Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 38


Тест

Тест Умеете ли Вы жить?
Умеете ли Вы жить?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Прогулки по Киеву. Штетл. окончание

Прогулки по Киеву. Штетл. окончание
Не могу не сослаться вновь на произведения Эфраима Севелы. В одной из легенд Инвалидной улицы, мы узнаем о мальчишке - Береле Мац. И понимаем, почему нет рая на земле.
 
Берэлэ стал одной из шести миллионов еврейских жертв фашизма. И если
все эти шесть миллионов хоть отдаленно были чем-то похожи на моего друга, то
я никак не понимаю, как это выдержал земной шар, который продолжает
по-прежнему вертеться, как ни в чем не бывало, а солнце так же всходит
каждое утро, ни разу не покраснев. Уму непостижимо!
 
Отец Берэлэ, грузчик Эле-Хаим Мац, был человеком небогатым, простым
работягой и не сумел, как другие, с легким сердцем оставить свое жалкое
добро. Он не убежал из города, когда подходили немцы, не смог расстаться со
своей халупой и сараем. Очень трудно они ему достались. И потому лежит
сейчас в большом противотанковом рву, поросшем молодым лесом, рядом со своей
женой Саррой-Ехой, у которой был низенький лоб, доставшийся по наследству
моему другу, усы и даже бакенбарды. С ними лежит сестра Берэлэ - Хана,
которая установила перед войной рекорд города в метании диска, и он сам -
великий маленький человечек, гибель которого теперь так остро чувствует вся
земля.
 
Из всей семьи остался только старший брат Гриша Мац - гигантского и
красивого сложения парень, который своими бицепсами прославил наш город до
войны на соревнованиях по штанге. Но и он ненадолго пережил своих родных.
 
Гриша был на войне танкистом, механиком-водителем. Когда освободили от
немцев наш город, он буквально на второй день явился туда весь в орденах и медалях и все часы, отпущенные ему начальством на свидание с семьей, потратил на то, чтобы узнать, как это произошло. И узнал. Нашел очевидцев, и они все подтвердили.
 
И как рассказывают, у Гриши Маца стало черным лицо. Он не заплакал. На
Инвалидной улице мальчики после десяти лет уже не плачут. И молча, ушел от
пепелища и поехал на попутных грузовиках догонять свой полк. Люди
рассказывают, что товарищи его, танкисты, сразу не узнали своего
механика-водителя. Он молчал, сколько ни тормошили его. И в глазах у него
светилось что-то нехорошее. Его бы в госпиталь, тогда и он, может быть,
остался бы жив. Но начинался штурм Кенигсберга, и танки двинулись на
позицию. По дороге им попалась встречная колонна немецких военнопленных,
которых вели под конвоем в тыл. Когда обе колонны поравнялись, один танк
Т-34 вдруг вырвался из строя и ринулся на немцев, давя людей, наматывая руки
и ноги на свои гусеницы. Этот танк вел механик-водитель Гриша Мац.
 
Его расстреляли по приговору военного трибунала за месяц до конца
войны. Расстреляли перед строем своих же однополчан-танкистов. И люди
рассказывают, что стрелявшие чуть не плакали, оттого что им придется
продырявить, попортить такое красивое, могучее тело.
 
От всего семейства никого не осталось на земле. И я потом ни разу не
встречал людей по фамилии Мац. Очень редкая фамилия. И видимо, она не будет
иметь продолжения. (4
 
Тульчин был освобождён частями Красной Ар¬мии 15 марта 1944 года.
 
Но возвращение домой было непростым. Да и был ли дом?
 
Помнится, меня поразил рассказ об Алисе Герц-Зоммер, прошедшей с сыном концентрационный лагерь Терезиенштадт, потерявшей там мужа, утверждающей, что выжить ей позволила музыка, отметившей в 2010 году свое 107-летие!
 
8 мая 1945 года были освобождены узники концлагеря Терезин, но им еще предстояло немало испытаний. О радостном возвращении домой не могло быть и речи. Прага не была прежней. Немецко-еврейское население, пережившее концлагерь, при получении чехословацких документов подвергалось унизительной процедуре подтверждения их принадлежности к народу Чехии. Особенно сложно было доказать это тем, кто в ходе переписи населения 1930 года записался немцем — их просто выдворяли в страну убийц. Антисемитизм процветал. Выдержав в подобной атмосфере лишь четыре года, Алиса Герц-Зоммер переехала с сыном в Израиль, где жила ее сестра и кое-кто из друзей, которым удалось спастись в начале 1930-х. Более 30 лет прожила она в Израиле, выучила иврит, подружилась как с евреями, так и с арабами, преподавала музыку всем, кто к ней обращался. Алиса Герц-Зоммер работала в Иерусалимской консерватории и была членом оргкомитета Музыкальной академии. В 1986 года она переехала к сыну в Лондон. На вопрос о родине, о самоиденцификации Алиса: «Моя религия — музыка, моя родина — музыка и идентичность — тоже музыка. Музыка — это Бог». (49)
 
История Алисы Герц-Зоммер перекликается с сюжетом драматичной киноленты «Из ада в ад». О гетто и фашистских концлагерях, о массовых расстрелах и судьбах евреев, исковерканных Второй мировой войной, написано много книг, создано много фильмов. «Из ада в ад» создано на основе реальных событий, повествует о так называемом «последнем погроме в Европе», который был учинен в небольшом провинциальном польском городке Кельце в июле 1946-го года. То есть в мирное, послевоенное время, когда люди, жители этого городка (и евреи и поляки), пережив лишения, страхи, трагедии, начали возвращаться к прежней жизни.
 
Большинство евреев городка, пережив ад концлагерей и вернувшись в родные края, которые издалека, в мечтах казались таким благостным и надежным убежищем, погибли в аду, устроенном им земляками, с которыми они вместе ходили в школу, бок о бок трудились, вместе праздновали и печалились.
 
Архивные документы свидетельствуют: в погроме, о котором рассказывается в этом кино, участвовали 250 человек, в списке убитых в ту ночь в Кельце и окрестностях — 75 евреев. Сохранились и судебные документы. Велось долгое следствие. Несколько месяцев тянулся судебный процесс. На скамье подсудимых оказались более 30-ти человек, 9 из них приговорили к смертной казни. Но и по сей день неизвестны ни истинные причины, ни истинные организаторы погрома.
 
Есть в этом фильме, помимо памяти, еще одна важная тема – вопрос о национальной идентификации. И, пожалуй, этот вопрос стал важным для всех евреев в СССР, переживших войну. (50)
 
В Тульчине с возвращением евреев из армии, из мест депортации и эвакуации, в городе вновь образовалась значительная по численности община. Но полноценная общинная жизнь здесь так и не возобновилась. В единственном уцелевшем во время войны синагогальном здании расположился ветеринарный техникум. В здании бывшей еврейской школы на Октябрьской улице разместилась общеобразовательная средняя школа. Миньян собирался на улице Шевченко в доме Шварцмана, бывшего узника лагеря в Печере, он же был руководителем общины, неофициально выполняя обязанности городского раввина.
 
По рассказам старожилов, русский сапожник Иванов, живший на улице Ленина среди евреев и хорошо говоривший на идише, сохранил в годы войны свитки Торы и передал их после войны общине.
 
Но невозможно жить в отдельно взятом городе большой страны и не испытывать на себе все жестокие потрясения, которые в этой стране происходят.
 
Начиная с 1948 года, в СССР активно велась кампания по борьбе с космополитизмом, которая приобрела антисемитские формы, поскольку в роли так называемых «безродных космополитов» чаще всего оказывались люди с еврейскими фамилиями. Появились негласные указания не допускать евреев на ответственные посты. В рамках этой борьбы были распущены даже музыкальные коллективы. Появились новые джазовые оркестры в новых лагерях, и играли в них лучшие музыканты мира. Мир такой непостоянный! (51)
 
Вместе с тем, оптимизм не иссякал. Рассказывают, что в годы борьбы с космополитизмом был арестован еврейский писатель Авраам Гонтарь. В тюрьме его оповестили, что он как английский шпион приговорен к 15 годам. Гонтарь потребовал:
— Дайте мне справку, что я английский шпион.
— Зачем?
— Когда кончится срок, я пойду в английское посольство и потребую деньги за проделанную работу.
 
В 1950-х годах насчитывавшая в своём составе около 2500 человек еврейская община Тульчина была одной из самых крупных в Винницкой области, уступая по численности лишь Виннице, Могилёву и Жмеринке. Кроме потомственных ремесленников и евреев, занимавшихся торговлей в экономических условиях социализма, в Тульчине образовался значительный слой еврейской интеллигенции: евреи работали в поликлинике, больнице, библиотеке, районной газете, в школах.
 
Дело врачей стало кульминацией политики, проводившейся в СССР в предыдущие годы. (52) Безусловно, остаться в стороне от этих событий не удалось и тульчинцам. Надолго притихла жизнь в городке.
 
Некоторое оживление община Тульчина получила в конце 1980-х годов, в связи с «перестройкой». Здесь были организованы отделение Всеукраинского общества узников гетто, Общество еврейской культуры, воскресная еврейская школа, вновь была зарегистрирована еврейская религиозная община. В краеведческом музее была создана экспозиция о Печерском концлагере. В апреле 1991 году вышел номер еврейской газеты «Шатиль» («Росток»).
 
В 1990-х годах начался процесс реституции еврейской собственности. Однако, до сих пор многие культурные ценности, конфискованные у еврейских религиозных общин, еврейских обществ и организаций, всё ещё не возвращены им. Тульчинская община – не исключение.
 
Среди инициаторов возрождения тульчинской общины был и Михаил Бартик, потомственный сапожник. Он стал первым председателем светской еврейской общины, зарегистрированной лишь в 1997 году, затем ею руководила Рита Швейбыш. В её квартире на улице Артоболевского находилась общинная канцелярия. Община устраивает совместные встречи традиционных еврейских праздников, арендуя для этого помещение столовой. Но всем попыткам активистов наладить жизнь, вернуться в штетл, не суждено было сбыться.
 
По данным статистики, в 1994 году здесь проживало около 500 евреев (около 2,5% населения), в 1998 году – около 350 человек. С каждым годом численность общины уменьшается, что, собственно, понятно и обосновано миграционными процессами и, опять и снова, бесконечными поисками того самого еврейского счастья.
 
Идиш услышать на улицах города практически невозможно. Его не учат в школе.
Определить современное число говорящих на идише очень непросто. Большинство ашкеназских евреев в течение XX века перешло на язык тех стран, где они проживают. Тем не менее из переписей некоторых стран можно получить численность говорящих на идише.
• Израиль — 215 тыс. чел. по оценке Ethnologue на 1986 год (6 % от численности евреев в Израиле).[4]
• США — 178 945 чел. говорят дома на идише (примерно 2,8 % от всех евреев США, при 3,1 % говорящих на иврите).[5]
• Россия — 30 019 чел. говорят на идише по переписи 2002 года (13 % от всех евреев в России)[6].
• Канада — 17 255 чел. назвали идиш родным языком по переписи 2006 года (5 % от лиц еврейского происхождения).[7]
• Молдавия — 17 тыс. чел. назвали идиш родным языком (1989), то есть 26 % от общего числа евреев.
• Украина — 3213 чел. назвали идиш родным языком по переписи 2001 года (3,1 % от численности евреев). (53)
 
Любопытные данные, не правда ли, если учесть, что на территории нынешней Украины проживало самое большое в Европе количество людей, говорящих на идиш.
Впрочем, мир так непостоянен. Разве что, вот только скрипочки…
 
Лейзерович читает газету: «… и тогда итальянский клуб выплатил Марадоне два миллиона долларов».
— Изя! — кричит он сыну, — что ты целый день пиликаешь на своей скрипке? Иди во двор и погоняй в футбол, как все нормальные дети.
 
Фима Зицерман (известный нам ныне как Ефим Александров) был нормальным сыном у Любови Ефимовны и Бориса Михайловича Зицермана — уроженцев местечка Бершадь Винницкой области, бывших узников Бершадского гетто. После освобождения Бершади в 1944 году отец был призван в ряды Советской Армии; конец войны встретил на Западной Украине; после демобилизации окончил Львовский государственный университет и работал заведующим отделом писем районных газет Подволочиска, а позже — Волочиска Хмельницкой области. После окончания медицинского училища мать более 40 лет проработала медсестрой инфекционного отделения в Подволочиской районной больнице.
 
Учась в средней школе, Ефим Зицерман окончил музыкальную школу по классу кларнета. Свои первые выступления начинал с песен на идиш. В 1993 году увидел свет первый музыкальный альбом Ефима Александрова «А гиц ин паровоз» (идиоматическое выражение на идише: ничего удивительного), включающий в себя еврейские народные песни и песни композитора Ильи Любинского на стихи Михаила Танича. По материалам музыкального альбома в следующем году вышел одноимённый музыкальный видеофильм-концерт, снятый на Киевской телестудии.
 
Нынче Ефим Александров — лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года 5764». На протяжении последних лет работает над музыкальным проектом «Песни еврейского местечка». В интервью корреспонденту журнала «Лэхаим» в ноябре 2011 года Александров сообщил, что мало верит в развитие современной литературы на идиш, однако, уверен, что для того, чтобы песня «зацепила», вовсе необязательно понимать язык. Песня – один из тех островков, на которых идиш может сохраняться. В местечках эти песни пелись, передавались от деда к внуку. Потенциал у еврейской народной музыки огромный! Русские, украинские, польские песни – это тоже песни местечка детства. Мы все варились в одном котле. А услышать песни из детства – это как глоток счастья для всех, вне национальности. (54)
 
И здесь вот ведь какая получается штука! Даже если у вас на носу очки, а в душе осень, вы, так или иначе, задумываетесь о жизни и о себе в ней. Иногда становится грустно. Особенно, когда понимаешь, что:
 
Я не сам по себе – я лишь тень отдаленного предка.
Постоянно мне кажется – с ним я один человек.
Я на дереве общем всего лишь случайная ветка,
От которой появится новый зеленый побег.
 
Я лишь тень моих предков, поэтому режут мне уши
Свист нубийских мечей и немецкое “хальт” за спиной.
Черный дым Холокоста меня в сновидениях душит:
То, что с ними случилось, случилось уже и со мной.
 
Я за их униженья живу в постоянной обиде.
Ощущаю надежность к работе приученных рук.
И когда ты испуг временами в глазах моих видишь,
Я отчетливо знаю, откуда приходит испуг.
 
Не останусь с тобою, – меня призывает дорога,
Как она призывала их тридцать столетий назад.
И когда говорю, что в единого верую Бога,
То не я говорю тебе это, – они говорят.
 
Миллионы за мною и передо мной миллионы.
Жар свирепой пустыни, зола от костров на снегу.
Как измученный зек, из невидимой этой колонны
Я и рад убежать бы, да только, увы, не могу. (55)
 
- Трудно быть евреем (Швер цу зайн а йид), - писал Шолом-Алейхем.
 
Таки, он был прав. Вернуться в штетл не удастся, да и ни к чему это, пожалуй. А вот глотнуть немного счастья воспоминаний о детстве – это всегда можно, если посетить, к примеру, Тульчин. Даже если у вас на носу очки, а в душе осень.
 
© Светлана Шапиро



smeiana   14 декабря 2012   1290 0 2  


Рейтинг: +4








Комментарии:

Margaleta1945 # 14 декабря 2012 года   +1  
Смеяна, спасибо большое. Я все с удовольствием прочитала. Тульчин - очень интересный городок и я там была, вот только почему в названии постов все время упоминается Киев?
smeiana # 14 декабря 2012 года   +1  
Не знаю, дорогая, так автор пишет!!!
Сама зачиталась, жаль в Тульчине
не была.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.