Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Слова-оборотни
Нет, речь пойдет не о словах-перевертышах, что можно читать задом наперед.
Язык наш со временем меняется. Но думая об этом, мы привыкли представлять только исчезновение одних слов и возникновение других, изменение написания и произношения слов, изменение построения фраз... А те слова, что сохранились без изменения, кажутся нам совершенно понятными. Но всегда ли мы понимаем, какой смысл они в себе заключают? Мы используем каждый день множество слов, употреблявшихся сто, двести, триста лет назад, встречающихся нам в классике, но... в наше время изменивших свое значение иногда на противоположное! Слов этих великое множество, но мы рассмотрим только несколько из них. НАСТОЯЩИЙ Мы используем это слово в смысле "подлинный", "не поддельный": "настоящий друг", "настоящая любовь". И это - первое значение, приходящее нам в голову, когда мы слышим слово "настоящий". Но изначально значение было совсем другим. В словаре Даля указано несколько значений. И первое из них - не "подлинный", а "происходящий в настоящее время". Именно это значение было раньше основным значением слова. А когда-то было только это значение. И "настоящий друг" и "настоящая любовь" означали не подлинность, не силу чувств и верности, а "тот, с кем я дружу в настоящее время", "та, которую я люблю на данный момент". "Моя настоящая любовь" в переводе на современный означало всего лишь "моя нынешняя девушка". То есть, завтра может быть другая. ГОРДОСТЬ Мы привыкли произносить это слово с положительным оттенком. Под гордостью понимаем самоуважение, сохранение человеческого достоинства, невозможность унижаться. Мы противопоставляем гордость рабской покорности, беспринципности, слабости характера - когда человек готов унижаться из страха, желания что-то получить... В общем, гордость мы воспринимаем отчасти как торжество духа над плотью, осознания ценности собственной личности. "Человек - это звучит гордо" внушали нам с детства. Некоторые из нас приняли негативный смысл слова "гордыня", четко, впрочем, отделив его от слова "гордость". "Гордость" - хорошо, "гордыня" - плохо. Но что же означает слово "гордость" на самом деле? Вот, что приведено в словаре синонимов: горделивость, гордыня, высокомерие, заносчивость, (само)надменность, самодовольствие, кичливость, претенциозность, спесь, жир, тщеславие, чванство, самолюбие, обидчивость, амбиция, властолюбие, гонор, (само)мнение (высокое); высокомудрие, высокомыслие, высокоумие, шовинизм, фанаберии, достоинство, страсть к похвалам, суетность; знаки отличия, богатство, высокий род; звездная болезнь, жемчужина, мания величия, краса, чванливость, украшение, чванность, фанаберия, чувство собственного достоинства, честь, предмет гордости, самоуважение, высокомерность, барственность, барство, напыщенность, эготизм, надутость, форс, спесивость, важность. В качестве антонимов приводятся такие слова: скромность, смирение Так почему же "гордыня" и "гордость" разные слова, и чем они отличаются друг от друга? Или одно из них просто, как думают многие, устаревшее, "церковное" произношение? Все не так просто. "Гордыня" - это форма того же самого слова, означающая воплощение, олицетворение явления. Такие формы есть и у других слов, но до нашего времени дошли лишь некоторые из них: пустыня - место, где царит пустота. Святыня - предмет или место, наполненное святостью. Имя Добрыня означает, что человек, носящий его - живое воплощение добра... Таким образом, гордость - это духовный порок, а гордыня - максимальная стадия воплощение этого порока в человеке. ПОДОБОСТРАСТИЕ Современные значения этого слова нам всем хорошо известны: униженная покорность, раболепие, льстивое угождение. Но первоначально значение было совсем другим. Слово "подобострастие" - пришло из старославянского, а туда, как и многие слова, попало из греческого в виде подстрочного перевода. И означало оно ни что иное как "сходство по подверженности страстям". Православные духовные наставники предупреждают своих духовных чад о том, что подобострастие может быть принято за любовь... Как? Да просто подобострастие - это то, что мы иногда называем "сходством интересов". Например, мы познакомились в танцевальном зале. И нам кажется, что мы полюбили друг друга. Но на самом деле мы любим не друг друга, мы просто одинаково сильно любим танцевать. Могут быть увлечения и не такими безобидными - люди могут объединиться на почве одинаковой тяги к выпивке, к азартным играм, к сплетням, на почве одинаковой зависти к знаменитостям или склонности к осуждению окружающих, на почве жадности или лживости... Человек видит в другом человеке знакомые качества, которые он считает частью себя, и ему кажется, что он любит этого человека. На самом деле человека он даже не знает, он видит только его страсти - такие же, как у себя. И привлекают его эти страсти, а не сам человек. ВЫДЕРЖКА в значении свойства человеческой психики, а не функции фотоаппарата или цитаты. Тоже, кажется, мы знаем, что это такое. И тоже вкладываем в это слово положительный смысл. Выдержкой мы называем умение человека владеть своими эмоциями, не давать волю низменным проявлениям, умение прилично вести себя в обществе и вообще проявлять самообладание в сложных ситуациях... В большинстве словарей это слово так и переводится: самообладание. Почему же в христианстве выдержка считается отрицательным качеством? Потому что значение у этого слова первоначально было совсем другим. Слово "выдержка" понималось как чисто механическое сдерживание внешних проявлений порока без борьбы с его внутренними причинами, без борьбы с самим пороком. Как сокрытие своей порочной сущности с целью произвести благоприятное впечатление на окружающих и убедить себя самого, что я - "герой". Выдержка помогает человеку внешне скрыть отрицательные устремления своей души так, чтобы другие о них не догадались. А иногда удается обмануть и самого себя, убедить себя, что во мне нет этого порока, потому что ведь это не проявляется внешне. Но поскольку порочное устремление остается, то вся жизнь, весь образ действий человека мотивируется этим пороком. Но выдержка позволяет человеку находиться в состоянии самоуспокоенности, в уверенности, что он "контролирует свою страсть", хотя и не борется с ней... А порок тем временем расцветает, захватывая все существо человека. И однажды вырывается наружу. И тогда окружающие в шоке: как мог такой тихий безответный мальчик задушить подушкой сестренку? Или как мог такой приличный и вежливый дядечка изнасиловать несовершеннолетнюю девочку? Или совсем уж немыслимый случай - как могла мать выбросить в окно собственного маленького сына, которого она боготворила, баловала, все позволяла, за то, что ребенок настойчиво клянчил купить ему понравившуюся игрушку в день, когда магазин был закрыт? Потому что выдержка - это не терпение, не прощение и не работа по самосовершенствованию. Выдержка - это лишь внешнее врЕменное подавление того, что накапливается и однажды взрывается. И чем сильнее у человека воля, тем дольше он может держать закрытой крышку "парового котла", тем бОльшее там поднимется давление, тем мощнее и сокрушительнее будет взрыв. Выдержка способствует сразу нескольким отрицательным явлениям: а) иллюзии, что мы можем бесконечно "держать под контролем" дикого зверя, б) ошибочному мнению окружающих о том, что мы "белые и пушистые", а значит, отсутствия у них осторожности ("Чего эта сумасшедшая на меня кинулась со сковородкой? Я всегда так над ней подшучивал, и она не обижалась!"), в) самолюбованию и возвеличиванию себя над другими людьми, так как мы начинаем ставить себе в заслугу свою выдержку, г) самоуспокоенности, принятию решения ничего не менять в своей жизни и в себе, так как снаружи все "надежно замазано". УПОРСТВО. Этому слову мы тоже сейчас придаем позитивный смысл. Воспринимаем это слово как синоним целеустремленности, настойчивого преодоления трудностей на пути к достижению результата (по-умолчанию - достойного, положительного). Однако, уже в словаре Ожегова приводится другой смысл этого слова: "то же, что упрямство" то есть, крайняя неуступчивость, стремление настоять на своем любой ценой, желание отстоять свою точку зрения, потому что она своя, а не потому что верна. В общем, склонность к тому, чтобы "упереться рогом", не слушая доводы здравого смысла, не учитывая интересы других людей. НАЗИДАНИЕ. Ну, а это слово, наоборот, ассоциируется в нашем понимании с чем-то занудным, ханжеским и однозначно отрицательным. В словаре приводится значение "поучать, давать духовные наставления". "Назидательный тон" вызывает в нашем воображении образ педантичной воспиталки с безжизненными глазами, гнусавым голосом читающей нотации. Но что же такое назидание на самом деле? Рассмотрим его этимологию. Корень "зид" пришел к нам из древнеславянского языка. "Зидам" - строю, "зид" - стена. Отсюда - "созидание". Но если СОзидание - это скорее обозначение процесса, то Назидание - более завершенное, более целеустремленное действие, работа на результат. Действие, в котором важна победа, а не только участие. Таким образом слово "назидать" в его древнем понимании ближе по значению к слову "возводить", "устанавливать", "наводить" (мосты). То есть, создавать разумное, доброе, вечное... И в первую очередь не чтением нотаций, а собственным примером. Возводя и укрепляя здание духовных ценностей в собственной душе, которое в первую очередь привлечет людей самим своим существованием, а не рассказами о том, "как ИМ дОлжно поступать". СМЕЛОСТЬ. Это слово мы употребляем как синоним слов "храбрость", "бесстрашие", "мужество". И нам зачастую непонятно отрицательное отношение к этому явлению в духовной, и даже часто в светской классической литературе. Неужели, автор призывает нас быть безропотными трУсами? Бесхребетными слизняками, боящимися пикнуть? Конечно, нет. Просто слово "смелость" происходит от слова "сметь". И изначальным значением его является не храбрость и бесстрашие, а дерзость, нарушение нравственных норм, самонадеянность. Наши предки смелым поступком называли не подвиг, а нахальный вызов, смелым человеком - не героя, а выскочку, наглеца. Так что логично употреблять слово "смелость" с положительным оттенком только в том случае, если мы считаем наглость, нахальство и эпатаж положительными качествами. Для обозначения всех остальных человеческих качеств есть другие слова - храбрость, отвага, мужество, самоотверженность, решимость. Ну, а известное всем "смелость города берет" подразумевает под собой как раз такую разновидность боевых действий как неожиданное, наглое нападение, к которому противник не готов, удаль, граничащая с нахальством, деморализующая врага. В данном случае смелость - это характеристика боевой операции, а не моральных качеств участвующих в ней людей. От людей для проведения смелой операции требуется храбрость, самоотверженность и хладнокровие. А смелый, самоуверенный дурак скорее всего такую операцию провалит. Это лишь несколько слов, изменивших свое значение. На самом деле таких слов в русском языке сотни, если не тысячи. Я написал это не с целью углубиться в лингвистические изыскания и поспорить о том, какое значение того или иного слова более имеет право на существование, или какой источник информации считать более авторитетным. Я лишь хотел обратить внимание, как важно вдумываться в значение слов, которые мы произносим. Ведь не только связный текст, но и каждое слово в отдельности - это своеобразный "квант информации", несущий в себе определенную энергию. Мы зачастую относимся к словам поверхностно. Не в этом ли одна из важных причин отсутствия взаимопонимания? И не в этом ли одна из причин разрыва связи поколений, не это ли в значительной мере лишает нас возможности в полной мере воспользоваться плодами мудрости предков, источники которой есть, но мы не способны их адекватно воспринять? Рейтинг: +17 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Можно конкретнее? Мне показалось уместным разместить его здесь. Если это недопустимо, подскажите, пожалуйста, возможные альтернативы, чтобы я снова не разместил его в не предназначенном для этого месте. А то мало ли, что мне покажется виднее...
На что? На то, что Вы выполняете свою работу?
Именно так я всегда и понимала значение этих слов.
Гордыня - это то, что губит человеческую душу. Гордость - то, что не позволяет "упасть".
Вот уж верно!
Заставляет задуматься.
А вот упорство и упрямство я всегда различал: упорство - это ближе к целеустремлённости, как в случае с Эдисоном, который при изобретении вольфрамовой нити проделал сотни опытов в поисках материала и технологий. Упрямство - это ближе к зацикленности, когда откровенно слабый драчун встаёт и встаёт, всё кидаясь на обидчика в грудки, пока его окончательно не сотрут в порошок (нет чтобы для разнообразия дать ногой по косточке, а потом по загривку).
Да, разумеется, не зря святые отцы говорили, что высшая степень святости и высшая степень гордости внешне почти не различимы. Ведь гордость не просто мать всех пороков, но поскольку грехи человека существуют по законам мира зла, они постоянно враждуют между собой, как враждуют между собой "отвечающие" за них бесы. И более сильный пожирает более слабый. Гордость - очень сильный грех, она может постепенно пожрать все остальные, более мелкие грехи. В первую очередь - плотские. Типичный пример крайней гордыни - "святоши", ведущие чрезвычайно аскетичный образ жизни, формально не нарушающие никаких канонов, проявляющие чудеса материальной благотворительности, но все это сочетается в них с крайней жестокостью, безжалостностью, бессердечием, нетерпимостью к чужой слабости.
каждый человек что-либо нарушает.
совершенный человек на погрешает в слове, тот, кто может обуздать свой язык- прикрасу неправды и т.д.
покамест мало кто из умеющих разговаривать справляется с ним..в ев. от Иакова подробно написано об этом.
Ну, скажем так, в большинстве случаев ничего не нарушают. Во всяком случае, в сравнении с большинством остальных людей. Ну, представьте: посещает человек церковные службы, всякий раз, когда того требуется по уставу; прочитывает все положенные молитвы, формально соблюдает все посты, блюдет девственность (или супружескую верность), не позволяет себе сквернословить, жертвует "десятину" на благотворительные нужды... Есть такие люди. Причем, вот эти видимые правила они зачастую соблюдают даже строже, чем то предписано Церковью. Потому что именно это и является предметом их гордости.
молиться прилюдно, давать хорошие чаевые так, чтобы все это видели, упиваться своей святостью(людской)
"Вся наша праведность, как запачканная одежда"
о них(об особо набожных) Господь сказал, что снаружи они хороши, а внутри полны нечистот и сравнил их с окрашенными гробами.
также написано, что верующим можно слушать, что они говорят, но по делам их поступать не нужно.
Да, и чем они более хорошие актеры, тем лучше им удается сделать это "ненавязчиво". И даже сделать вид, что пытаются это скрыть .
значит, ничего искреннего, всё напускное, хоть и отличное вызубренное.
согласитесь, на сцене сейчас плохой игры предостаточно.
даже и не знаю, как написать..тоже однажды попала, актёр голым бегал, прямо чуть ли не перед носом тряс своими причиндалами.
и такой вроде неплохой актёр, но я не знала, куда глаза деть, еще с папой припёрлась, сидели в первых рядах(
Борис Щербаков его(актёра) звали и зовут
как верно оно раскрыто и точно.
огромное спасибо за статью!
есть над чем подумать.
Хотя, что касается статьи, думаю, некоторые современные значения слов тоже имеют право на существование. Экскурсия в историю их происхождения очень интересна и важна. Но, для миллионов людей смелость останется смелостью в современной интерпретации этого слова, а подобострастие - подобострастием
Давай продолжим эту интереснейшую тему? А?
В избранное!
Конечно, имеют право! Закавыка в том, что каждое слово родилось не случайно. Его звучание несет в себе смысл, воздействующий на подсознание, на генетическую память, если хочешь. Даже у каждой буквы есть энергетическая наполненность. Хотим мы того или нет, но наш мозг проводит аналогию с однокоренными словами. И прочно закрепившееся новое значение слова часто приводит к тому, что устойчивое отношение к его смыслу проецируется и на отношение к смыслу однокоренных слов. Допустим, человек, неверно понимает слово "смирение", относится к нему негативно. Часть слова, сильнее всего влияющая на подсознание - это его корень. И постепенно подсознательное негативное отношение проецируется на все слова с этим корнем: "мириться", "примирение", "мир". И человек становится немирным, агрессивным. Конечно, взрослый человек по-идее должен пропускать все через сознание, отличать, к чему он действительно плохо относится на уровне убеждений, а что "просто почему-то вызывает плохие ассоциации". Но от детей мы этого требовать не можем.
Кроме того, слово - это мощное орудие воздействия. И воздействует оно не только смыслом сказанной фразы. Воздействует само слово. И воздействует тем, что оно в себе содержит, а не только тем, что вкладывает в него говорящий.
Мы все это делаем в той или иной степени. И понятно, что не у всех есть возможность узнать о происхождении слов, и не всем придет в голову вообще этим интересоваться. Но если бы мы хоть иногда задумывались над теми словами, которые произносим, не ляпали их "автоматом"! Ведь сколько есть слов, которые люди привыкли употреблять даже не вдумываясь не только в их этимологию, но даже в их современное значение! Просто услышим, как кто-то употребляем эти слова в определенной ситуации, и нам уже кажется, что значение слова нам известно... Поэтому так пестрит наш язык к месту и не к месту "демагогиями", "хамством" и т.д. Вот еще новое модное появилось "когнитивный диссонанс"! Почему-то многие употребляют это словосочетание для обозначения состояния растерянности, либо несогласия с собеседником. Мы не замечаем, что часто уподобляемся неразумным детям, которые, услышав слово "б...ь", сказанное соседом соседке, на полном серьезе думают, что это слово в переводе означает "злюка".
И если так разговаривают те, кто "университетов не кончал", у кого нет ни возможности, да и желания изучать родной язык, это понятно и простительно. Но когда точно так же обращаются с языком те, кто позиционирует себя образованными людьми, кто еще и ратует за грамотность и чистоту языка... Хочется сказать, как в "Кин-Дза-Дза": "Ребята, что же вы так непримиримы к ошибкам других, если сами не знаете продолжения языков, на которых думаете?"
С детства вдалбливал дочке: "Никогда не употребляй слов и выражений, если доподлинно не уверена в их значении!"
замечаем...
видят сучок в чьём-то глазе, а в своём бревна не замечают.
«Язык укротить никто из людей не может»,— записано в Иакова 3:8. И все же подобно тому, как наездник управляет лошадью с помощью удил, мы должны изо всех сил стараться обуздывать свой язык.
Если не бОльшую часть времени, то хотя бы иногда. Понятно, что большинству из нас такой подвиг недоступен. И мне самому - в первую очередь . Ну... я предлагаю хотя бы осознавать свою ответственность за сказанное, что ли. И хотя бы мельком осматривать слово, прежде чем выпускать его в эфир .
а как же пустословие?
надо их Дыханьем Сердца наполнять..,
изъясняться мыслями простыми,
чтоб потом "впустую" не страдать...
(экспромт)
Допустим, слово "мат" (не в смысле матраса для спортивных занятий). Кто-то скажет: "мат - это гадость,фу!", кто-то "это хлесткие выражения, придающие речи колорит", для кого-то мат - ругательства, оскорбления, для кого-то - повседневный язык. Кто-то может сказать: "Для меня мат приемлем, чтобы ярче выразить свои чувства, а не чтобы кого-то обидеть". Но мат все равно при этом остается тем, чем является - нецензурными названиями половых органов и сексуальных действий. Как бы мы ни относились к его использованию, слово "мат" не становится синонимом слов "метафора", "диалект", "жаргон" и т.д.
Или слово "тщеславие" - это жажда славы. Не целеустремленность, не настойчивость, не трудолюбие и не стремление к победе, не желание сделать как можно лучше ради всеобщего блага, а именно жажда признания, восхваления меня. Если кого-то стремиться к победе побуждает тщеславие, оно от этого не становится ничем другим. Так и гордость не превращается в любовь к ближним, даже если она используется для скрывания собственных страданий. Чтобы это нагляднее увидеть, попробуйте представить двух разных людей, которые совершают одни и те же поступки, но побуждают их к этому разные вещи:
Они оба оказывают помощь нуждающимся, но первый - и сострадания, а второй из желания покрасоваться.
Оба старательно работают, но первый - из любви к своему делу и трудолюбия, а второй - из-за карьеризма, из желания выслужиться перед начальством.
Оба сочиняют стихи, но первый - от потребности выразить свои чувства и мысли, второй - из тщеславия, из желания прослыть поэтом.
Оба говорят девушке комплименты. Первый - потому что влюблен и искренне восхищается ее красотой. Второй просто надеется ее затащить в постель.
Оба дают друзьям в долг. Один - из отзывчивости, другой - из желания сделать их своими должниками.
И наконец оба скрывают свои страдания. Один - из любви к людям и нежелания причинять им боль и портить настроение рассказом о своих бедах, другой - из гордости, чтобы его все считали суперменом.
С кем из этих двоих Вам бы хотелось дружить?
Но как можно сразу это выявить кто есть кто? Как понять, что именно из желания покрасоваться, движимый карьеризмом, из тщеславия прослыть поэтом, и так далее? Никто не говорит, что он такой я сякой, а каждый думает, что его стиль поведения помогает ему в жизни. Вопрос очень сложный, но вполне решаемый.
В отношении себя каждый скажет, что он очень хороший, а вот другиееее!
В отношении себя каждый найдёт для оправдательные аргументы.
Ну да. Осуждение и самооправдание. Классика . Когда для себя не находится оправдательных аргументов - это уже начало покаяния .
Оставить свой комментарий