Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 46


Тест

Тест Чем заняться, если ничто не радует?
Чем заняться, если ничто не радует?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Лекция 1. Выбор техники. Что купить? Рисунок и живопись.

Прежде чем взяться за кисть, нужно решить, какая техника Вам ближе.
 
Поэтому мы познакомимся с разными техниками рисунка и живописи и я расскажу, какие материалы и инструменты нужно приобрести для работы в той или иной технике. Причем, в двух вариантах: набор профессионала (это то, что требуется для серьезных академических занятий) и набор "эконом-класс" (это для тех, кто решил просто попробовать и понимает, что завтра это увлечение может пройти, а также для тех, кто привык обходиться минимумом средств).
 
Первое, что Вам понадобится для любой техники, если Вы собираетесь делать работы форматом более А4 - это планшет. Или просто кусок толстой фанеры, к которому канцелярскими кнопками можно приколоть лист бумаги. Для работы на холсте, доске, ДВП планшет не нужен, но нужен мольберт. Выбор мольберта - очень важный момент, ведь это - Ваше рабочее место. Если Вы не собираетесь писать огромные трехметровые полотна с батальными сценами, то тяжелый стационарный мольберт Вам не нужен. Он будет только место в комнате занимать. Такая вещь как этюдник (ящик на трех складных телескопических ножках) - это приспособление для этюдов на природе. Регулировка ножек нужна, чтобы установить этюдник на пересеченной местности со всякими кочками и камушками, а не для того чтобы портить паркет или линолеум в комнате. Да и не очень удобная это штука... Удобство в том, что это одновременно и мольберт, и ящик для красок. Но на самом деле, строго говоря - ни то, ни другое. Оптимальный мольберт для работы дома - это складывающийся пополам треножник. Он удобен, легок, регулируется наклон, а в собраннов виде его можно убрать за шкаф. При выборе мольберта обратите внимание на его высоту. Подумайте, будете ли Вы работать сидя или стоя? Сидя это выглядит так: Вы садитесь на стул, просовываете ноги между передних ножек мольберта, картина лежит на мольберте под небольшим наклоном, верхним краем опираясь о его заднюю ножку, а нижним - на полочку планшета, опирающегося о Ваши колени, либо находящегося невысоко над ними. Если сомневаетесь, попросите дать Вам стул или табуретку и "примерить" мольберт к своему росту. Впрочем, без профессионального мольберта вообще можно обойтись. Его с успехом заменяют два стула. На одном Вы сидите, другой ставите спинкой к себе и одним концом опираете планшет на спинку стула, другим - себе на колени.
 
Варианты мольбертов для начинающих художников, работающих в домашних условиях:
 

 
Есть мольберты с регулируемой высотой
 

 

 
Рисунок карандашом
 

Если для Вас главное - форма, линия, движение, свет и тень, если Вы любите лаконичность и не любите менять инструмент в процессе работы, если воспринимаете его продолжением руки, то возможно, Ваша техника - карандашный рисунок. С помощью обычного карандаша можно создать удивительные вещи минимумом средств - от живого наброска в две-три линии до сложного академического рисунка, по реалистичности не уступающего черно-белой фотографии.
 
Основные преимущества карандашного рисунка для начинающих: развивает навыки четкого построения формы, изображения объема, перспективы, вообще геометрии рисунка. В карандашном рисунке легко исправлять ошибки.
 
Недостатки техники: отсутствие цвета, ограниченность возможностей изображения контраста, муторность и кропотливость работы - требует не меньше усидчивости, чем для вышивки крестиком.
 
Набор для профессионала:
 
Для рисунка карандашом понадобятся простые карандаши - твердый (маркировка Т или Н), твердо-мягкий (маркировка ТМ или НВ). Можно еще мягкий (М или В), но не обязательно. Сейчас в продаже много хороших карандашей, мы в свое время пользовались карандашами фирмы koh-i-noоr. В принципе, сейчас трудно купить совсем уж плохой карандаш, но есть карандаши типа "конструктор", которые предназначены для черчения. Ими тоже можно пользоваться, но маркировку надо брать на тон мягче (то есть, чертежный карандаш ТМ соответствует художественному карандашу Т и т.д. А вместо ТМ лучше брать МТ).
 
Стирательная резинка - опять проверенный koh-i-noоr - простенькая дешевая беловатая резиночка со слоником. Размер резинки выбирайте в зависимости от того, какого размера кусочек Вам удобнее держать в руке. Резинку нужно будет разрезать по диагонали, так что получатся два треугольника. Можно также пользоваться большой резинкой "архитектор". Лучше белая, чем зеленая. Однако, помните, что у стирательной резинки есть срок годности - со временем она высыхает, становится жесткой и теряет свои свойства. Поэтому если Вы не собираетесь заниматься рисунком каждый день по несколько часов, лучше купить небольшую резиночку, а когда она сотрется - купить новую. Либо можно сделать запас, купив несколько резинок, каждая из которых - в герметичной упаковке. И распаковывать по мере необходимости. В принципе, главное, чтобы резинка была достаточно мягкая, хорошо стирала, не царапала бумагу, но достаточно твердая, чтобы ее углом можно было провести линию. Обычно светлые резинки мягче темных, а со всякими прозрачными, с ароматизаторами и прочими дорогими изысками лучше не рисковать, это может оказаться что-то совсем не то, что нужно. Совершенно не годятся красные резинки, с абразивом и всякие "двойные" и "тройные", которые "на все случаи жизни".
 
Самая подходящая бумага для академического рисунка - это ватман или торшон. Для начинающих - лучше всего ватман. При обучении профессиональному академическому рисунку используется целый лист ватмана (формат А1), обрезанный до квадрата, либо половина листа (А2). Для набросков годятся листы А3 (набобр чертежной бумаги), А4 (тетрадь для рисования или бумага для рисования) и даже А5 (размер блокнота).
 
Также понадобится нож для заточки карандаша. Я предпочитаю пользоваться офисным ножом для разрезания бумаги. А во времена учебы мы пользовались обычным лезвием от бритвенного станка. Перочинный нож подходит меньше из-за большой толщины лезвия (удобнее, если лезвие немного гнется), к тому же его приходится все время точить, так как он быстро тупится о дерево.
 

 

Набор эконом-класс:
 
Карандаш ТМ, бритвенное лезвие, любой кусок плотной бумаги или картона, мягкая самая простая стирательная резинка.
 

Рисунок углем
 
Эта техника близка к карандашному рисунку, но предполагает больше свободы, допускает растирание пальцем. Рисунок углем не требует такой кропотливости, ювелирности, как рисунок карандашом. Он выполняется быстрее. Традиционно используется для этюдов, набросков. Хорошо подходит тем, кто не любит долго возиться с мелочами, у кого родившийся замысел требует немедленного воплощения, кто быстро вспыхивает и быстро остывает.
 
Преимущества - быстрота исполнения даже на большой плоскости, меньше требований к четкости, недостатки построения не так заметны. Рисунок выглядит живописно.Углем можно за пять-десять минут набросать портрет, пейзаж или животное.
 
Недостатки: низкая прочность, трудно обеспечить сохранность работы. Не дает навыков академического рисунка. Контрастность все равно низкая. Невозможность исправлять серьезные ошибки (уголь не стирается, как карандаш, а после попытки стирания его тряпочкой, сухой губкой или даже резинкой все равно остается серый след. В принципе, ошибки в рисунке углем не исправляются).
 
Набор для профессионала:
 
Уголь художественный. Итальянский карандаш (это такой карандаш, у которого стержень - мягкий, как уголь. Еще его называют "угольный" карандаш). Он нужен для того, чтобы прорисовывать мелкие очень черные детали (уголь дает серый оттенок).
 

 
Мел белый или белая пастель (для работы на тонированной бумаге).
 
Бумага - торшон, любая зернистая, рифленая. Картон. Возможно использование тонированной бумаги (не белой, а имеющей какой-то оттенок. Например, желтоватый или сероватый картон).
 
Тряпочка, чтобы вытирать пальцы после того, как ими растирали уголь.
 
Закрепитель для угля и пастели. Сейчас есть разные. Продаются в виде аэрозольных баллончиков. Раньше они были в дефиците, и мы использовали лак для волос "Прелесть" сильной фиксации. Нынешние лаки для волос не очень подходят, так как заботясь о сохранности волос потребителя, производители делают их менее "зверскими", и в их состав входят всякие смягчающие и питательные средства, что уменьшает их стойкость и глубокое проникновение в структуру материала.
 
Набор эконом-класс:
 
уголь художественный, любая бумага или картон зернистой фактуры. Не подходит только гладкая бумага. Подходят куски конфетных коробок (некрашеная и неглянцевая сторона), обратная сторона обоев, какая-нибудь пористая оберточная бумага...
 
В качестве закрепителя в крайнем случае можно использовать... обыкновенное пиво, набрав его в бутылку с дозатором-распылителем. Пиво, разумеется, лучше светлое - оно меньше меняет цвет работы.
 
Уголь тоже можно попробовать изготовить самостоятельно, если Вы живете в сельской местности. Для этого берутся брусочки хорошо высушенной березы круглого или прямоугольного сечения, не содержащие сучков, и сжигаются в печи до состояния угля. Конечно, трудно поддерживать постоянную температуру - возможно, палочки превратятся в золу. Но если что-то от них все же останется - у Вас будет настоящий высококачественный художественный материал собственного изготовления.
 

Соус и сангина. Или "жирные мелки".
 
Это - техника, находящаяся на границе между рисунком и живописью. Близка к рисунку углем, но дает больше возможностей контраста и уже имеет цветные характеристики. Хотя цветов мало - это в основном черный, серый, белый и различные оттенки терракотового (кирпичного). То есть, классические цвета сграффито и античного искусства. Соус и сангину тоже допустимо размазывать пальцем.
 
Преимущества: все достоинства угля плюс возможность цвета в рисунке, живописность линий и цветовых пятен, изысканность цветовой гаммы гарантирована ограниченностью цвета материала. Возможность высокой контрастности рисунка (линия, проведенная черным соусом действительно очень черная, а не серая, как от угля), более высокая прочность в сравнении с углем (в состав соуса и сангины входит жир, фиксирующий частицы пигмента).
 
Недостатки: как рисунку работе, сделанной в этой технике не хватает четкости, работать можно только на достаточно больших поверхностях (желательно не менее А3), так как палочки угля и сангины имеют довольно большую толщину, изобразить ими что-то слишком мелкое невозможно. Прочность все равно не очень высока, работы требуют закрепления. Невозможно исправлять ошибки.
 

Набор профессионала:

 
Соус черный, серый, белый разных оттенков. Сангина разных оттенков. Продается как в наборах, так и по-отдельности. Можно покупать целиком коробку одного цвета, а можно - по-одному мелку. Для начала лучше купить по одному мелку разных оттенков, а потом посмотреть, какие цвета у Вас быстрее заканчиваются, и докупать нужный цвет уже в большем количестве. Если захотите купить набор - сравните его стоимость со стоимостью всех этих мелков по-отдельности. Если она примерно одинакова, и набор только чуточку дороже, то можно брать. Если неоправданно завышена - лучше не покупать. Зачем переплачивать сотню за то, что мелки сложили в красивую коробочку? Если же набор значительно дешевле, чем сумма отдельно купленных мелков того же размера, то скорее всего это какой-нибудь низко-качественный набор "для детского творчества", немногим отличающийся от школьного мела.
 

 

 
Бумага - торшон, любая зернистая, картон, шершавая тонированная.
 
Влажная губка для вытирания пальцев. Сухая тряпочка для удаления с них влаги.
 
Соус и сангина сейчас часто проодаются уже в обертке, но если ее нет, пожно сделать ее самостоятельно, обернув в фольгу от шоколадки тот конец мелка, за который будете держать. Тогда чистых пальцев хватит на более долгое время, чтобы растирать ими цветовые пятна.
 
Набор эконом-класс:
 
Соус черный, сангина.
Или что-то одно из двух. Правда, рисунок тогда будет монохромным. Но лучше меньше цветов хорошего качества, чем много - но плохого. Соус и сангина - это такие материалы, плохое качество которых выражается в том, что они тупо НЕ РИСУЮТ. То есть, где-то рисуют, а где-то бумагу царапают, крошатся. Неравномерная структура.
 
Любая зернистая бумага или картон шершавой фактуры.
 
влажная губка и тряпочка для вытирания пальцев.
 

Пастель
 
Живопись пастелью - это яркие, чистые краски, возможность нежных переходов цвета, "пушистости" пятен и линий. Великолепно получаются нежные пейзажи, портреты и пушистые животные.
 
Преимущество: в первую очередь независимость от времени. главное достоинство любой "сухой" техники - в том, что картину можно написать сразу от начала и до конца, не ожидая, пока высохнет очередной слой. Неизменность и сочность цвета (многие краски меняют цвет после высыхания). Богатство цветовой гаммы. Возможность создавать очень нежные "размытые" переходы, с легкостью имитировать фактуру облаков, человеческой кожи, шерсти животных и т.д.
 
Недостатки: Необходимость большого набора цветов (пастель не рекомендуется много смешивать, предпочтительнее использовать чистые цвета), трудность исправления ошибок (можно перекрывать светлое темным, а вот наоборот - с трудом), трудность работы в мелком формате, невозможность изображения тонких мелких деталей (пастельные мелки толстые, даже работая острым краем, почти невозможно добиться такой же тонкой линии, как карандашом или тонкой кистью), непрочность (пастель размазывается от прикоснования, а со временем частично осыпается, если недостаточно хорошо закреплена).
 
Набор профессионала:
 
С выбором пастели все просто. Как с хорошим вином - чем дороже, тем лучше. Однако, это не относится к наборам (в наборе мы платим за подбор вручную цветовой гаммы и за деревянный ящик). Раньше самой лучшей считалась голландская и английская пастель. Одна из лучших - "Рембрандт" - поставлялась только для союза художников и академии художеств, в свободную продажу вообще не поступала. Сейчас есть приличная пастель и отечественного производства. Какая из них лучше - затрудняюсь сказать, так как пастелью почти не работаю, и давно ее не покупал. Пока еще тот самый набор "Рембрандт" не закончился. Требования к пастели те же, что и к сангине и соусу - она должна быть мягкой, не крошиться, хорошо ложиться на бумагу. В принципе, качество пастели во многом сходно с качеством декоративной косметики: хорошие тени или румяна - достаточно жирные, мягкие, легко мажутся, хорошо ложатся на кожу. дают яркий насыщенный цвет. Плохие - сухие, твердые, плохо берутся, плохо ложатся, цвет дают блеклый или неравномерный. В общем, берите голландскую - не ошибетесь. Если средства позволяют, можно взять большой набор в несколько десятков цветов. Если сомневаетесь или будете покупать отечественную пастель и боитесь ошибиться с качеством, для начала лучше купить по несколько оттенков каждого цвета. Два-три красного, оранжевый, три-четыре желтого, столько же синего, зеленого и коричневого (допустим, теплый светлый, холодный светлый, теплый темный и холодный темный), белый, серый, фиолетовый и черный. Устроит ли Вас качество и какие цвета Вам понадобятся еще - сами потом почувствуете. И докупите недостающее. Вообще в пастели лишних оттенков не бывает, чем больше ассортимент - тем лучше.
 

 
Бумага или картон - те же, что для соуса и сангины. Зернистой фактуры, чтобы было хорошее сцепление с поверхностью. Можно также писать пастелью на обратной стороне обоев, на тонированной зернистой бумаге.
 
Губка и тряпочка для вытирания пальцев.
 
Закрепитель для пастели.
 
Набор эконом-класс:
 
Необходимый минимум цветов пастели - черный, белый, темно-красный, светло-красный, лимонно-желтый, ярко-желтый, охра (песочный), оранжевый, светло-зеленый, темно-зеленый, голубой, темно-синий, ультрамарин, фиолетовый, серый, кирпичный, коричневый (умбра или сепия). или небольшой набор отечественного производства в картонной коробке (чтобы не платить за деревянный ящик).
 
Любая шершавая бумага.
 
Губочка и тряпочка для вытирания пальцев.
 
Закрепитель для пастели. Можно заменить (если есть) старым отечественным лаком для волос сильной фиксации или светлым пивом, налитым в бутылку с пульверизатором.
 
Примечание: Поскольку работы, сделанные углем, соусом, сангиной или пастелью, несмотря на закрепление, все равно непрочны и очень чувствительны к влаге, то во-избежание случайной порчи, а также если хотите сохранить свое произведение для потомков, лучше держать его в рамочке под стеклом.
 

Темпера и гуашь.
 
Живопись темперными красками существует издавна. Темпера - традиционные краски для фресок и иконописи. Раньше ее делали на яйце, сейчас, разумеется, на химической основе. Темпера - идеальный вариант для начинающих живописцев.Гуашь - в некотором роде более дешевый заменитель темперы. Гуашь более прозрачна, менее интенсивна по цвету, менее прочна, больше выгорает, но по основным свойствам похожа на темперу.
 
Преимущества: удобство в работе, яркие цвета, удобство в работе, возможность создавать как гладкую, так и фактурную живопись, отсутствие запаха, возможность исправлять ошибки, возможность смешивать множество красок, если необходимо получить нужный оттенок, быстрое высыхание.
 
Недостатки - меньшая стойкость, чем у масляной краски.
 
Набор профессионала:
 
Темперные краски на основе ПВА продаются в тюбиках - каждый цвет отдельно. Какие цвета вам нужны? Если есть возможность - купите по одному тюбику все, какие увидите в магазине. Кроме черной и белил. Белила лучше брать титановые, а не свинцовые. Титановые не намного дороже, но зато не темнеют со временем. А черную - жженую кость. Она интенсивнее и благороднее, чем сажа газовая. Но если ее нет, сажа газовая тоже подойдет. Обязательно - красная темная (или светлая, или киноварь на выбор), красная холодная (краплак, пурпурная или кармин), синяя ФЦ (или кобальт), церрулеум, ультрамарин, зеленая светлая, изумрудная, умбра жженая, умбра натуральная, охра (светлая, средняя или темная), кадмий лимонный,желтая (светлый или средняя), сиена (натуральная или жженая), сепия, оранжевая, фиолетовая, белила и черная. Все остальное можно намешать.
 

 
Вместо темперы можно использовать гуашь. Или сочетать ее с темперой - их можно даже смешивать между собой.Гуашь можно купить в наборе. Но только берите художественную, а не плакатную. Плакатная хуже качеством, цвета бледнее, консистенция более грубая. Если вообще использовать гуашь вместо темперы, надо помнить, что она более прозрачна, менее ярка и при высыхании меняет цвет - сильно светлеет. Темпера тоже немного светлеет, но не так сильно, как гуашь. Покупать гуашь в отдельных банках имеет смысл только в том случае, если Вы много ее используете, либо можно отдельно купить большую банку белил - они никогда не лишние, так как используются при получении всех светлых оттенков.
 

 
Палитра - покупать необязательно, подойдет любой кусок пластмассы - крышечка от сметаны, йогурта, масла... белая или прозрачная - если ее положить на белый лист бумаги. То, что вам предложат в магазине - та же самая пластмасса, только за деньги. И ее придется каждый раз мыть и чистить, а крышку можно выкинуть.
 
Баночка для воды - в прямом смысле все, что угодно. От пластикового стаканчика от йогурта до стеклянной банки, от керамической кружки до консервной банки. Единственное требование - чтобы Вам было удобно ею пользоваться.
 
Кисти. Лучшие кисти для темперы и гуаши - колонок. Для начала достаточно двух-трех. Допустим, шестой номер, четверка и двойка. Если хотите делать что-то очень тонкое, миниатюрное - понадобятся единица и нулевка. Но тогда не нужна шестерка. Если наоборот работаете только на больших полотнах - то может хватить шестерки и тройки. Колонковые кисти достаточно дорогие, поэтому их нужно тщательно проверять на качество. Самые дорогие кисти - не обязательно самые лучшие. Цена может зависеть от фирмы, страны производителя, даже от красоты или длины черенка. Очень неплохие и
недорогие отечественные кисти "Рублев". Кисти с длинным черенком нужны только для работы на больших полотнах, в основном они нужны профессионалам, которые правильно держат кисть и используют ее так же для построения. Любителям или для небольших работ достаточно кисти с коротким черенком. Определять качество кисти надо так: хорошая кисть, если ее намочить, соединяется в "каплю" с острым носом. Она не раздваивается, не расслаивается, отдельные волоски не
торчат. В любом уважающем себя магазине художественных товаров Вам добязаны предоставить баночку с водой, если Вы хотите проверить кисть. Не проверять кисть можно лишь в том случае, если она уже в намоченном состоянии, высушена в виде "капли" и запечатана в герметичную упаковку. Но такие кисти, как правило, дороже.
 

 
Темперой и гуашью можно писать на бумаге (торшон, ватман, чертежная, акварельная, обратная сторона обоев, картон), так и на доске, фанере, ДВП.
 
Для живописи на дереве, ДВП понадобится еще и грунт. Грунт под темперу тоже продается в художественном магазине. Но можно в качестве грунта использовать обычный клей ПВА и белила. В случае грунтования понадобится также наждачная бумага нулевка. Кисть для грунта - синтетический флейц (плоская кисть наподобие малярной). Главное, чтобы он был прочным - чтобы не лезли волоски.
 

 
Если хотите сделать работу более долговечной и уберечь от воздействия влаги, можно покрыть ее лаком. Есть специальный прозрачный покрывной лак, но подойдет и мебельный лак ПФ. Только помните, что лак меняет цвет - делает его ярче, интенсивнее - примерно таким, каким он был до высыхания краски. А если у лака есть даже слабенький желтоватый оттенок, это сделает все цвета несколько теплее. При необходимости предварительного нанесения рисунка - карандаш ТМ.
 
Набор эконом-класс:
 
Детский набор темперы на водной основе.

 
Она менее прочна, цветов мало, но чтобы попробовать свои силы - хватит. Кроме того, нужные цвета можно получить с помощью смешивания красок. Темперу можно смешивать в любом наборе и в любых количествах. Если вообще просто попробовать - как это писать красками, поучиться владеть кистью - то для начала и набор плакатной гауши подойдет. В плакатной гуаши черный цвет - не совсем черный. При высыхании приобретает сероватый оттенок. Немного его загустить можно, если добавлять в него клей ПВА. Но только в используемую порцию, если добавить прямо в банку с краской - она быстро высохнет.
 

 

Кисти... все равно колонок, ничего не поделаешь. Беличья - слишком мягкая, и темпера, и гуашь тяжелы для нее, если их не разводить до жидкого состояния,как акварель, а писать достаточно густой краской. В крайнем случае - пони. Но только не щетина и не синтетика, они слишком жесткие.
 
Баночка для воды - любая.
 
Палитра - пластиковая крышечка.
 
Бумага - любая, кроме глянцевой и тонкой писчей. Также картон, ДВП, фанера, доска, ДСП.
 
Грунт (для любой поверхности, кроме бумаги и картона) - чтобы краска легла, достаточно клея ПВА.
 
Лак - покрывной для темперы или ПФ мебельный, или даже нитро. Только для живописи на досках и ДВП. Для живописи на бумаге и картоне лак используется лишь в том случае, если эта бумага или картон наклеены на какую-то жесткую основу.
 
При необходимости предварительного нанесения рисунка - карандаш ТМ.
 

 
Акрил
 
Акрил в принципе похож на темперу. Но акриловые краски обычно более интенсивны по цвету, так как меньше его меняют. Акрил прозрачнее темперы, по прозрачности он ближе к масляным краскам. По консистенции - более грубый. чем темпера. писать им миниатюры или делать ровные покрытия без следов кисти сложнее, зато акрилом легче формируется мазковая техника, с его помощью можно имитировать масляную живопись.
 
Преимущества: яркие цвета, фактурность мазка, относительная дешевизна в сравнении с темперой, неизменность цвета, быстро сохнет, не имеет запаха. Можно исправлять ошибки.
 
Недостатки: грубая консистенция в сравнении с темперой, трудно перекрывать темный цвет светлым - возможно только при толстом слое. При загустевании краску практически невозможно размочить. Кисть, не вымытую после акрила и засохшую, можно выбросить.
 
Набор профессионала:
 
Акриловые краски продаются в тюбиках отдельно, как и темперные. И покупаются в том же наборе, что и темпера.
 

 
Не спутайте с металликом. Если увидите вот такое:
 

 
То это не золотистый цвет, а золотистая краска-металлик. То же относится и к "серебру", "перламутру", "бронзе", "жемчужной" и прочим названиям, не являющимся названиями пигментов. Впрочем, они обычно на витрине лежат отдельно. Если сомневаетесь - спросите у продавца, чтобы вместо золотистой охры не купить "сусальное золото" - оно годится только для декоративно-прикладных работ, так как имеет металлический блеск.
 
Кисти - колонок. Тех же размеров, что для темперы.
 
Бумага - та же, что для темперы. И тоже - дерево, ДВП.
 
Грунт - грунт для акрила. Или клей ПВА и белила. Для бумаги грунт не нужен.
 
Наждачная бумага нулевка - для шлифовки грунта при живописи на доске, ДВП.
 
Баночка для воды, палитра - те же, что для темперы.
 
Можно и не покрывать акрил лаком, даже на жестких поверхностях. Но если есть желание защитить их от влаги и сделать работу ярче, то продается специальный акриловый лак. Также можно использовать масляный лак, мебельный лак ПФ. Не подходит только нитролак (он может вступить в реакцию с акрилом и не будет сохнуть).
 
При необходимости предварительного нанесения рисунка - карандаш ТМ.
 

Набор эконом-класс:
 
Хотя бы несколько основных цветов: Красная темная, желтая средняя, охра светлая, сиена натуральная, умбра жженая, зеленая светлая, церулеум, кобальт, розовая, белила, черная.
 
кисти - желательно колонок. Для крупно-масштабных работ с фактурной мазковой техникой возможна частичная замена на щетинные кисти. Если решили просто попробовать, то если у вас есть дома старые полустертые беличьи, кроличьи или другие мягкие кисти (например, у ребенка со школы остались), можно использовать их. Скорее всего, они быстро испортятся, но старые не жалко. И беличьими кистями не получится работать мазковой техникой - только разбавленной до жидкого состояния краской.
 
Баночка для воды, крышечка для палитры.
 
Бумага - любая, кроме глянцевой и тонкой писчей. Картон, ДВП, ДСП, дерево, фанера.
 
При работе на жестких поверхностях - клей ПВА для грунта.
 
Наждачная бумага нулевка.
 
Лак - не обязательно.
 
При необходимости предварительного нанесения рисунка - карандаш ТМ.
 

 
Масло
 
одна из самых распространенных техник живописи - масло. Возможности этой техники поистине безграничны. Маслом можно написать все - от миниатюрного портрета в медальоне до монументальных многометровых полотен. Возможны тончайшие прозрачные переходы, возможна грубая фактурная мазковая техника.
 
Преимущества: широкий спектр возможностей, возможность исправить любые ошибки. возможность смешивать любые цвета в любом количестве. Прочность и долговечность. Практически не меняет цвет после высыхания.
 
Недостатки: характерный запах масляной краски в доме. Долго сохнет (работа может растянуться на несколько недель из-за необходимости ждать, когда высохнет каждый слой). Необходимость пользоваться разбавителем, имеющим резкий запах.
 
Набор профессионала:
 
Для начала подойдет простой набор художественных масляных красок.
 

 

 
Можно также покупать краски отдельно - тех же цветов, что акрил и темперу. Что понадобится еще - станет ясно потом, когда начнете писать. Белил сразу можно покупать большой тюбик.
 
Пишут маслом как на холсте, так и на других поверхностях - фанере, досках, ДВП. Нельзя писать маслом на бумаге и картоне - эти поверхности пропитываются жирной основой, содержащейся в масляных красках и коробятся раньше, чем краска высыхает. Кроме того, на них остаются жирные пятна. Исключение - бумага, наклеенная на холст или на очень плотный многослойный картон. Доску, фанеру или ДВП можно грунтовать самостоятельно - с помощью олифы, разбавленных белил, специального грунта под масло. Можно даже использовать обычную строительную шпатлевку, используемую для шпатлевания стен во время ремонта. А вот выбор, грамотное натягивание и грунтовка холста - довольно сложный процесс, требующий профессиональных навыков, поэтому если хотите работать на холсте - лучше всего купить готовый загрунтованный холст на подрамнике. Это сэкономит Вам нервы, а в конечном счете - и деньги.
 
Кисти для масла используются щетинные. Размер - в зависимости от размера предполагаемых работ. Для прокрывания больших поверхностей используется хороший прочный щетинный малярный флейц. Для совсем мелких работ жидко разведенной краской можно пользоваться колонковыми кистями. Колонковые кисти в основном использоуются в миниатюрах и в академической живописи. Если работать крупными цветовыми пятнами, если не нужны тонкие линии, нет необходимости прописывать мелкие детали, то не нужны и колонковые кисти.
 

 
Разбавитель для масляных красок, уайтспирит или растворитель 646.
 
Маленькая баночка для разбавителя. Стеклянная, металлическая или керамическая. Маленькая - потому что много растворителя не надо держать в открытом виде. Не пластмассовая - потому что не всякая пластмасса выдерживает контакт с разбавителем. Крышечка для накрывания баночки, чтобы растворитель не испарялся слишком быстро, и чтобы лишний раз им не дышать.
 
Тряпка для вытирания кистей. Обычный кусок хлопчато-бумажной тряпки размером с небольшую салфетку. Еще лучше - несколько маленьких кусков - как запачкался, так выкинуть.
 
Палитра - кусок стекла, светлой керамической плитки, эмалированного куска металла, кусок текстолита, оргалита. Если есть желание, можно купить деревянную палитру традиционной формы с дыркой для кистей. Но это нужно в том случае, если Вы работаете стоя с большим полотном, и кроме как держать в руках все, необходимое для работы, Вам больше некуда это деть. Если же Вы работаете сидя с маленьким мольбертом или планшетом, то скорее всего положите кисти и палитру просто рядом с собой на стул или тумбочку и будете брать по мере необходимости то, что нужно.
 
Возможно, но не обязательно - мастихин или узкий шпатель. Они тоже продаются в магазине художественных товаров.
 

 

 
Нужны для того, чтобы при необходимости соскребать ошибочно наложенную краску. однако, некоторые современные художники вообще пользуются ими вместо кистей, создавая на холсте как бы мозаику из плоских крупных мазков различной формы.
 
При необходимости предварительного нанесения контура рисунка на холст можно пользоваться углем, итальянским карандашом или мягким простым карандашом (М или ММ).
 
Масляную живопись можно покрывать специальным покрывным прозрачным лаком для масла. Но необязательно, масло - и так достаточно прочная краска.
 
Набор эконом-класс:
 
Небольшой набор художественных масляных красок.
 
Две-три щетинные кисти разного размера. При отсутствии щетинных кистей можно их заменить более дешевыми - синтетическими. но не для клея (те, что из пластмассовой ручки торчат во все стороны, как метла дворника), а именно для масла (кругленькие, плотные).
 
Уайтспирит или разбавитель 464.
 
Кусок фанеры, ДВП или доска. Если есть желание попробовать все-таки писать на холсте, а купить его нет возможности или желания - попробуйте взять какую-нибудь деревянную рамку (например, каркас от старой дверцы, или раму от старой форточки - все, что угодно, либо сколотить самую примитивную рамку из четырех деревянных реек) и с помощью маленьких гвоздиков хорошенько натянуть на этот "подрамник" кусок старой клеенки - изнанкой наружу. Эту изнанку можно будет загрунтовать и использовать в качестве холста.
 
Для грунтовки клеенки достаточно разбавленных белил. Можно взять даже оставшиеся от ремонта малярные белила. Если только это - не эмаль.
 
Дерево или ДВП предварительно пропитывают олифой, затем грунтуют - грунтом под масло или шпатлевкой. Можно строительной.
 
Если нужна гладкая поверхность, то грунт шлифуют мелкой наждачной бумагой. Если наоборот хотите рифленую, фактурную поверхность - можно писать на обратной стороне ДВП (которая "в рубчик"), предварительно пропитав олифой и прокрасив жидкими белилами.
 
Тряпка для вытирания кистей.
 

Акварель
 
Самая сложная и самая изысканная техника живописи.
 
Преимущества: возможность использования как для живописи, так и для графики, возможность получения уникального эффекта легкости, прозрачности. Уникальная техника живописи "по-сырому" дает эффект "пульверизатора". Просвечивающая сквозь акварель бумага придает особую нежность акварельным работам. Акварелью возможно делать очень тонкие, миниатюрные работы. Часто она используется для книжной графики. Компактность рабочего места. Быстро сохнет. не имеет запаха.
 
Недостатки: Очень мала возможность исправления ошибок. Невозможно перекрывать светлыми цветами темные, невозможность перекрывать яркие цвета. Единственная возможность исправить - смыть, пока краска не высохла, и все равно невозможно ее удалить полностью - останется оттенок. Дороговизна красок.
 

Набор профессионала:
 
Набор акварельных красок типа "Ленинград", "Санкт-Петербург", "Нева" или любые краски не ниже классом - в общем, в пластмассовой коробке, где каждая краска завернута отдельно в фольгу. В таких наборах иногда и пара кистей прилагается. Таким образом, заплатив один раз, вы приобретете все необходимое.
 

 

 
Дешевые наборы школьных акварельных красок на порядок хуже - они и хуже растворяются, и цвет имеют блеклый. однако, для изысканных бледных графических работ в стиле "ретро" вполне подойдут и они.
 

 
Кисти - беличьи. Две-три. Размеры - пятерка, тройка, двойка - для стандартных работ формата в пределах А3. Для работ меньшего размера - А4 и меньше - тройка, двойка. Для миниатюр - единичка. Кисти выбирать также, как колонковые - намочить и смотреть, чтобы имели четкую правильную форму, не расслаивались на конце.
 

 
Палитра - пластиковая белая крышечка или несколько. Можно вместо палитры использовать кусок глянцевой бумаги, которая плохо впитывает. Еще нужен кусок белой нормальной бумаги для пробы красок - того же типа, на которой будете писать.
 
Баночка для воды - Из любого материала. Желательно побольше, чтобы не слишком часто менять, так как акварель очень чувствительна к грязной воде.
 
Баночка для хранения кистей (если их не вего две, и если они не влезают в набор между красками).
 
Бумага - акварельная. Можно использовать ватман, но тогда его надо будет предварительно протереть наждачной бумагой-нулевкой, чтобы созрать верхний клеевой слой и сделать более впитывающим. Хорошо подходит обратная сторона дешевых бумажных обоев. Подходит также неглянцевый белый картон. В общем, для акварели чем бумага лучше впитывает влагу - тем лучше.
 
Губка (лучше натуральная, но можно и поролон).
 
При необходимости нанесения контура рисунка - карандаш Т или ТМ.
 

Набор эконом-класс:
 
Набор акварели. Желательно не самый дешевый. Ни в коем случае не "сухая акварель" в виде брусков или мелков.
 
Кисти беличьи - минимум две штуки. Например, четверка и двойка. В крайнем случае - одна. Допустим, тройка. Для работ небольшого размера А4, но не миниатюр, подойдет. Но только хорошая. От качества кисти успех в акварели зависит даже больше, чем от качества красок.
 
Баночка для воды.
 
Пластиковые крышки для палитры и кусок впитывающей бумаги для пробы красок.
 
Бумага - акварельная. Можно - кусок бумажных обоев (обратная сторона). Можно - кусок ватмана или чертежной бумаги, предварительно протертый наждачной бумагой.
 
Поролоновая губка.
 
Карандаш Т или ТМ (если надо нанести рисунок заранее).
 
Хранить акварельные работы лучше всего под стеклом в рамке и избегать попадания на них прямых солнечных лучей, так как некоторые цвета сильно выгорают. Идеальные условия для длительного хранения акварелей - альбом, лежащий в шкафу.Либо застекленная рамка в темном углу комнаты, освещаемый только при необходимости искусственным освещением.
 
Ну вот, с основными техниками рисунка и живописи мы познакомились и узнали, что для них понадобится. В следующей раз я расскажу о графике и смешанных техниках. А затем - о том, как же пользоваться всем тем, что мы купили, как экономичнее пользоваться материалом и как ухаживать за инструментом, чтобы он прослужил дольше.



Чукча   3 февраля 2013   13631 6 15  


Рейтинг: +22




Тэги: искусство, живопись, рисунок, краски, кисти

Рубрика: Установочные лекции




Последние читатели:


Невидимка



Комментарии:

SvetlanaSvetik deleted # 3 февраля 2013 года   +3  
Все знакомо, но вспомнить стоило. В избранное.
рамашкина # 3 февраля 2013 года   +2  
Спасибо за такую подробную информацию. Хотелось бы попробовать себя в каждой технике. Особенно нравится акварель. Мокрая. Которая вообще не получается. Смотрю на работы других - кажется так просто, а как начинаю пробовать - мазня получается ((
Чукча # 3 февраля 2013 года   +3  
Обязательно остановимся на этом подробнее. Там есть свои нюансы. Они просты, но если этого не знать - получится мазня.
SvetlanaSvetik deleted # 3 февраля 2013 года   +3  
Морая акварель - сложная техника, но чудесная.
smeiana # 3 февраля 2013 года   +5  
рамашкина # 3 февраля 2013 года   +2  
Дома обнаружена гуашь художественная и акварельные краски (школьные). И всё. Так что собираюсь сегодня посетить магазин для художников.
мамака # 3 февраля 2013 года   +3  
спасибо-спасибо-спасибо
я буду плотненько интересоваться акрилом. патамушта я, как пятилетний ребенок, хочу " чтоб красиво и ярко" , да и красочек уже натаскала себе, и кисточек.
кисточки у меня синтетические, мне очень нравятся, и моются с мылом очень хорошо.
синтетические, потому что, как сказал знакомый дяденька-художник, краска синтетическая и кисточки синтетические. я и не спорю
 
да! а в группу-то я и не записалась примите, пожалуйста
Чукча # 3 февраля 2013 года   +3  
мамака пишет:
а в группу-то я и не записалась примите, пожалуйста

Так у нас вход свободный! А так... будут вопросы - задавайте, а нет - просто так приходите .
мамака # 3 февраля 2013 года   +3  
будут вопросы, будут я малограмотная
natocnkakom # 5 февраля 2013 года   +4  
Василий, спасибо! Хм... мне уж точно просвещение не лишнее.
МОЙ_СВЕТ # 6 февраля 2013 года   +3  
Все-таки хорошо, что есть такая группа! И преподаватель терпеливый... Самое то.
Any # 13 февраля 2013 года   +4  
Ура
Я пока что, эконом-вариант. Не потому что увлечение быстро закончится, а потому что привыкла обходиться...
У меня вопрос: что такое закрепитель для пастели?
Могу я на своей кухне найти какой-то аналог?
 
Седня только наткнулась на группу.
Большое спасибо!
Но, т.к. я ученик неприлежный и хаотичный, а объем, я смотрю, большой, то буду делать работы по мере возможности.
Не выгоняйте меня!
natocnkakom # 13 февраля 2013 года   +3  
Чукча пишет:
Закрепитель для пастели. Можно заменить (если есть) старым отечественным лаком для волос сильной фиксации или светлым пивом, налитым в бутылку с пульверизатором.

Лови))), ты пропустила.
Any # 14 февраля 2013 года   +1  
Спасибо
pashagina1 # 29 сентября 2013 года   +2  
Понравилось.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.