Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Моё музыкальное детство
Музыкальная школа (или запросто «музыкалка») вошла в моё детство не сразу. Она меня преданно ждала. Моё медленное взросление не давало ей возможности сразу заглотить меня в своё ненасытное нутро, полное нот, интервалов, ритма, терминов, композиторов, гамм и прочих музыкальных атрибутов.
Детство, можно сказать, пришло к своему музыкальному завершению в тот момент, когда бабушка твердо решила, что мне быть пианисткой! Вялое сопротивление родителей, желающих отдать меня в спорт или в рисование, учитывалось постольку поскольку: меня, конечно, отвели в кружок во Дворце культуры и даже дали позаниматься несколько месяцев. Успехи были и мои рисунки выставлялись на местной выставке детского творчества, занимая довольно большую часть стены, уже спустя месяца два. Бабушка, почуяв, что я могу свернуть с намеченного ею музыкального пути, тут же придумала вескую причину: «Ребенок испортит зрение!» В результате живопись меня безвозвратно потеряла. Спорт… Тут тоже всё было «схвачено» бабушкой: я могла ходить на тренировки при условии категорического неучастия в соревнованиях, так, только ради здоровья. Таким образом, спортивная гимнастика лишилась потенциальной Людмилы Турищевой и Ольги Корбут. Чувствуя, что великая будущая пианистка случайно может не состояться в силу разнообразия отвлекающих моментов, бабуля стала действовать решительно: напрокат срочно было взято пианино, а также путем тщательных поисков - преподавательница фортепиано, обязанная за определенную плату, навещать меня на дому и обучать азам игры на инструменте. Это была всего лишь подготовка для решительного броска в Царство музыки. Научившись за год играть примитивные мелодии и пьески, я должна была сразить наповал приемную комиссию сразу двух музыкальных школ района. И я-таки действительно сразила! Бабушка ликовала и металась в непростом решении – какую из двух школ района осчастливить поступлением своей внучки. Выбрали ту, что была ближе к дому. До четвертого класса я училась, как в тумане. Преподаватели сменяли один другого, мама периодически пребольно таскала меня за косу, чтобы разница между «бемолем» и «диезом» быстрее укладывалась в моей голове. Именно результат маминого внешнего воздействия на мои мозги превзошел все ожидания: до сих пор помню, что диез повышает звук на полтона, а бемоль – понижает. Бабушку по-прежнему распирало от гордости: как же, внучка учится не где-то на дому или в примитивном кружке ДПШ, а в Музыкальной Школе! Эту замечательную сторону моего существования она бесконечно делала достоянием всех знакомых и случайных собеседников к месту и не к месту, чем заставляла меня смущаться, краснеть и даже злиться. Но при этом «музыкалка» оставалась среди моих достоинств на твердом втором месте, ибо на первом стояла Её Величество Английская Школа, единственная в нашем районе! Экзамены и обязательные концерты поначалу не вызывали у меня неприятия и дрожи в коленках, поэтому заканчивались результатом в пять баллов или бурными аплодисментами зала. Но заложенного в меня дошкольного музыкального начала хватило ненадолго. Из многообещающей поначалу малышки я превратилась в девочку с хорошими данными, которые к 7 классу не опустились до удовлетворительных только благодаря лояльности педагогического состава к милому домашнему ребенку, способному, но ленивому. Со временем я всё больше осознавала, что музыкальная школа вносит дискомфорт в моё детство и порождает стойкое неприятие музыки. Особенно этому способствовали принудительные походы в Филармонию, спровоцированные обязательной покупкой абонементов на полгода, а также непосредственно посещения самой музыкальной школы три раза в неделю. Дальше – больше. Я осознала, что ненавижу: - сольфеджио, - домашние занятия музыкой под неусыпным контролем бабушки и - выступать перед любой аудиторией, находясь в опасном и непредсказуемом дуэте с инструментом. Мучения на концертах и экзаменах, когда у меня вдруг заклинивало от страха и неуверенности что-то в мозгу, и я не могла вспомнить какую ноту нажимать в следующем такте, и сидела красная, в кромешной тишине, проклиная себя, рояль и всех, кому я демонстрировала свой позор, по мере моего взросления становились невыносимыми. «Обязаловка» в смысле демонстрации навыков владения фортепиано при любом посещении гостей были разновидностью кошмаров наяву. Когда я шла на чей-то день рождения, то внутренне с тоской предвкушала исключительно предстоящее обязательное «выступление» в роли пианистки перед детской и родительской аудиторией: почти у всех моих подружек, как назло, были дома пианино. Все атрибуты праздника, торты и лимонады безропотно отодвигались на задний план перед страшной необходимостью выступить. Домашние задания по специальности (то бишь, по фортепиано) превратились у меня в бессовестные импровизации, а именно: пару раз я играла действительно заданное мне произведение, а потом тренькала всякую чушь, граничащую с какафонией, чтобы у находящейся поблизости бабушки создавалась видимость моего ответственного отношения к музыкальной школе. Бабушка к моему счастью не могла отличить одного от другого, т.к. мысли её были где-то за пределами музыки, только на уровне формального контроля над моим выполнением заданий. Сольфеджио я пыталась прогуливать. Из-за диктантов. Ну, не умела я на слух записывать нотами мелодию. Не дано. Проводя аналогию с физикой и математикой в средней школе, я нашла приемлемый выход из ситуации – прогул! Нет урока, нет проблемы с диктантами, нет двойки! Обременять себя негативными эмоциями ещё и с музыкальным уклоном, честно, не хотелось. Нашелся в музыкальной школе, правда, и светлый предмет, который мне позволял не оставаться наедине с роялем, а разделить свою участь с обладателем вокальных данных. Это был аккомпанемент. Я аккомпанировала какой-нибудь певице, которая пела романсы. Благодаря этому, в один прекрасный день обнаружила и у себя наличие голоса, способного воспроизвести спетое в школе профессионалами. Таким образом, дома полюбила разбавлять нудные задания по специальности аккомпанементом в сопровождении собственного голоса: романсы Глинки, Алябьева, Даргомыжского надолго вошли в мой репертуар и, соответственно, в репертуар, навязанный всем соседям по коммуналке. Со временем страсть выражать себя пением угасла. Но это было уже гораздо позднее, после рождения детей, которые почему-то не воспринимали меня в роли певицы и аккомпаниатора в одном лице… Между тем, моя бабушка, безусловно желавшая мне самого лучшего в своём понимании, и уверенная, что только она знает что мне нужно в жизни, постоянно рисовала передо мной радужные картины моего будущего. Вот я сижу в детском садике за роялем и развлекаю малышей веселыми песенками на музыкальных занятиях. «Что может быть прекраснее работы музыкального руководителя в детском садике для женщины?!», - уверенно заявляла бабуля. «Никакой ответственности, - продолжала она, – отзанималась и свободна!». Или вот я играю на пианино, а вокруг толпятся удивленно-восторженные почитатели музыки и моего таланта, преимущественно мужского пола. «Молодые люди ценят девушек, умеющих играть на фортепиано», - убеждала упрямая старушка, наверное, мысленно живя в прошлом или позапрошлом веках. Или - вот я сама преподаю музыку частным образом старательному отпрыску интеллигентных родителей. «Как приятно приходить в чей-то дом, заниматься в чистой прекрасной домашней обстановке с прилежным ребенком, а потом, получив копеечку, быть свободной», - продолжала мечтать бабушка. Увы, её мечтам не суждено было осуществиться даже на уровне музыкальной школы, которую несколько лет назад я «осчастливила» своим поступлением. Когда в седьмом классе, сдав свои последние экзамены и получив диплом об окончании музыкальной школы (со сплошными четверками(!)), я счастливо обняла своего педагога по фортепиано Викторию Ефремовну Центер, то услышала от неё именно то, о чем догадывалась давно сама, и что не хотела замечать упрямая бабуля. «Музыка, к сожалению, не Наташино амплуа», - мудро заметила моя преподавательница. О, если б эти слова были сказаны ею хотя бы лет пять назад! Помня о своём опыте почти насильственного обучения музыке, желаниях бабушки воплотить во мне свои мечты любой ценой, помня всё это, я не стала ничего навязывать насильно своим детям. И особенно - занятия музыкой в музыкальной школе. P.S. О "Моём коммунальном детстве" можно почитать по ссылке: http://www.myjulia.ru/post/50101/ Рейтинг: +12 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Я когда-то в институте принялась рисовать акварелью людские портреты,
просто из ниоткуда взятые. Так на одну даму, лет 60, толстую, с маленькими глазками (до сих пор не понимаю откуда её облик у меня выплыл?) моя мама сказала: "Это ты себя с старости изобразила".
Я так обиделась...
Вообще, любые занятия для чего-нибудь пригождаются или просто привносят в личность человека некие особенности и изменения... только бы не такой дорогой ценой слез и нервов!
А меня всегда сопровождали на экзамен и с него. Моральная поддержка, так сказать,
главных виновников моего мучения...
Вся ведь проблема в этом...
Я помню только, что играла первые свои пьески по сборнику Николаева, такой большой нотный том синего цвета в твердой обложке. Всё. Никаких названий вспомнить уже не могу... Хотя, "Птичка" (тоже!) - такая песенка была для двух рук со словами: "Птичка на моем окошке гнёздышко для деток вьёт. То соломку тащит в ножках, то пушок в носу несёт". Меня всегда настораживали слова "в ножках" и "в носу" относительно птички, ведь у неё - лапки и клюв...
Оставить свой комментарий