Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Прогулки по Киеву. Штетл.
Прогулки по Киеву. Штетл.
Продолжение…. В 1654 году польские войска снова заняли Тульчин. С каждым новым захватом город претерпевал разрушения, однако все ещё оставался одним из крупнейших городов края. Из перечня подымного и млынового налогов 1664 года в населённых пунктах Брацлавского воеводства мы узнаём, что в Тульчине, принадлежавшем Калиновским, налог взимался с семидесяти домов, с одной городской водяной и пяти сельских мельниц, таким образом, на исходе казацкой повстанческой войны в Тульчине сохранилось менее десяти процентов застройки. Брацлавщина управлялась казацкими гетманами, присягавшими на верность поочерёдно то польскому королю, то русскому царю. В 1672- 1699 годах, когда Подолия и Брацлавщина оказались под властью Османской империи, польская армия неоднократно пыталась отвоевать города Брацлавского воеводства, однако закрепиться в них полякам не удавалось. В неспокойное время перемен евреи, по-прежнему, оставались в местечке. Едва ли не единственным свидетельством того, что существование еврейской общины Тульчина в эти времена не прерывалось, может служить надгробие 1732 года, обнаруженное на территории старого еврейского кладбища: оно установлено на могиле раввина Авраама сына р.Шауля. В 1732 году, после смерти Станислава Потоцкого, Тульчин перешел к его племяннику Франциску Салезию Потоцкому. Благодаря стараниям Франциска Салезия (прозванного «Королевичем Руси») и, главным образом, его сына Станислава Феликса Потоцкого, Тульчин, несмотря на беспокойную историю края в XVIII столетии, стал важнейшим торгово-промышленным и культурным центром Брацлавщины. Станислав Феликс (Станислав-Феликс, Феликс-Щенсный означает «счастливый») перенёс сюда семейную резиденцию из Кристинополя, после раздела Польши в 1772 году оказавшегося на территории австрийской Галиции. С этого момента Тульчин расцветает и становится широко известным центром промышленности и ремесел, высокой европейской культуры, благодаря государственному и политическому деятелю, графу Станиславу Щенсному Потоцкому — крупнейшему землевладельцу Украины. Именно он в 1775 году делает Тульчин своей родовой резиденцией, сооружая в 1782 году дворцово-парковый ансамбль «Хороше», который успешно спорил с лучшими королевскими аналогами Европы. Это уникальное и величавое произведение искусства и архитектуры проектировали французский художник, строитель и механик Лакруа, дизайнер голландец Меркс, автор парка англичанин Миллер.( Город быстро строится и буйно расцветает, успешно торгует, предприимчиво работает, становится известным, степенным, а слава о нем разносится по Европе: именно здесь появляются лучшие европейские образцы декоративных и фруктовых деревьев, лучшие сорта сельскохозяйственных культур, растений и цветов, выводятся лучшие породы домашнего скота и птицы, изготовляются изысканные сорта и марки напитков, создаются шедевры ремесел и гончарства, совершенствуется система аграрной экономики, улучшается материальное положение крестьянства и ремесленников. В 1787 году, по случаю пребывания польского короля, городу предоставляется магдебургское право, также в память об этом визите, владелец города поставил посреди рынка гранитный обелиск и освободил на расстоянии одной мили от Тульчина всех крепостных крестьян. В 1792 году город был резиденцией Торговицкой конфедерации. Восстановление упорядоченной общинной жизни евреев на Брацлавщине протекало в неспокойной обстановке набегов гайдамацких банд, появление которых относится официальными документами к 20-м годам XVIII столетия. Главарём одной из таких небольших шаек, «хозяйничавших» в районе Тульчина, был гайдамак Гнат Голый. Согласно пунктам «претензий», составленных в августе 1743 года польскими судебными чиновниками, гайдамаки под предводительством Игнатки (вероятно, упомянутого выше Гната Голого), «напав на немировских евреев, возвращавшихся с ярмарки из Тульчина, забрали у них три воза товаров и деньги на сорок тысяч злотых». Тульчин упоминается среди погромленных казаками местечек Брацлавщины в списке, составленном в октябре 1750 года. Сохранилась также более поздняя, от 1756 года, судебная запись об ограблении казацкой бандой, «гулявшей» по окрестностям Тульчина, соседнего с ним села Копиевки. Несколько проживавших там евреев в результате погрома были искалечены и убиты. Но, каждый раз после страшных преследований и убийств еврейская жизнь в местечках возобновлялась вновь и вновь. Еврейская община Тульчина к концу XVIII века стала одной из самых значительных в регионе. Перепись 1776 года указывает на относительно небольшой прирост численности общины в течение десятилетия. В самом Тульчине перепись насчитала 370 евреев, а общее число членов общины – 534. В то же время число еврейских домов в городе сократилось примерно на треть. Если в 1765 году евреи владели 109 домами, то в 1776 году они имели, по данным переписи, лишь 77 домов. Переписчики зарегистрировали 143 еврея, проживавших в домах (57 мужчин, 60 женщин, 16 их сыновей и 9 дочерей, а также 1 человек прислуги). Общий же состав еврейского населения Тульчина согласно данным переписи: мужчин – 150, женщин – 157, мальчиков — 34, девочек – 22, прислуги – 6 человек и 1 человек приезжий. Помимо государственного переписчика под реестром подписались представители общины: раввин Мейер Гершкович, «квартальный» Михаэль Лейзорович, «школьник» Шмуэль Абрамович. В 1768 году здесь разместился штаб российских войск, превратив город в оплот армии, призванной для подавления гайдамацкого движения. Реальное снижение численности общины могло произойти вследствие эпидемии чумы в 1770 году. Помимо этого община, заинтересованная в уменьшении подушного налога, смогла, вероятно, занизить данные переписи. К концу XVIII века Тульчин стал крупнейшим еврейским поселением в крае, обогнав по численности еврейскую общину Немирова. На рубеже веков здесь числилось 1313 евреев (в Немирове — 958 ). Увеличение еврейского населения более чем в четыре раза в последней трети XVIII века пришлось на период благоустройства города его новым владельцем Станиславом Феликсом Потоцким. Другим фактором роста еврейской общины стало превращение Тульчина в важный центр хасидского движения. © Светлана Шапиро Продолжение следует Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий