Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Жизнь. Часть 14. Сын радости.
Рядом с Великим Городом, где позже был построен Варницкий монастырь, у благородных и знатных бояр Ростовских Кирилла и Марии родился сын - будущий основатель Троицкой Лавры, краса Церкви Православной и несокрушимая опора родной земли.
Еще до рождения, находясь под сердцем матери, которая пришла в церковь... Началась литургия, пропели уже трисвятую песнь и перед чтением святого Евангелия, среди тишины и благоговейного молчания, младенец вскрикнул, находясь в чреве матери. Когда начали петь Херувимскую песнь, он вскрикнул второй раз, вскрикнул громко, голос был слышен по всей церкви. Священник возгласил: вонмемч! Святая святымч! При этом возглашении младенец вскрикнул в третий раз. Приведя из ветхозаветной и новозаветной истории примеры и указания, свидетельствующие о важном Знаменовании троичного числа, блаженный Епифаний (жил вместе с Сергием Радонежским и описал его жизнь) продолжал: «Подобало и сему младенцу трижды провозгласить еще в чреве матери в предзнаменование того, что он будет служителем Святые Троицы и многих приведет к познанию Бога, научая словесных овец своих веровать в Святую Троицу, единосущную в едином Божестве: Сердечные, преданные воле Божией родители поняли указания Промысла Божия, и соответственно этим указаниям воспитывали дитя. Мать Сергия, еще до рождения его, в уединении со слезами изливала перед Богом свою горячую материнскую молитву о будущей судьбе своего младенца. «Господи! - обращалась она, - спаси и сохрани меня, убогую рабу Твою, спаси и соблюди и сего младенца, носимого в утробе моей, ты бо есихраняй младенцы Господь, да будет воля твоя, Господи, на нас, и буди имя Твоя благословенно в веки!» Так, в строгом посте и молитве ждала мать рождения дитя. И 3 мая 1319 года Марии Бог дал сына. Нарекли ему имя Варфоломей. «С первых дней Варфоломей проявлял свой характер. Если мать ела мясную пищу, он не брал сосцев ее и без всякой причины по средам и пятницам, оставался без пищи. Он не захотел взять сосцев чужой матери, когда мать хотела, чтоб покормила кормилица. «Добрая отрасль доброго корня – так писал Епифаний». «Бывают матери» - говорит святой Златоуст, - которые своих детей отдают кормилице. Христос не попустил сего. Он питает нас собственным телом и наполняет собственною кровию». Дитя росло, укрепляясь духом. Варфоломея в 7 лег отдали учиться, но учился он плохо, пока не встретил благоговейного и ангелоподобого старца и не выразил ему свое горе. «Меня отдали учиться грамоте, и больше всего желала бы душа моя научиться читать слово Божие, но, сколько, ни стараюсь, не могу выучиться... помолись за меня Богу, отче свягьгй, попроси Господа, чтобы он открыл мне учение книжное; я верю, что Бог примет твои молитвы». «Если веруешь, чадо, - отвечал ему старец, после молитвы, больше сих узрить. А о грамоте не скорби: ведай, что Господь подаст тебе книжное паче...» После этого он учился хорошо. Рано низошла благодать Божия в невинное сердце Варфоломея, и он всею душою полюбил Богослужение. Потом, сознавал, что воздерживать себя во всем есть лучшее средство сдерживать страсти, а свободный от страстей дух и непомраченная ими мысль всегда бывают способнее к восприятию Благодати Божией. По средам и пятницам он не ел ничего, в другие дни питался хлебом и водою (хлеб был не такой, и вода тоже), о вине он не позволял себе помышлять всю свою жизнь. Время было трудным, Князья должны были поклоняться грозным ханам монгольским, грубые и гордые татарские численники и баскаки города и селения жгли и грабили, людей убивали или уводили в плен. Иго татарское не прошло бесследно. Забыв гордость народную, обманывали татар, еще больше себя, откупаясь деньгами от насилия варваров. Стали корыстолюбивые и бесчувственные к обидам, к стыду. От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты Русское государство походило на темный лес. Не избежали этих народных скорбей родители Варфоломея и переселились в Радонеж. В Радонеже Варфоломей не раз просился у родителей отпустить его в монастырь. Родители просили подождать, проводить по смерти в могилу и уж тогда исполнять свое заветное желание. Благодатный сын повиновался. Какой прекрасный пример благоразумия родительского и послушания сыновнего! Расстался Варфоломей с Радонежем после смерти родителей и пошел в Хотьково, но мысль его витала в дебрях пустыни. В те времена каждый, желающий уединенной жизни, мог один или с товарищем идти в лес и селиться на любом месте. Варфоломей уговорил добросердечного старшего брата Стефана, и они ушли в самую глушь леса. Варфоломей не думал строить обитель, не желал собирать около себя братию, - у него была заветная мечта: укрыться навсегда от мира в пустыне. В десяти верстах от Хотькова, на возвышенности Маковица, окруженный первобытною красотою, братья построили церковь и по Божьему изволению, по желанию Варфоломея с согласия Стефана, священнослужители, посланные Всероссийским Митрополитом Феогноста, церковь была освещена во Имя Пресвятые и Живоначальные Троицы в 1340 году. Стефан не выдержал скорбей пустынных и оставил одиноким пустынного брата и ушел в Москву. Варфоломей своими поступками доказывал, что он был высокого разума и рассуждения духовного. В 1342 Варфоломей был пострижен. Ему было 23 года, и было дано ему имя Сергий. Был Сергий первым, постриженным в своей уединенной обители. Здесь в убогой, но спокойной келии, в одиночестве он достиг блаженного состояния. Но прежде чем вкусил он сладость пустыни - сколько браней перетерпел, сколько борьбы вынес! «Кто может поведать. - говорит его блаженный ученик Епифаний, - кто может поведать все уединенные подвиги сей твердой души, неусыпно соблюдавшей все требования устава подвижнического? Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, его стенания молитвенныя и плачь сердечный, его бдения и ночи бессоныя, продолжительный стояния и повержения себя на Землю перед Господом? Кто сочтет его коленопреклонения и земные поклоны, кто расскажет о его алкании и жажде, о скудности и недостатках во всем, об искушениях от врага и страхованиях пустынных?» Преподобный Сергий руководствовался правилами наставника иноческой жизни - Святителя Василия Великого, для подвизающихся пустынном уединении. 1) .Люби слушать или читать слово Божие, жития и поучения святых... 2) .Непрестанно смотри за собою; каждый вечер рассматривай свои мысли и желания, и дела... 3) ....Размышляй о смерти, о том, что она неизбежна, неожиданна, что земные блага негодны для будущей жизни... 4) .Люби молитву и постоянно ею занимайся. 5) .Люби пост, потому что без него нельзя избежать худых помыслов, а за помыслами и худых дел. 6) .Где бы ты не был, что бы не делал, всегда твердо помни, что Господь смотрит на тебя и видит все, что ты думаешь, чего желаешь и что делаешь. 7) .Соображай все своим мысли и желания, слова и дела с Христовым Евангелием, строжайше исполняй все заветы Христовы и будь весь Христов. Чтобы возлюбить Бога, чаще размышляй о величии Божием, о Его благости, о своем ничтожестве и греховности. Святую память о Боге носи всюду с собою, как неизгладимую печать. И Сергий никогда ни на что не жаловался, не роптал, не унывал, всегда всем был доволен. Бесы, невидимые враги, принимали образы видимых зверей и гадов и устрашали подвижника, но молитвой он их прогонял. Звери любили Преподобного, с медведем он дружил, и был кроток тот перед ним, как овца. Жаль было пустыннолюбному Сергию расставаться со своим уединением; и он опасался, что суровая пустыня будет не по силам желающим жить близ него. Рейтинг: +1 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Оставить свой комментарий