Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Невидимых: 1
Гостей: 58


Тест

Тест «Помешаны» ли Вы на брендах?
«Помешаны» ли Вы на брендах?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Цивилизация одноразовых вещей или одноразовая цивилизация.

Цивилизация одноразовых вещей или одноразовая цивилизация. Знаменитый господин Жиллетт прославился некогда на весь мир тем, что стал родоначальником одноразовых вещей, он придумал «величайшую из мелочей» - бритвенный прибор, настолько дешевый, что его не жаль выбросить сразу после использования. Это простое и в принципе оправданное изобретение преобразовалось со временем в промышленную идеологию, вынуждающую человека привыкать к недолговечности и одноразовости не только вещей, но и человеческих отношений, идеалов и ценностей. Вот и мы, как и все якобы прогрессивное человечество, некогда влились в это одноразовое русло и только сейчас начинаем задавать себе вопрос о том, куда оно нас несет?
Сколотивший миллионы на своем изобретении, Жилет, наверное, и не подозревал о том, что придумал не одноразовую вещь, а новую «культуру одноразовости», образ жизни, в котором у человечества нет прочного психологического фундамента, мир, в котором люди стали использовать друг друга с такой же легкостью, как используют, комкают и выбрасывают бумажные салфетки и пластиковые стаканчики, не задумываясь об их дальнейшей судьбе. Чувство дискомфорта сопровождающее нас в течение всей жизни во многом объясняется именно мимолетностью всего, что нас окружает. Так что же такое цивилизация одноразовых вещей - достижение технологического прогресса или еще один способ культивирования людей с сознанием бабочек-однодневок?

Галина Калмыкова, руководитель Одесского отделения Украинского союза психотерапевтов: С одной стороны это удобно, с другой – у этого есть такой эффект как отсутствие ответственности. Потому что, если мы говорим о самом простом – о чашке, о тарелке одноразовой, то здесь начинается ответственность: или я иду и долго выбираю очень красивую тарелку, с каким-то узором, который нравится именно мне, и я о ней забочусь, и я ее мою каким-то особенным средством, и я ее храню в отдельном ящичке, это моя тарелка; или я не беру на себя ответственность, и я беру пластмассовую тарелку, и я ее выбрасываю, не несу никакой ответственности, не делаю никакого выбора. Вобщем-то, это упрощает жизнь, но тогда я перестаю брать ответственность, может быть, за какие-то другие вещи, я перестаю напрягаться.


Алчные люди, манипулирующие с помощью рекламы сознанием людей, навязывают нам вечную погоню за все новыми и новыми вещами, которые постоянно ломаются и выходят из строя, превращая людей в этаких технологических животных, бегающих по замкнутому кругу, которым некогда остановиться и вспомнить то, что они существа разумные. Люди легко склонны к тому, чтобы закрывать глаза на побочные последствия технических новшеств, и вообще не обременять себя мыслями о гуманности и целесообразности использования любого предмета, мало-мальски облегчающего повседневную жизнь. А эти побочные последствия техногенной цивилизации, нарастая и суммируясь, подчас становятся причиной крупных социальных, экологических и даже психологических проблем. Именно это и происходит в нашем, так называемом «обществе возьми и выбрось». Какова же суть процесса, который стоит за нашим выбором потребителей? Оказывается, процесс этот прост и логичен.
Одноразовый продукт, как и любой другой, нужно произвести. Большинство одноразовых предметов производят из бумаги или пластмассы. Полбеды, если использована бумага или картон, переработанный из макулатуры. Куда обидней и экономически безрассуднее пускать на стаканчики тайгу! Пластмассу же производят из так называемых невозобновляемых природных ресурсов (запас которых в конечном счете исчерпаем), таких, как нефть и уголь. Добыча и переработка этого сырья печально известна своими последствиями для окружающей среды и здоровья людей: разливы нефти, выбросы отравляющих и канцерогенных веществ. Так, в производстве пенопластов и губчатой одноразовой посуды используются разрушающие озон фреоны, вся пластмасса красных оттенков проходит обработку кадмием, для придания пластмассе мягкости используют соединения, которые еще долгие годы после использования выделяют в атмосферу отравляющие газы. Печально же известные поливинилхлоридные пластмассы обильно выделяют соединения хлора, угарный газ и цианиды. Таким образом, чем продукт менее долговечен, тем в больших количествах его надо производить и тем выше нагрузка на окружающую среду. Такой способ производства однозначно выгоден только частному бизнесу, прибыль которого зависит от объемов выпускаемой продукции и абсолютно невыгоден всему остальному человечеству. А для планеты земля это и вовсе катастрофа, поскольку многократно ускоряет процесс исчерпания ее небесконечных ресурсов и близит момент наступления глобальной экологической катастрофы.
Пагубная одноразовость подстерегает нас на каждом углу, делая нас игрушками в руках невидимых но могучих сил, стирающих нашу индивидуальность и память. Возьмите например - такой факт. В течение последних пяти лет люди практически перестали хранить фотографии традиционным способом - на фотобумаге. Всеобщий переход на цифровую технику повлек за собой появление массы электронных носителей информации. И сейчас практически все это богатство семейной памяти хранится на всевозможных винчестерах, флэш-картах и дисках. Но проблема в том, что все эти носители информации в десятки раз менее долговечны чем та же фотобумага. Стандартному сд или двд- диску современная промышленность гарантирует не более двух лет надежной работы, винчестеры, хранящие десятки гигабайт информации могут выйти из строя в любой момент. И вместе с превращением в утиль всех этих по сути одноразовых вещей гибнут целые миры человеческой памяти. Стирается жизнь целых поколений людей. Ситуация такова, что ни один существующий электронный носитель не может донести память о вас даже до ближайших потомков, потому что рассыплется гораздо раньше. И если старые семейные фотоальбомы без проблем передавались из поколения в поколение, то современные люди отчаянно пытаются сохранить память дублируя одну и ту же информацию на нескольких носителях, тратя на это массу времени и не получая взамен никаких гарантий, просто по тому что одноразовая по определению вещь не может быть вечной. Некоторые от безвыходности вновь возвращаются к хранению фотографий дедовским бумажным способом. Такова лишь одна из возможных иллюстрации современного феномена одноразовости, который все больше поглощает нашу цивилизацию.


Как известно, после использования одноразовый продукт превращается в мусор. Ни в одной стране мира сортировка мусора не доведена до такой степени совершенства, чтобы отбирать и вторично перерабатывать такие мелочи, как одноразовые бритвенные приборы. Не все и доступно переработке, например, пластмассовые изделия, как правило, переработке не подлежат. Для этого нужны технологии, но они трудоемки и небезопасны, поскольку существует риск выброса отравляющих веществ в окружающую среду. Они и выделяются постепенно на свалках, отравляя воздух и грунтовые воды. И разлагаются эти «великие мелочи» десятилетиями, а то и столетиями! Но и это лишь одна из граней проблемы одноразовости в нашем мире. Попробуйте на минуту представить, что мы говорим о захламлении мусором одноразовости не только городов, но и душ человеческих, ведь наполнение сознания мыслями об однодневности, одноразовости всего и вся, влечет за собой желание сиюминутной выгоды, ничем не обузданную алчность, жажду наслаждения любой ценой, а потом - хоть трава не расти! Сегодня уже можно с уверенностью утверждать, что внедрение в нашу жизнь одноразовых вещей породило и психологию одноразовых ценностей. И даже великие некогда идеалы любви, заботы, сострадания, родины оказались в подчинении одноразовой доминанте сознания. В наше время стало возможным менять «родины» как перчатки, мгновенно забывать о людях, которые перестают быть хоть в чем то для нас полезными. А современные одноразово мыслящие ученые уже доказали, что любовь – есть ни что иное как особый режим работы гормональной системы, в результате чего некогда вечное чувство получило полное право стать однодневным, а вернее одноночным. И теперь его изготавливают в пачках по пять штук с названием «Единственная любовь».

Наталья Пильгук, директор кризисного центра для подростков: Что-то, наверное, есть в наш такой бурный век, когда быстро сменяются картинки, меняется информация, меняются люди, все очень ускоряется, и, действительно из жизни уходит главное, из жизни уходят отношения. Потому что отношения это не только что-то очень быстрое, доставляющее удовольствие, такое одноразовое вроде кока-колы, или сникерса, или марса. Отношения это глубокие переживания, это то, что дает совершенно уникальное ощущение, которое не даст ни что другое, это ощущение интимности и близости. И когда отношения одноразовые, то такие важные человеческие, именно человеческие, ощущения близости и интимности просто не развиваются. То есть таким образом мы сами себя обкрадываем, а потом чувствуем себя несчастливыми. Не секрет, что наше время называют временем нарциссизма, временем пустоты и действительно часто люди чувствуют ощущение мертвенности и бессмысленности. Отсюда и такое сейчас очень частое явление как наркотики, алкоголь, то есть человек пытается достичь ощущения живости не через отношения, которые являются дающими жизнь, ведь мы когда появляемся на свет, мать дает нам жизнь в отношениях, и это такая базисная человеческая потребность – иметь отношения, испытывать близость. Но из-за того, что мы бежим и спешим, мы не успеваем увидеть друг друга и лишаем себя этого. А потребность остается, и пустота и мертвенность приходят взамен этих прекрасных чувств. Ну и тогда нужно заполнять чем-то, алкоголем, экстремальными видами спорта, наркотиками, к сожалению.


Человек не считает нужным привязывать себя теплыми чувствами ни к другим людям, ни к определенному месту обитания, которое, кстати, в прежней культуре истинных ценностей называлось домом и родиной. Теперь мы приобрели нездешнюю легкость в перемене мест и способны покинуть обитель прежней жизни без чувства ностальгии и опустошенности. В Америке, например, по статистике, люди меняют место жительства раз в 4 года, место работы – раз в 5 лет. Что дальше: одноразовая религия, сиюминутные убеждения, мимолетные семьи, быстро надоедающие дети ? Это когда-то отсталые дикари типа Галилео Галилея и Джордано Бруно готовы были на костер за дело всей своей жизни. Теперь с изобретением одноразовой совести постоянство и верность становится абсолютно излишними. Одноразовая совесть не может стыдиться за вчерашнюю подлость и поэтому всегда остается чистой, свежей и легко перерабатывает в разы больше дерьма, чем могла переварить обычная совесть в прошлые годы.

Борис Херсонский, психотерапевт: Главное в недостатке способности к вложению чувств, все слишком скользит, у нас нет для этого времени, это общая черта технократической цивилизации, в начале 70-х годов Андрей Вознесенский, один из самых тогда популярных поэтов написал строчки:
Толпами автоматы топают к автоматам,
Сунут жетон оплаты - выдавить сок томатный.
То есть отношения человека и автомата равные, но не автомат стал человеком, а человек становится автоматом.


Проснулся утром в новом одноразовом доме, достал из пачки новую одноразовую душу, выпил вместе с таблеткой такую же одноразовую совесть и пошел жить в одноразовом мире, благо, память тоже одноразовая, и наутро воспоминания предыдущего дня стираются! Нет, это не сюжет фантастического фильма, это вполне логичное будущее одноразового человека.


Александр Фильц, главный врач областной психиатрической больницы Львова: Кожна культура має свій початок, розквіт і занепад, ми то знаєм з історії, і мені здається, що сьогодні ми маємо справу з зародженням певної нової культури, але кожна культура має під собою певні фундаментальні речі, якими є такі 2 поняття дуже важливі як символ и ритуал. І от, що стосується одноразових речей, то, мабуть, в сучасну культуру в зв’язку з певною технологічною атомізацією стосунків, вводиться новий ритуал стосунків, який має на меті таке ілюзорне збереження часу. Але воно є ілюзорним, тому і символіка, яка супроводжує той ритуал, є також ілюзорною, тобто речі тратять свій речовий смисл. Відношення до часу таке, за рахунок швидкоплинності речей, одноразовості речей, річ, якщо вона тратить тривале символічне навантаження, вона вбиває час і тим самим сучасна культура якби показує нам, що ми не знаємо на сьогодняшній день як поводитися з часом.

Люди перестают задумываться о своем будущем и о будущем планеты. А это верный признак упадка сознания и духовной энтропии. Сознание, которое не устремлено в будущее, мертво. И если предшествующие цивилизации стремились оставить грядущим поколениям послания в виде архитектуры, живописи, музыки, литературы, то наша цивилизация оставит после себя неистребимые временем гигантские залежи мусора состоящего из одноразовых вещей. И, если мир не очнется от разрушающей все и вся магии одноразовости, сюжеты «матрицы», «терминатора» и «трансформеров» о войне людей и машин не будут казаться такими уж нереальными. Пришла пора человечеству задуматься: не увенчает ли оно собой неуклонно растущую гору никому ненужных одноразовых отходов нашей заблудившейся в потемках времени цивилизации? Представьте себе на мгновение что вечность заканчивается сегодня! В этом нет ничего особенно удивительного, поскольку и сама вечность уже стала в нашем восприятии одноразовой вещью.



Helgochka deleted   31 марта 2009   4530 0 0  


Рейтинг: 0




Тэги: культура, цивилизация





Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.