Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Балет танцует скорби вальс... памяти Екатерины Максимовой
Узор, написанный рукой природы,
Где непонятна тайна мастерства, Где все цветы земли в лазури небосвода – Живое чудо в форме божества. Ты – легкая, но с грузом всей Вселенной. Ты – хрупкая, но крепче нет оси. Ты – вечная, как чудное мгновенье Из пушкинско-натальевской Руси. Валентин Гафт "Екатерине Максимовой" Она считала, что "неважно, где танцевать, — важно танцевать". Не ждала самых выгодных предложений, не требовала наилучших условий, отказывалась или пыталась отказаться от многих ролей, которые все вокруг считали прорывом, за что заработала себе прозвище «Мадам Нет». "Наверное, это в силу моего характера, в силу моей неуверенности", - говорила Екатерина Максимова. "Когда мне что-то предлагали, я всегда сначала говорила: «Нет, я этого не смогу». Слава Богу, что вокруг меня были люди, которые вселяли в меня эту уверенность, заставляли меня что-то делать и поверить в себя. И вот тогда что-то рождалось". "Галатея" "Старое танго" "Анюта" Она всегда оставалась очень скромным, почти неуверенным в себе человеком. А была прославленной балериной!.. С триумфальным успехом танцевала на лучших сценах мира. Ей рукоплескали и кидали на сцену охапки цветов зрители "Ла Скала" и "Метрополитен-опера", "Гранд-опера", "Ковент-Гарден" и "Колон". Знаменитые хореографы мира ставили для нее балеты. У Мариса Бежара в балете "Ромео и Юлия" она танцевала трагическую Юлию. Потом ее завалили письмами: «мы вас уважали, а вы показываете то, что можно себе позволить лишь в постели!» Впрочем, время все расставило на свои места, и сейчас уже никто сомневается, что она - гениальная балерина двадцатого века! У Ролана Пети в "Голубом ангеле" она была жестокой Розой. Леонид Мясин поставил "Парижское веселье", а Беппе Менегатти - "Нижинского". Максимова и Васильев в балете "Ромео и Юлия" Мориса Бежара Репетиция с Морисом Бежаром Максимова, Васильев, Бежар... "Великая балерина"..., "чудо природы"..., "олицетворение музыки"..., "радость в искусстве"..., "самая интеллигентная и самая деликатная балерина наших дней"..., "лучезарное дарование"... Все это говорили об Екатерине Максимовой. Она обладала изысканным изяществом и точным чувством стиля. Еще ее называли "великой молчуньей Большого театра". Она никогда не участвовала в интригах и склоках главной сцены страны. Была интеллигенткой, каких мало. Ее прабабушка была двоюродной сестрой Сергея Рахманинова и родной сестрой композитора Александра Зилоти, дедушка, Густав Шпет - известный философ, переводчик Гегеля, Диккенса и Байрона. В детстве маленькая Катя мечтала стать летчиком или кондуктором. Но в девять лет попала в театр и поняла: будет только балериной! Судьба щедро одарила ее наследственными генами. У нее были великие педагоги. Сначала Елизавета Павловна Гердт, знаменитая прима Императорского театра, чей отец был первым танцовщиком великого балетмейстера Мариуса Петипа. "Это большая, великая школа. Это великая культура. Это изумительный человек, профессионал высочайшего класса. То, что я к ней попала, - это счастье", - признавалась Екатерина Максимова. Потом - непревзойденная Галина Уланова - учитель и друг. Именно она выпускала на сцену молодую Катю. Она передала ей, как потом напишет сама Галина Сергеевна на памятной статуэтке, "все, что у нее было". Великая Уланова со своей ученицей Галина Уланова помогает юной Кате Максимовой готовиться к выходу в "Золушке" (1965) Обаяние маленькой девочки покоряло всех педагогов, но тревожил характер. Она была обидчива и строптива и доставляла учителям массу неприятностей своим непослушанием и дерзостью. Однажды капризную Катю поставили в пару с Володей Васильевым - она танцевала, отвернувшись от мальчика, а то и дразнила его. "С годами пройдет", – сказала Елизавета Павловна Гердт. И действительно, "с годами прошло". Катя Максимова стала женой Володи Васильева. Они вместе танцевали выпускной спектакль, вместе были зачислены в труппу Большого театра, вместе выходили на аплодисменты в Москве, Париже, Нью-Йорке, в один день получили почетное звание народных артистов СССР. Молодая пара... Счастливая... На гастролях в Лондоне, 1965 год Работа... Отдых... У нее была серьезная травма позвоночника после неудачной поддержки. Несколько месяцев больницы, никакие болеутоляющие не могли облегчить ее состояние. Доктора утверждали, что о балете ей придется забыть. Но через год благодаря таланту врачей, собственному упорству и силе воли балерина вернулась на сцену. И вновь танцевала Жизель… "Жизель" Адана Первый ее выход был встречен овациями. Да какими! Музыки просто не было слышно. Зато потом публика следила за каждым ее движением затаив дыхание! "Было ли у меня желание бросить балет?! Знаете, оно у меня возникало каждое утро. Когда я просыпалась, то говорила: «Господи, зачем мне это надо?!» Я вставала, и нужно было идти в класс", - признавалась балерина в одном из своих последних интервью. Но она так и не нашла в себе силы бросить танцевать… "Дон-Кихот", Китри "Спящая красавица", Аврора Небольшого роста, идеально сложенная и удивительно пластичная, необычайно артистичная «обладательница самых точеных ножек и самых лучистых глаз Большого театра» Максимова доказала, что ее возможности безграничны - она с одинаковым блеском исполняла и классические, и современные партии. Она была наделена способностью, подчиняясь партнеру, вместе с тем сохранять и свой собственный неповторимый «голос». "Госпожа Максимова хорошенькая и очень женственная" - так о ней писала восторженная западная пресса в начале шестидесятых годов , когда Большой выезжал на гастроли. "Каждый спектакль - полет", - признавалась великая балерина, - "Иногда, когда было много спектаклей, когда действительно устал, все болит, ты где-то за кулисами стоишь и думаешь: "Боже мой, ну куда я пойду?! Я не могу ничего сделать!" И вот музыка играет - ты влетаешь на сцену, и все заканчивается. Ты забываешь, что у тебя болит, что у тебя что-то случилось. Ты забываешь обо всем. Ты здесь, на сцене". На вручении национальной премии журнала "Балет" "Душа танца" Она блистала и царствовала на сцене невероятно долго для балерины - больше сорока лет. "Танец - это жизнь моя. Это выражение эмоций, выражение чувств. Это музыка. В балете есть что-то такое... Словами можно сказать: "Я тебя люблю". И все это говорят много раз в жизни. Но что-то стоит между строк". Великое искусство танца - передать то, что невозможно выразить словами. Вероятно, поэтому Екатерина Максимова так не любила давать интервью, а желающим узнать о ней побольше советовала прочитать свою книгу "Мадам Нет". Это не мемуары. Это книга об искусстве: откровенная, честная, временами трагичная. Жизнь всенародно любимой Катюши предстает в ней отнюдь не в безоблачном свете. Но балерина никого не обвиняет и не разоблачает. Это интеллигентное, тонкое, умное повествование - такое же, как сама героиня. Сейчас, когда "Мадам Нет" нет больше, стоит перечитать эту книгу с особым вниманием... В этом году ей исполнилось семьдесят. Никто и не думал, что это последний день рождения в ее жизни. Несмотря на постоянную боль, причиняемую ей старыми балетными травмами, выглядела она как королева! Сегодня ее ждали на репетицию в театр "Кремлевский балет", но она не пришла. Екатерины Максимовой не стало... Фуэте Все начиналось с Фуэте, Когда Земля, начав вращение, Как девственница в наготе, Разволновавшись от смущения, Вдруг раскрутилась в темноте. Ах, только б не остановиться, Не раствориться в суете, Пусть голова моя кружится С Землею вместе в Фуэте. Ах, только б не остановиться, И если это только снится, Пускай как можно дольше длится Прекрасный Сон мой – Фуэте! Все начиналось с Фуэте! Жизнь – это Вечное движенье, Не обращайтесь к Красоте Остановиться на мгновенье, Когда она на Высоте. Остановиться иногда На то мгновение – опасно, Она в движении всегда И потому она прекрасна! Ах, только б не остановиться… Сергей Бирюков Екатерине Максимовай Для меня, для той, кому путь в балет был заказан с детства, она была будто воплощенной мечтой... всем тем , чем не стала я... А ее роман с балетом и мужем на всю жизнь - яркое опровержение всех этих новомодных теорий. Красавица, человек и Женщина. Я буду помнить... Рейтинг: +20 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
сначала он мне дарил цепи золотые и был зайка, а потом перестал зарабатывать и стал бяка, а второй вообще...
или была еще про двух то-ли мужей, где один ее на свадьбе в карты проиграл а потом они оказались любовниками. у меня желудок от такого наружу просится!
а то, что танцуешь - это здорово!1
Екатерина Максимова и мой кумир, женщина на которую можно смотреть ВЕЧНО и ВЕЧНО стремиться идти вперёд!
А их семейное единство с Васильевым - ЕДИНЕНИЕ ДУШ на ВЕКА!
Часто размышляю как он теперь дышит без неё и именно для него её уход самое тяжёлое испытание...
Благодарю тебя, Мафия, от всего сердца.
Оставить свой комментарий