Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Врубель и ДРУГИЕ
Я все время размышляю над тем, что многие гениальные или талантливые люди, достигшие какой-то славы, успеха, зачастую бывают несколько... чтобы помягче сказать - не в здравом уме, вернее, их мировосприятие необычно для простых смертных, их мышление неординарно и они одержимы идеями, что бродят, вырастают-зреют в их голове, вылазят своими углами наружу и яркими необычными всплесками приживаются в живописи, скульптуре, музыке, практически, они меняют устоявшиеся каноны и взгляды современников под себя или под свое мировосприятие.
Где-то давно я написала о том, что гениальность - это своего рода сумашествие, отклонение от нормы. Согласны ли вы с этим? Справка о Михаиле Александровиче Врубеле (в переводе с польского - воробей) Родился в Омске 5 (17) марта 1856 года. Учился Врубель в Петербургской Академии художеств (1880–1884) у П.П.Чистякова; уроки акварели брал у И.Е.Репина. Особое влияние на него оказали живопись венецианского Возрождения (из современников – испанец М.Фортуни и английские прерафаэлиты). Самобытная манера Врубеля – особого рода кристаллический рисунок, мерцающий тонами «сине-лилового мирового сумрака» – окончательно сформировалась в его киевские годы (1884–1889), причем в русле церковного искусства. Приглашенный для реставрации Кирилловской церкви (12 век), Врубель в ряде случаев должен был исполнить новые композиции (в частности, "Сошествие Святого Духа", 1884); тогда же художник написал и икону "Богоматерь с младенцем" (Киевский музей русского искусства). Византийская традиция насыщается здесь острым, трагически-напряженным психологизмом нового времени. Феерическое великолепие врубелевского колорита в полной мере проявилось в картине "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же). После переезда в Москву Врубель становится одним из самых активных членов художественной группы С.И.Мамонтова. Здесь живописец пишет ряд лучших своих картин, работает в майолике – скульптуры Царь Берендей, Лель, Волхва, – все в Третьяковской галерее, Москва, обращаясь к дизайну, исполняет эскизы керамической печи, вазы, скамьи (Музей в Абрамцеве). «Русский стиль» этих вещей находит выражение и в его сценографии, связанной с Московской частной русской оперой С.И.Мамонтова, в том числе в оформлении "Садко" (1897) и "Сказки о царе Салтане" (1900) Н.А.Римского-Корсакова. ://www.youtube.com/watch?v=Zq8ZetV6kTY - не вставляется ролик о Врубеле (наверно я туповата для этого сложного процесса) На ролике произведения символиста Михаила Врубеля - гениального художника, скульптора, графика, сотворившего множество картин, скульптур, волнующих то легкими букетами, цветами, то своими воплощенными демоническими образами. Всех демонов, что сидели в нем, он старался выписать из себя, заключить их в картинную раму, чтобы они его не тревожили, не беспокоили. У некоторых демонов и дев-богородиц было сходство с одним и тем же женским обличьем, которое его мучало и вдохновляло. Чтобы расправиться с ними, он написал картину "Демон поверженный", как будто хотел разбить его в себе, чтобы он больше не истязал его сознание, приходя в разных ипостасях. Он никак с ним не мог расстаться, демоническая сила притягивала-затягивала художника. Полотно уже висело на обозрении, а Врубель, не обращая внимания на зрителей, сидел и все дописывал, выхлестывал из себя этого Демона, повергал его своей кистью. Была борьба - кто кого. Он с каждым мазком старался вымести его из себя, избавится от него. Получилось ли? Наверное нет. Очень крепко эти демоны вцепились в его душу и душили. У него было написано и уничтожено им самим очень много полотен с демонами. Врубель, расписывая в Киеве Кирилловский монастырь, храмы и собор Святой Софии, выписал красивое страдальческое лицо на иконе Божьей Матери. Это лицо Эмилии Праховой, замужней женщины, ставшей его первой и роковой любовью. Для иконописания есть определенные каноны - я об этом писала в своем дневнике, лица иконные должны быть неземными - отрешенными, бесстрастными - без страсти и страха в глазах, которые выписываются Мастером в последнюю очередь. Врубель отступил от канонов, за это ему не позволили больше расписывать храмы. Ему - работоголику тяжко было бездельничать. Перечитала и нашла созвучия. Иконное - то что изображено на иконе, созвучно с оконным - отверстие, открытое куда-то, может в другой мир. Икона и инок также созвучны, только порядок букв иной. Икона и наброски к ней сохранились. На них явно видно сходство Девы Марии с лицом Эмилии Праховой. Особенно Михаил Врубель старался показать ее скорбящие глаза. На первых набросках они были более каноничные, однако позже, после множества переделок, поправок, они стали лить печаль и занимали чуть не поллица. В написании Богородицы сквозит любовь художника, истерзанная невозможностью иметь ответное чувство. Присмотревшись к этому творению, я заметила, что если смотреть рассеянным зрением, можно увидеть широко открытые, обезумевшие от потери сына, глаза Богородицы, пустые от горя, обесцвеченные, полные слез, а можно посмотреть иначе - пристально - и они будут закрыты горем, и скорбные тени лежат на веках матери. Что я заметила во многих киевских иконах - очень большие, выразительные глаза, очень живые и полные скорби или осуждения. (Глаза большой иконы "Призри на смирение - не знаю, кто ее писал- смотрят на меня почему-то с осуждением, как будто мамины глаза попрекают меня за мятежность и несмирение, призывают к послушанию). За работы в храме и монастыре церковь не расплатилась с Врубелем. Он за миску борща работал, писал картины, был рад каждому куску, потому что, как большинство талантливых художников, погибал от непонимания и неприятия его, своеобразно выраженного говорящими беспорядочными, на первый взгляд, мазками, творчества и, вытекающего из всего этого голода и нищеты. Все свои неудачи он скрашивал морфием. Раньше морфий применяли при лечении душевных расстройств, чем и страдал художник. Ко всему прочему он подцепил сифилис, раньше эту болезнь не могли основательно вылечить, и результат одной бестолковой связи - слепота. Чего они с Гогеном были столь неразборчивы? Может от того, что необычные, талантиво-богемные? Мне показались похожими картины "Жемчужина" 1904 (Врубелем названная "Раковина") и "Тени лагун" 1905. Размышления на одну и ту же тему. Как мне показалось. Округлость - это начало всего. Яйцо, Земля, все, что несет жизнь... А как вы это воспринимаете? Переехав по приглашению Мамонтова в Москву, Врубель делал огромнейшие полотна, занавесы и декорации для театров, один их которых случайно сохранился в каком-то скомканном рулоне на задворках театра. Его совершенно случайно нашли и развернули. А когда разложили (по-моему, перед Большим театром) огромное, побитое временем полотно - ахнули! Это же Врубель! Рисуя женские образы, еще до встречи со своей женой Надеждой Забелой, голосом которой наслаждался, Михаил Врубель выписывал ее черты. Откуда они к нему приходили? Или это просто стечение обстоятельств? Врубель в своем воображении нарисовал женщину, которая бы ему могла понравится, и она случайно появилась в его жизни? Бывают ли случайности? Он расписывал дома Саввы Мамонтова - его покровителя и спонсора. Если бы не Савва Мамонтов, вряд ли мы узнали о неординарном, мазковом творчестве Врубеля что-либо. Мамонтов дал ему возможность воспарить вновь. Писать в предоставленной мастерской, обеспечил необходимым для жизни. Его картины стали экспонироваться. В самом начале 20 столетия у Михаила Врубеля стали наблюдаться первые признаки психического расстройства и позже он стал буйным. Через некоторое время ослеп - каково это художнику!, (так же как глухота композитору Бетховену), и вскоре умер. Александр Блок в своей надгробной речи назвал покойного художника «вестником иных миров». «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие,я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим», - сказал когда-то знаменитый поэт Александр Блок о не менее знаменитом живописце. Блока ждало не менее трагическое завершение земного существования. Тоже талант... Не везет им в смерти. Повезло в людской любви после смерти. Как говорят, чтобы гениальному человеку стать пророком или героем в своем Отечестве, надо умереть. Какими тонами! - то сумрачно синими с лиловым, то кроваво-тревожными красками переданы внутренние переживания художника! Кто летит на этом коне по небу? А может это потемневшая, запёкшаяся душа художника путешествует по Вселенной и собирает те образы, что потом он выписывает на полотна из своих снов-путешествий? Мне кажется, что они все летали. И Врубель, и Ван Гог, и Шагал... Если есть термин левитация, значит должно быть и действие, которое они изображали на картинах? Иначе зачем существовать этому слову? А что случилось с гениальным Ван Гогом? - талант в нем раскрылся где-то после 20 лет, а самый пик расцвета пришелся на его голодные и сумашедшие дни. Может при таком состоянии у него изменялось восприятие мира, может быть им - таким необычным - другим людям - открывались не три, а пять, семь измерений мироздания? И у него тоже необычные картины выписаны тревожными синими тонами. Правда, почти во всех картинах всегда присутствуют желтые или производные от желтого тона. Что это? Проявление чего-то? У нас охристо-желтым цветом красили дома, где содержались душевно-больные люди. Не хочется так думать. Я люблю яркий солнечный желтый. На одной из картин ВанГог изобразил другую сторону неба, которую нам- землянам - не видно. Где он это увидел? Фотографию той части космоса сделали совсем недавно, а Ван Гог написал картину "Звездная ночь.." в позапрошлом столетии. Может они, те, кого мы считаем гениями после смерти, были не такими как мы с вами по своей организации? Может они, как семечко экзотического растения занесены были на землю из другой галактики и, приняв человеческий облик, они все равно имели другой генетический код и вырастали не такими, как все остальные - земные люди? Заложенное космосом, Создателем, из них вырывалось и талантами и сумашествиями?, как мы - земные простые люди это определяем. Кто знает, как они - гении, воспринимают нас - приземленных? Леонардо да Винчи тоже был немыслимо талантлив. Во всем. Чего бы ни касался его пытливый ум. Будь то скульптура, живопись, моделирование летательного аппарата... И так же с гениальностью в нем уживались отклонения от того, что считалось нормой. Я не хочу сказать, что если гениален, то значит что-то с мозгами не то. Но во многих были какие-то выверты. Леонардо да Винчи многое изображал в зеркальном отражении. Было это намеренно, или он именно так видел свое окружение??? Может его зрение было таковым??? Может за счет измененного зрительного восприятия он мог видеть больше, чем мы и поэтому творил такое, что до сих пор волнует людей? У физика Ландау была безудержная тяга к женщинам. Он со своей женой Корой заключил согласие, что они не будут посягать на свободу в выборе партнеров, состоя в браке. Для меня это звучит абсолютно ненормально. Но если Кора приняла такие условия, то не должна была говорить всему миру об этом. У каждого в избушке своя погремушка. Или гремучая змея. Так зачем ее выпускать оттуда? Пусть себе там и останется... Подумайте, земные это люди или посланники просвещения, выражения какого-то нового течения в искусстве, науке, литературе, где угодно. Может Бог нам посылает таких сверхталантливых для того, чтобы мы учились и следовали тому, что они придумали, сотворили или выудили из вертикальных пластов Мирового Океана знаний? А потом забирает их очень быстро?, дав пожить до 27-37-50 земных лет, измучив на земле психическими болезнями за тот небольшой промежуток времени, что им был отведен. Я еще подумала, что во вселенной все должно быть уравновешено. То есть, если в нем такой мощный выброс гениальности, то должно быть уравновешено чем-то противоположным. А может это оттого, что гениальность полагает, что мозг работает иначе, чем у всех нас обычных, и может используя, раскрыв ту, незадействованную нами всеми часть мозга, гений имеет побочные явления своей гениальности. Они видят и воспринимают мир иначе, они могут открывать такие тайны мироздания, до которых человечество еще недоросло. Поэтому из-за неприятия обществом и непонимания их идей, многих из них при жизни сжигали на кострах или заставляли отказываться -отрекаться от своих выводов? Вторая часть записи будет позже доработана. Хочется чуть больше написать о Ван Гоге, Леонардо да Винчи, у меня дома было много книг о них, кое-что я еще помню))) Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. Последние читатели: |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
В своих размышлениях о гениальных людях я тоже пришла к выводу, что они наши проводники по мирам. У каждого из нас в голове и душе свой неповторимый мир. Есть люди с которыми наши миры созвучны, но всё равно не похожи! А величайшие гении все похожи своим бесстрашием и верой в те краски мира, что наполняют и переполняют их!!! Выплёскивая своё творчество в пространство они рисуют (открывают) для нас новое восприятие, понимание или непонимание, развитие и вдохновение.
БлагоДарю за мысли и созвучие.
Неординарные личности, творцы видят мир по другому....не так как все...поэтому они и интересны!
Другой взгляд на мир, другое видение, восприятие...
Буду ждать вторую часть
Вчера я заканчивала это уже зАполночь. Казалось, вроде бы нормально. А сейчас утром перечитала - оно коревато, несостыковано))) Надо подчистить, может чего добавить про Врубеля, а потом напишу про Ван Гога.Еще хочется про Гогена, Сурикова и его картины.
Я задумала, если получится, написать чуть больше и чуть глубже, собрать то, что не все слышали о фактах из жизни художников и композиторов. Почему именно их?
У моей невестки - жены сына, есть Ванечка, сыночек от первого брака, скоро, буквально через месяц, у меня появится мой первый внук Сашенька. Ванечка у нас с двух-трех лет занимается музыкой и уже выступает на конкурсах))), очень любит рисовать, поэтому я решила для Ванечки и Санечки написать все, что я знаю и думаю по поводу творчества и открытий необычных людей - композиторов, художников, поэтов, ученых. Не знаю, смогу ли я все это сделать, что задумала, но хочется))). Особенно про Сурикова))) вместе с теми, которых обозначила в этом рассказе. За свою жизнь я узнала очень много, теперь оно, обработанное моим восприятием, лезет из меня))), не дает покоя)))
))) Я тоже так поступала...Понимаю вас! у меня сейчас "ступор"....((( и не только потому, что часто болею этой зимой, много дел....и у меня много БЫЛО идей и недописанных черновиков...сейчас уже такие мысли -" а кому это нужно, интересно?....а мне время тратить....А я МОГУ совсем не писать! ...у меня нет потребности...мне легче )))
Мне показалось интересной ваша подача материала. И ваши мысли. И конечно же, это нужное дело - написать, передать свои мысли своим детям и внукам! Я точно так начинала писать здесь. Мой цикл статей "Женская доля" и "Советы молодым хозяйкам" были посвящены дочери...))) Я ей обещала когда то записать мои советы, рецепты и подарить на свадьбу...жаль, не сдержу обещание...(((
Пишите!
почему???
Очень любопытно!
Очень познавательно!
Оставить свой комментарий