Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Невидимых: 1
Гостей: 21


Тест

Тест Склонны ли Вы плести интриги на работе?
Склонны ли Вы плести интриги на работе?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





«И стал последний день Помпеи»

«И стал последний день Помпеи» ... для русской кисти первым днем!»
К 180-летию создания шедевра Карла Брюллова

«... Земля волнуется – с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,
Под каменным дождем бежит из града вон»
А. С. Пушкин


О художнике Карле Брюллове и о его «Последнем дне Помпеи» знают все, поэтому 180-летие создания этого полотна, хороший повод вновь напомнить и об этой картине, и об ее создателе.

Выходец из рода потомственных художников, Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика живописи, гравёра и резчика Павла Ивановича Брюлло (Brulleau). Все его 5 сыновей (Федор, Александр, Карл, Павел и Иван) тоже стали художниками. Патриархом Брюлловых в России был прадед Карла, скульптор Георг Брюлло. Этот французский протестант, фактически бежавший из Парижа, прибывает из немецкого Люнебурга в 1773 году с двумя сыновьями в Санкт-Петербург, чтобы работать лепщиками на Невской порцелиновой мануфактуре (Императорском фарфоровом заводе).

Уже в 10 лет Карл поступает в Академию художеств, где 12 лет упорно и успешно занимается живописью, будучи учеником художника Андрея Иванова (отца Александра Иванова). К 1820 году относится первая известная работа Карла Брюллова - «Нарцисс».

В 1822 году Карл и брат Александр заслужили от Общества поощрения художников пенсионерскую поездку в Италию на 4 года. Перед отъездом с Высочайшего повеления они изменили фамилию и стали «Брюлловы». В музеях Италии Карл изучает и копирует живопись старых мастеров. Он с энтузиазмом работает над созданием радостных, пронизанных солнечными лучами картин жанровых сцен из итальянской жизни («Итальянское утро», «Итальянский полдень» и другие). Позднее Николай I подарил «Итальянское утро» императрице.

Покоренный грандиозной «Афинской школой» Рафаэля, Карл на протяжении 4 лет работает над ее копией. Именно тогда Брюллов решил, что обязательно создаст свое монументальное произведение. Вскоре он приступает к своему легендарному полотну - «Последний день Помпеи». Финансировал эту работу Анатолий Демидов (1812-1870), известный меценат, наследник колоссальных состояний в России и в Европе, родившийся в Италии и многие годы проживавший в Европе.

В 1827 году Брюллов впервые приезжает в Помпеи. Как считают историки, в августе 79 года н. э., в результате извержения вулкана Везувий погибли сразу несколько городов: Помпеи, Геркуланум, Стабии. Полностью или частично были уничтожены и несколько других поселений, раскинувшиеся на плодородных землях вокруг вулкана. Ранее никто не подозревал о том, что Везувий может быть опасен для людей. Более полутора тысяч лет все было погребено под слоями вулканического извержения.

Археологические раскопки начались здесь в середине XVIII века. Особенно активно они велись в Помпеях, поэтому путешественники со всего мира устремились сюда, чтобы лично увидеть свидетельства внезапно оборвавшейся жизни античного города.
Зрелище археологических раскопок ошеломило и Карла Брюллова. Он долго изучал мертвые улицы и закоулки погибшего города, пробираясь среди остатков стен, шершавых от остатков лавы и пены и делая для будущей картины множество набросков пейзажа, руин, окаменелых фигур.

Художник возвращался сюда с альбомом еще не раз, и перед его мысленным взором вставали картины трагедии, прервавшей жизнь цветущего города. Он твердо решил, что, хотя бы в искусстве, жители Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.
Брюллов обратился к материалам археологических раскопок, а также к потрясающим письмам очевидца катастрофы, Плиния Младшего, который описал огромное облако над кратером Везувия, пепел, град камней, и само землетрясение, приведшее к цунами, причем тряска была настолько сильной, что с домов обваливалась крыша, рушились статуи и обелиски.

Художник упорно искал наиболее выразительную композицию картины, он многократно меняет содержание сцен, жесты, движения, позы персонажей. Многие предметы, изображенные на картине, Брюллов писал с подлинных вещей, хранящихся в Музее Неаполя. Лишь в 1830 году Брюллов приступает к работе на большом холсте. Художник трудился на таком пределе духовного и физического напряжения, что иногда его фактически на руках выносили из мастерской.

Согласно академическим правилам художник построил картину, состоящую из ряда отдельных эпизодов. Брюллов разворачивает действие на одной из реально существовавших в Помпеях улицах - Via dei Sepolcri (улице Гробниц). Для усиления драматизма композиции художник включил в нее близкие отблески от огнедышащего Везувия, который в действительности находится в стороне. Цветовая палитра картины была для того времени довольно смелой. Основная гамма построена на синем, красном и желтом цветах, усиленных белым цветом.

Зловещее кроваво-красное зарево нависло над городом, ослепительная молния прорезает тьму. На переднем плане на мостовой распростерта молодая женщина с младенцем, упавшая, вероятно, с колесницы (отломанное колесо является как бы центром круговорота изображения). Рассыпавшиеся драгоценности женщины - символ тщетности земных богатств. Слева - мать с двумя дочерьми, черты которых напоминают облик музы художника, графини Самойловой. Вот мужчина, подняв руку навстречу рушащимся небесам, готов грудью защитить своих близких. Справа - сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить его в безопасное место. Рядом – молодой человек со своей матерью. Это Плиний Младший, который в своих письмах писал: «...мать просит, уговаривает, приказывает, чтобы я убежал; я ответил, что спасусь только вместе с ней...». Слева на втором плане - толпа беглецов на ступенях гробницы.

В толпе мы замечаем фигуру самого Карла Брюллова, с атрибутами художника – коробкой с красками и кистями.

Становится ясен замысел художника: противопоставить губительным силам природы духовное величие и красоту человека.

В середине 1833 года полотно было готово. Когда двери его мастерской на улице Святого Клавдия распахнулись для публики, а потом и на выставке в Милане, итальянцы пришли от картины в неописуемый восторг. Полотно выставлялось и в Риме, где получило восторженные отклики, а затем экспонировалось в Лувре. Карл Брюллов сразу стал европейской знаменитостью.

Настоящий же триумф ожидал К. Брюллова в России, куда огромную картину (длина – 631, высота - 456 см) с предосторожностями привезли в июле 1834 года.

Демидов подарил картину Николаю I, который выставил ее в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев (после открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда). Картина сразу оказалась в центре общественного внимания. Ее восторженно приветствовали лучшие представители русской культуры: А. С. Пушкин переложил сюжет в стихи, Н. В. Гоголь отмечал, что все «так мощно, так смело, так гармонично, как только это могло возникнуть в голове гения всеобщего». Историк Александр Тургенев писал, что эта «картина составила славу России и Италии», а поэт Евгений Баратынский, сочинил оду, слова из которой: «И стал последний день Помпеи для русской кисти первым днем!» – стали знаменитым афоризмом.

Весной 1835 г. Брюллов еще жил в Италии, когда русское посольство в Риме известило о желании Николая I видеть его в Петербурге в должности профессора Академии художеств.

В декабре художник прибывает сначала в Москву. Уже первые впечатления от древней столицы были огромны, и он решил задержаться здесь. Большим событием в Москве была его встреча и завязавшаяся дружба с А. С. Пушкиным, который в письме жене написал о Брюллове: «Он очень мне понравился. Он хандрит, боится русского холода и прочего. Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург».

До 1849 года художник живет и работает в Петербурге. Он участвует в росписи плафонов Исаакиевского собора, работает над большой картиной «Осада Пскова». Он - модный портретист, в мастерскую которого буквально «стояла очередь». В петербургский период было написано около 80 портретов - уникальная галерея образов русской интеллигенции.

Здоровье художника сильно пошатнулось, и он вновь покидает Россию, теперь уже навсегда.

В 1850 году Карла Брюллова встречает новая Италия, в стране царит атмосфера национального подъема, это уже Италия Джузеппе Гарибальди.

Художник знакомится с новыми людьми, пишет портреты археолога Микеланджело Ланчи, Анжело Титтони, соратника Гарибальди, и другие. Брюллов жил в доме Титтони, где и прошли его последние дни. Брюллов скончался 23 июня 1852 года в местечке под Римом, где лечился целебными водами.

Похоронен художник на кладбище для христиан-не католиков, Тестаччо, одном из самых красивых римских кладбищ (рядом с сыном Гёте). По заказу брата Александра на могиле «великого Карла» воздвигли красивый памятник.

© Койфман Валерий



smeiana   19 августа 2013   4306 0 12  


Рейтинг: +7







Последние читатели:




Комментарии:

Helena Bel # 23 августа 2013 года   +2  
Как всегда, очень интересный и познавательный пост! Спасибо, Нелечка!
Картина очень известная и производит неизгладимое впечатление на зрителя.
Я хотела бы добавить, что Карл Брюллов был не только гениальным художником, но и благороднейшим человеком. С его непосредственной помощью был выкуплен у помещика украинский поэт, писатель и художник Тарас Шевченко...
smeiana # 23 августа 2013 года   +2  
Я эту картину с детства периодически рассматриваю,
она тоже на меня произвела сильное впечатление!
Спасибо за внимание, Хелена!
LUKYAN # 23 августа 2013 года   +2  
Спасибо Яна, очень интересно!)) Жители Помпей были обречены. Прежде лавы они погибли от вулканических газов. Спаслись лишь те, кто покинул город вслед за домашними животными. Остальных ждала печальная участь. Но они не мучились...
smeiana # 23 августа 2013 года   +2  
Спасибо, Лукьян, немного успокоил (шутю)
Нет, не "шутю" Фсе, ложусь спать, сил нет!
Жара лишает сил))
LUKYAN # 23 августа 2013 года   +1  
Вру - их позже засыпал вулканический пепел, лава не дошла. Но газы (сернистый) были первыми.
smeiana # 24 августа 2013 года   +2  
нда, и все же не дай Бог, это так страшно!
LUKYAN # 24 августа 2013 года   +1  
smeiana пишет:
это так страшно!
Ещё страшнее, когда гибнут не люди, а цивилизации! Люди на Земле далеко не первые разумные. По некоторым данным мы уже пятая цивилизация. Предпоследняя (атланты) была уничтожена рядом катаклизмов около 14 тысяч лет назад. Там были и ядерные атаки (их следы находят в Индии), и взрывы супервулканов типа Санторина с мощнейшим цунами, и глобальное оледенение стёршее с лица Земли великую Гиперборею. Чувствую. что приходит очередь шестой цивилизации...((
smeiana # 24 августа 2013 года   +2  
Интересно, как ты это чувствуешь
LUKYAN # 26 августа 2013 года   +1  
Мы все это чувствуем: радикально меняется климат на планете, идут бесконечные войны с перспективой скорой 3-й Мировой, падает нравственность человечества (одна "Гейропа" чего стоит), множатся болезни, гибнет природа... Человечество в 20-м веке перестало быть частицей природы и начался глобальный Кризис пятой цивилизации.(((
smeiana # 26 августа 2013 года   +2  
Давай не будем о грустном Лучше о радости,
правда?
LUKYAN # 26 августа 2013 года   +1  
smeiana пишет:
Лучше о радости,
правда?
Согласен! Да, прочёл твой пост об аглицком юморе. Забавно! Он, конечно, очень специфичен, под стать менталитету англичан, но вполне нами понимаем. Так бывает не всегда. Недавно по ящику видел сюжет о разной реакции на факты разными расами. Когда африканцам показывали наш документальный фильм о Второй мировой, то они громко смеялись в тех местах, где мы обычно плачем. И не потому, что жестокосердны. Ментальность другая. Иной мир...
smeiana # 26 августа 2013 года   +2  
Согласна, бывая в Австрии иногда думаю, ну почему
они смеются, оказывается у них это считается
юмором, а у нас нет.


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.