Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
27 февраля
Начало Великого поста (для 2012г.)
Завершающее масленицу воскресенье, последний день перед началом Великого поста - Неделя сыропустная, именуемая также Прощеным воскресеньем. В 2012 году начало Поста приходится на 27 февраля. Продлится Пост до 14 апреля. В этот день последний раз употребляются в пищу скоромные продукты, и после вечернего богослужения в храмах совершается особый умилительный чин прощения - священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Первая седмица (неделя) Великого поста - по православной традиции, время особо усердной молитвы и говения. В первые четыре дня седмицы вечером за богослужением (на повечерии) в храмах читается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского. Это богослужебное последование содержит 250 тропарей; оно пронизано чувством покаяния пред Богом, осознания человеком своей греховности; эта главная тема раскрывается в каноне путем обращения к образам из Ветхого и Нового Завета, к примерам жизни святых. С понедельника по четверг первой седмицы канон читается по частям; полностью его прочтение совершается на утрени в четверг пятой седмицы поста. Утром в среду первой седмицы впервые совершается особое богослужебное последование - Литургия Преждеосвященных Даров. Во время поста с понедельника по пятницу (кроме праздника Благовещения) Божественная литургия не совершается; поэтому на протяжении поста еженедельно в среду, пятницу и еще несколько дней совершается последование Литургии Преждеосвященных Даров, на которой верующие могут причаститься Святых Христовых Тайн (название объясняется тем, что Тело Христово - Агнец - приготовляется заранее в воскресный день за Божественной литургией, пресуществляется, затем наполняется Кровью Христовой и сохраняется на престоле в храме соответственно до среды или пятницы). В практике отечественного благочестия верующие старались посвятить целиком одну из седмиц поста (часто первую) постоянному посещению храма, усердному говению, чтобы в конце седмицы (в субботний или воскресный день) исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Те, кто говел в первую седмицу, обычно причащались в субботу, когда Церковь совершает особое празднование памяти великомученика Феодора Тирона. Что есть в эти дни? Первая седмица - время наиболее строгого соблюдения поста, исключающего из рациона мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Монастырские уставы предписывают в эту седмицу даже не вкушать растительного масла (так называемое сухоядение). Тем не менее мы, ориентируемся на современного светского читателя, предлагаем далее блюда, содержащие в том числел растительное масло - в данной ситуации это вполне оправдано. Как указывалось выше, хранителями и создателями секретов приготовления разнообразных постных блюд являлись монастыри. Причина этого - отрезанное состояние от всего остального мира, побуждающее монахов использовать в пищу то, чем была богата окружающая природа: рыбу, грибы, ягоды, орехи, мед, овощи и фрукты. Говоря о постном столе, мы постараемся дать наиболее употребительные блюда православного поста, которые максимально обогащены витаминами, столь необходимыми современному человеку. Очень важно понимать различие между людьми, трудящимися на тяжелой физической работе, и теми, кто сознательно отрекся от мира, дав обеты постнического жития. Поэтому здесь неуместна ’ревность не по разуму’, проявляемая некоторыми верующими в соблюдении постов - которая, к сожалению, зачастую приводит к тяжелым последствиям. Неделя 1–я Великого поста (первый воскресный день) – Торжество Православия; Церковь вспоминает окончательную победу православного вероучения над ересью иконоборцев (боровшихся с почитанием святых икон) в 843 году. В храмах после Божественной литургии совершается особый чин Торжества Православия. Следующая неделя именуется второй седмицей Великого поста. Суббота 2-й седмицы - день поминовения усопших. Что есть в эти дни? По-прежнему Церковь рекомендует исключать из пищи все мясные, молочные, яичные и рыбные блюда. Тем не яснее следует делать замечание, что в духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы - кроме сред и пятниц. Несомненно, что такое послабление вполне применимо и для людей, занимающихся напряженным умственным или физическим трудом, а также - для не отличающихся крепким здоровьем. В Неделю 2-ю Великого поста Церковь молитвенно воспоминает святителя Григория Паламу, жившего в XIV веке - ревностного поборника монашеской жизни и духовного делания, выразителя особого церковного учения о Фаворском свете - нематериальном благодатном Небесном свете, которым просиял Господь при Преображении на горе Фавор; это - учение о возможности для человека стяжания благодати Святого Духа, о путях к этому - молитве и доброделании, к чему верующие особенно призываются Церковью в дни поста. Суббота 3-й седмицы - день поминовения усопших. Что есть в эти дни? Церковный устав третьей седмицы Великого поста полностью аналогичен ВТОРОЙ седмице. Неделя 3-я Великого поста - Крестопоклонная. Поклонение Кресту Господню, совершаемое в этот воскресный день, напоминает нам о том, что путь к Воскресению - только через Крест, и спасение души невозможно без борьбы с грехами и страстями, без претерпения скорбей и страданий. В субботу на всенощном бдении на середину храма выносится Крест и совершается благоговейное поклонение ему; обратно в алтарь Крест уносится лишь в пятницу. Суббота 4-й седмицы - день поминовения усопших. Что есть в эти дни? Как и прежде, рекомендуется воздержание от пищи, содержащей мясо, молоко, яйца, или рыбу. В Неделю 4-ю Великого поста Церковь совершает память преподобного Иоанна Лествичника (около 570-649 гг.), подвижника, проведшего всю жизнь в монашеских подвигах. Главный памятник его жизни - ’Лествица’ (лестница) - написанное им руководство для восхождения к духовному совершенству. На 5-й седмице утреня четверга (обычно совершается в храмах в среду вечером) именуется ’стоянием Марии Египетской’. На этой службе полностью прочитывается Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, а также читается житие преподобной Марии Египетской - великой грешницы, чудесно обратившейся к Богу и проведшей всю жизнь в подвиге покаяния. Это житие - пример глубины греховного падения и благодатного восстания, указание на то, что истинное покаяние и жизнь в Боге искупает и самые тяжкие грехи, может возвести кающегося грешника на высоту духовного совершенства. Что есть в эти дни? К употреблению в пишу рекомендуются продукты, не содержащие мяса, молока, яиц, рыбы. Суббота 5-й седмицы - Суббота акафиста. На утрени совершается особое молебное пение, восхваляющее Пресвятую Богородицу - Акафист (позднее по его образцу стали составляться и другие акафистные пения). В Неделю 5-ю Великого поста Церковь совершает память преподобной Марии Египетской. 6-я седмица Великого поста завершается Лазаревой субботой и двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье), после которого начинается Страстная седмица. Что есть в эти дни? На протяжении Великого поста рыбу разрешается употреблять в пишу лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (кроме некоторых дней, на которые может прийтись этот праздник - к примеру, в Великую Пятницу) и Входа Господня в Иерусалим: в Лазареву субботу разрешается вкушение рыбной икры. 7 апреля - Благовещенье Пресвятой Богородицы (великий двунадесятый праздник) Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы установлен в память явления Пресвятой Деве Марии благовестника тайн Божиих, Архангела Гавриила. По обещанию, данному Богу святыми праведными Иоакимом и Анной - родителями Пресвятой Девы, - с трех до пятнадцати лет Она, посвященная на служение Богу, жила при Иерусалимском храме. Когда Ей пришло время оставить храм, то, по решению священников, Она была обручена Своему дальнему родственнику, благочестивому старцу Иосифу, и поселилась в его доме в городе Назарет. Именно здесь за девять месяцев до Рождества Христова совершилось явление Пресвятой Деве Архангела Гавриила, который принес Ей радостную весть о грядущем чудесном, сверхъестественном рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира (не случайно имя Иисус, предреченное Архангелом Богомладенцу, означает ’Спаситель’). Так благая весть (отсюда - Благовещение) о грядущем Рождестве Христовом была возвещена миру. Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы открывает последовательный ряд описанных в Новом Завете событий воплощения, земной жизни и служения, Крестной смерти и Светлого Воскресения Господа Иисуса Христа. Его духовное содержание - раскрытие великой, непостижимой человеческому уму тайны воплощения Сына Божиего от Девы, предреченного еще в Ветхом Завете святым пророком Исайей в VIII веке до Рождества Христова. Благовещение Пресвятой Богородицы может прийтись на разные дни - как Великого поста, так и Страстной седмицы, Светлого Христова Воскресения (такая Пасха именуется в церковной традиции ’Кириопасхой’, по-гречески - ’Пасхой Господственной’) или Светлой седмицы. Естественно, что в зависимости от этого рацион допустимой пищи существенным образом меняется. Что есть в эти дни? Если Благовещение приходится на дни Великого поста и до праздника Входа Господня в Иерусалим включительно, то в этот день Церковью разрешается кроме постной пищи (не содержащей мяса, молока и яиц) вкушать и рыбные блюда. Если Благовещение приходится на дни Страстной седмицы - с Великого Понедельника по Великую Субботу, то в дни праздника разрешается вкушать только строго постные блюда, исключая в том числе и рыбные. Если Благовещение приходится в день Пасхи или в дни Светлой седмицы, то, естественно, все ограничения на пишу отменяются - разрешается употреблять для еды любые блюда. Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье (великий двунадесятый праздник) Праздник отмечается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим - главный город Святой Земли - накануне Его Крестных страданий. Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: ’Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!’ - таку евреев было принято встречать царей и победителей. Однако это торжество является на самом деле предвестием страданий Спасителя: эти же люди, ныне торжественно встречающие Христа, всего лишь через несколько дней будут кричать римскому правителю Пилату: ’Возьми, возьми, распни Его!’ и произнесут страшное проклятие на свой народ: ’кровь Его на нас и на детях наших’ (Мф. 27, 25). По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб в руках (отсюда и другое название праздника - Вербное воскресенье). Вербы заменяют собой вайя - пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Что есть в эти дни? В Лазареву субботу Церковь разрешает употреблять в пищу, кроме постных блюд (не содержащих мяса, молока, яиц, рыбы), еще и рыбную икру, а в праздник Входа Господня в Иерусалим - также и саму рыбу. Неделя после праздника Входа Господня в Иерусалим именуется Церковью Страстной седмицей. В это время мы воспоминаем события последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестную смерть, готовясь стать сопричастниками великой радости Светлого Христова Воскресения. Что есть в эти дни? В дни Страстной седмицы Церковь предписывает строгий пост, исключающий мясную, молочную, яичную и рыбную пищу. Особенно важны для нас последние дни Страстной седмицы. В Великий Четверг мы воспоминаем установление Господом Таинства Евхаристии - Причащения Тела и Крови Христовой, в которые за каждой Божественной литургией чудесным образом пресуществляются подготовленные хлеб и вино. По православной традиции, в этот день практически все верующие стараются, должным образом приготовившись, приступить за богослужением Великого Четверга к принятию Святых Христовых Тайн. Вечером в Великий Четверг за богослужением совершается последование двенадцати Евангелий: в ходе службы читаются двенадцать отрывков, повествующих о страданиях и Крестной смерти Господа. По давней православной традиции, во время чтения двенадцати Евангелий молящиеся стоят в храме с зажженными свечами. Великая Пятница - самый скорбный день церковного года. Именно в пятницу совершились распятие и Крестная смерть Спасителя. Господь был распят на Кресте, установленном на горе Голгофе близ Иерусалима, вместе с двумя приговоренными к такой же позорной смерти разбойниками. Во время распятия Он молился Богу Отцу за Своих мучителей, говоря; ’Отче! Прости им, ибо не знают, что делают’ (Лк. 23,34). Шесть долгих часов Господь страдал на Кресте, искупляя человечество Своими страданиями от рабства греху и от порабощения диаволу. Крестная смерть Христа совершилась по евангельскому исчислению времени в девятый час (для нас - около трех часов дня). Поэтому во второй половине дня Великой Пятницы в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы - иконописного или вышитого изображения снятия с Креста тела Спасителя; верующие после выноса совершают перед плащаницей благоговейное поклонение. Великая Суббота - день воспоминания пребывания тела Господа Иисуса Христа во гробе, где оно было положено снявшими Спасителя с Креста, с разрешения римского правителя Пилата, праведными Иосифом Аримафейским и Никодимом. Пребывая Своим телом во гробе, душой Своей Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая пришествия Спасителя мира, томились души всех умерших до этого людей - даже души праведников ветхозаветного времени. Именно в этот день Господь извел из ада души праведников, освобожденные силой Его Крестных страданий. Особым знамением значимости Великой Субботы является ежегодное чудесное возгорание благодатного огня в пещере Гроба Господня в Иерусалимском Воскресенском храме, происходящее в этот день. Получение благодатного огня с древних времен до наших дней Иерусалимским Патриархом при огромном стечении верующих является одним из зримых свидетельств истинности христианской веры и Евангельской истории. Для верующих день Великой Субботы - это время приготовления к встрече величайшего праздника Светлого Христова Воскресения. Обычно в этот день после утреннего богослужения в храмах начинается освящение пасхальных куличей, пасох и яиц для разговления в день Пасхи. По благочестивой православной традиции мы, приходя домой после праздничного пасхального богослужения, разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами. Освящение куличей совершается в продолжение Великой Субботы после Божественной литургии (в некоторых храмах освящение происходит и после Пасхальной службы) и обычно совершается так: верующие ставят свои приношения (уложенные в сумку, тарелку или небольшую корзину) на особом столике в храме, вставив в кулич зажигаемую перед началом освящения свечу; священник читает особую молитву и окропляет ваши приношения святой водой. По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом. Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиверия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: ’Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным’. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: ’Христос воскресе!’ Великий Пост ’Что такое этот Великий пост? Он есть драгоценный дар нам Спасителя нашего, Который Сам постился сорок дней и ночей, не ел и не пил, дар поистине драгоценный для всех ищущих спасения, как умертвитель душевных сграстей. Словом и примером Своим Господь узаконил его Своим последователям. И с какою любовью, какими божественными благодатными силами служит Господь всем истинно постящимся! Он их посещает, очищает, обновляет, укрепляет в борьбе со страстями... научает всякой добродетели и возводит к совершенству...’ - писал о. Иоанн Кронштадтский. Традиция Великого Поста возникла в древней христианской церкви и до настоящего времени сохранилась в основном в Православной Церкви. Великий Пост- это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Великий Пост- самый продолжительный из всех многодневных постов. Первые шесть недель поста до пятницы шестой недели имеют каноническое название ’святая четыредесятница’. Седьмая, последняя неделя перед Пасхой - Страстная неделя, или Великая, отсюда и название поста. Первые два дня и последний день поста рекомендуется обходиться без пищи, в остальные дни соблюдать умеренность и ограничивать себя в еде. Неделя торжества православия. Первая неделя поста называется ’неделей торжества Православия’. Она связана с воспоминанием о победе Вселенской Церкви над противниками Православия, которые стремились извратить самую суть веры. Эта проблема не стала менее острой и в наши дни. Крестопоклонная неделя. Третья неделя поста посвящена Кресту Христову. В воскресенье за всенощной на середину храма выносится Распятие, чтобы напомнить кающимся о спасительном даре искупления Христова. По традиции в это время пекли обрядовые хлебы. Затем стали выпекать печенья (крестцы). В них для каждого члена семьи запекали зерна злаков или монеты. Тот, кому выпадал крестик с запеченными зернами, по поверью, должен был сохранять его до посевной и бросать на пашню первую горсть зерен, чтобы урожай был богатым. Благовещение. Праздник Благовещения (7 апреля) - один из самых знаменательных и волнующих душу каждого человека. Эта неделя посвящена вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени станет она матерью Спасителя Человечества. По народному поверью, Благовещение самый большой праздник на небесах, на земле и в аду (грешников в этот день, как и на Пасху, не мучат). Считается большим грехом выполнять какие-либо работы: девица косы не заплетает, птица гнезда не вьет; кукушка за то без гнезда осталась, что на Благовещение завила. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло, если совпадает со средой или пятницей. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи. Вербное воскресение. Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят у церквей с ветвями. На Востоке это ветви пальм, лавра, цветы, у нас - вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать вербы (пальмы) был введен Церковью в IV веке. Отсюда и название праздника Вербное (Ваий) воскресенье, (от греч. ’вайа’ - пальма). В Вербное воскресенье пост облегчается. Время духовной диеты. После пьяного и веселого угара масленицы наступает аскетичный Великий пост, в котором земные радости не предусматриваются. Великий пост соблюдается в память сорокадневного поста Иисуса Христа, который вскоре после Своего крещения удалился в пустыню. Состоит он из сорокадневного поста (Четыредесятницы) и поста Страстной седмицы. Это самый продолжительный и строгий из всех постов. Поэтому к нему надо готовиться заранее, тогда он не покажется таким тяжелым, каким его представляют те кто собирается поститься впервые. Пост, в представлении Церкви не является неизменной догмой в которой главное - слепое подчинение правилам. В него можно входить постепенно, для постящего впервые предусмотрены различные послабления. Каждый человек сам определяет, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Для верующих вообще важнее в это время соблюдение обрядовых норм (например, молитв), чем строгое следование диете. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины вообще могут освобождаться от строгого поста. Можно не поститься путешественникам и военным. Правда сегодня туристам-путешественникам приходится вовсе не так трудно, как ранее, да и сам путь чаще всего лишен опасностей. Однако исключение из правил, несмотр на научно-технический nporpecс осталось, и те, кто попадает под определение ’путешественника’ смело во время пути могут пост и не соблюдать. Военные давно уже не носят латы и прочую громоздкую амуницию, но ограничения поста на современных солдат тем не менее тоже не распространяются. Церковь постоянно подчеркивает, что пост должен быть не только телесным, но и духовным. Это время покаяния и молитвы. Без них пост становится всего лишь диетой. Запретная еда Во время Великого Поста категорически запрещается вкушать мясо, яйца, молоко и продукты на eго основе, рыбу, растительное масло и спиртное. На первый взгляд кажется, что oпределить запретную пищу можно невооруженным взглядом. На самом деле это не так. Большенство жвачек, например, содержат желатин животного происхождения, а значит, попадают под постный запрет. Похожая картина с шоколадом, выпечкой и большей частью с ’быстрой едой’. В Великий пост особенно важно своевременное употребление первых и вторых блюд в горячем виде. Большую роль играют домашние заготовки: соления и квашения, маринованные овощи и ягоды, соки и варенья. Не лишними окажутся полуфабрикаты в виде замороженных продуктов ~ грибов, ягод, овощей. Особое внимание во время поста уделяют зелени, сушеной и соленой (петрушке, сельдерею, укропу и др.), пряностям. Их добавляют практически в любые блюда, ведь стол в это время скуден и прост, а разнообразить его можно только такими ’нюансами’. Исключения Но даже во время самого строгого поста возможны приятные исключения. Так, растительное масло и виноградное вино употребляются по субботам и воскресеньям (кроме Субботы на Страстной седмице). В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло. Рыбные блюда можно готовить в праздничные дни - на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (последнее воскресенье перед Пасхой). Рыбную икру разрешается есть в Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения). Во время Великого Поста есть и менее приятные ограничения. Первая неделя (седмица) и последняя Страстная седмица - наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой постной недели установлена высшая степень поста - в эти дни вообще предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени - сухоядие (пища не заваривается, не отваривается и уж тем более не жарится), а в пятницу и субботу -полное воздержание от пищи. Кстати, во время Великого Поста запрещается и половая жизнь. Разрешены поцелуи между женой и мужем, но только в темное время суток. С Пасхой все это заканчивается. За аскезой и ограничениями наступает время праздника, с вином, гуляниями, выбросом адреналина. Вот тогда и отыграемся за 48 самоограничительных дней. Павел Пряников Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост. Розовые занавески с охотниками и утками уже сняли, когда я спал, и оттого так голо и скучно в комнате. Сегодня у нас Чистый Понедельник, и все у нас в доме чистят. Серенькая погода, оттепель. Капает за окном - как плачет. Старый наш плотник - «филенщик» Горкин, сказал вчера, что масленица уйдет - заплачет. Вот и заплакала - кап, кап, кап Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник ’масленицы’ - игрушки, принесенные вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, - пропала радость. И радостное что - то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», - Горкин вчера рассказывал, - «душу готовить надо». Говеть, постится, к Светлому Дню готовится. Отворяется дверь, входит Горкин с сияющим медным тазом. А, масленицу выкуривать! В тазу горячий кирпич и мятка, и на них поливают уксусом. Старая моя нянька Домушка ходит за Горкиным и поливает, в тазу шипит, и подымается кислый пар, - священный. Он обходит углы и тихо колышет тазом. И надо мной колышет. - Вставай, милок, не нежься - ласково говорит он мне, всовывая таз под полог. - Где она у тебя тут, масленица - жирнуха мы ее выгоним. Пришел Пост - отгрызу у волка хвост. Незабвенный, священный запах. Это пахнет Великий Пост. И Горкин совсем особенный, - тоже священный будто. Он еще до свету сходил в баню, попарился, надел все чистое, - чистый сегодня понедельник! - только казанчик старый: сегодня все самое затрапезное наденут, так «по закону надо». И грех смеяться, и надо намаслить голову... Шмелев ’Лето Господнее’ На самом деле по установлению Русской Православной Церквипостных дней в году насчитывается больше, чем скоромных, а именно - их около двухсот. Посты делятся на 4 категории в зависимости от их строгости. По продолжительности посты делятся на однодневные и многодневные. Однодневные - это среды и пятницы. Пост в среду установлен в память о предательстве Иисуса Христа Иудой, а в пятницу - в память о крестных муках и смерти Сына Божия. По этим дням разрешено не поститься в Пасхальную неделю, в неделю Троицы, на святках, в Неделю мытаря и фарисея (она бывает за 70 дней до Пасхи и является первой из четырех недель подготовки к Великому посту), в сырную неделю (масленица). В Церковном месяцеслове есть еще три однодневных поста: в День Воздвижения Креста Господня, в День усекновения головы Иоанна Крестителя и накануне праздника Крещения Господня. Многодневных постов четыре: Рождественский, Великий пост, Петров пост и Успенский пост. Рождественский пост начинается 15 ноября и продолжается 40 дней, до Рождества Христова, т. е. 25 декабря (по старому стилю). По строгости он уступает Великому и Успенскому постам. В среду и пятницу предписывалось сухоедение, во вторник и четверг разрешалось вино, в субботу и воскресенье начинался самый легкий пост - можно есть рыбу. Строгость поста возрастала в последние шесть дней, когда всякая рыба запрещалась. С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным Уставом: «сухоядение» - то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты; «варение без елея» - вареные овощи, без растительного масла; «разрешение на вино и елей» - вино испивается мерой для укрепления сил постящихся; «разрешение на рыбу» - в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье - вход Господень в Иерусалим. Великий пост начинается после масленичной недели и продолжается 7 недель. Это один из самых строгих постов, посвященный памяи сорокадневного поста Иисуса Христа, который после крещения удалился в пустыню. И все же, что было принято есть во время Великого поста. Ответ на этот вопрос мы опять можем найти у Шмелева: В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, - такая прелесть. Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, ’кресты’ на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое - то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... Я в свою очередь постараюсь представить на Ваш суд как можно больше разнообразной пищи, но сразу хочу сказать, что те люди, которые сравнивают пост со своего рода диетой глубоко ошибаются. Самое главное во время поста это не физическое голодание,а нравственное и духовное очищение. Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский Славяне - святой равноапостольный Кирилл (до принятия схимы носивший имя Константин) и старший брат его Мефодий - родились в Македонии, в городе Солуни. Святой Кирилл получил великолепное образование, с 14-летнего возраста воспитываясь с сыном императора. Юноша рано принял сан пресвитера. По возвращении в Константинополь состоял библиотекарем соборной церкви и преподавателем философии. Святой Кирилл с успехом вел прения с еретиками, иконоборцами и с магометанами. Стремясь к уединению, он удалился на гору Олимп к своему старшему брату Мефодию, но уединение его продолжалось недолго. В 857 году оба брата были посланы императором Михаилом в миссионерское путешествие для проповеди христианства у хозар. По дороге они останавливались в Херсоне и обрели там мощи священномученика Климента, Папы Римского. Прибыв к хозарам, святые братья беседовали с ними о христианской вере. Убежденный проповедью святого Кирилла хозарский князь и с ним весь народ приняли христианство. Благодарный князь хотел наградить проповедников богатыми дарами, но они отказались от этого и просили князя отпустить с ними на родину всех греческих пленников. Святой Кирилл вернулся в Константинополь с 200 отпущенными пленниками. В 862 году началось главное дело святых братьев. По просьбе князя Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Святые Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Также они вели Богослужение на славянском языке. Затем святые братья по приглашению Римского Папы были вызваны в Рим, где Папа Адриан встретил их с великой честью, ибо они принесли туда мощи священномученика Климента, Папы Римского. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и, приняв схиму, скончался в 869 году в возрасте 42 лет. Перед смертью он завещал своему брату продолжать христианское просвещение славян. Погребен святой Кирилл в римской церкви святого Климента, где почивают мощи этого священномученика, принесенные в Италию из Херсонеса словенскими учителями. Карнавал в Базеле – Фаснахт (для 2012г.) Базельский карнавал или Фаснахт (Basler Fasnacht) – это традиционный красочный карнавал, который проходит ежегодно в феврале или марте в течении трех дней в Базеле (Швейцария). Он начинается в первый понедельник после Пепельной среды (дата начала католического Великого поста) и является самым масштабным праздником такого рода во всей Швейцарии, каждый год собирая тысячи участников и зрителей. Карнавал в Базеле имеет давние традиции, являясь неотъемлемой частью культуры региона и его жителей. Раз в год старинный швейцарский город нарушает свой размеренный ритм и открывает двери для большого веселого карнавала, когда улицы и площади заполняют ряженые в оригинальных костюмах и масках, а все события сопровождаются музыкой более чем 100 оркестров. Базельский Фаснахт – это карнавал-долгожитель, он ведет свою историю с 16 века. Вначале основным развлечением этого карнавала, посвященного началу Великого поста, были рыцарские турниры и костюмированное шествие, организованное городскими гильдиями и ремесленниками. Современные традиции карнавала сформировались не так давно, он лишился религиозного содержания и приобрел статус самостоятельного праздника. Причем, Карнавал в Базеле – уникальное мероприятие, удивительно сочетающее балаганное веселье с весьма строгими правилами. Базельцы ответственно относятся к карнавалу, и потому подготовку к нему начинают за несколько недель: шьют костюмы, готовят маски, репетируют выступления. Кстати, к участию в праздничных шествиях допускаются только члены так называемых «клик» (Clique) – карнавально-музыкальных союзов, руководители которых заранее подают заявку на участие в карнавале. В составе такой группы нескольких ведущих, флейтистов, барабанщиков и капельмейстер. Всего в городе примерно 300 клик, а всего в карнавале участвует до 18 тысяч человек. Но стоит сразу отметить, что стать «кликером» может только коренной баслер. Весь карнавал также отличается весьма дисциплинированным подходом к празднованию. В отличие от других подобных мероприятий, в Базеле принято строгое разделение всего карнавального люда на две категории – участники (в основном это местные жители) и зрители (это, как правило, туристы). Конечно же, присутствие зрителей приветствуется, но при этом они должны соблюдать правила карнавала. Базельский карнавал продолжается ровно 72 часа – с 4.00 понедельника до 4.00 четверга. Он традиционно начинается ранним утром на Площади Marktplatz и Barfüsserplatz, когда под оглушительные звуки многочисленных духовых и ударных инструментов городское освещение гаснет, и на улицы выходят участники первой процессии, несущие фонари самых причудливых форм, над изготовлением которых они трудились весь год. Эта красочная процессия в карнавальных костюмах движется по улицам Старого города. Обилие разнообразных фонарей создает волшебную игру света, а музыка прогоняет сон и создает праздничное настроение. Шествие продолжается до самого рассвета. После этого все участники и зрители расходятся по многочисленным пабам, кафе и ресторанам, чтобы отведать традиционной карнавальной еды: лукового пирога с сыром (киша), супа на поджаренной муке, глинтвейна и печенья с сахарной корочкой. В полдень начинается большой карнавальный парад, когда «кликеры» вновь выходят на улицы в костюмах с барабанами, флейтами-пикколо, духовыми оркестрами. Еще одним их красочных зрелищ карнавала являются «ваггисвааги» – фургоны, груженные охапками цветов, апельсинами, конфетами, игрушками, с которых люди-Вагги бросают все это содержимое в радостную толпу зрителей. Заканчивается первый день карнавала опять же в различных тавернях, кабачках и ресторанчиках, где можно не просто хорошо покушать и отдохнуть, но и послушать «Schnitzelbank» – группы исполнителей сатирических стихов и песен, которые демонстрируют слушателям свое ироничное мастерство, переходя из одного ресторана или бара в другой. Объектом сатиры обычно становятся местные политики и городские новости. Вторник на карнавале – Kinderfasnacht – детский день, когда мальчишки и девчонки в причудливых костюмах ходят по улицам, а их развлекают клоуны. Также проходит много семейных мероприятий и концертов, а на Соборной площади (Münsterplatz) проходит Выставка фонарей, которые накануне «открывали» карнавал. К вечеру праздник снова набирает силу, когда начинается «Guggenkkonzert» – традиционное соревнование музыкантов, исполняющих оглушительную духовую музыку – Guggenmusik. Это своеобразный музыкальный конкурс, участники которого состязаются в фальшивой игре, вернее в том, чтобы изощреннее сфальшивить во время исполнения мелодии. В среду по городу проходит заключительный костюмированный парад, когда Базель прощается с «кликами», а они в последний раз собираются возле своих фонарей и зажигают их. Ночь со среды на четверг окрашена грустью, музыканты играют прощальный марш. Карнавал в Базеле заканчивается ранним утром четверга там же, где и начался. Тамбурмажор поднимает жезл, и музыка смолкает, а фонари разом гаснут. Четыре удара часов возвещают о том, что базельский Фаснахт закончился… Фестиваль прекрасного рождения в Австралии История знает немало примеров того, как в разные эпохи и в разных культурах праздновали и чествовали величественное и таинственное состояние беременности, родов и рождение новой жизни. Но у таких празднований был еще и дополнительный смысл — это воспитание у женщины-матери внутренней силы и уверенности в себе для того, чтобы вступить на нелегкий путь воспитания ребенка и достойно его пройти. Другими словами, под рождением подразумевается не только физическое рождение детей. Под рождением также подразумевается и духовное рождение матерей – сильных, компетентных, способных матерей, которые верят в себя и свои внутренние силы. Смысл проведения Фестиваля прекрасного рождения (Beautiful Birth Festival) заключается как раз в праздновании рождения нового человека, чествовании этого значимого момента в жизни семьи, а также в том, чтобы практически помочь женщине в воспитании ребенка и привлечь внимание заинтересованных организаций к проблемам материнства и детства. Фестиваль проходит в столице Южной Австралии, Аделаиде, 27 февраля. Комитет менеджеров Фестиваля прекрасного рождения был образован в 2008 году. Интересно, что инициаторами Фестиваля и ядром комитета стали пять работающих женщин, воспитывающих 17 детей. У всех пятерых большой опыт работы, как добровольной, так и профессиональной, в службах социальной поддержки и организациях помощи матерям. Сами женщины подчеркивают, что Фестиваль призван еще раз показать, что рождение является светлым, жизнеутверждающим и прекрасным опытом, что счастливых историй рождения гораздо больше, чем отрицательных, разговоры о которых часто превалируют в современном обществе. Международный фестиваль кубинских сигар (для 2012г.) В конце февраля в Гаване открывается ежегодный Международный фестиваль кубинских сигар (Habano Cigars Festival). Обычно в нем участвуют более 600 производителей, экспортеров, коллекционеров и просто любителей знаменитого табака из 47 стран мира. В программу фестиваля включаются выставки, концерты, поездки на табачные плантации, обсуждения и презентации. И все это о кубинских сигарах. Проводятся различные конкурсы и аукционы табачных изделий. Гостям предлагаются поездки на табачные фабрики и плантации, а также возможность принять участие в семинарах на самые разные темы: от умения производить сигары и искусства наслаждаться ими, до выявления подделок. Программой предусмотрен обед, во время которого изысканные вина подаются с определенными сортами сигар. В 2001 году Куба произвела на экспорт 153 миллиона сигар. По меньшей мере, 70% кубинского экспорта сигар предназначено для европейского рынка. Как известно, производимые на Кубе сигары входят в число самых дорогих в мире. Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
...
А Вы не считаете грехом сваливать в одну кучу все это? ну хоть отдельными заметками бы писали про православные праздники и традиции, а все остальное - уже в другом месте! Чесно, просто противно становится от такого Вашего невежества.
Оставить свой комментарий