Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 45


Тест

Тест Модница ли ты?
Модница ли ты?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Моё музыкальное детство

Моё музыкальное детство Музыкальная школа (или запросто «музыкалка») вошла в моё детство не сразу. Она меня преданно ждала. Моё медленное взросление не давало ей возможности сразу заглотить меня в своё ненасытное нутро, полное нот, интервалов, ритма, терминов, композиторов, гамм и прочих музыкальных атрибутов.

Детство, можно сказать, пришло к своему музыкальному завершению в тот момент, когда бабушка твердо решила, что мне быть пианисткой!
Вялое сопротивление родителей, желающих отдать меня в спорт или в рисование, учитывалось постольку поскольку: меня, конечно, отвели в кружок во Дворце культуры и даже дали позаниматься несколько месяцев. Успехи были и мои рисунки выставлялись на местной выставке детского творчества, занимая довольно большую часть стены, уже спустя месяца два. Бабушка, почуяв, что я могу свернуть с намеченного ею музыкального пути, тут же придумала вескую причину: «Ребенок испортит зрение!» В результате живопись меня безвозвратно потеряла.
Спорт… Тут тоже всё было «схвачено» бабушкой: я могла ходить на тренировки при условии категорического неучастия в соревнованиях, так, только ради здоровья. Таким образом, спортивная гимнастика лишилась потенциальной Людмилы Турищевой и Ольги Корбут.

Чувствуя, что великая будущая пианистка случайно может не состояться в силу разнообразия отвлекающих моментов, бабуля стала действовать решительно: напрокат срочно было взято пианино, а также путем тщательных поисков - преподавательница фортепиано, обязанная за определенную плату, навещать меня на дому и обучать азам игры на инструменте. Это была всего лишь подготовка для решительного броска в Царство музыки. Научившись за год играть примитивные мелодии и пьески, я должна была сразить наповал приемную комиссию сразу двух музыкальных школ района.
И я-таки действительно сразила! Бабушка ликовала и металась в непростом решении – какую из двух школ района осчастливить поступлением своей внучки. Выбрали ту, что была ближе к дому.

До четвертого класса я училась, как в тумане. Преподаватели сменяли один другого, мама периодически пребольно таскала меня за косу, чтобы разница между «бемолем» и «диезом» быстрее укладывалась в моей голове. Именно результат маминого внешнего воздействия на мои мозги превзошел все ожидания: до сих пор помню, что диез повышает звук на полтона, а бемоль – понижает.

Бабушку по-прежнему распирало от гордости: как же, внучка учится не где-то на дому или в примитивном кружке ДПШ, а в Музыкальной Школе! Эту замечательную сторону моего существования она бесконечно делала достоянием всех знакомых и случайных собеседников к месту и не к месту, чем заставляла меня смущаться, краснеть и даже злиться. Но при этом «музыкалка» оставалась среди моих достоинств на твердом втором месте, ибо на первом стояла Её Величество Английская Школа, единственная в нашем районе!

Экзамены и обязательные концерты поначалу не вызывали у меня неприятия и дрожи в коленках, поэтому заканчивались результатом в пять баллов или бурными аплодисментами зала.
Но заложенного в меня дошкольного музыкального начала хватило ненадолго. Из многообещающей поначалу малышки я превратилась в девочку с хорошими данными, которые к 7 классу не опустились до удовлетворительных только благодаря лояльности педагогического состава к милому домашнему ребенку, способному, но ленивому.

Со временем я всё больше осознавала, что музыкальная школа вносит дискомфорт в моё детство и порождает стойкое неприятие музыки. Особенно этому способствовали принудительные походы в Филармонию, спровоцированные обязательной покупкой абонементов на полгода, а также непосредственно посещения самой музыкальной школы три раза в неделю.

Дальше – больше.
Я осознала, что ненавижу:
- сольфеджио,
- домашние занятия музыкой под неусыпным контролем бабушки и
- выступать перед любой аудиторией, находясь в опасном и непредсказуемом дуэте с инструментом.
Мучения на концертах и экзаменах, когда у меня вдруг заклинивало от страха и неуверенности что-то в мозгу, и я не могла вспомнить какую ноту нажимать в следующем такте, и сидела красная, в кромешной тишине, проклиная себя, рояль и всех, кому я демонстрировала свой позор, по мере моего взросления становились невыносимыми.

«Обязаловка» в смысле демонстрации навыков владения фортепиано при любом посещении гостей были разновидностью кошмаров наяву. Когда я шла на чей-то день рождения, то внутренне с тоской предвкушала исключительно предстоящее обязательное «выступление» в роли пианистки перед детской и родительской аудиторией: почти у всех моих подружек, как назло, были дома пианино. Все атрибуты праздника, торты и лимонады безропотно отодвигались на задний план перед страшной необходимостью выступить.

Домашние задания по специальности (то бишь, по фортепиано) превратились у меня в бессовестные импровизации, а именно: пару раз я играла действительно заданное мне произведение, а потом тренькала всякую чушь, граничащую с какафонией, чтобы у находящейся поблизости бабушки создавалась видимость моего ответственного отношения к музыкальной школе. Бабушка к моему счастью не могла отличить одного от другого, т.к. мысли её были где-то за пределами музыки, только на уровне формального контроля над моим выполнением заданий.

Сольфеджио я пыталась прогуливать. Из-за диктантов. Ну, не умела я на слух записывать нотами мелодию. Не дано. Проводя аналогию с физикой и математикой в средней школе, я нашла приемлемый выход из ситуации – прогул! Нет урока, нет проблемы с диктантами, нет двойки! Обременять себя негативными эмоциями ещё и с музыкальным уклоном, честно, не хотелось.

Нашелся в музыкальной школе, правда, и светлый предмет, который мне позволял не оставаться наедине с роялем, а разделить свою участь с обладателем вокальных данных. Это был аккомпанемент. Я аккомпанировала какой-нибудь певице, которая пела романсы. Благодаря этому, в один прекрасный день обнаружила и у себя наличие голоса, способного воспроизвести спетое в школе профессионалами. Таким образом, дома полюбила разбавлять нудные задания по специальности аккомпанементом в сопровождении собственного голоса: романсы Глинки, Алябьева, Даргомыжского надолго вошли в мой репертуар и, соответственно, в репертуар, навязанный всем соседям по коммуналке. Со временем страсть выражать себя пением угасла. Но это было уже гораздо позднее, после рождения детей, которые почему-то не воспринимали меня в роли певицы и аккомпаниатора в одном лице…

Между тем, моя бабушка, безусловно желавшая мне самого лучшего в своём понимании, и уверенная, что только она знает что мне нужно в жизни, постоянно рисовала передо мной радужные картины моего будущего.
Вот я сижу в детском садике за роялем и развлекаю малышей веселыми песенками на музыкальных занятиях. «Что может быть прекраснее работы музыкального руководителя в детском садике для женщины?!», - уверенно заявляла бабуля. «Никакой ответственности, - продолжала она, – отзанималась и свободна!».
Или вот я играю на пианино, а вокруг толпятся удивленно-восторженные почитатели музыки и моего таланта, преимущественно мужского пола. «Молодые люди ценят девушек, умеющих играть на фортепиано», - убеждала упрямая старушка, наверное, мысленно живя в прошлом или позапрошлом веках.
Или - вот я сама преподаю музыку частным образом старательному отпрыску интеллигентных родителей. «Как приятно приходить в чей-то дом, заниматься в чистой прекрасной домашней обстановке с прилежным ребенком, а потом, получив копеечку, быть свободной», - продолжала мечтать бабушка.
Увы, её мечтам не суждено было осуществиться даже на уровне музыкальной школы, которую несколько лет назад я «осчастливила» своим поступлением.

Когда в седьмом классе, сдав свои последние экзамены и получив диплом об окончании музыкальной школы (со сплошными четверками(!)), я счастливо обняла своего педагога по фортепиано Викторию Ефремовну Центер, то услышала от неё именно то, о чем догадывалась давно сама, и что не хотела замечать упрямая бабуля. «Музыка, к сожалению, не Наташино амплуа», - мудро заметила моя преподавательница. О, если б эти слова были сказаны ею хотя бы лет пять назад!

Помня о своём опыте почти насильственного обучения музыке, желаниях бабушки воплотить во мне свои мечты любой ценой, помня всё это, я не стала ничего навязывать насильно своим детям. И особенно - занятия музыкой в музыкальной школе.

P.S. О "Моём коммунальном детстве" можно почитать по ссылке: http://www.myjulia.ru/post/50101/



Nitka   5 мая 2009   1286 0 46  


Рейтинг: +12




Тэги: музыка, воспоминания, детство, школа, обучение





Комментарии:

honky_cat # 5 мая 2009 года   0  
Да уж. Благими намерениями. . . Но вам, похоже, удалось избежать возможного неприятия музыки?
Nitka # 5 мая 2009 года   0  
Да, посредством полного игнорирования Филармонии последние 15 лет и домашнего молчания пианино в течение лет восемнадцати... Поэтому музыка в целом негатива не вызывает.
Сабрина # 5 мая 2009 года   0  
Бедный ребенок! А с живописью как? Мне тоже в свое время в этом хорошо дали по рукам.
Nitka # 5 мая 2009 года   0  
На уровне помощи собственным детям по школе и для домашнего просмотра - прекрасно... А так...
Сабрина # 5 мая 2009 года   +1  
А я все мечтаю взяться. Правда, боюсь, несколько лет назад попробовала - а у меня цвет "ушел" - сплошная графика. Видимо, это еще связано с тем, что у тебя внутри.
Nitka # 5 мая 2009 года   0  
Конечно связано!
Я когда-то в институте принялась рисовать акварелью людские портреты,
просто из ниоткуда взятые. Так на одну даму, лет 60, толстую, с маленькими глазками (до сих пор не понимаю откуда её облик у меня выплыл?) моя мама сказала: "Это ты себя с старости изобразила".
Я так обиделась...
Сабрина # 5 мая 2009 года   0  
Да уж. Я вообще более люблю портреты, все остальное скучно. Больше масло предпочитаю. Но когда выплывают неизвестно откуда страшные образы...Ваша дамочка еще очень мила.
honky_cat # 5 мая 2009 года   0  
to Nitka: ржунимагу
Nitka # 5 мая 2009 года   0  
Рада, что подняла настроение!
Skarlet # 5 мая 2009 года   0  
ты была очень послушным ребенком. Меня хватило только на 5 классов, после этого даже ни разу не подошла к нему.
Nitka # 5 мая 2009 года   +1  
Наверное, не столько послушным, сколько запуганным всякими бабушкины запретами и отсутствием родительской поддрежки.
валкирия # 5 мая 2009 года   0  
Я в свое время тоже заставила дочь закончить муз.школу. Плакала, но доучилась. Не знаю обижается на меня или нет
Nitka # 5 мая 2009 года   +1  
Дочке не пригодилось по жизни?
валкирия # 5 мая 2009 года   0  
Как сказать, после школы пошла в педколедж на учителя музыки, но уже в следующем семестре перевилась на учителя математики.
Nitka # 5 мая 2009 года   +1  
Надо же какие диаметрально противоположные интересы! Но все-таки позыв к музыкальной профессии был!
валкирия # 5 мая 2009 года   0  
Нет, просто туда попасть было нельзя, а так через музыку пролезла. Значит пригодилась музшкола.
Nitka # 5 мая 2009 года   0  
Вот и то хорошо!
Вообще, любые занятия для чего-нибудь пригождаются или просто привносят в личность человека некие особенности и изменения... только бы не такой дорогой ценой слез и нервов!
валкирия # 6 мая 2009 года   0  
Возможно когда без нервов это хорошо, но когда ребенку больше хочится побыть с друзьями или еще что, я думаю пусть лучше музыкой займется. безделье еще никого не чему не научило.
Училка2009 # 5 мая 2009 года   0  
У меня тоже был печальный опыт 7 летних мучений обучения в музыкальной школе. Но он был больше связан с учителями, которые полностью отшибли желание учиться. они были молодые, эгоистичные особы, не утруждающие себя корректным отношением к ребенку, каковым я была в то время. Унижали как могли и еще при этом весело смеялись.
Nitka # 5 мая 2009 года   0  
Какой ужас! Лена, напишите, если будет вдохновение... Я даже не представляю как такое возможно... На своих педагогов я пожаловаться не могу: это были люди в возрасте и исключительно тонкие и талантливые.
Училка2009 # 5 мая 2009 года   0  
ПЕрвая учительница у меня была очень хорошая и добрая ее звали София Леонидовна. Пршло больше сорока лет, а я до сих пор помню ее имя. Но она куда-то уехала и после этого, вплоть до 6 класса у меня по специальности, а я училась играть на скрипке, была тоже молодая, но очень злая учительница, по фамилии Варченко. Странная память хорошего учителя помню по имени отчеству, а плохую только фамилию! Она меня обзывала, называла тупой, бездарной обсуждала мою игру с приходящими к ней на занятия подружками, а иногда вообще не обращая на меня внимания разговаривала с подругами, обсуждая с ними свои проблемы: тряпки и женихов. Я тоже прогуливала занятия, прячась в кустах парка , росшего вокруг школы. И там меня чуть не поймал маньяк. Так что воспоминания те еще!!!!
Nitka # 5 мая 2009 года   0  
Дааааа... Нет слов - те ещё воспоминания.
Училка2009 # 5 мая 2009 года   0  
И еще один случай связанный с музыкально школой. До сих пор помню, как это было. я ехала в автобусе с экзамена по скрипке из музыкальной школы. Получила тройку и была очень расстроена, чуть не плакала, зажавшись в уголке и прижимая к себе скрипку. Забыла купить билет. А здесь самая настоящая облава! С двух дверей две гюрзы! Вы бы видели их лица! Они были счастливы, что меня поймали! Я оказалась единственной в автобусе. В какой школе учишься, где работают родители? Я была почти в полуобморочном состоянии, предвидя всю лавину несчастий, которые на меня теперь свалятся. И в это время мимо автобуса проходили какие-то молодые люди. Как они увидели, что творится в автобусе, не знаю! Но они зашли, посмеялись над тетками, заплатили за меня штраф, вывели меня из автобуса и ушли... Я еще минут десять стояла в шоке на улице и не верила своему счастью.

Nitka # 5 мая 2009 года   0  
Мда... тут, конечно, не совсем школа причастна, только полученная в ней тройка. Но ассоциации именно с нею, с музкальной.
А меня всегда сопровождали на экзамен и с него. Моральная поддержка, так сказать,
главных виновников моего мучения...
Училка2009 # 5 мая 2009 года   0  
Но, тем неменее, я не жалею, что училась в музыкалке. Зато сейчас я считаю, что понимаю любую музыку хоть классическую, хоть хип-хоп, хоть народную, хоть Высоцкого. Я развитый человек и это главная заслуга музыкалки.
Nitka # 5 мая 2009 года   0  
Я о том же примерно написала в ответ на комментарий Валкирии (см. выше).
Ветла # 6 мая 2009 года   0  
А мне не довелось в музыкалке поучиться, хотя я ну оооочень просилась... Зато на детях я отигралась по полной куда они у меня только не ходили... Муз.школа, художественная школа, танцы, языки,спорт и пр. Помню, педагог по фано, мне рассказывала, какая талантлтвая у меня дочь Елена, и какой первоклассный из неё выйдет аккомпониатор, и как изумительно поёт Катя... Итог : Лена - оперная певица, Катя фотомодель. Ну, каково! Пацанов я тоже музыкой пытала(или они меня), но дальше рок группы местного значения они не ушли. Сейчас для себя играют, потихоньку инструменталки пишут, тоже для души, а по профессии программисты Теперь я внуков гаммами мучаю
валкирия # 6 мая 2009 года   0  
Во здорово! А эта девушка тоже Ваша?
Ветла # 6 мая 2009 года   0  
Нет. Это фото из интернета. Что б мои разместить нужен сканер...
Nitka # 6 мая 2009 года   0  
Какая же у вас семья музыкальная! Думаю, Вы сами тоже преуспели бы на музыкальном поприще, если б взрослые вовремя прислушались.
Ветла # 6 мая 2009 года   0  
Да я вобще то немного играла... (Сама научилась, по слуху) Только сейчас правая рука не слушается Но одной и двумя пальцами я могу "По улицам ходила, большая каракодила"
Nitka # 6 мая 2009 года   0  
Когда-то я взялась за обучение музыки своего супруга. Так месяц спустя он уже играл 20 песенок одним пальцем. Чего только не было в его репертуаре, а вот Вашей любимой "Крокодилы" так и не научила его!
Ветла # 6 мая 2009 года   0  
А я её по самоучителю Парнеса и Оськина(там по пальцам всё расписано и ноты есть тоже)
Nitka # 6 мая 2009 года   0  
Увы, самоучителя нет. В принципе - можно и по слуху подобрать!Но, главное, - желания.
Ветла # 6 мая 2009 года   0  
Если надо могу отсканировать и прислать
Nitka # 6 мая 2009 года   0  
ЧТО - желание???!!!
Вся ведь проблема в этом...
Ветла # 6 мая 2009 года   0  
Хм. У меня и коты музыкальные


Nitka # 6 мая 2009 года   0  
Чудо! Главное - у них масть подходящая - "клавиатурная"! ))
Ветла # 6 мая 2009 года   0  
Слышала б ты как они музицируют гуляя по клавишам
Nitka # 6 мая 2009 года   0  
А крышку пианино они сами открывают?
Ветла # 7 мая 2009 года   0  
Аха! Поднатужатся, и всей толпой
Duska # 7 мая 2009 года   +1  
А я прочитав Ваш материал вспомнила, как в молодости взяла щенка боксера и в первый день его прибывания в доме села играть на фоно, а он начал подпевать мне! Потом это была в доме целая церимония...
Nitka # 7 мая 2009 года   0  
Увы, у меня в то время никого, кроме хомячков, в доме не было. А они умели только набивать защечные мешки, поэтому им уж не до пения было...
vesna # 7 мая 2009 года   0  
Я пошла в муз. школу заниматься по желанию папы, равнодушно, а потом втянулась, понравилось!!!!! Учительница была отличная. По окончании школы собиралась идти в муз. училище, но передумала в один день к общему удивлению(и к своему) и пошла в технический ВУЗ. Но нисколько не жалею о занятиях, с удовольствием слушаю классику. Наверное, потому что не заставляли. Правда, первое «серьезное» произведение «Щебетала пташечка» долго мусолила, даже до сих пор помню название. А сейчас хочу пианино… На даче хожу к друзьям играть…
Nitka # 7 мая 2009 года   0  
Обалдеть!
Я помню только, что играла первые свои пьески по сборнику Николаева, такой большой нотный том синего цвета в твердой обложке. Всё. Никаких названий вспомнить уже не могу... Хотя, "Птичка" (тоже!) - такая песенка была для двух рук со словами: "Птичка на моем окошке гнёздышко для деток вьёт. То соломку тащит в ножках, то пушок в носу несёт". Меня всегда настораживали слова "в ножках" и "в носу" относительно птички, ведь у неё - лапки и клюв...
vesna # 8 мая 2009 года   0  
Я тоже по Николаеву занималась! Помню этот сборник. А "Пташечку" свою помню, потому что , наверное, страниц 6 дневника было ей посвящено, и с !!!! знаками тоже. Папа возмутился в конце концов, что за пташечка такая и как же она должна щебетать?!? Тут я с перепугу ее и выучила, бедную.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.