Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 59


Тест

Тест Насколько Вы жизнерадостны?
Насколько Вы жизнерадостны?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Простите меня

- Прости меня Бога ради!
 
- За что? (Человек смущается, начиная судорожно припоминать - когда же мы успели поссориться? Или в чем таком просящий прощения собирается мне признаться?)
 
- Ну, сегодня же Прощенное Воскресенье...
 
-А-а! (облегченно вздыхает) Ну, Бог простит... И ты меня прости.
 
- Бог простит!
 
Вот так действие, с которого начиналось очищение Великого поста, превратилось в обмен формальными фразами... преимущественно с теми, перед кем не чувствуем своей вины.
 
Если интересно и есть время, прочитайте то, что выделено жирным шрифтом. Проповедь длинная и, возможно, ничего нового для себя вы из нее не узнаете. Помещаю ее на всякий случай - для тех, кто не в курсе.
 
Поучение в Прощенное воскресенье
архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
 
"Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя!
 
Такими проникнутыми сыновней скорбью словами, возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры, Святая Церковь сегодня за вечерним богослужением обращается к Богу. И каждый из здесь стоящих, несомненно, пережил в своем сердце эти слова как свое личное обращение к Богу.
 
Не отврати Твоего лица, милосердный Господи, от нас! – просим мы. Но эту милость Божию мы должны заслужить. По зову нашей Православной Церкви мы собрались в этот святой вечер в храме, чтобы накануне Великого поста испросить себе благословение Божие на достойное вступление на поприще усиленных молитв и покаяния.
 
Собрались для того, чтобы по установленному в древние времена священному обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, простить взаимные обиды и согрешения.
 
Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом, и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного озлобления друг на друга, взаимного осуждения, неприязни. Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир – это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.
 
Но для этого, как вы все хорошо знаете, нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним.
 
Не услышит Господь и наших слезных молений и воздыханий к Нему о помиловании нас, если не коснутся нашего сознания слова Спасителя: ...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный (Мф. 6, 14).
 
Господь говорит: прощай! – тогда и ты будешь иметь право просить себе прощения. Господь говорит: не обижай, а люби своего ближнего! А как часто мы любим только некоторых из тех, кто окружает нас, а иногда и никого не любим! Видим в людях только их недостатки и безжалостно осуждаем.
 
А ведь мы должны любить друг друга потому, что эта любовь, по слову Христа,– отличительный признак истинных христиан: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).
 
Сегодняшний день, дорогие, это день проверки нашей духовной зрелости, день нашей строгой самопроверки – способны ли мы следовать за Христом, выполняя все Его повеления? Многие из нас из собственного жизненного опыта хорошо знают, что простить гораздо легче, чем самому испросить прощение у того, кого чем-либо обидел. Тут гордость наша мешает нам признать себя виновным.
 
Многие верующие любят этот святой вечер. С радостью спешат в церковь, чтобы участвовать в чине прощения. Но все ли отчетливо представляют себе, какую ответственность мы берем на себя? Ибо, к сожалению, нередко этот трогательный чин у некоторых из нас носит оттенок формального исполнения взаимного прощения.
 
Подошли друг ко другу, произнесли: «Прости меня!» – и даже с улыбкой поцеловались, а в сердце при этом ничего не изменилось. Затаенная обида, недоброжелательство так и остались. Не этого, дорогие, ждет от нас Господь. Он ждет, что в этот святой вечер откроются наши сердца для искренней взаимной любви. Ждет, что, победив с помощью Божией в себе гордость, мы обретем в себе силу и с чистым сердцем и открытой душой подойдем к обиженному нами и скажем: «Прости меня Бога ради!»
 
Ждет, что мы вырвем из своих сердец и взаимное озлобление, и взаимное осуждение, и все то, что оскверняет нас и отдаляет нас от Бога.
 
А способны ли мы простить именно так, как этого требует Правда Божия?
 
Знайте, что не нужно Богу наше лицемерие. Богу нужна наша готовность – никого, кроме себя самих, не осуждать, всех любить и всем прощать. Нужна наша решимость в наступающем уже завтра посту сложить с себя накопленные нами, возможно долгими годами, грехи.
 
Если с таким настроением мы сегодня пришли сюда, тогда мы можем присоединить свои голоса к звукам церковного хора и всей силой своих духовных возможностей вопиять к Богу: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего... Я Твой, Господи! И прошу Тебя: скоро услыши мя!»
 
Но прежде чем испрашивать прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что платили Ему черствой неблагодарностью и за Его голгофские страдания, и за Его крестную смерть, которые Он перенес ради искупления наших грехов. За то, что так мало у нас любви к Нему.
 
Должны просить прощения у Матери Божией за то, что ради нашего спасения Ее Сын был распят на Кресте. А мы своими грехами все продолжаем распинать Его, нанося раны и Ее материнскому сердцу...
 
Должны простить не только здесь присутствующих, но и находящихся в данный момент далеко от нас, и тех, кои уже отошли в вечность. Сами должны простить и попросить и их простить нас. А Господь донесет до их сердец мир, который может дать только Он. И этот мир (взаимного прощения) исцелит и их, и наши души.
 
Дай нам, Господи, сегодня почувствовать Твой благодатный мир, который дается только при условии искреннего и сердечного взаимного прощения.
 
«Не отврати лица Твоего...»
 
Молитвенно-скорбный дух слышится в этом дивном обращении грешной души к Богу. И наши души скорбят. Ведь мы собираемся в дни Великого поста очистить свою душу от всего греховного. Но как много в нас всего того, что отдаляет нас от Бога!
 
И все же – Боже милостивый, «не отврати лица Твоего...»! Мы хотя и очень грешные, но мы любим Тебя, стремимся к Тебе! Мы немощны и телом, и духом,– и потому «скоро услыши нас!»
 
Человек состоит из тела и души, поэтому и наступающий завтра Великий пост у нас должен быть двояким. Для тела – воздержание от скоромной пищи, а для души – воздержание не только от худых дел, но и от худых мыслей и желаний.
 
Каждый из нас со всей строгостью пусть просмотрит прожитую жизнь. Пусть сердце наше затрепещет от сознания своей греховности и воззовет: «Милостиве, помилуй мя, падшего!» Сегодняшнему дню предшествовали три подготовительные седмицы, в песнопениях и молитвословиях которых раскрывалось перед нами учение Церкви о важности покаяния.
 
Мы должны вступить в пост в таком нашем душевном состоянии, при котором все люди, с которыми мы будем встречаться, были бы нам милы и дороги, как братья.
 
А для этого прежде всего каждый рассмотри самого себя со всей строгостью, со всей беспощадностью справедливого собственного суда. И ты поймешь, что сам-то ты ой как далек от жизни по евангельским заветам и не имеешь никакого права ни обижаться на кого-либо, ни ссориться, ни тем более кого-то обижать. Так торопись же скорее в этот день, специально установленный Святой Церковью для очищения твоей совести, со всеми примириться. Возымей намерение впредь никого не обижать и ни на кого не обижаться.
 
Ты собираешься в Великом посту коленопреклоненно и, быть может, даже со слезами просить Господа простить тебя... Прости сперва сам!"
 


 
Не знаю, есть ли среди здесь присутствующих кто-нибудь, у кого есть на меня обида. Если есть, я обращаюсь к вам.
 
Простите меня ради Бога за то, что причинил боль неосторожной шуткой, или спровоцировал раздражение и чувство протеста, навязывая свое мнение, или не понял вашу мысль, невнимательно прочитав комментарий или статью, или не проявил должного внимания к вашим словам, не заметив, что они обращены ко мне, или небрежно отнесся к вашим чувствам, не подумав, что для одних кажется не имеющим значения то, что для других важно. Или еще чем-нибудь огорчил вас, даже не заметив, что причинил скорбь вашей душе, и не отдавая себе отчета, что виноват. Простите меня, сестры и братья. Прошу, будьте великодушны и не держите на меня зла.
 
Может, в комментариях кто-нибудь напишет: "Бог простит, и я прощаю... и ты меня прости". И я, наверное, должен буду ответить "Бог простит, и я прощаю". Но это будет неправда. Здесь, на этом сайте, нет людей, которые лично меня чем-то обидели. Это я так не из гордости говорю. Действительно нет. Может, были с кем-то разногласия, были дискуссии в резкой форме, но они были и прошли, и не оставили в сердце следа, так что я уже даже не помню, когда, с кем и на какой теме мы повздорили. Поэтому так скажу (пусть это и нарушение традиции, зато честно): Бог всех прощает, а мне вас прощать не за что, потому что никто здесь не причинил мне зла.



Чукча   26 февраля 2012   1431 0 23  


Рейтинг: +14




Тэги: прощенное воскресенье





Комментарии:

Чаронга # 26 февраля 2012 года   +5  
Знаешь, никогда не понимала, почему людям для того чтобы попросить прощенье или сказать о чувствах, нужен повод. Если чувствуешь в этом потребность, скажи... не жди предлога... Дорога ложка к обеду...
Мне не за что тебя прощать, потому как в сердце нет никакой обиды на тебя...
А за себя... думаю в свое время мы были достаточно открыты пока общались, чтобы иметь здравый смысл извиниться по горячим следам...
Напишу только одно, знаю, что для тебя наступает время поста... поэтому искрене желаю тебе очищения и обретения силы в вере своей...
Чукча # 26 февраля 2012 года   +4  
Спасибо.
smeiana # 26 февраля 2012 года   +4  
Шутка - Бог простит и я прошу, завтра все по новой я начну!!!
Чаронга # 26 февраля 2012 года   +4  
О то ж!)))))
hohlova-g # 26 февраля 2012 года   +4  
Чукча пишет:
торопись же скорее в этот день, специально установленный Святой Церковью для очищения твоей совести, со всеми примириться. Возымей намерение впредь никого не обижать и ни на кого не обижаться.


Намерения есть, но не всегда удаётся.....
Морозова Люда # 26 февраля 2012 года   +2  
Бог простит, Вася. Ты мне ничего плохого не сделал. Только хорошее!
А у всех вас, Джудианки, прошу прощения. За несдержанность, за то, что пишу не в унисон с общественным мнением, за то, что пишу, когда могла бы и промолчать.
Orasty # 26 февраля 2012 года   +6  
Бог простит...
Для меня смысл этой фразы звучит так, будто в ответ на просьбу о прощении отвечают, что Бог простит, А Я НЕТ! Очень неприятно режет слух контекст:
- Прости меня!
- Бог простит.
- А ты простишь?
- А я нет. Бог простит.
Чукча # 26 февраля 2012 года   +2  
Orasty пишет:
Для меня смысл этой фразы звучит так, будто в ответ на просьбу о прощении отвечают, что Бог простит, А Я НЕТ!

Нет, это означает, что только Бог имеет право и судить, и прощать грешников. Это значит, что я простил обиду, нанесенную лично мне (если таковая была), а остальное - не в моей компетенции, остальное Бог простит. Вариант ответа: "Бог простит, и я прощаю". Просто большинству режет ухо "я прощаю" - кажется, что звучит высокомерно: мол, я признаю, что ты передо мной виноват, но я великодушен, поэтому прощаю". Некоторым так кажется. Тем более, что прощения друг у друга просят в этот день часто люди, которые друг на друга и не обижались, и не ссорились, и нет вроде причины прощения просить. Поэтому многие отвечают просто "Бог простит" - как бы, мне-то ты ничего плохого не сделал, а в чем перед Богом виноват - за то Он простит.
Orasty # 26 февраля 2012 года   +3  
Чукча пишет:
Тем более, что прощения друг у друга просят в этот день часто люди, которые друг на друга и не обижались, и не ссорились, и нет вроде причины прощения просить.

О, да! Это тоже шокирует. ))
 
Но ведь простить-то просят именно этого конкретного человека, за обиды нанесённые ему лично. А их не было. А он не прощает, ссылается на Бога... Неискренно это.
Чукча # 26 февраля 2012 года   +3  
Orasty пишет:
А он не прощает, ссылается на Бога... Неискренно это.

Да нет же, это неверное понимание. Тут надо смотреть в контексте. Дело в том, что прощения друг у друга прихожане просят на вечерней службе в прощенное воскресенье. И на этой же службе люди молятся о прощении грехом. Говоря "Бог простит" человек не "ссылается на Бога", а желает тому, с кем мирится, спасения. Желает, чтобы Бог его простил за все - то есть, не просто прощает личную обиду, а желает, чтобы прощены человеку были все грехи, как бы просит за него. Ну как, допустим, два брата подрались, один другому разбил нос. Но тот его простил и просит: "Папа, не надо его наказывать, я на него не сержусь, не хочу, чтобы он пострадал, мы уже помирились!" Это - как примирение сторон до суда просьба о закрытии дела.
Orasty # 26 февраля 2012 года   +4  
Чукча пишет:
Дело в том, что прощения друг у друга прихожане просят на вечерней службе в прощенное воскресенье.

В этом контексте, вроде логично. Но я-то на службы не хожу и слышу это в обычной жизни и как бы не понимаю семантику.
Чукча # 26 февраля 2012 года   +3  
Да, в обычной жизни звучит странно. Особенно между малознакомыми людьми.
Чукча # 26 февраля 2012 года   +3  
Orasty пишет:
Чукча пишет:
Тем более, что прощения друг у друга просят в этот день часто люди, которые друг на друга и не обижались, и не ссорились, и нет вроде причины прощения просить.
 

О, да! Это тоже шокирует. ))


 
А это шокирует еще и потому, что мы часто не замечаем за собой вины. Не замечаем, как наносим кому-то вред. Трудно искренне просить прощения, если не чувствуешь за собой вины. Наверное, помочь может только понимание своей черствости, понимание того, что мы грешим, обижаем людей, ущемляем их права, а сами этого не замечаем. Мне часто кажется, что не за что просить прощения у того или иного человека. Что я его не обижал. А если его спросить, что он думает на этот счет? Может, он будет другого мнения... Есть форма в молитве, в обращении к Богу: "Прости мне грехи вольные и невольные". Зло, причиняемое нами другим людям тоже бывает вольное (когда мы сознательно причиняем вред, либо хотя бы осознаем, что причинили зло) и невольные (когда мы даже не подозреваем, что совершенные нами действия или сказанные слова могли кому-то повредить). Конечно, чтобы мириться с тем, с кем поссорились, или чтобы просить прощения за нанесенную обиду, которую мы осознаем, не обязательно дожидаться прощенного воскресенья. Лучше всего это делать сразу, как только осознали свою вину. Но в Прощенное воскресенье мы просим прощения и за невольно нанесенные обиды, другими словами "прости, если что не так" - как говорят перед долгой разлукой. На всякий случай - не держи зла, ведь больше можем не встретиться. Раньше перед Великим постом люди прощались, как перед долгой разлукой. На это время переставали ходить друг к другу в гости, а значит, многие люди переставали видеться. Пост - испытание для души, путешествие, в которое лучше отправляться налегке, с чистой совестью и без камня за пазухой. Поэтому люди и говорят: "Прости меня за все" - значит: "Может, я чем-то тебя обидел, сам этого не заметив. Если это так - прости меня, не обижайся, я не хотел причинить тебе боль". А еще Прощенное воскресенье всегда было хорошим шансом прекратить застарелую вражду. Когда люди хотели бы помириться, но гордость, недоверие или обида им мешают. Так вот это тот "официально установленный" день, когда они могут попросить друг у друга прощения и искренне простить, и помириться. (Как "Валентинов день" - традиционное время для признаний в любви. Тем, кто не решается это сделать в другое время, проще признаться в этот день).
JuliaU # 26 февраля 2012 года   +2  
maria bakun # 26 февраля 2012 года   +5  
П Р О Щ АЮ ! И прошу прощенья !!!
Ветла # 27 февраля 2012 года   +2  
Вася, ты светлый и добрый человек, и я с чистым сердцем говорю тебе мне не за что тебя прощать, ибо небыло у нас с тобой ни конфликтов, ни непоняток всяких.
Взгляни на прощёное воскресенье под другим углом, прими и прости себя, ибо знаю, что себя ты судишь намного строже окружающих.
Вот, прочти. Мне кажется, тебе это должно тоже понравиться.
 
Прошу прощения у тела своего
За то, что в нем сосуд души не видел,
Когда я разумом воспитывал его -
Живущую в нем душу… ненавидел.
Прошу прощения у всех, мной нелюбимых,
Прощаю всех, кто не любил меня,
Прошу прощения за мысли нерадивые,
И за деяния, «содеянные зря»…
Прошу прощенья за предательство законов,
Тех, что Спаситель нам оставил и Творец,
СебЕ прощаю… недоверие к иконам,
СебЯ прощаю… ведь творенья я… венец!
Чукча # 27 февраля 2012 года   +2  
Ветла пишет:
ибо знаю, что себя ты судишь намного строже окружающих.

Эх, если бы это было так! Себе я всегда найду оправдание... С грехами у меня, как у Пеппи Длинныйчулок с веснушками: "Да, я знаю, что вся в веснушках... но я от них не страдаю!"
 
Спасибо! Стихотворение замечательное! Это - об умении принять прощение. А то вот это: "Бог меня, может, и простит, люди простили, но я сам себя не прощаю!" - это кажется только, что смирение. Это гордыня - кто мы такие, чтобы судить людей, в том числе себя? Почему мы думаем, что на данный момент жизни способны были быть лучше, чем есть? И вообще, если Бог простил и люди простили - а сам я что, последняя высшая инстанция, чтобы вынести окончательный приговор? Грех Иуды. Это он "не простил себя".
Ветла # 27 февраля 2012 года   +2  
Чукча пишет:
С грехами у меня, как у Пеппи Длинныйчулок с веснушками: "Да, я знаю, что вся в веснушках... но я от них не страдаю!"

Может, так и надо... А то самоедство изнуряет и истощает душу(((
Чукча # 27 февраля 2012 года   +2  
Самоедство - оно, конечно, ни к чему хорошему не приводит. Но чтобы захотеть избавиться от грехов, надо ведь их возненавидеть (не себя, а именно грехи). А так это как зуб - пока не болит, лечить не пойдешь... А если чувствительность низкая - так и долго не пойдешь, так он и совсем развалиться может. Так вот у меня много что "не болит", а избавляться надо бы...
Ветла # 28 февраля 2012 года   +2  
Вся проблема в том, что нужно бы ещё разобраться и осознать, что ЭТО грех. Особенно если это гордыня! Вобще, труднее всего самой в себе разбираться. У меня прям раздвоение и растроение личности случается. И все они спорят. Ой, наверное, сейчас кто-то скажет, что у меня шизофрения, не меньше!
Морозова Люда # 28 февраля 2012 года   +1  
Я постоянно спорю сама с собой. Иногда, когда никто из НИХ не выигрывает в споре, поступаю импульсивно, подчиняясь себе третьей, то есть интуиции
Тинга Ребус # 2 марта 2012 года   +2  
Меня очень давно вот какой вопрос интересует: А что такое простить, вообще? Это сказать : прощаю и все, что ли? Какой-то, я так думаю, процесс в душе должен произойти, наверно. Боль от обиды отступить, или некая легкость прийти? Есть кое-что, что, почему-то не прощается. Годами. И никакие усилия не помогают, так же как не помогают советы попов и философов. Я подозреваю, что умение простить--это вообще--ДАР. Как любовь. Или есть или нет. А значит, слова, приуроченные к празднику прощения автоматически превращаются в фарс...Не так ли, мон ами? Тем не менее, статья мне понравилась.Искренностью. Хотя мне не близка. Вернее, близка настолько, что...
Чукча # 2 марта 2012 года   0  
Тинга пишет:
Какой-то, я так думаю, процесс в душе должен произойти, наверно.

Разумеется!
Тинга пишет:
Боль от обиды отступить, или некая легкость прийти?

Не обязательно должна отступить боль вообще. Боль бывает разная. Допустим такая ситуация: беременную женщину толкнули, она упала и потеряла ребенка. Вряд ли боль от потери пройдет. Но при прощении должна отступить обида. И направленность раздражения от этой боли на человека, причинившего ее.
Тинга пишет:
Есть кое-что, что, почему-то не прощается. Годами.

Конечно. Прощение - это вообще трудно. Легко простить только то, что прощать не нужно - то есть, когда обида была несильной и прошла сама, то это уже - не прощение. Это - естественный процесс.
Тинга пишет:
Я подозреваю, что умение простить--это вообще--ДАР. Как любовь. Или есть или нет.

И способность прощать, и способность любить - это добродетель. А любая добродетель может быть как даром, так и плодом духовной работы. Работа эта может длиться годами, может - всю жизнь. Но что такое дар? Это - талант. Его можно развить, а можно зарыть. Да так хорошо зарыть, что и не вспомнить, где. Любые способности, данные нам при рождении, превратятся в ничто, если их не развивать, если не трудиться в этом направлении. Что толку от музыкального слуха, если человек ленится проводить часы за роялем? Он никогда не овладеет инструментом. Так и прощение. Человек может быть по природе достаточно незлобным, не склонным к осуждению, но не развивая в себе любовь к ближнему, наоборот, накручивая себя, культивируя в себе гордость, обидчивость, выискивание недостатков в других и оправдывание их в себе, может не развить эту способность, и она заглохнет, сойдет на нет, как росток, забитый сорняками. Поскольку в мире все перевернуто, поскольку большинство из нас с детства воспитывали, ориентируя на ложные ценности, почти все мы сейчас - духовные инвалиды. И наша задача - не чемпионами стать, а хотя бы научиться ходить. Прощение личной обиды - это первый шаг.
 
Тинга пишет:
А значит, слова, приуроченные к празднику прощения автоматически превращаются в фарс...Не так ли, мон ами?

Любые слова превращаются в фарс, если не подкреплены делом. Как деньги превращаются в фантики, если не обеспечены золотом.
 
Мой любимый пример прощения - в фильме "Бест оф бест". Очень наглядный и доступный пониманию.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.