Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 39


Тест

Тест Любите ли Вы развлечения?
Любите ли Вы развлечения?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Прогулки по Киеву. Штетл

Прогулки по Киеву. Штетл По радио Олег Митяев выводил душевную песню, посвященную Марку Шагалу. (1)
 
Он стар
И похож на свое одиночество.
Ему рассуждать о погоде не хочется.
Он сразу – с вопроса:
- А Вы не из Витебска?..
 
О погоде, действительно, рассуждать не хотелось. Что уж тут рассуждать, когда по календарю – давно весна, а на лобовом стекле моей машины разбиваются негодованием такие уже наскучившие снежинки! Пробка, похоже, надолго. Грустно. Как в этой самой песне:
 
Светло и растерянно
Он тянется к Витебску, словно растение.
Тот Витебск его – пропыленный и жаркий –
Приколот к земле каланчою пожарной.
Там свадьбы и смерти, моленья и ярмарки.
Там зреют
Особенно крупные яблоки,
И сонный извозчик по площади катит…
- А Вы не из Витебска?.. (2)
 
Подумалось, что удивительно точно удалось Роберту Рождественскому передать трогательную наивную ностальгию Шагала по тихой провинциальной жизни Витебска. Свой автобиографический роман «Моя жизнь» сам художник начинал с воспоминаний о родном городе. В причудливом сплетении персонажей картин Шагала всегда чувствуется потребность оглянуться назад. Возможно, этим и объясняется, что ключевым образом в искусстве Марка Шагала является человек, движущийся вперед, с лицом, обращенным назад.
 
Перебираю мысленно многих-многих любимых мною писателей, поэтов, музыкантов, художников. И понимаю, что обращение назад, в детство, в штетлы, где жили маленькие люди, служило источником вдохновения не только для Шагала. Там находили свои сюжеты и выстраивали картинки человеческих отношений писатели Шолом-Алейхем и Исаак Бабель, композитор Исаак Дунаевский и художники «Культур-Лиги»…
 
Вы хотите знать, что такое «штетл»?
 
Штетл - это еврейское местечко, городок, жизнь которого определялась его еврейским большинством. Однако этим простым смыслом значение слова не ограничивается. Созданный еврейской литературой, а затем американской антропологией, образ штетла сумел воплотить в себе представления евреев о своем уничтоженном Холокостом прошлом, одновременно прекрасном и печальном. (3)
 
Если исходить из этого определения авторов сборника «Штетл, XXI век: Полевые исследования», то возникает множество других вопросов: что значит «еврейское большинство»; почему «местечко, городок», а не город; каким образом течение жизни в этом местечке ставилось в зависимость от национальности проживающих; существует ли штетл нынче или это факт из невозвратного прошлого?
 
Что ж, постараюсь об этом рассказать так, как я это понимаю, на примере славного городка в Винницкой области Украины – города Тульчин. Тем более, что впереди у нас любопытнейшая экскурсия о жизни евреев в черте оседлости.
 
Первые упоминания о Тульчине появились в актах Люблинского коронного трибунала Польши в мае 1607 года(4). Такой факт подтверждается украинскими и польскими историками, а потому эту дату и принято считать датой рождения города, хотя в некоторых исторических документах рассказывается о событиях начала XV столетия в укрепленном поселении под разными названиями, идентичными названию современного предместья Тульчина, — села Нестерварки (летописи вспоминают Тульчин под названием «укрепления Нестервар»).
 
Местные краеведы отмечают, что во время ремонта католического костела рабочие нашли керамическую плитку с выбитыми на ней цифрами 1599, которые, возможно, указывают на дату сооружения одного из самых первых зданий Тульчина.
 
Польский король Сигизмунд III в 1609 году отдал Нестервар в качестве военной награды брацлавскому и винницкому старосте Валенте Александру Калиновскому, владевшему огромными латифундиями на Брацлавщине и Киевщине.Через Тульчин проходил крупнейший в этих землях торговый тракт, который начинался в Луцке на Волыни и связывал её города с городами западной и восточной Подолии, откуда уходил в Молдавию и Валахию, и далее — в Причерноморье и Крым.
 
У каждой медали есть две стороны: удобное месторасположение поселения по-разному сказывалось на жизни Тульчина. Так, в документах от 1623 года Тульчин упоминается по случаю ликвидации в его окрестностях «орлиных отрядов лисовчиков» — казаков, вышедших из повиновения королевской власти и промышлявших разбоем в этих местах. С другой стороны, торговый тракт повлиял на быстрый рост поселения, который уже в первой трети XVII века стал одним из самых многонаселённых городов Брацлавщины. В 1629 году сборщики «подымного» налога зарегистрировали в Тульчине, принадлежавшем брацлавскому старосте Адаму Калиновскому, 751 «дым». Получается, что в начале XVII века здесь проживало около четырёх тысяч жителей, а это, согласитесь, для того времени - немало!
 
Статистика – веселая и коварная штучка, подкидывает нам цифры в документах, исходя из которых, так и хочется спросить: сколько было еврейских домов среди тех самых семисот пятидесяти одного? Некоторое представление о численности еврейского населения города можно получить из сведений о защитниках Тульчина и жертвах печально знаменитой резни, устроенной здесь казаками летом 1648 года.
 
Кстати, об этом событии на нынешнем сайте Тульчинского землячества изложено следующее:«После первых громких побед Б. Хмельницкого в национально-освободительной войне украинского народа против польского порабощения появился вопрос поиска путей к перемирию с Польшей на выгодных для украинцев условиях.
Однако для простого люда условия эти оказались кабальными и вызывали еще более могучую волну народных восстаний на Подолье, после которых остатки разбитых польских войск поспешно спрятались в Тульчинский крепости.
©Светлана Шапиро
продолжение следует.....



smeiana   13 декабря 2012   748 0 0  


Рейтинг: +4








Комментарии:

Пока нет комментариев.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.