Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Новогодние песни о главном
«Расскажи, Снегурочка» (1974)
К 1974 году популярность «Ну, погоди!» (нашего варианта «Тома и Джерри») уже зашкаливала за все возможные пределы. Каждый выпуск мультсериала о «фулюгане»-неудачнике волке и положительном находчивом зайце обычно посвящался какой-либо теме (пляж, парк отдыха, спорт, деревня). Пришло время и новогоднего, 8-го выпуска. Сериал «Ну, погоди!» всегда отличался обилием самой разнообразной музыки – от советской до западной (именно там я впервые услышал мелодии группы VENTURES или дуэта СОННИ И ШЕР). Однако именно для новогоднего выпуска была впервые сочинена и записана оригинальная песня – знаменитый травести-дуэт волка в образе Снегурочки и зайца в образе Деда Мороза. И ранее немногословным Анатолию Папанову и Кларе Румяновой пришлось в полный голос запеть. Слова песни придумал знаменитый автор «Бременских музыкантов», «Антошки» и «Чунга-Чанги» – Юрий Энтин, а музыку сочинил не менее знаменитый Геннадий Гладков. Ю. Энтин: «...у меня много песен про Новый год. Это единственный праздник, который я очень любил. Поэтому и появились на свет «Кабы не было зимы», «Расскажи, Снегурочка, где была»...» Первоначально в песне был и третий куплет, но его сочли слишком фривольным. Вот он: «– Ты меня, любезная, извини И свою любовь ко мне сохрани. – Как же не винить тебя, милый дед?! Столько зим потрачено, столько лет!» Как ни странно, ни поэт, ни композитор не считали поначалу эту композицию удачной. Ю. Энтин: «...Мы как-то вот эту песню оба с ним не считали высококачественным нашим произведением. Но у публики было совершенно другое мнение. Буквально все вставали, когда звучала эта песня, всем нам подпевали. Побеждала вот эта простая песенка. Я думаю, огромная тут заслуга Клары Румяновой и ее партнера. Она ведь ваяла образ Деда Мороза, а Анатолий Папанов был Снегурочкой. Я помню, когда была запись этой песни, то, как ни странно, очень смелый и решительный при озвучивании своих ролей Папанов даже слегка заробел перед мастерством и абсолютным слухом Клары Румяновой. Потому что он не попадал. Она билась, учила его, и он подчинялся». Впоследствии въедливые исследователи нашли в сцене дуэта киноляп – на ногах «Снегурочки» то появлялись, то исчезали чулки. Но, думаю, первые зрители этого выпуска «Ну, погоди!» были так поглощены действом и песней, что вряд ли что-то заметили. «Три белых коня», «Песня о Снежинке» (1982) Как это ни странно, композитор Евгений Крылатов за свою долгую и успешную карьеру практически не писал обычных песен. И «Колыбельная для Умки», и «Лесной олень», и «Крылатые качели», и «Прекрасное Далёко» писались исключительно по заказу, для кино – обычно на уже готовые стихи. Е. Крылатов: «...отдельно от кино я писать не люблю. Когда работаешь над фильмом, песни всегда получаются образные, а иначе будет просто песенка, не больше. ...Когда я пишу песни для кино, то не думаю, понравится эта вещь или нет, принесет она доход или нет. Я выражаю в музыке то, что меня волнует, я все-таки мелодист, и хочу, чтобы мои песни прежде всего проникали в душу и заставляли задуматься». Песни Крылатова проникали в душу всерьез и надолго. Особую популярность композитор обрел после выхода «Приключений Электроника». И мало кто знает, что режиссеру картины Константину Бромбергу «Крылатые качели» совсем не нравились, и, не торопи его сроки съемок, будущий кинохит вполне мог кануть в Лету. В 1982 году Бромберг решил снять еще одну картину – теперь по мотивам повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу», и приурочить ее к Новому году. Надо сказать, книгам Стругацких никогда не везло (и не везет) с киновоплощениями – обычно они преображались до неузнаваемости. Не стал исключением и фильм Бромберга, названный «Чародеи». Фильм планировался музыкальным, поэтому, вспомнив свой успех с «Электроником», режиссер снова подключил к работе Крылатова. И снова история повторилась. Бромбергу совершенно не нравились написанные композитором песни. Хотелось чего-то фантастического, ирреального, а у Крылатова, по мнению режиссера, выходило как-то простовато. Е. Крылатов: «У нас с ним был очень смешной случай, когда он ко мне пришел с этим мнением. Я очень расстроился и сказал, что уйду с картины. Он как-то на это тоже не решился, мы все-таки как бы друзья, короче говоря, он пошёл домой на Красную Пресню, а я решил вместе с ним спуститься вниз, чтобы достать почту, и пока мы с ним рассуждали о песнях, я очнулся только у Белорусского вокзала, в тапочках домашних и тренировочных штанах. Мы всё с ним шли и не могли никак эту проблему решить. Но потом как-то всё образовалось потихонечку...» Талант Крылатова снова одержал победу. Саундтрек мгновенно пошел в народ, а песни про белых коней и снежинку закрепились в новогоднем репертуаре. Часть песен в фильме исполнили сами актеры (например, Абдулов и Светин), на остальные подтянули «тяжелую артиллерию» в лице Ирины Отиевой и Ларисы Долиной. За героиню девочки – Аню Ашимову – петь должны были тоже девочки. Одной из них была дочь певицы Жанны Рождественской – Оля – которая уже в 8 лет прославилась своим блестящим исполнением «Песни Красной Шапочки» (может, кто-то вспомнит и трогательную песню из м/ф «Девочка и дельфин»). Уже 13-летняя Оля Рождественская справилась и на этот раз, исполнив «Песню про Снежинку» в сопровождении ВИА «ДОБРЫ МОЛОДЦЫ». Вторая девочка – Света Степченко – спела песню «Три белых коня» в целом неплохо, но Крылатову не нравилась излишняя «юношеская колкость» в голосе. И тут на запись заглянула Лариса Долина. «А давайте я попробую», – сказала она и с первого дубля спела песню таким нежным фальцетом, что впоследствии никто не мог узнать в этом исполнении 27-летнюю джазовую певицу. Кстати, к песне «Три белых коня» Крылатов относился поначалу очень сдержанно (даже стихи уважаемого им Леонида Дербенева не впечатляли). Композитор был вообще весьма самокритичен. Е. Крылатов: «Вот песню про костюмчик я написал таким образом, потому что она нужна была по сюжету. И когда Дербенёв написал слова, я к ней относился очень пренебрежительно. И до сих пор, между прочим, это так. Я очень люблю песню «Загадка женщины». «Три белых коня» я вынужден любить, раз все её любят. А это были просто куплеты для актёров. Там очень смешные, хорошие слова, но какая она есть, такая есть. Там главное – слова. Вот так мнения композитора и народа иногда расходятся. И кто здесь прав – непонятно». Теперь, спустя годы, при пересмотре «Чародеев» меня всё чаще посещает ощущение, что фильм на самом деле довольно средний и что, лиши его песен – весь флёр очарования спадёт. Но ностальгия – мощная сила… Из интервью с Е. Крылатовым: «– Что самое сложное в профессии композитора? – Сочинить мелодию. Всем технологическим вещам можно научиться. Но мелодия – это тайна. Слушаешь Вольфганга Амадея Моцарта и думаешь: «Это же Космос!» Каждый раз, начиная работу, я переживаю и думаю, что все уже написано до меня». «Песенка про пять минут» (1956) Думаю, никто не будет спорить, что первым настоящим новогодним советским фильмом стала «Карнавальная ночь». Появился этот фильм с подачи режиссера и директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, который решил воскресить к жизни давно пылившийся на полке сценарий Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Задание снять фильм было дано молодому режиссеру Эльдару Рязанову, который до этого момента работал только в документальном жанре. Сценарий Рязанову… не понравился – ведь он мечтал о драмах, а не о водевилях. Рязанов даже попытался удрать от съемок в отпуск, но Пырьев просто порвал его билеты и путевку, сказав, что «Надо, Эльдар, надо». Начался подбор актеров. Сперва на роль главной героини – Леночки Крыловой – планировалась... другая актриса, но что-то не задалось. И тут в коридорах ВГИКа Пырьев натолкнулся на тоненькую молоденькую студентку Люсю Гурченко. «Где-то я вас видел?» – прищурился режиссер. «На кинопробах «Карнавальной ночи», – ответила студентка. – Вы меня точно вспомните. Я единственная вживую пела песенку Лолиты Торрес». «Пели вы, действительно хорошо, – припомнил Пырьев. – Только зачем так кривлялись?». Слово за слово, и вот уже Гурченко пробуется на роль Леночки. Умение петь, безусловно, сыграло свою роль. А песен в фильме хватало! Написал их композитор Анатолий Лепин – возможно вы вспомните его музыку из к/ф «Здравствуй, Москва», «Сын полка», «Девушка без адреса», «Мы где-то с вами встречались» и др. Финальная «Песенка про пять минут», после которой собственно и наступает Новый год, была написана на стихи Владимира Лившица. Слова же второй знаменитой песни фильма написал другой поэт – Вадим Коростелев. В. Коростелёв: «– Вот что, – без лишних вступлений начал Пырьев, – нам крайне необходима в фильме песенка о хорошем настроении, и ты должен срочно написать её текст. Что для этого нужно? – Главное вы уже подсказали, – отвечаю ему, – в ней обязательны слова о хорошем настроении. Остальное приложится… – Я тебе говорю о характере песни, а слова про хорошее настроение на музыку не ложатся, и петь такую галиматью никто и никогда не будет, – раздражённо бросил Пырьев. – Постараюсь сделать так, чтоб запели, и вы первый их запоёте… Иван Александрович не стал продолжать этот спор, а запер меня в своём кабинете, заявив, что, пока текст песни не будет написан, меня из студии не выпустит. Через сутки или двое с рижским поездом от Лепина пришёл пакет с партитурой «Песенки о хорошем настроении». Пырьев прослушал её, остался доволен и приказал срочно записывать». Песни записывал оркестр Эдди Рознера. И поначалу они музыкантам не приглянулись. Юрий Саульский: «Однажды, это было летом 1956 года, ко мне на репетицию в клуб МИИТ (Рознера в этот день не было) приехали совсем молодой тогда режиссер Эльдар Рязанов, музыкальный редактор Мосфильма Раиса Лукина и какой-то неизвестный мне полный человек. К этому времени мы с нотным материалом уже познакомились. Большой радости он у меня не вызвал. Я – поклонник Эллингтона, Гершвина, Стена Кентона, изысканной французской эстрады... И вдруг – что-то, как мне показалось, старомодное, траченное молью. И на вопрос Лукиной: «Как вам нравится эта музыка?», не задумываясь, брякнул: «Совсем не нравится. Она какая-то нэпманская, напоминает немецкие шлягеры 30-х годов. Слишком благопристойная...». Все смутились. Потом за рояль сел толстый незнакомец. В одном месте должны были звучать куранты, и пианист стал советоваться, как их изобразить – может, с помощью уменьшенных трезвучий?». Я снова брякаю: «Неужели Лепин не мог что-нибудь пооригинальнее придумать?». Толстяк (в отчаянии): «Да это я – Лепин!». Немая сцена». Саульский недооценил песни Лепина. Существует легенда, что когда-то на радио «Свобода» забрел сам Луис Армстронг. Он услышал по радио «Песенку о хорошем настроении», взял трубу, начал импровизировать, и, мол, кто-то это записал. Не знаю точно, правда или нет, но что касается одной шестой части суши, там «Карнавальная ночь» имела оглушительный успех. На показы фильма было продано 48 млн. билетов, и он вмиг сделал знаменитыми и режиссера, и актрису, и авторов песен. Ни Рязанов, ни Гурченко этого не ожидали. Эльдар Александрович понял, что недооценил ни жанр водевиля, ни Людмилу Марковну (которую считал слишком манерной). Впоследствии песни станут важной «изюминкой» в фильмах Рязанова, а Гурченко снимется в его «Вокзале для двоих» и «Старых клячах». Сергей Курий Рейтинг: +3 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А вот ведь так часто бывает, чтото новое и не совсем ожидаемое, непривычное, воспринимается без особого интузиазма. Но вот рискнёшь, откинешь доводы разума, выпустишь идею в мир и попадаешь в самую точку. Всё гинеальное просто )))
Оставить свой комментарий