Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Леонардо да Винчи и луна
Со слов современников Леонардо известно о всякого рода мистификациях, которыми щедрый выдумщик и провидец возмущал общественное сознание эпохи кватроченто. И это естественно: иначе он был бы беспомощен перед возможностями собственного мышления. К тому же, этот умудрённый «многими знаниями» титан Возрождения хотя бы так мог позволить себе не «печалиться», как завещано в Екклесиасте.
Мы коснёмся сферы, находящейся за гранью представлений современного человека – пророческих способностей художника, позволивших ему «подсмотреть» будущее. Многое, что он изобрел, значительно опередив свое время – например, вертолёт, ракету или скафандр, - кажется возникшим именно таким способом. В своих дневниках, похожих на памятки или наставления, Леонардо обычно дает самому себе поручения. Будто бы необязательные, и, на наш современный взгляд, даже курьёзные. Есть среди них и такое: «Ты должен в своём сочинении показать, что земля - это звезда, подобная луне или вроде того, и тем самым доказать благородство нашего мира». Полагаю, что это было скорее поэтической метафорой, чем научным расчетом. Луна была центром притяжения леонардовской мысли, темой, которая все его выкладки, чертежи и схемы вдруг перечеркивала и сменяла потоком образности. Будучи почтенным учёным, превозносимым не только последователями, но и придворной знатью, этот гениальный творец парадоксов всегда казался степенным и рассудительным. Очередным поэтическим «заблуждением» флорентийца является его уверенность в наличии на луне морей, но не условно-топографических, а самых настоящих водных бассейнов. «Здесь сделано будет заключение, что то, что светит у луны - есть вода, подобная воде наших морей и так же разлитая; и что то, что у неё не светит - суть острова и суша». Это невероятно хотя бы потому, что вода предполагает наличие жизни в ближайшем к нам космическом пространстве. Это восхитительно, божественно и странно, однако оцените интригу. В отличие от позднейших догадок Кеплера или даже Джордано Бруно, Леонардо никогда не задавался вопросом, обитаема ли Луна и как должны выглядеть таинственные селениты. Зато у него есть посвящение нашей спутнице, написанное в стихах. Будучи человеком Возрождения, он прекрасно владел искусствами. Похоже, что это всего лишь запись «на полях», рождённая в момент отдыха, но здесь соблюдены и стихотворный размер, и ритмическая нотация. «La luna densa erga densa egrave come sta la lu na» Художественный перевод находим у Л.М. Баткина: «Луна плотная и тяжелая, плотная и тяжелая, как она держится, луна?» Рефрен вообще был излюбленной фигурой поэтики Леонардо. Рефрен как повторный опыт научных экспериментов у него не менее выразителен. «Звучание этой невзначай брошенной фразы, - пишет Л.М.Баткин, - с её замедленным дыханием, мелодическими повторами и странной концовкой (которую формально можно бы перевести и «как поживаете, Луна?»), продолжает интриговать исследователей». Cогласно концепции Леонардо, повторюсь, предельно поэтизированной, Землю удерживает на орбите степень всё более легких субстанций: «вода легче земли, воздух – воды, огонь – воздуха и так далее по порядку». Что же там - «далее»? Верх Земли ещё можно себе представить – он повсюду. А вот Луна, тоже имеющая «плотность», не падает на Землю и даже «не сбрасывает на неё свои воды» потому, что у неё как раз «верх» имеется – это её обратная сторона. И хотя осевое вращение на Луне гораздо интенсивнее, мы наблюдаем Луну всегда в одном положении. Естественно, пытливый дар Леонардо тут же нашел ответ: он призывал взглянуть на её изнанку. У него есть запись: «Как тени теряются на больших расстояниях, показано на теневой стороне луны, которую никогда не видел». Развитию этой темы «подыгрывает» насмешливое изображение лунного лика. «Если подвергнешь наблюдению подробности лунных пятен, то зачастую найдёшь меж ними разницу, и в этом я сам убедился, рисуя их. Происходит это от облаков, которые, поднимаясь из вод луны, расстилаются между солнцем и водой и своей тенью затмевают солнце». Вы, наверное, обратили внимание на несовпадение знакомых нам лунных пятен (известной всем «рожицы») и того, что изображено у художника. В чём тут дело? источник: интернет Рейтинг: +2 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий