трансформация наконечника на елке, он приобрел характер, который соответствовал режиму того времени. Вифлеемская звезда сделала свою трансформацию в эпохе - сменилась красной звездой. Допускалась и серебряная пятиконечная звезда, после окончания Великой отечественной войны - появилась золотая звезда, как звезда героя, елка-победительница. Кроме того достаточно распространенным украшением, которое не применялось на дореволюционных елках, стала пика. Этот наконечник – советское ноу-хау, который раньше редко употреблялся. У нас был такой. С вмятинками разноцветными кружочками на боках. В годы войны ёлка была весьма специфичной. В этих тяжелых условиях наблюдался рост религиозности населения, и очень часто военная елка, представляла собой переплетение советской новогодней и религиозной рождественской елки. На ней висели и прежние дореволюционные рождественские украшения: ангелочки, даже вертеп мог стоять под рождественской елкой; и одновременно рядом могла висеть красная звезда, шар с изображением серпа и молота. В это время, стали изготовлять игрушки из отходов производства проволоки – это целая серия игрушек. Появилась военная игрушка - уже с середины 30-х годов. Это и девочки-санитарки с сумкой через плечо с красным крестом (у нас такая была), это и собаки-санитары, различная военная техника. Во многом военная тема объединяет елочную игрушку советскую и немецкую этого времени – там было то же самое. До середины 50-х годов никаких особых изменений в елочной игрушке не происходило, но шло наращивание производства, потому что елочной игрушки на праздник не хватало. В магазинах были очереди. Содержательное изменение в игрушке началось в хрущевский период… В кукурузный период успешно развивалась сельскохозяйственная серия игрушек, как признак советского изобилия: морковка, огурцы, кукуруза, стручки гороха, перец и другие "овощные стеклянные инрушки. Появились на елках предметы, о которых мечтали советские люди - кофейники, чайники, самоварчики, вазочки, настольные лампы – обычные атрибуты нормального человеческого быта. Тогда это называлось мещанством. На волне строительства хрущевского жилья, маленьких квартир, стали появляться мини-игрушки, наборы мини-украшений, потому что в такую квартиру можно было поставить только маленькую елочку с мини-игрушками. Советская игрушка, как уникальный феномен по форме и содержанию, прекращает свое существование в 1966-м году. Так говорят коллекционеры. Потому что с середины 60-х годов кустарное и полукустарное производство елочной игрушки в Советском Союзе прекращается, начинается машинное производство. Это игрушка идет на поток, она становится очень однообразной. Безликие шары, одинаковый снежинки, шишки. Они одинаковы, и с художественной точки зрения. Не очень интересны. В них не стало авторского видения праздника. Стали делать игрушки из пластмассы – это уже веяние 60-х годов. У нас была серебристо-голубая Снегорочка из пластмассы. Советская власть вкладывала в елочную игрушку свое: она использовала ее как важное воспитательное средство. А люди воспринимали ее совершенно по-другому. И когда приобретали украшения, они совершенно не задумывались об идеологическом смысле, который был заложен. Их привлекала красота. И пусть это был красивый шар с серпом и молотом, они его покупали. Но не потому, что там был серп и молот, а потому что шар был красив, ярок. Советская власть потрудилась над тем, чтобы создать идеологически заданный образ советской новогодней елки. В конце 30-х годов выходили многочисленные инструкции, Наркомпроса, где подробно было написано, как украшать образцовую советскую елку: что должно быть на макушке, какие игрушки и где должны лежать, как должно быть оформлено подножие советской елки. Причем здесь допускалась исключительно интересная вещь: у подножия елки могли быть выстроены композиции сразу на несколько актуальных для того времени сюжетов. Например подвиг челюскинцев, образцовая советская квартира, образцовый советский колхоз – и все это под одной елкой. При этом присутствие Деда Мороза было совершенно необязательно. В одной из инструкций говорилось: а зачем Дед Мороз под елкой? Пусть он сидит в зале в качестве зрителя. Дети воспринимали елку иначе... Первые детские рисунки, на которых была изображена украшенная елка, появились только в 38-м году, до этого дети или не рисовали, или журнал не хотел помещать такие рисунки. Как правило, игрушки на детских рисунках не прорисовывались, они присутствовали в обобщенном виде. Очень часто это большие светящиеся круги, которые, вероятно, изображали шары. Но красная звезда присутствовала всегда. Что характерно: вбтлост в память! Когда дети 90-х годов писали свои воспоминания о елке и пытались нарисовать образ новогодней елки, большинство воспоминаний содержало утверждение о том, что на елке обязательно должна быть красная пятиконечная звезда. Традиция самодельной елочной игрушки существовала очень давно. И началось это в 19-м веке, когда игрушек не хватало и вешались те, что делались дуками. В дворянских усадьбах, например, большинство игрушек были самодельными. Или висели пряники, фрукты. Эта тенденция самодельной игрушки в дореволюционной России использовалась как мощное средство воспитания. В церковно-приходских школах детей побуждали к изготовлению елочных игрушек. Считалось, что это полезно, это труд своими руками. В 20-е годы, когда елка была запрещена и елочные игрушки не продавали, игрушки изготавливась вручную. В 30-е годы советская школа тоже стала уделять большое внимание изготовлению игрушек. Причем здесь происходили совершенно курьезные вещи. В школу пришла совместная комиссия Наркомздрава и Наркомпроса и увидела, что дети клеят цепи из цветной бумаги. Они сказали: «Немедленно прекратить это занятие! Что такое цепь? Это символ рабства! В новой советской России – какие цепи? Ни в коем случае!» В то же время в методических указаниях по украшению елки говорилось, что дети должны клеить цепи, потому что именно цепи приобщают их к совместному коллективному труду. Разночтения в подходах здесь были совершенно очевидны. В годы войны и после нее игрушек было мало, (к тому же они часто бились из-за хрупкости стекла,) тогда тоже делали своими руками. Но и позднее… я вспоминаю свое детство, мы делали елочные украшения на уроках труда, клеили корзиночки, китайские фонарики, гирлянды. Вырезали снежинки. Все эти игрушки висели в классе или на школьной елке. Мне кажется, одно из самых замечательных описаний различных способов изготовления елочной игрушки содержится в воспоминаниях Ирины Токмаковой, в которых очень подробно, в деталях описывается о том, как эти игрушки изготовлялись уже в советское время в советском варианте. И она рассказывает о том, например, как делались клоуны или матрешки из скорлупы, как клеились цепи. Как раскрашивались эти цепи. Как изготовлялись украшения из соломы. Вешались на елку и съедобные украшения - пряники, конфеты, орехи, завернутые в «золото«. В рассказах у Зощенко фигурирует елка и елочные игрушки как предмет вожделения. Это автобиографический рассказ о Леле и Миньке. Этот сюжет связан с воспоминаниями о елочной игрушке, когда память тела оказывалась не слабее памяти души. И многие, вспоминая елочную игрушку, пишут не о том, какая она была красивая, как там елка сверкала и блистала, а о том, какие вкусные вещи на ней висели и как эти вкусные вещи хотелось съесть. И всем, наверное, известна эта история, когда Минька, не дождавшись прихода всех детей, откусил от красивого яблока кусок, мама пришла, увидела, и сказала : «Я хотела это яблоко подарить мальчику, пришедшему на елку, а теперь раз ты его надкусил, я подарю тот паровозик, который был предназначен тебе». Алексей Толстой в «Детстве Никиты» тоже писал про елку. Он вспоминал подробно, как происходил процесс изготовления самодельных игрушек в дворянской усадьбе. Период – это конец 80-х – начало 90-х годов 19-го века. Но здесь интересно не только то, как Толстой упоминает этот процесс, относящийся к этому периоду, но в «Детстве Никиты» мать главного героя рассказывает детям о том, как производились елочные игрушки во времена ее детства и какие делались замечательные сложные конструкции. Например, она описывает замок с башнями, винтовыми лестницами, окнами, подъемными мостами. Перед замком было озеро из стекла, и по озеру плавали лебеди. Интересными были попытки распространения елочной игрушки в тех национальных регионах, где до этого она была абсолютной диковинкой. Ашхабадская газета «Туркменская искра» сообщала в конце 30-х годов, что туркменским ребятам было отправлено больше тысячи елочных украшений, и, что самое потрясающее, было завезено 15 вагонов елки. Интересный факт: елка стала настолько устоявшейся праздничной традицией, что желание отметить этот праздник и поставить елку рождало удивительные случаи изобретательности. Например, во время арктической экспедиции на ледоколе «Седов» две женщины-ученые установили на борту ледокола елку, которая была сделана из старого весла и прутьев от веника. И украшена была, как сказано в источнике, «образцами морской фауны». Что это за образцы, не известно. В годы Великой отечественной войны елка и елочная игрушка как важное пропагандистское воспитательное средство использовалась не только советскими воспитателями, но и нашим противником для пропаганды нового порядка. Так на оккупированной территории предписывалось перед Рождеством проводить рождественский утренник для детей пяти-восьми лет с обязательной наряженной елкой под девизом «Как детей чекист советский чудной елочки лишил, но затем солдат немецкий детям елку возвратил». А в роли Бабы-Яги по сценарию выступал сотрудник НКВД. Тема космоса тоже была отражена в игрушках. Это были маленькие космонавтики, спутники, космические ракеты. Это были верхушки, пики тоже с космической тематикой, шары с космической тематикой. И таких игрушек было достаточно много. Власть, видя интерес и то восхищение, которое испытывали советские граждане по поводу космических побед, умело использовала этот фактор, украсив советскую елку космической атрибутикой. Возвращение елки в 1935-36 году принято было по-разному. Там, где ее наряжали и праздник отмечали, конечно же, возвращение елки было встречено с ликованием. Но там, где ее и раньше не особенно широко отмечали, особенно в селе. У сельских детей, для многих из них елка была вообще не понятна и им совершенно чужда. Люди говорили о том, что когда они впервые увидели елку в сельской школе в конце 30-х – начале 40-х годов, они вообще не могли понять, для чего это нужно и что вообще в этой елке особенно хорошего? Один из респондентов сказал: «Ну и что, ну, поставили елку. У нас около деревни в лесу таких елок было полно! Ничего интересного». В семьях елку продолжали отмечать, эта традиция не прерывалась. Это каралось, и каралось очень жестоко. Людей увольняли с работы за то, что они дома отмечали рождественскую елку. Многие представители старшего поколения, могли рассказать, что закрывали все ставни, плотно занавешивали темным материалом окна, чтобы ни один лучик света не пробился наружу, и наряжали елку. Вместо елки, некоторые украшали то, что можно было украсить: фикусы, пальмы, алое. O, tempora! O mores! Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
У Остапа Вишни на эту тему есть чудесный рассказ "Панська ялинка"
Помню в детстве и у нас были такие для украшения ёлки - очень красивые!
А мы в школе к новому году всегда клеили многометровые цепи из разноцветной бумаги...
Прочитала и нахлынули воспоминания о новогодних праздниках... Очень интересно всегда узнавать новые факты из истории обычных вещей, о традициях разных периодов в жизни страны. Спасибо вам, Таня, за подробный и интересный рассказ о ёлочных игрушках, без которых уже невозможно представить лесную красавицу - символ новогодних праздников!
Получилось очень длинно и пусто без картинок. Но хотелось поделиться тем, что я узнала.
Оставить свой комментарий