Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Прогулки по Киеву. Штетл.
продолжение
Евреи-врачи, окончившие европейский университет чуть ли не в Одессе, появились в Подолии как массовое явление лишь во второй половине XIX века. В начале XX века в Тульчине все четыре врача города и дантист были евреями. А до этого народ ходил к ройфэ. Слово это означает «врач». Вернее, в нашем контексте, оно означает, скорее, местного костоправа, знахаря, или, как теперь вежливо говорят, «специалиста народной медицины». В университетах он не учился — все свои знания получил от отца, тот — от деда и т. д. И знания эти, кстати, были не такими уж малыми. Талмуд в книге Бава Камма подтверждает: «...врачу дано право лечить». Очень реалистичные описания различных болезней приводятся в Танахе: зроа (перелом предплечья), мафрекет (перелом шеи), шахефет (туберкулез), девер (чума) и многие цара’ат (термин, превратившийся в столь хорошо знакомые каждому еврею цорес, хотя в древние времена означал лишь «кожные болезни»). Описаны и разные способы лечения болезней, четко сформулированы правила гигиены. Все это, естественно, знал каждый еврей, изучавший Танах. Но те, кто занимался врачеванием, знали все же подробнее. Рофим никогда не прибегали к заговорам, колдовству (или его имитации) и прочей связи с нечистой силой. Что могли — излечивали. Что не могли… Таки, плохо. Но бедняки шли к ним. И не только еврейские. Не у всех же хватало средств, чтобы поехать в Киев! При Екатерине II приезжали в Россию евреи-врачи, которые получали образование в Европе, проходили затем экзамен в Петербурге, при медико-хирургической академии, и назначались врачами в городах и в армии или же занимались частной практикой. Мендель Лев стал доктором морского кадетского корпуса. Гавриил Бер получил право на практику в белорусских губерниях, "где живет народ еврейский". Элиас Аккорд служил на Украине в разных полках, а Авраам Бернгард был главным врачом всех литовских госпиталей. В 1784 году некая Фейгель Байнитович с мужем Мошкой приехала в Курск и представила рекомендательные письма о том, что она успешно лечит глазные болезни. Фейгель сообщила, что она не знакома с анатомией глаза, врачевать научилась у своего отца и попросила, чтобы ей устроили экзамен. В присутствии генерал-губернатора Курска и местного доктора она провела удачную операцию по снятию катаракта у инвалида, который потерял зрение за семнадцать лет до этого. В отчете было записано, что она сделала это "безо всякого приготовления и без кровопускания… не долее, как в две минуты". Затем ее экзаменовали в Москве, и там она тоже "удалила из глаз катаракту имеющимися у нее инструментами". Медицинская коллегия разрешила Фейгели Байнитович делать глазные операции, но непременно в присутствии врача. (24) Коль уж начали перечислять профессии, без которых не было ни единого еврейского местечка, то нельзя не назвать (причем, назвать с должным почтением) профессию, весьма и весьма распространенную - балагулу. Балагула был еврейским возницей, нанимаемым для поездки между деревнями и местечками черты оседлости. Понятно, что к числу местечковой интеллигенции балагула не относился, однако место его в социальной, так сказать, иерархии было не таким уж и низким. Дело его было надежным, владеть нужно было, по крайней мере, одной лошадью (кляча не кляча, а дорогой скот!), фургоном и прочим, прочим, прочим. Короче говоря, отнюдь не капцан. Среди еврейских ремесел, перечисляемых в Польше и Великом княжестве Литовском, заметное место занимает гужевой транспорт. Причем, конкуренции христианам евреи здесь не составляли. У крепостных крестьян возможности заниматься извозом просто не было: никто бы их с предназначенного для них места и не отпустил, а лошадка потребна была для работы в поле. У еврея же, вольного сына степей между двумя–тремя местечками, вопроса о личной зависимости не было. Правда, при этом и поля и вообще клочка земли у него тоже не было, но, в данном случае, это шло только на пользу промыслу. Кроме того, было еще одно обстоятельство: еврей-балагула всегда был очень точен и не забывал своих обязательств по случаю, скажем, загула, запоя и т. д. У балагул выработался своеобразный песенный фольклор — о балагульской доле, о том, как едет он по степи и напевает песенку, в которой главные слова: «ай-до ун вьё-о!» — то есть «н-но! пшла, родимая. Стать балагулой любой-каждый шлепер не мог. Надо было быть принятым в цех балагул. А проверяли кандидата тамошние старшины-специалисты со всех сторон. И про коней, и про корм, и про сбрую спросят. И про религию, разумеется… В тех местах и местечках, где балагул было много, они предпочитали строить свою собственную молельню — и помолишься, и хороший совет в гужевой сфере получишь. От балагул произошли фурманы и ломовики-биндюжники. Особенно много было их в Одессе. Как вы помните из Бабеля, именно там Мендель Крик, отец Бени, слыл среди коллег-биндюжников грубияном. Остальные, очевидно, были людьми благовоспитанными… Кстати, в "Одесских рассказах" Исаак Бабель талантливо изобразил одесского налетчика Беню Крика. Прототипом его был реальный король одесских бандитов начала XX века Мишка Япончик. Писатель создал образ милого, почти честного и даже романтичного налетчика. В жизни Япончик, вернее, Михаил Винницкий, был далеко не таким. Представьте себе, как не удивительно, но его судьба тоже некоторым образом была связана с Тульчиным! В июне 1919 года по решению Ревкома Одессы началось формирование «54-го стрелкового Советского Украинского полка имени В.И.Ленина». Приказом одесского окрвоенкомата №614 от 10 июня 1919 года были допущены к исполнению должности командира 54-го пехотного полка тов. Винницкий, помощник его тов. Вершинский, комиссарами тт. Зеньков и Фельдман. Это был, наверное, самый удивительный полк во всей Красной Армии! Не было в те дни в Одессе зрелища живописнее, чем дефилировавшие по улицам бандиты-красноармейцы. Впереди – командир на вороном жеребце. По бокам – два адъютанта. Затем следовали два еврейских оркестра с Молдаванки. За музыкантами топала пехота, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки. На головах – цилиндры, канотье, фетровые шляпы, соломенные брыли, кепки, бескозырки, папахи. За пехотой везли два орудия. © Copyright: Светлана Шапиро Продолжение следует Рейтинг: +3 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий