Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 25


Тест

Тест В плену цейтнота?
В плену цейтнота?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Любители наслаждений.

Я люблю удовольствия и наслаждения. Мне доставляет радость ужин под французскую музыку в весёлой компании моих друзей. Осенняя прогулка вдоль моря по безлюдной набережной гармонизирует моё душевное состояние. Я люблю придумывать то, что до меня ещё не существовало, люблю неожиданные встречи с интересными людьми, люблю Париж, люблю итальянскую кухню, люблю жизнь... Точнее, её положительную сторону.
 
Если я сталкиваюсь с горем или с бедой, с которой я ничего не смогу поделать, я стараюсь сконцентрироваться на чём-то приятном, улететь в мыслях в спасительную зону мягкой защищённости приятным, а не погружаться всё глубже и глубже в страдания...
 
Но что я всё о себе да о себе? Я такая не одна - нас много. Мы, искатели радостей, - эпикурейцы.
Неправильная трактовка
 
Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдаёт предпочтение материальным радостям жизни, хотя это весьма неточно характеризует их (нашу) философию. Сам Эпикур первенство отводил удовольствиям духовным - как менее всего зависящим от внешних условий и, следовательно, надёжнее других приводящих человека к состоянию спокойствия и невозмутимости.
 
Людей же, стремящихся только к материальным удовольствиям правильнее называть гедонистами. Гедонизм - это тоже этическое учение, наиболее резко выраженное в Древней Греции, исходящее из того положения, что человек всегда стремится к наслаждениям, удовольствиям и комфорту, а также всегда избегает страданий. Под гедонизмом часто понимается стремление к хорошей еде, изысканному сексу, к обладанию дорогими и престижными вещами (одежда, комфортное жилище, личный транспорт).
 
Именно это понятие - гедонизм - и подменяет собой эпикурейство. Я это точно знаю из личного опыта: искателей и коллекционеров радостей обвиняют в равнодушии, эгоизме, чёрствости, чревоугодии, развратности. Конечно, если в угоду своим наслаждениям идти по головам других людей или отказывать в просьбе, то эти обвинения могут иметь под собой почву. Если же говорить о возвышенных радостях – созерцание природы, удовольствие от беседы, радость творчества, - то это непонимание даже ранит и заставляет не афишировать такое необычное увелечение: поиск удовольствий в замен концентрации на страданиях.
 
Наверное, именно поэтому в XIV веке была распространена и официально признана христианской церковью точка зрения, что эпикуреизм - безнравственное и безбожное учение. Однако уже первые гуманисты Петрарка и Боккаччо стремились реабилитировать Эпикура. Опираясь на свидетельства Сенеки, Петрарка утверждал, что Эпикур был высоко моральным человеком. Боккаччо в короткой новелле в ’Декамероне’ рассказывал с большой симпатией об эпикурейце Гвидо Кавальканти, называл его одним из лучших логиков и знатоков естественной философии, приятнейшим человеком, остроумным собеседником и глубоко порядочным человеком, хотя он и пытался доказать, что бога нет.
 
В следствии этого к первой четверти XV века проявилось особое внимание к эпикурейской этике, когда гуманистами была осознана не только ценность земной жизни, но и оправданы разнообразные телесные и душевные потребности человека, тогда и сформировался подлинный интерес к исканиям Эпикура.
 
В Англии до середины XVII века распространено было отношение к эпикурейцам, лишь как к обжорам и пьяницам.
 
Учение Эпикура его этика были созвучны мироощущению французских интеллектуалов XVII века, однако эпикурейцами называли себя или получали такое прозвище люди разных мировоззрений. Подобно тому, как в Древнем Риме существовало несколько эпикурейских школ и кружков, распространявших несколько видов эпикуреизма, так и во французском обществе были эпикурейцы разных типов.
А что же было на самом деле?
 
Древнегреческий философ Эпикур в конце четвёртого века до нашей эры основал собственную философскую школу в Афинах, в котором развил Аристиппову этику наслаждений в сочетании с Демокритовым учением об атомах. Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: "философы Сада"). Над входом туда висело изречение: "Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие - высшее благо". От 300 произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты.
 
В этике основными понятиями эпикуреизма были отождествление блага с удовольствием, а высшего блага - с отсутствием телесной или душевной боли; ограничение всех желаний и практика добродетели; удаление от общественной жизни; и культивирование дружбы.
 
Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни, этому служила физика, а последней - логика. Учение Эпикура о природе, по сути дела, демократическое учение: бесконечно число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами (в междумириях), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.
 
Познание природы есть не самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются дурными. Однако духовное удовольствие более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Благодаря разуму, дару богов, за который они не требуют никакой благодарности, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), предполагающее удовольствие, причём одновременно достигается не нарушаемое неприятными переживаниями спокойствие, невозмутимость, в которых и заключается истинное благочестие. Эпикур призывал человека соизмерять удовольствие, которое он получает, с возможными последствиями. «Смерть не имеет к нам никакого отношения, - утверждал этот мыслитель, - когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет».
 
Метафизическую сторону философии Эпикура можно принимать или отрицать, или, скажем, находить в ней иную интерпретацию других метафизических воззрений, но мы сейчас не об этом. Мы о другой стороне философии Эпикура – об удовольствиях.
Разные радости
 
Я определила для себя несколько основынх видов радостей. Все они могут и должны доставлять возвышенные удовольствия, но если сконцентрироваться только на первых двух (или трёх) и посвятить свою жизнь лишь поиску этих наслаждений, то это путь гедонизма.
 
Радость телесных удовольствий;
Радость приобретения и дарения;
Радость увлечённости;
Радость общения и взаимопонимания;
Радость познания, логики, анализа и синтеза знаний;
Радость творчества и самовыражения.
 
Если же одним из своих увлечений сделать стремление к удовольствиям от всех перечисленных радостей, то вы – наш человек, добро пожаловать в клуб!
Клубное или личное?
 
Вот, кстати, интересный вопрос, сможет ли существовать клуб настоящих эпикурейцев? Мне кажется, что если и сможет, то для совсем небольшого круга, если же он будет поставлен на коммерческую основу, то он или обречён на закрытие, или станет клубом настоящих гедонистов.
 
Почему я так считаю? Потому что возвышенные радости и утончённые удовольствия не массовые, далеко не каждый из нас может испытать их согласно каким-то шаблонам или стереотипам. Да и испытание подобных чувств очень личное - какой смысл в таком клубе? Поделиться впечатлением? Возможно...
 
Кстати, о гедонизме. Сайт newsru.com некотрое время назад опубликовал материал под названием "Пир эпикурейства: обед за 25 тысяч долларов за человека":
 
Это был вечер вопиющего декаданса - обед из десяти блюд, приготовленный всемирно-известными шефами за 25 тысяч долларов с человека, сообщает Associated Press. Многие из тех, кто присутствовал на этом гастрономическом пиру в субботу вечером в Бангкоке, признаются, что это был самый потрясающий обед в их жизни. Однако дался он им нелегко. Поглощать сначала белужью икру, затем трюфеля Perigord, говяжью вырезку Kobe и лобстеров из Британи, запивая все это редчайшими сортами винтажного вина - дело непростое...
 
"Это просто потрясающе, но на все меня не хватило, - говорит комбоджийка Суфиане Фостер, имея в виду блюдо под номером "восемь" - "голубь en croute под грибами" - пришлось его доедать глазами".
 
Отъявленные гурманы из США, Европы, Ближнего Востока и других стран Азии собрались в бангкокском отеле Lebua luxury на обед на сорок персон под названием "Мировые мастера эпикурейства" ("Epicurean Masters of the World"). Приготовлением пиршества занимались шесть поваров – четверо французов, один немец и один итальянец - все обладатели трехзвездочного (самого высшего) титула престижного гастрономического справочника Michelin.
 
Обед проходил в ресторане на крыше 65-ти этажного небоскреба, в котором расположена гостиница, и откуда открывается прекрасный вид на Бангкок. При входе в зал официанты бросали гостям под ноги лепестки роз. Мужчины были облачены в смокинги, а на женщинах сияли бриллианты. Среди них - несколько человек, входящих в список Fortune 500, а также владелец казино из Макау, собственник гостиничной сети из Тайваня.
 
"Это просто какой-то сюр", - говорит Ален Соливере, известный шеф-повар парижского ресторана Taillevent. На обед он приготовил свое коронное блюдо "крем брюле из фуагра" в шампанском Cristal 1990 года. Эта "шипучка" стоимостью 500 долларов за бутылку, была одним из самых дешевых вин в меню.
 
Гостям были предложены легендарные марки вин: Romanee Conti 1985 года, Chateau Mouton Rothschild 1959 года, Chateau d’Yquem 1967 года и Chateau Palmer 1961 года. "Последнее признано одним из самых выдающихся вин 20-го столетия", - говорит Алан Гриффитс, сотрудник известной британской виноторговой компании Berry Bros. & Rudd, которая предоставила к обеду по шесть бутылок вышеупомянутых марок.
 
Только вино обошлось в 200 тысяч долларов. "Иметь на столе одну такую бутылку - это целое событие. А попробовать десять в течение одного вечера - за это можно и жизнь отдать", - говорит Гриффитс. Некоторые повара признавались, что столь высокая стоимость обеда это чистейшее безумие. После сегодняшнего вечера меня уже ничего не удивит, заявил один из них...
 
В эзотерике есть такое понятие - "мир чувств". Каждый из нас переходит в него после освоения мира профессий. Но переход этот осуществляется самостоятельно, а не в компании, и зафиксировать его со стороны вряд ли возможно, по крайней мере очень высока возможность ошибиться в такой оценке со стороны. Наверное, Эпикур жил как раз в своём мире чувств... Кстати, к общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: "Живи уединённо!".
 
Елена Ронжес



knuddl   30 января 2012   1518 0 3  


Рейтинг: +6








Комментарии:

knuddl # 30 января 2012 года   +2  
Smugly # 30 января 2012 года   +2  
Наслаждение наслаждению рознь. Ведь ограничивая себя в еде и прочих телесных удовольствиях йоги, к примеру, находят путь к нирване - наивысшему уловольствию от гармонии с окружающим миром! Есть о чём задуматься?
smeiana # 12 февраля 2012 года   +3  
Cогласна с тобой!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.