Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Чародеи»!
Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Чародеи»!
Я долго не решалась написать о фильме «Чародеи», потому что очень трудно писать о том, что все вокруг знают практически наизусть. Ну чем можно заинтересовать читателя в связи с этим фильмом? Вроде бы, уже все самые интересные истории со съемок рассказаны, о том, как сложились жизни всех, кто участвовал в создании картины, известно. Но написать очень хотелось, потому что если уж рассуждать о том, какие отечественные фильмы можно назвать лучшими, то фильм «Чародеи», несомненно, попадает в этот список. В масштабах всенародной любви ему равных мало. Тургенев? А, «Каштанка»… На этот счет хорошо сказал Борис Стругацкий: «Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения. Кроме того, невозможно не учитывать того простого, но весьма существенного обстоятельства, что на протяжении множества лет этот мюзикл РЕГУЛЯРНО и ЕЖЕГОДНО идет по ТВ под Новый Год. Значит, нравится. Значит, народ его любит. Значит, – есть за что…». Как и положено киношедеврам, фильм «Чародеи» моментально растащили на цитаты, причем большинство из них так прочно вошли в нашу жизнь, что некоторые даже удивляются, что это цитата из книги, а не народная поговорка. Интересно, сколько советских кинолюбов бросились листать книги братьев Стругацких в поисках произведения «Понедельник начинается в субботу» после выхода фильма «Чародеи»? И хотя в окончательном варианте сценария мало что осталось из книги, кроме названия НИИ ЧАВО и пары персонажей, судьбы произведения Стругацких и фильма переплелись очень тесно: половину советских граждан просмотр фильма привел, в конце концов, в библиотеку или читальный зал, а вторую половину чтение книги привело в кинотеатр. У нашей Алены Игоревны лицо типическое. Типическое-типическое... Алена Игоревна получилась такая, какая надо – настоящая обаятельная и современная ведьма. Сейчас кажется, что о другой кандидатуре и речи быть не могло, но утверждение Александры Яковлевой на эту роль проходило не совсем гладко. Сначала для роли Саниной пригласили Алферову, и этот выбор был более, чем логичен: в то время Ирина Алферова считалась эталоном женской красоты, причем не только на советском телевидении. Но помимо красоты, которой у Алферовой было даже чересчур, Алена Санина должна была иметь во внешности что-то «ведьмовское», «демоническое». Так что ангельская внешность Алферовой здесь была, мягко говоря, неуместна. По этой же причине на роль не взяли Елену Цыплакову (помните очаровашку Кэтти из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»?) и Елену Проклову, во внешности которой демонического тоже мало. Ирина Муравьева, казалось бы, буквально создана для этой роли… Но тут вмешался возраст – актриса оказалась значительно старше своей героини. Константин Бромберг, режиссер фильма, наверное, в первый и последний раз в жизни вынужден был отказать стольким красивым женщинам: Белохвостикова? Нет! Слишком аристократична! Коренева? «Я очень хотел с ней поработать, но на пробах убедился, что она замечательная актриса, правда, к сожалению, не для нас…» – вспоминал режиссер. А вот Александру Яковлеву утвердили сразу же, но подыскать ей достойного «Иванушку» оказалось делом очень нелегким. Он проходимец, и ноги у него кривые! Работая над сценарием, Стругацкий видел только одного «Иванушку» – Альберта Филозова. Почему? Кто их, гениев, разберет… Режиссер больше склонялся к кандидатуре Олега Янковского, но он, как и Ирина Муравьева, оказался слишком взрослым для этой роли. Казалось бы, идеально подходит «Арамис» всея Руси Игорь Старыгин, но рядом с яркой Александрой Яковлевой его утонченная красота несколько терялась. А вот Михаил Боярский, его киношный друг, наоборот, мог своей пышущей красотой перекрыть образ главной героини. Ивар Калныньш был слишком экзотичен для русского Ивана, а при взгляде на мужественное лицо Николая Еременко, всем становилось очевидно, что этот «Иванушка» долго со всеми чародеями чикаться не будет – разнесет НУИНУ и увезет невесту, так что «кина» может не получиться. После многочисленных проб, ссор и споров, на роль наконец-то утвердили… Сергея Проханова. Воодушевленный Проханов блестяще отработал с Александрой Яковлевой первый съемочный день! И всем стало ясно, что на эту роль он категорически не подходит. Ну, кого еще попробовать? Игоря Костолевского пробовали и в паре с Прокловой, с которой он шикарно смотрелся в кадре, и с его женой Еленой Романовой, но слишком уж академичен он был для легкого новогоднего телевизионного мюзикла. «Иванушка» должен быть более динамичным, авантюрным, что ли. Константин Бромберг как-то признался: «Костолевский – герой-любовник, но не экшн. В нем скорее некая вальяжность, барственность, потому предпочтение отдали динамичному Абдулову, очень понравившемуся Александре Яковлевой; с ним у нее сразу иное действо шло... Правда, Александр был сильно занят, выручило нас то, что «Чародеев» снимали на телецентре ночью». У Александра Абдулова, играющего в театре, посещающего репетиции, а также снимающегося одновременно в четырех картинах кроме «Чародеев», времени на сон не оставалось. Мало того, что Александр Абдулов занят, так его еще и категорически отказывались утверждать телевизионные начальники. Именно поэтому первые съемочные дни проходили без него, хотя снимали сцены с участием главного героя. Так, к примеру, мчащаяся под звуки песни «Три белых коня» и Ванину трубу тройка везла дублера Абдулова, а крупные планы к этому эпизоду снимали гораздо позже. Конечно, съемочный процесс не обошелся без интересных, забавных и не очень, историй. Одним из самых ярких символов получившихся «Чародеев» Константин Бромберг назвал пару Ковров-Брыль в исполнении Виторгана-Светина. При взгляде на этих замечательных двоих кажется, что сценарий писался персонально под них. Меж тем, по поводу кандидатов на роли «волшебников» среднего звена разгорелись целые дебаты, которые чуть было не вылились в очередной гайдаевский шедевр. Как? Очень интересно получилось. На роль Коврова до Эммануила Виторгана пробовали и Георгия Буркова, которого забраковали как несоответствующего стилистике фильма, и Андрея Миронова, который мог бы создать этакого Коврова-ловеласа, что тоже в планы режиссера не входило. Стеблов, Мартынов, Смехов – все эти кандидатуры были отметены в пользу Виторгана. А вот с ролью Брыля было даже сложнее. Напарник Коврова должен был быть академически антитезен, ярок и вызывать умиление. На эту роль пробовали Михаила Боярского, который не был готов к столь характерному образу, к тому же, мечтал о другой роли в этом же фильме. Пробовался на роль Брыля и Спартак Мишулин, Олег Анофриев шикарно подходил по своим вокальным данным. Но все-таки режиссер остановился на кандидатуре Юрия Никулина, и вряд ли нужно объяснять, почему именно. О том, что произошло дальше, рассказывал сам режиссер Константин Бромберг газете «Комсомольская правда». «Приглашать гайдаевского персонажа Никулина ездил я лично. К предложению он отнесся хорошо. Сказал: «Ну что ж, давай попробуем, но я не могу выпадать из моей команды Вицина, Моргунова. Может, найдутся у тебя роли для них?» Но тогда я бы шел по «тропе Гайдая»!». А еще режиссер рассказал о том, как совершенно случайно увидел, как стоят и общаются перед пробами Виторган и Светин. «…Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешно... Безусловно, они – классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института». План по валу! – Вал по плану! Но для Георгия Вицина роль в картине все же нашлась. Его голосом говорил говорящий кот, который, как выяснилось после монтажа, молчал всю картину и только в финале промурлыкал победное «Урра!» вицинским голосом. Первоначально роль кота была гораздо многословнее, но ее не пощадила цензура. Она, родимая, вырезала, к примеру, такой искрометный диалог кота и Ивана: Кот: Ну, иди же, поцелуй ее! Иван: (топчется на месте) Я боюсь… Кот: Боже мой, ну совершенно утратили естественные инстинкты! Великий комик плакал, когда узнал, что кота «зарезали», опасаясь того, что зритель проведет параллели между ним и булгаковским Бегемотом. Кстати сказать, на роль кота кандидатуры отбирались не менее жестко: восемнадцать котов всех мастей пробовали на эту звездную роль, в том числе и питомцев Уголка имени Дурова, но выбрали того, который, откушав сметанки, интенсивнее всех облизывался, что было очень похоже на артикулирование. Интересна также роль Семена Фарады, который буквально «раздул» ее из эпизодической. Вместо того, чтобы ограничиться в кадре четырьмя фразами, Гость с Юга Фарады благополучно потерялся в коридорах института, а также произнес несколько ставших крылатыми фраз: «Боже, как я похудел!», «Здесь были люди – я их найду!», «Ну кто так строит, кто так строит?» и «Каждый заблуждается в меру своих возможностей». На мой взгляд, совершенно шикарен в фильме Валентин Гафт, который, играя пылкого влюбленного, на самом деле, не мог даже находиться с Александрой Яковлевой на одной съемочной площадке из-за обоюдной антипатии. Специалисты по монтажу совершали настоящие чудеса, соединяя в кадре отснятых по отдельности актеров. Однажды Алена и Сатанеев все же встретились в одной студии на озвучивании и помирились, даже обнялись на прощанье, расставаясь как друзья. Очень яркой и типажной получилась директор НУИНУ Шемаханская в исполнении Екатерины Васильевой. На роль претендовали и Алиса Фрейндлих, и Наталья Гундарева, и Маргарита Терехова, и у каждой из них могла бы получиться шикарная доктор волшебных наук, но именно Васильева подарила нам ту самую Шемаханскую с жестким и бездонно романтичным взглядом, которую мы полюбили. А может, колданешь их с глаз долой подальше, пока никто не видит? На съемках волшебного фильма не обошлось без волшебства. В произведении Стругацких «Понедельник начинается в субботу» здание научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства представляло собой низенькое приземистое здание, которое изнутри оказывалось многоэтажным современным строением. В сценарии этот момент упустили, но здание телецентра Останкино, в котором происходили съемки, проявило себя с прямо-таки мистической стороны. Заплутав в многочисленных коридорах Останкино, режиссер Бромберг неожиданно для всех наткнулся на восьмипролетную мраморную лестницу. «По проекту она должна была находиться за стеклянной стеной, быть на всеобщем обозрении и выводить на улицу. Однако во время спешной стройки (центр строился к Олимпиаде-80) про лестницу все забыли и «спрятали» ее вглубь здания как нефункциональную. Мистика в том, что я ее обнаружил! Мало того, в подвале под лестницей оказался замурованным бульдозер, который тоже забыли. Позже его разобрали и вытащили по частям, но не весь – иначе пришлось бы ломать стену» – рассказывал режиссер. Он также любил рассказывать о посещении места съемки настоящим НЛО. Этот случай подтверждал и Семен Фарада, который первым увидел объект. Непредставительный какой-то, хлипкий! – Так он же музыкант, а не грузчик! Своим успехом этот замечательный советский телемюзикл, несомненно, обязан песням, которые, однажды прозвучав с экрана в 1982 году, стали хитами, не утрачивающими своей популярности до сих пор. «Три белых коня», «Снежинка», «Ведьма-речка»… Евгений Крылатов, работавший над музыкой для «Чародеев», кажется, создал идеально новогодние песни, которые наполняют душу зимним настроением и предвкушением новогодних чудес. Не многие знают, что в фильме звучат голоса Ирины Отиевой, Ольги Рождественской, Леонида Серебренникова и Ларисы Долиной, но многие песни поют сами актеры – Александр Абдулов, Михаил Светин, Эммануил Виторган. До сих пор на устах и, более того, разошлись на цитаты, песни «Про костюмчик» («Главное, чтобы костюмчик сидел»), «Серенада» («Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь»), «Колыбельная вагонного», «Подойду я к зеркалу», «Загадка женщины» и замечательная песня «Представь себе», которая стала настоящим гимном всех влюбленных восьмидесятых. Все эти замечательные песни были написаны на стихи Леонида Дербенева, который был настолько поглощен созданием текстов к песням, что переделывал их помногу раз, оттачивая каждую фразу. Однажды, обсуждая с режиссером очередное четверостишие, Дербенев дошел до самого Белорусского вокзала в тапочках и без куртки по дождливой осенней погоде. Тут без высшего образования до всего своим умом доходишь! Конечно, сказать, что фильм «Чародеи» пользовался и пользуется успехом у телезрителя – ничего не сказать. Армия поклонников фильма растет не по дням, а по часам. Но есть и те, кому фильм категорически не нравится. Часть из них являются поклонниками творчества Стругацких, а потому считают, что столь вольное обращение с «нетленкой» непростительно. Остальные же просто считают кино низкопробным, бульварным, не заслуживающим внимания вообще. Я очень люблю этот фильм. В нем играют замечательные актеры, большинства из которых – Александра Абдулова, Романа Филиппова, Евгения Весника, Георгия Вицина, Семена Фарады – уже с нами нет. В фильме романтичный и легкий сюжет, который помогает каждому зрителю понять, что даже сказку порой нужно создавать исключительно своими руками, своими чувствами, своей душой, а иначе никакой волшебник не поможет. В фильме звучит замечательная музыка, песни, у которых гениальные тексты и потрясающий чистый вокал. Я люблю этот фильм, потому что после его просмотра начинаешь верить, что с двенадцатым ударом часов в новогоднюю ночь, если на твоей ладони не растает снежинка, то самые сокровенные желания обязательно исполнятся. И от этого на душе становится легко и здорово. Марина Опарина Рейтинг: +4 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
Я читал книгу намного раньше, чем смотрел фильм. Это была вообще одно время моя любимая книга (наряду с "Мастером и Маргаритой"). И я был удивлен, насколько отличается эта экранизация Стругацких от "Сталкера" Тарковского, вообще насколько она (на мой взгляд, конечно) соответствует духу произведения, хотя снята по мотивам, и острая сатирическая проза превратилась в легкий мюзикл... Пока не увидел в титрах, что собственно сценарий написан самими авторами .
Как будто это помогло! Все равно все, кто читал Булгакова, сразу провели эту параллель... как и в фильме "Иван Васильевич меняет профессию", где черный кот говорит: "Чао!"
Мне кажется, именно это обстоятельство помогло создать такой непередаваемый оттенок "любви по привороту" - когда и жертва страсти, и объект, на самом деле ненавидят друг друга - за ту зависимость, в которой друг от друга находятся, но принуждаемые колдовской силой, вынуждены вступать в какие-то отношения.
Вообще я сразу полюбил этот фильм и за обожаемый мною сюжет, и за обожаемых актеров. И автоматически мгновенно провел параллели. Виторган - Роман Ойра-Ойра, Абдулов - Привалов... и, конечно, двуликий Янус в юбке - моя любимая Васильева! А ее секретарша у меня сразу почему-то соединилась с образом "молоденькой ведьмочки Стеллы" .
Фильм - шедевр, алмаз. А великолепные бессмертные песни сделали его граненым бриллиантом.
Оставить свой комментарий