Наши рассылки



Люди обсуждают:




Сейчас на сайте:

Гостей: 30


Тест

Тест Тест «Просто модница или уже шмоточница?»
Тест «Просто модница или уже шмоточница?»
пройти тест


Популярные тэги:



Наши рассылки:

Женские секреты: знаешь - поделись на myJulia.ru (ежедневная)

Удивительный мир Женщин на myJulia.ru (еженедельная)



Подписаться письмом





Легко ли быть вундеркиндом?

Легко ли быть вундеркиндом? Легко ли быть вундеркиндом?

Ещё с советской поры в газетах и журналах появляется информация об одарённом ребенке, ставшем в свои 12-13 лет студентом столичного вуза. Но ни одно издание не подумало хотя бы раз вернуться к судьбе этого мальчика, поинтересоваться, как чувствует себя такой ребёнок в обществе, его окружающем, и главное - что с ним стало, когда вырос...


Мечта многих родителей - одарённый ребёнок. «Вундеркинд» -дословно «чудо-дитя». Его основные признаки - любовь к умственному труду и ускоренное развитие умственных способностей. Но кто бы знал, какой ответственный, обязывающий и далеко не всегда радостный подарок природы такое чудо!

Инвалиды общения

Павлику было три года, когда он сам научился делать в уме сложные вычисления, а немного погодя - бегло читать. Читал приключения Винни-Пуха и мамины университетские учебники. В пять лет научил маму вычислять в уме логарифмы (ни в школе, ни в вузе этому не учат - таблицы есть). По самоучителю освоил начала музыкальной грамоты и стал играть по нотам любимые песни. Потом он увидел периодическую таблицу Менделеева и до тонкостей разобрался в её закономерностях. В восемь лет решил сложную физическую задачу. Её показали академику Колмогорову, тот похвалил: «Красивое решение». Но поверить, что её решил восьмилетний мальчуган в уме, по дороге из школы, никак не мог (в Колмогоровской математической школе для одарённых старшеклассников такие задачи были под силу четырнадцатилетним, и то далеко не каждому).


Осознав, что их мальчик вытянул у судьбы особый билет, родители Павлика забеспокоились. С трудом разыскали специалистов, «подпольно» занимавшихся с одарёнными детьми (господствующая в то время идеология лицемерно не допускала не только имущественного неравенства, но и интеллектуального). Тесты показали высокую степень одарённости ребенка, их буквально «зашкалило». Мнение специалистов было однозначно: вероятнее всего, его ждёт судьба учёного и - конечно же -много проблем. Первая из них -обучение по индивидуальной программе.


О таком родители не могли даже мечтать, и в семь лет Павлика отдали в общеобразовательную школу. Первой отметкой, которую он принёс, была... единица. Окрики учительницы, наказания (а ребёнку было просто скучно, и он занимал себя своими «делами»), насмешки одноклассников: ведь он был не такой, как они...


В то ещё недавнее время всеобщей уравниловки власти категорически отказывались создавать школы или хотя бы классы, где одарённые дети обучались бы по специальной программе: ребята, мол, поймут свою исключительность, а это непедагогично. Тогда существовали лишь немногочисленные физико-математические классы для старшеклассников. Но одарённость часто проявляется очень рано, ещё до восьми лет, а высокая одарённость - и того раньше.
Поскольку не было других вариантов, то в обычных школах (не в каждой) практиковался перевод вундеркинда через класс, два или три. Перейдя из первого класса в четвёртый, Паша сразу стал отличником: программа четвёртого класса ему подходила больше, хотя тоже была «мала». Но тут же возникла проблема общения. Из-за разницы в возрасте таким детям трудно с одноклассниками и физически и психологически. Они становились как бы «инвалидами общения». «Ребята меня гонят, я не знаю их правил», - всхлипывал маленький Паша.


Видя переживания ребёнка, родители старались занять его спортом, искали «товарищей по несчастью». И находили. Встречались, дружили семьями; как круги по воде, от одной семьи к другой передавалось, какие книги полезно прочесть, какие педагоги полуподпольно набирают в свои классы одарённых. Дети побеждали на математических и прочих олимпиадах, в 12, 13, 14 лет на «отлично» заканчивали школу, поступали в вузы. Порой о таких писали в газетах: «Студент в красном галстуке...»


Как сложилась судьба Павла? В 15 лет он поступил в университет, в 18 - в аспирантуру. Учился легко, увлечённо. Но природа, одаривая человека высокими умственными способностями, включает его в «группу риска»: такие люди чаще болеют. Павлу жестоко не повезло. Он оказался в числе несчастливого процента, установленного природой, - безжалостной расплаты человечества за то, что оно умнеет. С высоты успеха он сорвался в душевную пропасть. Неадекватная система образования, неполноценность общения, непонимание общества (эти вундеркинды такие странные и неудобные!) усугубили боль. Чудо закончилось для несчастной семьи глубокой трагедией.


В больнице Кащенко умеют притуплять душевную боль. Что ещё надо? Руки-ноги целы, высокий интеллект сохранился, есть хорошее образование. Но работать невозможно, ключ к великолепному инструменту мышления потерян. Ужасная болезнь сопровождается быстрым разрушением физического здоровья. Пашина мама стала обзванивать знакомых психологов, родителей таких же вундеркиндов: а как у них? Может, что-нибудь посоветуют? Оказалось - у всех по-разному. Кто-то тоже заболел. Очень талантливый Миша покончил с собой. А вот Алёша стал выдающимся программистом, известным во всём мире. Даня учится в аспирантуре в США у нобелевского лауреата. Костя преподаёт в школе для одарённых... Большинство получили хорошее образование, научную степень. Но у каждого болезненные проблемы: не у всех задалась карьера, не складывается личная жизнь...


«Синдром бывшего вундеркинда» - так психологи называют специфический невроз, который выражается в болезненном самолюбии, желании постоянно демонстрировать свои способности, непрерывно самоутверждаться. «Талант - это поручение от Господа Бога», - сказал поэт Евгений Баратынский. И главная причина невроза, о котором идёт речь, - трагическое несовпадение желания и возможности выполнить это «поручение», может быть, единственно важное на Земле.


Да, их жизнь в постоянной опасности. Природа, щедро одарив разумом, нередко забывает дать шанс удержаться в равновесии с обыденным миром - и происходит обрушение в болезнь. Продолжительность жизни людей творческих, художественных профессий (художников, писателей, музыкантов, артистов) в среднем на 14 лет меньше, чем обычно. К такому выводу пришёл в результате многолетних исследований американский психиатр профессор Джим Фоулз. Чем выше одарённость, тем хуже прогноз. Самый плохой прогноз у гениальности. Гении - мученики, расплачивающиеся за прогресс человечества: Сократ, Джордано Бруно, Галилей, Ван-Гог, Николай Вавилов...


Жизнь таких мучеников интеллектуального совершенства нелегка и порой трагична: весьма редко общественное признание приходит при жизни, преследуют тяжелые стрессы, депрессии, велик риск душевных заболеваний (в 7-8 раз выше, чем в норме).


Гении-душевнобольные в разные эпохи создавали творческие шедевры. Гоголь, Врубель, Нижинский, Ван-Гог, Гаршин, Достоевский... - перечисление можно продолжить. Парадокс, но именно такие люди помогают обществу осуществлять прорыв в науке и искусстве. Нестандартно мысля, они способны почувствовать и сформулировать нечто, недоступное обычному разуму, возможно, потому, что они свободны от социального давления, от общепринятых прописных истин. Расплата за эти взлёты тяжела невыносимо. И расплачивается не общество, а гениальный одиночка. Они неудобны всем и самим себе. Они одиноки и очень ранимы. Они ближе всех к истине (это из «Ностальгии» Андрея Тарковского), но их часто не понимают. У нас на слуху гениальная формула - «горе от ума». Её автор «бывший вундеркинд» Грибоедов знал, о чём говорил. Хотя ум - это лишь одно из слагаемых высокой одарённости.


Есть ещё и хрупкая, плохо поддающаяся количественному учёту и тестированию творческая одарённость. Её можно просто не заметить. А можно заметить и, испугавшись, попытаться затормозить, вогнать ребенка в обычные рамки. Это тоже трагичные варианты: невостребованность дара может вылиться в драму, болезнь.


Другая опасная ошибка - стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие вполне обычных детей. Есть многочисленные примеры, и они печальны... Впрочем, обычный ребёнок тоже имеет шансы стать выдающимся. Побольше труда, немного удачи и главное -благоприятные условия, доброжелательное отношение общества. И всё же уровень, качество его умственного труда будут несравнимы с теми, кого выбрала природа нести поручение от Господа Бога.


Шизоид, шизик - в просторечии обидные, припечатывающие приговор слова. Да, есть люди бесспорно странные, с необычным внутренним миром, необычными способностями. Они странно говорят, неловко двигаются, не умеют приспособиться к обыденной действительности. С детства их дразнят и унижают. А между тем шизоиды - превосходный материал для творческой одарённости. Несмотря на созвучие с названием болезни - шизофрения, - они не больны. Они просто по-другому устроены и не способны приспосабливаться, контактировать с людьми, много зарабатывать. Они не такие, как все, порой в чём-то лучше.
Шизоидность часто встречается среди интеллектуально и творчески одарённых людей. Явными шизоидами были Николай Гумилёв, Велемир Хлебников, Осип Мандельштам, Владимир Набоков,
Дмитрий Шостакович, Иосиф Бродский, Борис Пастернак... Часто встречаются шизоиды среди математиков, реже - среди более конкретных физиков.



Почём гениальные мозги?

Высокая одарённость, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Поданным выдающегося российского генетика В.П. Эфроимсона, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, развивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Цифры весьма условные, но порядок чисел, видимо, достаточно отражает истину.


Природа в стремлении сделать ещё совершеннее своё любимое детище - Homo sapiens - экспериментирует, пробует, порой ошибается. Но носители этих отклонений - именно те дрожжи, на которых всходит прогресс человеческой цивилизации. Как не просмотреть этот редкий дар?


По данным известного детского психолога, лауреата Государственной премии Виктории Юркевич, к четырём годам ребёнок обнаруживает 50 процентов тех интеллектуальных способностей, которым суждено проявиться, к шести - 70, а к восьми - 90. Именно в этом возрасте можно выявить одарённость. И создать ей особые условия.


Интеллект, творческие способности - главное национальное богатство. Это давно поняли японцы, которые дорожат своими одарёнными детьми и не жалеют средств на их обучение и развитие. В Израиле существует эффективная система обучения одарённых, и она является государственным секретом. В США создана действенная система поощрения и развития одарённости. Неслучайно так называемый «brain drain» («утечка мозгов») направлен в основном в сторону Соединенных Штатов.


История человечества накопила достаточно статистического материала, из которого следует, что вундеркинды - большая ценность для общества.
Гениальный Моцарт уже в три года выступал с концертами. В изданном в Англии «Словаре национальных биографий» из 1030 упомянутых великих людей 292 выросли из бесспорных вундеркиндов. И лишь 44 из этих 1030 вундеркиндами не были (значит, остальные с немалой долей вероятности всё же ими были). Из 64 выдающихся английских художников и музыкантов 40 в детстве проявили себя как вундеркинды. Во Франции, по статистическим подборкам, из 287 великих людей 231 показал яркую одарённость в возрасте до 20 лет. В США проследили судьбу 282 одарённых детей,
105 из них добились в жизни заметных достижений.


Увы, по России таких точных данных нет. Но вспомним A.C. Грибоедова, в 11 лет поступившего в Московский университет, блестящего поэта, композитора, знавшего немало языков. Выдающийся физик Л.Д. Ландау стал студентом в 13 лет. Вундеркиндами творческого типа были Михаил Лермонтов, Александр Батюшков, а из ныне живущих - Андрей Вознесенский.


«Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо», - сказал великий Дидро. Иначе говоря, неправильное воспитание, стандартное обучение, отсутствие индивидуального подхода делают своё дело. Гениальность не состоялась, из одарённого ребенка вырастает закомплексованный, неконтактный, с тяжёлым характером неудачник. Правда, есть и другой, облегчённый вариант несостоявшейся одарённости: человек беспечный, не умеющий трудиться, плывущий по течению, живущий по линии наименьшего сопротивления.
Самый благоприятный вариант -так называемая нормальная одарённость. Специалисты называют её высокой нормой, когда природа наделила счастливчика всем необходимым: и высокой способностью к обучению, и хорошей адаптацией к внешним условиям, контактностью, общительностью, физическим здоровьем, а главное -хорошим воспитанием. Про таких говорят: «Брось счастливчика в воду - и он выплывет с рыбой в зубах». Дай им Бог ещё больше удачи!


Вундеркиндов, прошедших ясли и детский сад, практически не встречается. В этом нежном возрасте очень важна роль любящей матери. Проявится ли в дальнейшей жизни врожденная одарённость ребенка, отчасти зависит и от судьбы, но всё-таки в первую очередь - от общества: нужны ли ему его таланты?
А вместе с тем родители одарённых детей и педагоги испытывают неимоверные трудности в их воспитании и обучении. Некоторые подвижники-родители обучают таких детей дома. Это спасает ребенка от неизбежного в школе невроза, но обрекает на одиночество.


«Из меня получился нелюдимый и неуклюжий подросток с весьма неустойчивой психикой», - пишет о своей жизни «чудо-ребёнка» в книге «Бывший вундеркинд» создатель кибернетики Норберт Винер, которого обучал школьным и внешкольным премудростям отец, имевший гуманитарное образование. Самое удивительное, что ему удалось поставить один из немногих успешных экспериментов такого рода: хотел вырастить одарённого ребенка, и вырастил его. Но какой ценой? Сделал ли отец своего ребенка счастливым?

Н.Коновлева

"Наука и жизнь"



Jenna   9 ноября 2013   831 0 3  


Рейтинг: +6








Комментарии:

Руслёна # 9 ноября 2013 года   +1  
Печальные факты... У меня дочь подавала большие надежды стать именно таким ребёнком. Я сама не дала. Такое тоже возможно. Права или нет- не знаю, но мне спокойнее с обычным ребёнком. Всё, чему надо вылезти- вылезет в своё время.
lileawait # 9 ноября 2013 года   +2  
Вообще-то это преступление - зарывать талант в землю.
Руслёна # 9 ноября 2013 года   +1  
НУ вот такая я преступница...))


Оставить свой комментарий


или войти если вы уже регистрировались.