Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Прогулки по Киеву. Штетл.
- продолжение.
Хасидские предания чрезвычайно кратки, но очень динамичны. В них воплотился выбор хасидов: отгородившись от мира и избрав лишь веру в Святого Израилева, они обрекли себя на сознательное самоограничение, суровость, лаконичность. Но вера дарует радость, и поэтому веселятся хасиды, пляшут и пьют водку. Отдалившись от мира, они обрели мир (во всех тех смыслах, какие имеет это слово в русском языке). (12) Согласитесь: отдалиться от мира, чтобы его приобрести - это целая философия жизни в одной фразе. Не задумывались? Читайте хасидские сказки, кладезь любопытного. (13)Вы не пробовали никогда сочинить хасидскую сказку? А ведь это очень забавно и, как правило, всегда поучительно. Главное, запомнить несколько правил. Хасидские сказки и предания – всегда просты, почти графичны. Нарочитая скромность и выверенная строгость художественных приемов не допускают лишних словесных красот, какой – либо пестроты и вычурнотости. Линии повествования, как линии рисунка, должны быть четкими и ясными, потому что их цель – «выпрямить пути сердца человеческого», чтобы обратилось оно к Богу. Собственно, вот и все. Попробуйте. Изложите свою проблему в нынешней жизни, облачив ее в словесную форму хасидской сказки, и, поверьте, придет разрешение, найдется выход из ситуации. Было время, и я пробовала сочинять такие хасидские сказки. (14) А еще училась играть на скрипочке! Но об этом – чуть позже. Мартин Бубер утверждает, что простая гармония рождает странную музыку, буквально пронизывающую все хасидские легенды. Вот хасиды поют и танцуют на праздниках, вот певцы и музыканты из их числа, вот в песнопениях они славят Бога. Вот ангелы поют свою песнь. А вот обыденная речь хасидов: и там – тоже музыка. Слова одной из легенд вообще поются, а не говорятся. По–видимому, такая звучность хасидских преданий не случайна. Легенда должна звучать, чтобы быть услышанной, чтобы сердца слушателей забились в унисон с ее мелодией божественной радости и вдохновения. Читая солидную работу Мартина Бубера, я узнала, что, оказывается, Бердичевский равви часто пел песню, в которой были такие слова: Все, о чем я мечтаю, – Ты! Все, о чем я думаю, – Ты! Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты! Когда я радуюсь – Ты! Когда я грущу – Ты! Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты! Небо – Ты! Земля – Ты! Ты наверху! Ты внизу! В каждом начале, в каждом конце, Только Ты, снова Ты, всегда Ты! Ты! Ты! Ты! Как же мне напомнило это об одном шлягере, весьма популярном лет десять назад на российской эстраде, а именно: песне «Ты, ты, ты» в исполнении Филиппа Киркорова! (15) Но давайте вернемся в Тульчин, в штетл, в котором равви поют славные песни и рассказывают евреям мудрые сказки. С включением Брацлавского воеводства в состав Российской империи (по Второму разделу Польши в 1793 года) Тульчин стал уездным городом образованного в 1795 году Брацлавского наместничества, а с 1797 года — Подольской губернии. В Российской империи к тому времени Государственный Совет уже определил, что "не усматривается никакой пользы от допущения" еврейских купцов во внутренние губернии России. Решение Совета утвердила Екатерина II указом от 23 декабря 1791 года: "Евреи не имеют права записываться в купечество во внутренних российских городах и портах, а только дозволено им пользоваться правом гражданства и мещанства в Белоруссии", а также в Новороссийском крае. Этот указ впервые узаконил для евреев - в отличие от других народностей - право постоянного жительства и право на промыслы лишь в определенных губерниях Российской империи, и именно с этого момента ведет свое начало печально известная "черта постоянной еврейской оседлости", хотя это выражение тогда еще не употреблялось. После второго раздела Польши в 1793 году к России отошли новые земли, из которых были образованы Волынская, Подольская и Минская губернии. Новый указ включил и эти земли с обширным еврейским населением в черту оседлости, добавил к ней еще и Малороссию с городом Киевом. Ограничивая евреев в свободе передвижения, этот же указ установил для них и повышенное налоговое обложение - "вдвое против положенных с мещан и купцов христианского вероисповедания". Еврейский купец платил теперь два процента со своего капитала, а еврей-мещанин - двойную подать. Если же кто-либо не желал платить так много и хотел покинуть Россию, то обязан был прежде внести штраф в размере трехлетней двойной подати. В 1795 году, после третьего раздела Польши, в черту оседлости попала также Литва, на территории которой были образованы Виленская и Гродненская губернии. По очень приблизительным подсчетам в Российской империи - к концу восемнадцатого века - оказалось семьсот-восемьсот тысяч евреев: около одной трети еврейского населения в мире в то время и больше, чем в любой другой стране. Правление Екатерины II внесло много неясного в законодательство о евреях. Императрица высказывала благие пожелания, но одновременно вводила и строгие ограничения. И, тем не менее, в первый период ее царствовани у евреев появились надежды на улучшение бедственного их состояния. Самое главное, власти почти не вмешивались в их внутреннюю жизнь, и еврейские общины располагали полной автономией: у них были собственные суды, синагоги со школами, и они по необходимости собирали средства на нужды общины. Когда императрица проезжала через Могилев, вспоминал очевидец, "евреи воздвигли посреди площади возвышение с надписью: "Торжествуем, как во времена Соломона", где и играли на разных инструментах попеременно, и днем и ночью". И, конечно же, как вы понимаете, всегда кто-то играл на скрипочке… Мало того, у евреев всегда был повод для передвижения и общения с самыми разными людьми – это торговля. Именно данное обстоятельство повлекло за собой неоднократные, известные истории факты использования евреев в качестве разведчиков. © Copyright: Светлана Шапиро Продолжение следует Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий