Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
ГАЛЕРЕЯ. Абстракция - 2.
Мой друг по МЭЙЛ.РУ Наталья К имеет свой взгляд на это понятие. Ее измышления я дополняю ее же работами...
Объяснение понятия "абстракция" АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstraho – отвлекать, исключать, отделять) – необходимое условие познания путем формирования «вторичных образов» реальности (ее информационных моделей), в частности, таких, как восприятия, представления, понятия, теории и прочее. В процессе абстракции осуществляется выбор и обработка информации с целью заменить непосредственно данный эмпирический образ на другой, непосредственно не данный, но подразумеваемый и мыслимый как абстрактный объект и называемый обычно тем же термином «абстракция». Современное понятие об абстракции восходит к Аристотелю, согласно которому абстрагирование – это метод намеренно одностороннего изучения реальности, субъективный прием мысленного разделения целого и полагание отдельно-сущими его частей. В принципе такое полагание не заключает «никакой ошибки» и объективно оправдано многообразием свойств (аспектов) целого, порою столь различных, что они не могут стать предметом, одной науки. Наука же, по Аристотелю, исследует общее, а общее познается посредством абстракции. Поэтому абстракция не только является основной предпосылкой научного познания, но и «создает науку». В этом смысле преходящие явления опыта важны не сами по себе, а в той мере, в какой они причастны к какой-либо абстракции. Аристотель также отличал эмпирические абстракции от теоретических, полагая, что последние необходимы там, где постигаемое мыслью и сама мысль неотделимы друг от друга (как, напр., в математике, где знание и предмет знания по существу совпадают). Эта гносеологическая концепция абстракции не получила, однако, развития ни в эллино-римской, ни в средневековой философии. Схоластика, включая арабоязычный неоплатонизм, тему абстракции свела по существу к теме универсалий, связав ее с платоновским понятием acide («незримого», духовного начала), что соответствовало философской мысли, ориентированной на logos, но не на physis. Когда же на смену средневековой «книжной науке» пришла опытная наука нового времени, теологический и онтологический взгляд на абстракцию сменился психологическим: абстракция представлялась теперь вынужденным «действием души» по выработке общих (общезначимых) понятий, необходимость в которых обусловлена несовершенством рассудка, неспособного иначе познавать (нераздельную) «природу вещей». И сенсуализм, и рационализм 17–18 вв. были почти единодушны в том, что «опредмечивание» абстракции не только заслоняет от глаз исследователя факты реальных процессов, но и приводит к типизации фиктивных сущностей и бессодержательных представлений. Известным выражением этой позиции явилось кантовское требование «принципиальной исключаемости» для абстракций, если они претендуют на то, чтобы иметь какой-либо смысл. Философия начала 19 в. мало что изменила в этой оценке. В частности, Гегель, признавая абстракцию как первый элемент духовного освоения реальности и включая ее в обыденный и научный опыт (уже простое наблюдение, по Гегелю, нуждается в способности к абстракции), в то же время относил абстракцию к «формальной мысли», чуждой философскому методу, и порицал «абстрактное» за односторонность и пустоту. Лишь к середине 19 в. толкование абстракции выходит за пределы «отвлеченной мысли». Абстракции возвращается ее научный аристотелевский смысл. С ее помощью описывается не только статика, но и динамика явлений природы и общественной жизни. В гуманитарной области это относится в первую очередь к философскому методу, в котором объективная диалектика развития осознается через развитие субъективной диалектики понятий, и поэтому принцип абстракции играет в нем ведущую роль (К.Маркс). Но и в естественнонаучной методологии тех лет, в сущности далекой от осознанной диалектики понятий, применение абстрактных моделей «достигает поразительных результатов в объяснении явлений природы» (В.И.Вернадский). В результате духовная установка послесхоластической реформации (с ее лозунгом: «вместо абстракций – опыт») постепенно заменяется методологическим компромиссом, когда абстрактные объекты признаются как представители реалий, необходимые для выражения объективных истин. Даже позитивизм в известной мере принял этот компромисс, не только отводя абстракциям руководящую роль в научном исследовании, но и признавая за ними некоторый «род реальности» (Э.Мах). Тогда же появились и первая классификация абстракций, и намеренное употребление определений через абстракцию. Рейтинг: +2 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
А вообще в жизни часто встречались подобные веСЧи?
У нас местные жительницы любят платья таких расцветок.
Каждый человек ищет выход от затруднений, в которые заманивает нас жизнь. И хорошо, что улыбнется удача...
Кстати, приглашаю тебя лично, милая пуговичка, и других любознательных и думающих поучаствовать в различных вариантах двух простеньких, но завораживающих игрушек -
ТРИ БУКВЫ и АССОЦИАЦИИ на ТЕРРИТОРИИ ТИЛКА:
* ИГРЫ В ПОСТЕЛИ. Пошевелим ... извилинами?
http://www.myjulia.ru/post/550699/ СЕКСОДРОМ ТИЛКА.
* ПОИГРАЕМ? Три буквы.
http://www.myjulia.ru/post/551655/ ИГРОВОЙ ЛАБИРИНТ.
* ТРИ БУКВЫ. Продолжение. Вкуснятина.
http://www.myjulia.ru/post/551763/ ИГРОВОЙ ЛАБИРИНТ.
* ТРИ БУКВЫ. Продолжение. ФЛОРА и ФАУНА.
http://www.myjulia.ru/post/551837/ ИГРОВОЙ ЛАБИРИНТ.
* ТРИ БУКВЫ. Продолжение. ГЕОГРАФИЯ.
http://www.myjulia.ru/post/552181/ ИГРОВОЙ ЛАБИРИНТ.
* ТРИ БУКВЫ. Новая игрушка на ТЕРРИТОРИИ ТИЛКА.
http://tilk.myjulia.ru/blog/ ДНЕВНИК ТИЛКА.
*ТРИ БУКВЫ. Развязные ассоциации.
http://www.myjulia.ru/post/552459/ ПСИХУШКА.
* ПОИГРАЕМ? Ассоциации.
http://www.myjulia.ru/post/552397/
ИГРОВОЕ ПОЛЕ ТИЛКА.
* ИГРЫ В ПОСТЕЛИ. Ассоциации.
http://www.myjulia.ru/post/553888/ СЕКСОДРОМ ТИЛКА.
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!!!
Оставить свой комментарий