Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Баба Яга. Откуда она?
Будучи частью потустороннего мира, хозяйкой лесных зверей, Баба-Яга знает, как добыть необходимое герою: где лежит заветный меч, как вырастить богатырского коня. Но за это нужно сослужить службу: три года овец пасти (а овцы того света – это наши волки), коней стеречь (а загробные кони – это медведи). И снова волшебные помощники помогают герою. Наконец служба кончилась. Есть у героя богатырский конь, есть воинское и иное необходимое снаряжение, путь к центру того мира открыт, но…скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Баба Яга – особый персонаж. Если она злая и живет в глубине леса, то эта сказка возникла в патриархальный период, когда мужчины заняли главенствующее место в доме, семье и обществе. Но этот персонаж имеет древнюю родословную. Были времена, когда славяне жили общинами, когда имущество было коллективным, а браки общинными (то есть мужчины и женщины вступали в половые связи не с соплеменниками, а с мужчинами и женщинами другой общины, но определенной! ни в коем случае не из «чужой»), и верили наши предки во множество богов и духов. Боги обитали преимущественно на небе, в дела людей не вмешивались, так как у богов были дела поважнее, чем управлять судьбами людей. Боги управляли мирозданием. А духи обитали на земле, рядом с человеком. Это Лешие, Болотники, Водяные, Домовые, Кикиморы и другие. В том числе и Баба Яга. И это был дух, чрезвычайно важный и почитаемый у восточных славян. Этот дух действительно провожал умерших на тот свет, куда дорога была опасна и запутана. Так что при жизни рассердить этого духа считалось за преступление. Надо отметить, что имя свое – Баба Яга – дух получил уже впоследствии. А какое раньше? Я не могу сказать. Но что-то, означающее «дух смерти». Или «Проводника в потусторонний мир». По славянским повериям, этот дух не был ни живым, ни мертвым всегда. Провожая на «тот свет», он постоянно переходил границу между миром живых и мертвых. Следовательно, постоянно то умирал, то воскрешал. И дух этот не жил вместе с людьми в общине, но всегда где-то рядом с людьми. И всегда на границе всех противоположных миров, известных славянам. Его жилище стояло не в лесу и не на открытом пространстве, а на опушке леса, если рядом с общиной была река или другой водоем, то обязательно где-то на берегу: и не в воде, и не на сухом месте. И т.д. Дух не был ни живым, ни мертвым. Он не имел половой отнесенности, то есть был ни женщиной, ни мужчиной. Он не имел возраста: легко мог стать и молодым, и старым – в зависимости от того, какого возраста умершего он провожал «туда». Его жилище в последующие столетия получил название «избушка на курьих ножках». Но изначально он жил даже не в гробу. А в чем? Сначала вспомним из истории, как хоронили умершего славянина: сколачивался большой помост наподобие стола. Только ножки у этого помоста были высоченные столбы. Под помост закладывались охапки хвороста, и тело сжигали – отдавали тело богу Яриле. Ярило считался богом-отцом. Зимой Ярило отдалялся от супруги, а весной возвращался к ней. Его женой считали Мать-Сыру-Землю, которая ежегодно весной совокуплялась с божественным мужем и летом воспроизводила множество детей. Детьми считалось все живое: травы, звери, насекомые, и люди в том числе. Поэтому умерших сжигали. После стали трупы закапывать в землю – отдавали тело Матери. Так вот, жилищем духа-проводника считали именно такой помост, который потом переименовали в «избушку», а столбы превратились в куриные ножки. Но разве мы говорим «избушка на куриных ножках»? Нет, сохранилась древняя версия этого устойчивого словосочетания «избушка на КУРЬИХ ножках». Дело в том, что на хворост и дрова, закладываемые под помост, сверху бросали пучки трав, которые при нагревании давали наркотический эффект. Это делалось в гуманных целях. Одуряющий дым заволакивал рабов и рабынь, а также любимых ритуальных животных, которые, по традиции, сжигались живьем вместе с трупом во время похорон. Это делалось для облегчения их смертных мучений. Так что столбы, держащие помост, никакие не куриные, а ОБКУРЕННЫЕ этим дымом. Таких богатых похорон удостаивались только очень знатные и прославленные славяне. И, стало быть, проводились очень редко. Простой же славянин мог рассчитывать только на помощь духа-проводника. Во времена патриархата, а особенно во времена распространения христианства, дух-проводник превратился сначала в женщину, потом в злобную старуху, потом ее изгнали в глубину непроходимого леса и наделили всеми атрибутами мертвеца. И теперь она, мстя людям за свое забвение, воровала у них детей, варила их и ела. Вы когда-нибудь читали сказку, в которой Баба Яга помогала другой женщине? А их и нет. Баба Яга помогала только мужчине. И в этом она осталась женщиной. Рейтинг: +10 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Да, я тоже думала над этим..... Может, все дело в том, что этого "проводника" (так назову его) славяне представляли как умирающего и воскрешающего? Язычнику ведь трудно представить божество или духа вне границ жизни. Еще я думаю, что его называли "живым" или "мертвым" в зависимости от того, на территории "того" или "этого" света он находится.
Нет, о видимости речи вообще не было. Никто не видел его воочию. Как, скажем, Домовой иногда показывается людям. Русалки иногда тоже. Леший тоже тешится.
Именно поэтому у этого духа так много обличий в мировых религиях. Вспомните хотя бы Анубиса. Тот вообще был в виде мужчины с головой собаки.
Оставить свой комментарий