Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Прогулки по Киеву. Штетл
продолжение...
В ликвидации этого опасного враждебного тульчинского многотысячного гарнизона руководство боевыми действиями повстанцев принадлежало героическим полковникам Максиму Кривоносую, Ивану Ганджи и Остапу Гоголю, отряды которых после громких и молниеносных побед в Немировых двинулись к Тульчинской крепости, предварительно укрепленной поляками и евреями и готовой к осаде. 20 июня 1648 года начался жестокий штурм крепости. Сначала три казацко-крестьянских атаки были отражены и отброшены к пределам современного села Кинашев, но повстанцы с такой силой и яростью штурмовали крепость, что перепуганные поляки, наконец, согласились на перемирие и на требования казаков выдать им всех защитников из числа евреев в количестве (по неточным данным) около 2-ух тысяч человек, как таковых, которые отказались принять христианскую веру. После настоящего акта повстанцы завладели крепостью и ее сокровищами, а защитников жестоко вырубали почти всех. Это громкое на всю Европу событие не один век будоражило сознание европейского сообщества, вызывая печаль и осуждение». (5) Еврейская же хроника рассказывает эту историю по-другому. В замке, защищавшем город, находились: польский отряд в 600 человек и 2000 евреев, храбро участвовавших в отражении казацких штурмов. Клятвенным договором поляки и евреи обязались друг перед другом отстоять город и не вступать в предательские сношения с казаками. Между тем, последние, убедившись в неуспешности своей атаки, обещали полякам пощаду, если им выдадут деньги и имущество евреев. Поляки стали отбирать у евреев оружие. Последние, узнав о предательстве, готовы были учинить расправу над поляками, которых они превосходили численностью. Но глава местной иешивы, р. Аарон, удержал их от такого поступка, который мог бы навлечь на евреев ненависть польского народа. "Лучше погибнем, — говорил он, — как погибли наши немировские братья, но не подвергнем опасности наших братьев во всех местах их рассеяния". Евреи отдали свое имущество, после чего они были арестованы. На третий день казаки потребовали выдачи им евреев. Когда на троекратный призыв оставить веру отцов никто из евреев не откликнулся, казаки перерезали 1500 человек, оставив в живых 10 раввинов для выкупа. Затем казаки учинили расправу над поляками, заявив при этом: как вы поступали с евреями, так и мы с вами поступаем. (6) Как бы не толковался с самых разных точек зрения известный исторический факт, неоспоримо одно: евреев стало меньше. Следует также учитывать, что в числе жертв тульчинской трагедии оказались и беженцы из других поселений края. Автор «Тит Гая¬вен» определил численность туль¬чинской еврейской общины в 100 домохозяев: другими словами, в городе было около 100 еврейских домов. Если предположить, что эти сведения близки к реальности, то в этих домах могло проживать око¬ло 600 человек (в среднем по шесть человек в семье). В исторических исследованиях численность еврейского населения Тульчина в сере¬дине XVII века чаще всего оценивается в 2 000 человек, по-видимому, на основе сообщений наиболее популярных еврейских хроник эпохи хмельнитчины. Так или иначе, тульчинская община была одной из самых больших и известных на Брацлавщине. А там, где есть община, так или иначе устанавливаются правила общежития и, безусловно, возникают вопросы, которые требуют применения права. Долгое время в Польше и Литве (а еврейская география делила почти всю Восточную Европу на две этих состоящие в унии «сверхдержавы» — Пейл и Литэ) внутренней жизнью евреев правил Ваад Четырех Земель. В его состав входили, в частности, верховные судьи, избранные крупнейшими общинами из среды ученых-талмудистов. А в обычном бет-дине в городе или штетле заседал либо один ребе (в самых маленьких населенных пунктах), либо до семи самых уважаемых людей — товей-хaир. Если же требовалось арбитражное решение, то каждая из сторон приводила своего судью - даян. А потом эти двое приглашали третьего — нейтрального по отношению к обеим конфликтующим сторонам. Не будем идеализировать бет-дин, равно как и вообще все прошлое. Разными бывали бет-дины, всякими могли быть даяны. Но ни одно еврейское местечко, скажем так, не оставалось вне сферы юридического обслуживания. В раввинских книгах времен Хмельницкого, в частности, в «Вопросах и ответах» львовского раввина Авраама Рапопорта, изданной в 1796 году в Остроге под названием «Этон-Гаэзрухи», находим некоторые данные об избиении евреев казаками в Тульчине: «Вопрос № 22. Перед нами, заседавшими в качестве судей, явился молодой человек Хонон Михелев из г. Тамошава и дал показание такого содержания: «Что дядя его Ирма из Каповки отправил его за 12-ью боч. спирта в Камер-Гейдский виннокуренный завод; это было приблизительно за 8 дней до избиения евреев в Тульчине. Со мною вместе тогда приехало еще два брата Пейсиховичи, Лейба и Мейлах. Вдруг в Камер-Гейде поднялась тревога, и нас не выпускали оттуда. Только с большим трудом, при помощи пана, удалось нам всем бежать из Камер-Гейда в Тульчин, где мы все засели в замке. В это время пан дукс Шметвитинский сошелся с козаками на том, что им будут выданы все евреи. И в четверг повели пленных в Умань; а в субботу вломились козаки в двор замка. Дядя мой Ирма со всей своей семьей, а также Лейба и Михель Пейсиховичи да еще евреи, среди которых был и я, — стояли в другом крайнем углу и видели, как убили жену Ирмы, а также мою мачиху и еще много других евреев; кто только пробовал бежать, был изловлен и убит, так что не спасся ни один еврей, ибо крестьяне стояли там тысячами. Лишь когда подожгли замок, и стало невыносимо жарко, убежал я быстро на еврейское кладбище, а спустя 8 дней пошел в город осведомляться в замке об участи остальных евреев, и сказали мне там, что не осталось из них ни одного: большая часть были убиты, остальные погибли в пламени». Таково было его показание перед судьями в Львове в четверг 18-го месяца Ав 5408 года (1648 г. по Р. X.) Яков Иосифов, Яков-Аврам Ашкенази, Иуда-Лейви Эпштейн. Допрос этот был сделан старшим львовским раввином р. Меер Иосифовым с целью констатирования смерти мужа Лейба Пейсиховича, чтобы вдове последняго было дозволено по еврейскому закону вторично вступить в брак». (7) Иными словами, суд раввината устанавливает юридический факт, имеющий в дальнейшем правовые последствия. По-моему, это важное доказательство тому, что течение жизни в общине определялось обязательными для исполнения правилами, и эти правила были производными от религии. Несколько следующих беспокойных десятилетий евреи не упоминаются в польских документах, имеющих отношение к истории Тульчина, ставшему согласно Зборовскому договору 1649 года сотенным городом Брацлавского полка. © Светлана Шапиро продолжение следует... Рейтинг: +5 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий