Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 27


Тест

Тест Выгодны ли для Вас распродажи?
Выгодны ли для Вас распродажи?
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Иван Васильевич меняет профессию»!

Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Иван Васильевич меняет профессию»! Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Иван Васильевич меняет профессию»!


В 1973 году, за пять лет до моего рождения, киностудия «Мосфильм» выпустила в прокат фильм-экранизацию пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич».


В том самом 1973 году эту замечательную кинокомедию посмотрели более шестидесяти миллионов кинозрителей.


Сказать, что с тех пор фильм пользуется неизменным успехом у зрителей – значит, ничего не сказать. У фильма ошеломляющая популярность: он от начала и до конца разобран на цитаты, песни из саундтрека к комедии названы бесспорными хитами всех времен. И если я, как и многие представители моего поколения, считаю, что фильм «Иван Васильевич меняет профессию», как и «Девчата», безусловно, можно назвать одним из лучших отечественных фильмов, то это значит, что талант авторов победил непобедимое Время.


Из чего же складывался успех этой замечательной комедии? К моменту выхода на экраны фильма «Иван Васильевич меняет профессию» творческая звезда Леонида Иовича Гайдая уже взошла, уже даже сияла в полную силу, ведь зритель знал режиссера по таким потрясающим работам, как «Пес Барбос и необыкновенный кросс» и «Самогонщики», вышедшим на экраны в 1961 году, а также по «Операции «Ы» и другим приключениям Шурика» и по «Кавказской пленнице», которыми режиссер порадовал Советский Союз в 1965 году.


«Бриллиантовую руку» в 1968 году Гайдай снимал уже как маститый режиссер и любимец миллионов. И трудно сказать, на руку ли была такая слава Леониду Иовичу: с одной стороны, любимцу прощают ошибки, а с другой – уже нельзя снизить планку. Но все удалось, да так удалось, что многие считают комедию «Иван Васильевич меняет профессию» лучшей работой Гайдая.


С тем, что самая лучшая, можно спорить, но то, что одна из лучших – бесспорно. Гайдай всегда мечтал о серьезном кино. Ему казалось, что вот уже в «Кавказской пленнице» он «выговорился» как комедийный режиссер. Но руководству, как всегда, было виднее, поэтому планы Леонида Иовича на постановку булгаковского «Бега» были, мягко говоря, не услышаны. Мечты о Булгакове Гайдай не оставил и вновь вернулся к любимому автору после «Бриллиантовой руки». И поскольку Госкино не выпускало Гайдая за рамки комедии, он взял смешную пьесу того же Булгакова «Иван Васильевич» и превратил ее в шедевр.


Конечно, пьеса Булгакова не была настолько веселой, чтобы из нее могла выйти искрометная комедия – пьеса скорее сатирическая, но Гайдай видел ее по-своему. Поэтому некоторые моменты в тексте пьесы были заменены – часть из-за утраты актуальности, а часть из-за того, что слишком уж язвительным получался сценарий.

Злопыхатели частенько намекали на гнев вдовы Булгакова по поводу безжалостных гайдаевских правок, но они со всех сторон неправы: во-первых, правки не были такими уж безжалостными, а во-вторых, вдова Булгакова Елена Сергеевна премьеры фильма не увидела – она скончалась за пару лет до выхода фильма на экраны. Веселье началось со съемок.


Говорят, съемочный процесс фильма был насыщен разного рода курьезными случаями, поэтому фильм просто обязан был получиться смешным и веселым. Так, к примеру, невольными свидетелями погони на стенах ростовского Кремля (а именно там снимали все сцены в палатах Иоанна) стали члены экскурсионной группы, среди которых были сплошь иностранцы. Естественно, увидав несущихся всадников с самыми настоящими бердышами, иностранцы уже готовы были похвалить размах советского турдела за особую реалистичность подачи и великолепно организованную театрализацию, но крики «Живьем брать демонов!» навели экскурсантов, среди которых было немало эмигрантов-белогвардейцев, на мысль о революции. Знали бы они тогда, какой великолепный фильм снимают на их глазах, они не «свернули» бы так резко осмотр Ростовского Кремля.


А сотрудников музея тогда осенила блестящая идея – использовать яркие образы стрельцов в своей музейной работе. Выпросив у съемочной группы два стрелецких кафтана и два бердыша, работники Музея Ростовского Кремля, кажется, и по сей день встречают экскурсионные группы в таком колоритном виде.


Актеры же тем временем веселились как дети. Практически после каждой произнесенной фразы они заливались гомерическим хохотом, причем хохотали до слез, в результате чего приходилось срочно подправлять грим. Многие «фишки» фильма, кстати, были предложены самими актерами.


Так, например, забавный момент, когда из-под царского платья выглядывают потрепанные сандалии Бунши, предложил сам Юрий Яковлев. А пачку любимых гайдаевских сигарет «Мальборо» в руки своего Милославского вложил Леонид Куравлев. Для полноты хохмы Гайдай снабдил героя Куравлева и ручкой с обнажающейся девушкой, которую ему в подарок привезли из-за границы.


Наталье Крачковской, которая была немного больна и похудела как раз к началу съемок в картине, режиссер назначил личную диету, которая была призвана восстановить былую фигуру актрисы. «Будешь есть на завтрак мясо, на обед – три тарелки борща, а на ужин – оладьи с медом и с маслом» – прописал он Крачковской. Не удивительно, что актриса быстро пришла в нужную форму.


Этушу тоже пришлось несладко: он до жути боялся собаки, которой должен был жаловаться на лестнице. Говоря о пресловутых «трех магнитофонах, трех видеокамерах…», голос Шпака дрожал вовсе не от расстройства. Его честно предупредили, что собака, которая снималась в сцене без намордника, может запросто укусить. Представляете, сколько страху натерпелся бедный Владимир Абрамович?


Несомненно, успеху фильма способствовал и потрясающий актерский ансамбль. Юрий Яковлев с обеими ролями справился блестяще, и сейчас уже трудно себе представить в роли грозного царя и щепетильного Бунши Юрия Никулина, которому роль, собственно, предназначалась.


Почему же великий клоун не снялся в картине? Поговаривали, он считал, что фильму суждено попасть «на полку», а потому не удостоил его своим вниманием, хотя официально он ссылался на жесткий гастрольный график цирка. Мудрое Время, как всегда, расставило все по своим местам и дало всему самые объективные оценки: царь Юрия Яковлева получился таким, каким мы его любим. Актеру очень тонко удалось показать могущественного царя, способного оставаться величественным даже в курьезных ситуациях.


Вот по чьей кандидатуре не было ни раздумий, ни сомнений, так это по кандидатуре Этуша на роль Шпака. После роли Брунса и Саахова Гайдай окончательно убедился в многогранном таланте Этуша, а потому не сомневался, что роль Шпака выйдет у актера блестяще. Так оно и случилось. Шпак Этуша получился совсем не тот, что у Булгакова – интереснее, ярче, «вкуснее» – на мой взгляд (да простит меня Михаил Афанасьевич), лучше.


Поскольку фильм задумывался как еще одна часть эпопеи о Шурике, то, естественно, мы видим на экране Александра Демьяненко. И не его одного: девушка, с которой так трогательно и романтично в «Операции «Ы» Шурик читал один учебник, вышла за него замуж, стала, судя по всему, актрисой и, к тому же, обзавелась другим именем – Зиночка. Этот «ляп» отмечают практически все знатоки фильма, как и множество других, не менее забавных.


Кстати, Наталья Селезнева практически во всех интервью, касающихся комедии «Иван Васильевич меняет профессию», обязательно отмечает, насколько она не похожа на свою ветреную героиню, и та Зиночка, которая в самом финале фильма в очках и без косметики возвращается к мужу, ей гораздо ближе по духу.


Невероятно, но первые пробы юной Наташи на роль «хорошей девочки Лиды» начались с того, что она сорвала с себя платье. Эту историю любил рассказывать сам Леонид Иович. Видя, что девушка пришла скромная и стеснительная, он посчитал своим долгом предупредить ее, что во время съемок сцены в квартире ей придется снять платье. Наташа Селезнева так смутилась, что из глаз даже слезы потекли. Леониду Гайдаю очень нравилась эта девочка, она безупречно подходила на роль возлюбленной Шурика, а потому он решил сыграть на ее самолюбии. «У вас, видно, плохая фигура? Поэтому вы стесняетесь?». «У меня плохая фигура?» – вскричала Селезнева, срывая с себя платье. Вся съемочная группа так и покатилась со смеху. А Селезнева получила роль.


Ну и, конечно, во многом успеху фильма способствовало появление на экране любимца советской публики Савелия Крамарова в роли дьяка Феофана и Михаила Пуговкина в роли Якина.


Последний, кстати сказать, довольно долго оставался, так сказать, «под вопросом». Известные режиссеры возмутились, узнав, что их коллегу будет играть Пуговкин, который славился своим несерьезным, дураковатым амплуа. Г. Чухрай, услышав праведный гнев именитых мастеров кинопленки, расхохотался: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются...» И его слово стало решающим: Пуговкин получил роль, с которой не просто блестяще справился – имя Якина стало чуть ли не нарицательным в киношной среде.


Кстати, Милославский тоже мог получиться совсем иным: на эту роль пробовался Андрей Миронов. Поначалу никто не мог понять, почему Гайдай выбрал Куравлева, но творческая интуиция Леонида Иовича явно не подвела.


А Марфу Васильевну, говорят, Нина Маслова просто «отбила» у Натальи Гундаревой.


А для Натальи Крачковской съемки в фильме обернулись не только славой и всенародной любовью, но и целым рядом нервных потрясений. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика. Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребенка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Все это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала» – рассказывала она о съемках эпизода со знаменитыми «И тебя вылечат, и меня вылечат». А о том, как она чуть не упала с балкона, снимаясь в сцене погони за Буншей-царем, актриса и вовсе предпочитает не вспоминать.


Искрометную речь героя Сергея Филиппова, сыгравшего роль шведского посла, написал сам Гайдай. Тот факт, что шведский посол говорит на немецком языке, а речь его полна несуразностей, возмущал многих критиков, но от этого, согласитесь, фигура посла получилась невообразимо комичной и милой.


Через тернии – к звездам!


Фильм сильно потрепала цензура. Были не только вырезаны многие кадры, которые показались руководству крамольными, что неудивительно, зная вольный стиль самого Булгакова. Были отметены многие кандидатуры актеров, были урезаны расходы на реквизит. Да что там говорить, сам фильм закрывали два раза еще до начала съемок.


К примеру, главный редактор Госкино Сытин считал, что нельзя позволить выставлять дураком Иоанна Грозного. И все попытки Гайдая объяснить, что дураком выглядит не царь, а управдом в образе царя, ни к чему не приводили.


Так, скажем, на вопрос Бунши «За чей счет банкет? Кто оплачивает это изобилие?» Милославский должен был ответить: «Народ, ваше величество». Конечно, такого высокое киношное начальство стерпеть не могло. Не могло стерпеть и того факта, что Иоанн Грозный в качестве места жительства заявлял «Москва, Кремль». Эти слова Гайдай заменил на «царские палаты».


Что же касается реквизита, то и здесь без курьезов и нестыковок обойтись не могло. Знаменитый пир у царя в палатах предполагал изобилие блюд на столах.


Оказалось, что в хлебосольный 1973 год дешевле было использовать для съемок настоящие продукты, нежели изготавливать муляжи. Но поскольку с первого дубля тогда мало что снимали, та самая «икра красная, икра черная» могла влететь в копеечку, тем более, что желающих продегустировать деликатес нашлось предостаточно. Говорят, блюда с икрой даже заливали керосином, чтобы невозможно было ее съесть. И все-таки столы пострадали. Съемочная группа, сделав перерыв на Новый год, пришла 2 января в павильон и увидела абсолютно пустые столы. У кого-то новогодняя ночь явно удалась!


Ошибки, принятые за улыбки.


Фильм, кроме крылатых фраз, пестрит и фактическими ошибками, так называемыми «ляпами». Некоторые из них являются заслугой самого Булгакова, как, к примеру, тот факт, что шведский посол говорит на немецком языке.


Историков особо расстраивает тот факт, что Иван Грозный, родившийся 25 августа 1530 года, называет свой возраст «Тысяча пятьсот тридцать третий от Рождества Христова», хотя должен был сказать «Лето семь тысяч тридцать восьмое от сотворения мира», поскольку реформа летоисчисления была проведена только при Петре Первом в 1700 году.


Кроме того, Михаил Афанасьевич явно «промахнулся» с образом царицы. Та самая Марфа Васильевна, которая кротко опускает очи долу всякий раз, когда к ней обращается захмелевший Бунша, как утверждают историки, была женой Иоанна Грозного всего пятнадцать дней: 28 октября 1571 года Марфа Васильевна Собакина стала царицей, а через пару дней слегла от тяжелой болезни, от которой и умерла 13 ноября того же года.


Да и вообще, вся речь Иоанна Грозного противоречит тому, как говорили во времена его правления. Булгаковский царь довольно свободно владеет русским языком, который сформировался только спустя триста лет после его правления.


А некоторые появились уже в сценарии Гайдая. К примеру, Бунша никак не может разобраться, в какой руке держать скипетр, а в какой – державу, хотя ни того, ни другого во времена царствования Иоанна Грозного еще не существовало, до их появления оставалось добрых сто лет.


Людям исторически подкованным известно также, что тремя перстами на Руси стали крестится после 1653 года, так что Иоанн Грозный, пришедший в наше время из 1571 года, никак не мог крестить двери лифта тремя перстами, разве что с перепугу.


Надо сказать, что знатоки фильма, смакующие каждый его кадр, отмечают массу нестыковок, которые, по большому счету, вызывают только добрую улыбку, как, к примеру, появление в кадре сотрудников милиции, которые выезжают на происшествие на автомобиле ГАИ.


А стрельцы, стреляющие из луков в Милославского и Буншу, вполне могли бы использовать огнестрельное оружие, пищали, которые были к тому времени уже у них на вооружении.


Были ляпы, придуманные и вставленные в фильм специально, что называется, ради смешливой символики. Например, в руках Милославского билеты Госзайма за доли секунды превращаются в облигации.


Говорят, что то, что одна из машин Скорой помощи отъезжает от центрально входа «Останкино», тоже попало в фильм не случайно. Так режиссер намекал на нервную работу телевизионщиков, в связи с чем у телецентра постоянно должны дежурить медики.


Пожизненная слава.


А вот интересно, что случилось бы с царем Иоанном, окажись он в современной Москве? Похвалил бы он современную водку? Ведь, говоря «Ключница водку делала», царь делает комплимент советской алкогольной промышленности, поскольку ключня или Клюшная палата в Сытом дворце Кремля специализировалась на изготовлении «приказной водки» и других настоек специально для Царя-батюшки.


И как повел себя бы современный управдом и современный жулик в средневековой Руси? Хотя, думается, управдомы и жулики с тех пор мало изменились.


Этот замечательный фильм не теряет своей актуальности, а его популярность, кажется, с годами только растет. Когда-то в зарубежном прокате комедия «Иван Васильевич меняет профессию» вышел под названием Ivan the Terrible: Back to the Future» – «Иван Грозный: назад в будущее». Довольно символично, не правда ли? Даже те, кто посмотрел эту замечательную кинокомедию впервые, испытывают ощущение, будто бы видели этот фильм раньше.


Оно и понятно: хитами стали песни из фильма «Звенит январская вьюга», «Маруся» и «Вдруг как в сказке скрипнула дверь», практически весь сценарий фильма разошелся на цитаты и крылатые выражения, а актеры стали мега-звездами.


Честно сказать, писать об этом фильме было крайне сложно. С одной стороны, кажется, все уже сказано, и нечего добавить. С другой – очень хочется сказать, присоединившись тем самым к хору восторженных голосов. Не знаю, найдется ли среди читателей этой статьи хотя бы один, кто не видел этого фильма, но если такие есть, то мой вам совет: срочно посмотрите эту во всех смыслах талантливую комедию. Вы не пожалеете.


Марина Опарина




Jenna   2 ноября 2013   1319 0 2  


Рейтинг: +5








Комментарии:

Руслёна # 2 ноября 2013 года   +2  
Обожаю этот фильм! Недавно смотрела вместе с детьми- это уже прогресс! Они совсем не знают наш сов. кинематограф. Считали его отстоем.)) Но в последнее время мой старший сам стал пересматривать и их подсадил на наши старые фильмы. Смотрят с удовольствием!
fumarola # 2 ноября 2013 года   +2  
Я тоже смотрю с удовольствием, когда в очередной раз этот фильм показывают. На мой взгляд, он у Гайдая - лучший!


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.