Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Устройство мира глазами шамана
Архаичные представления
Одним из наиболее распространенных символов Вселенной в шаманизме и во многих традициях является Мировое Древо. Оно представляет постоянно обновляющуюся Вселенную, как неисчерпаемый источник жизни; в также символизирует Небо и планетарные уровни. Мировое дерево отделяет мир космический от мира хтонического, вводя в первый из них меру, организацию и делая его доступным для выражения в знаковых системах. Образ дерева, отражающий иерархичность Вселенной, играл особую роль по отношению к конкретным мифологическим системам, определяя их внутреннюю структуру и все их основные параметры. Его вертикальная структура всегда была связана со сферой мифологического, и, прежде всего, космогонического, а горизонтальная, как правило, соотносилась с ритуалом и его участниками. Объект ритуала, жертва (человек, животное) всегда находился в центре. Вся последовательность элементов по горизонтали воспринималась как сцена ритуала, основная цель которого состояла в том, чтобы обеспечить благополучие, плодородие, и продолжение определенного уровня жизни и культуры сообщества. Под ним рождаются и умирают боги, герои и цари. Ритуал обеспечивал переход к иному существованию, благодаря своей связи между мирами, которая осуществлялась через соприкосновение с «центром». Само же действие ритуала трактовалось как проекция мифологического в ритуальное. Считалось, что мировое дерево находится в священном месте – центре космоса, который в мифах и творении играет чрезвычайно важную роль. Понимание «центра» — места, где возможен прорыв уровней, и где возможно проявление других реальностей в космической топографии также как и в мифологической концепции занимает важное место. Какова же природа сердцевины бытия? Так в монгольской шаманской традиции существует понятие «гол», что означает «сердцевина», «сущность», «середина». Именно в ней в этой точке или оси сходятся время, пространство и возможности. В мире «гол» отсутствует деление на прошлое, настоящее и будущее. Шаман, находясь здесь, может шагнуть в любое время и любое место, необходимое для выполнения своей работы. Поскольку дерево, как и ось, играет особую роль в архаичных шаманских религиях, то его образ во многих культурах разработан очень детально. Именно по дереву лежал путь шамана на Небо или в Преисподнюю. В зависимости от космогонической концепции и количества небес, на дереве делают зарубки. Алтайцы говорят о семи или о двенадцати, шестнадцати или семнадцати небесах; у телеутов шаманское дерево имеет шестнадцать зарубок. Мировое дерево не только служило священной дорогой шаманов, но считалось и их колыбелью. Легенды сообщали, что души шаманов взращивались и воспитывались в гнездах, наподобие птичьих. Считалось, что чем выше гнездо, тем более сильный шаман может родиться. Ось или центр, связывающие разные миры каждая традиция представляет по разному. Тюрко – татары, как и многие другие народы, представляли себе небо в виде шатра: Млечный Путь является «швом»; звезды — отверстиями для света. У якутов звезды являются «окнами мира». Время от времени боги открывают шатер, чтобы посмотреть на землю, и в это время появляются метеориты. Сквозь эту щель могут проникать герои и другие избранные существа. Посреди Неба светит Полярная Звезда, которая как кол поддерживает небесный шатер. Ненцы ее называют «Гвоздем Неба», чукчи и коряки – «Звездой – Гвоздем». Поэтому и шатер, сооруженный для церемонии вознесения на небо алтайского шамана, отождествляется с небосводом и, как и небосвод, имеет отверстие для дыма. Чукчи знают, что «отверстие в Небе» — это Полярная звезда, что три мира соединены между собой подобными отверстиями и что именно через них шаманы и мифические герои общаются с небом. Идея трех соединенных между собой сфер распространена повсеместно, и основана на вере в возможность непосредственной связи с Небом. Поэтому в макрокосмическом плане она изображается в виде Оси (Древа, Столпа, Горы и т.д.), в микрокосмосе она обозначена столбом в жилище или верхним отверстием в шатре. И это означает, что каждое человеческое жилище перенесено в Центр Мира, или что каждый жертвенник, шатер или дом делает возможным прорыв уровней и восхождение на Небо. В архаичных культурах эта связь между мирами доступна только шаманам. Символизм Мирового Столпа, Центра свойственен не только архаичным культурам, но и более развитым – Египту, Индии. У многих народов не существовало единой системы представлений о мире, поэтому у одного и того же народа картина вселенной рисовалась по — разному, были и существенные расхождения. Например, наряду с делением вселенной на три мира «по вертикали» у эвенков, якутов и некоторых других народов было известно и расположение мифических миров «по горизонтали», в одной плоскости. Три мира представлялись соединенными единой рекой, по которой и путешествовал шаман. «В воззрениях кетов сложилось своеобразное сочетание двух разных картин. При вере в существование «нижнего» мира, царство злых духов помещалось на севере (северо-западе) на земле и туда, а не под землю отправлялся к злым духам шаман. Для энцев, ненцев и селькупов «мир мертвых» располагался под землей, и в то же время о нем говорили и как о месте, находящемся «на далеком севере», в царстве мрака, холода, в океане, на «северном конце земли». Само представление о мировой реке прекрасно сочеталось с членением «по вертикали». Рейтинг: 0 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий