Регистрация!
Регистрация на myJulia.ru даст вам множество преимуществ.
Хочу зарегистрироваться Рубрики статей: |
Поэтессы век недолог
Моим стихам, написанным так рано…
М. Цветаева Акварель радуги над фонтаном Зеркальная струя в центре Харькова. Много лет перламутр его брызг окропляет место встреч любителей поэзии и литературы. Здесь в тени старых лип нередко просушиваю творческий порох и я. Приятное общение, декламирование горячих стихов, песни под гитару, дружеские рукопожатия. Но несколько часов безмятежного общения слегка омрачают два унылых обстоятельства: возраст дам и заурядность их новых стихов. Вслушиваясь в сухие голоса, я вымучено улыбаюсь, вспоминая откровения скандально известного академика: «…мне же известны две непререкаемо отвратительные вещи - надежда в глазах старика и скверные стихи». Однажды я попросил двух почтенных поэтесс прочитать что-нибудь из их ранних творений. Последние слова они шептали под аккомпанемент моих аплодисментов. В ту минуту внезапная догадка щелкнула в голове, и я спросил: «В каком возрасте вам открылись эти маленькие шедевры, и прикасалась ли к ним любовь?» − Восемнадцать и девятнадцать, − ответили дамы. Одна показала запястье с еле заметным рубцом: «В ту весну я вскрыла вены над его прощальным письмом». Вторая печально вздохнула. Опиум первой любви так и не растворился в ее крови. Дома, терзаемый смутным предчувствием, я разложил книги с полки поэзии на две неравные стопки: стихи мужчин и женщин. Отдельно томики А.Ахматовой и М.Цветаевой − двух ног женской поэзии в ажурных чулках читательского обожания. Даже при беглом осмотре книг моя внезапная догадка обнадеживающе шевельнула хвостиком. Вернее хвостиками бумажных закладок. В женской пирамидке и в двух томиках именитых поэтесс потрепанные полоски закладок теснились лишь в первой четверти книжных торцов. В волнении я перечитывал когда-то подчеркнутые строки, помечая даты создания шедевров. Восклицательные знаки на полях и карандашные акценты синхронно обрывались на рубеже 30-32 лет. «Обыкновенный субъективизм» − зевнет читатель. Но существуют ли в оценке поэзии хотя бы иллюзорная объективность? «Да-а-а! − обнадежил долгий раскат гонга в голове. − Песни на стихи поэтов: истинные печати их признания». На мой запрос монитор компьютера улыбнулся двадцатью семью песнями на слова А.Ахматовой и тридцатью одной на стихи М. Цветаевой. Предположения подтвердились. Максимум цветаевских песен пришелся на ее двадцатишестилетний возраст − шесть(!) стихотворений. Возрастной диапазон: от восемнадцати («Ты с детства любила тень») до тридцати двух лет («Точно гору несла в подоле»). Та же закономерность и со стихами Ахматовой. Ее звездная рогатка − двадцать один и тридцать два года («Сероглазый король» − «Я окошка не завесила»). И два года триумфальных взлетов − 1911 и 1913. Двадцать два и двадцать четыре года − двуглавый Эльбрус царицы русской поэзии. Но есть и исключения. Завершающую точку в стихотворении «Виновник» Анна Андреевна поставила в семьдесят три года. Видимо, у поэтесс от кутюр эхо успеха иногда ускользает из клещей времени. Пересмотр стихотворных сборников − выжимок звездных творений, укрепил мое предположение: абсолютное большинство произведений, достойных поэтического Эрмитажа, написаны женщинами в возрасте от 18 до 33 лет! Печально, но природа отпустила поэтессам лишь 15 лет фурорного стихосложения. А есть ли взаимосвязь между возрастом мужчин и их поэтическими взлетами? Неужели и к их загривкам приставлены безжалостные лезвия временных ножниц? Нет. Закладки из торцов книг мужской пирамиды выступали с равномерностью хвойных иголок, немного учащаясь к концу. Вот два примера, иллюстрирующих общую тенденцию. Последняя полоска в томике Иннокентия Анненского на вершине книжной кипы. Сириус творчества поэта − стихотворение «Моя звезда», датированное 1909 годом. Анненскому немного за пятьдесят, через год он покинет наш обыденный мир, чтобы навечно стать обитателем Парнаса. И снова монитор откликнулся длинной цепью песен на слова, принесенных светом анненской Звезды. Их пели и поют А.Вертинский, В.Высоцкий, А.Суханов, и даже рок-группы и поп-звезды. Вот и самая истрепанная закладка в томике переводов английской поэзии С.Маршака, выхваченная из середины. Вильям Блейк. В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир в зерне песка, В единой горсти бесконечность И небо в чашечке цветка. Лучшее из когда-либо написанного поэтами. Законы мироздания в одном четверостишии. 1803 год − сорок шестой от рождения поэта. В пятьдесят шесть этот манифест английского романтизма перевел на русский безмерно талантливый С. Маршак, подтвердив мое предположение: бриллианты стихотворных строк поэтов разбросаны по их жизни в творческом беспорядке, лишь изредка группируясь во времени, но чаще равномерно. Видимо, у поэтов кровь творческих удач и лимфа прожитых лет текут по разным сосудам, гонимые одним сердцем. Но почему век женской поэзии так недолог, а линии творческих взлетов поэтов ограничены кумачом одиноких флажков, за которыми лишь цветаевская бездна? Я не находил ответа. Но однажды утром на край моей постели присела Муза. − Почему? − удивилась вопросу долгожданная гостья. − Мужчинам этого знать не должно. Но если ты настаиваешь… − Очень, − я поцеловал божественное запястье. − Ну, хорошо, − Муза пикантно вдохнула дым из соломинки сигареты и кокетливо прикрыла простыней голые коленки. − Поэзия женщин сродни черному пороху: в нем смесь таланта, юности и любви. Достаточно искры желания или поцелуя любовника, чтобы пепел взрыва осел обуглившимися семенами любви на миллионах книжных страниц. Чем больше в порохе таланта, тем меньше время поэтической юности и сильнее взрыв. Женщин вне любви не бывает, но Аполлон оплодотворяет лишь юных избранниц. Для него молодость важнее красоты. Открою маленькую тайну: гениальные стихи – дети их любви. − А мужчины? − я приподнялся, чтобы поцеловать открытое плечо. − Ты слишком нетерпелив. Женская поэзия – это бокал шампанского. Феерия настроения, мерцание пузырьков соблазна и капризов. Кажется, еще немного − и из его пены возникнет сама Афродита. Но игра шампанского скоротечна: минута − и в бокале обычное вино. Лишь изредка всплывет пузырек вводящей в дрожь строки. Молодость часто берет кредит у старости, но никогда не выплачивает долг. Поэтому так мало чудных женских стихов. Мужская поэзия – это коньяк в золотой стопке. Его пьют неспешно; подогретым теплом руки, чтобы лучше ощутить аромат тонко подобранных слов и терпкий вкус зрелого таланта. У каждого мужского шедевра есть свое женское имя, цвет волос и глаз. Без них динамит поэтического таланта взорваться не может. В творчестве и любви мужчины более ровны: одна любовь сменяет другую, плавно входя в возраст Бальзака, а потом бесы в ребро, второе дыхание и девичьи волосы на мужских сединах. С мужчинами трудно, но волнующе приятно. В два роковых рубежа − 27 и 37 − самых лучших мы забираем на Парнас. Ведь молодые любовники так страстны! − И у тебя?... − неожиданный спазм сдавил мою грудь. − … Кто-то из них? − Да, он твой любимый поэт, но сейчас мы в ссоре… Ушел к моей сестре. Но скоро вернется, без моих поцелуев его стихи мертвы. Свой мобильный номер я написала помадой на стекле. Раскиснешь, или иссякнет воображение − звони. − Подожди, − я накрыл тонкие пальцы своей ладонью. − А прозаики? Неужели и мы мечемся в клетке времени? − Проза и поэзия − это плотник супротив столяра, как говорил кто-то из ваших. Пиши и ни о чем не думай. Слава − женщина, а женщины приходят сами. У нас полузакрытые глаза, но всегда отрытые уши. Я резко поднялся с постели: «Нужно предупредить поэтесс. Может кто-то из них отложит обманчивое перо и поменяет лирического героя на обыкновенного мужчину…» − Не спеши. Это ничего не изменит. Женщины будут писать стихи в любом возрасте. Это их первичный половой признак, заложенный еще хаосом. Даже Аполлон бессилен что-либо изменить. Экономь время. Поэзию мужчин читай с последней страницы, а женщин – с первой. Муза ушла. Я прислонил кончик незажженной сигареты к ее дымящемуся окурку. В клубах табачного дыма и контражуре утреннего солнца мелькнуло видение. Серебряные кипарисы фонтанов Зеркальной струи, разрезанные могучими крыльями Пегаса. Радостное конское ржание и нетерпеливый стук копыта о гранитный бордюр бассейна. В золотое стремя вдета изящная девичья сандалия. Взмах сахарных крыльев − и еще одна поэтическая девственница унесена в обитель Искусств. Туда, где рука Аполлона, в который раз перевернет колбы пятнадцатилетних песочных часов поэтического триумфа. Дым рассеялся. Что только не привидится в утренний час. Рейтинг: +7 Отправить другуСсылка и анонс этого материала будут отправлены вашему другу по электронной почте. |
© 2008-2024, myJulia.ru, проект группы «МедиаФорт»
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.myJulia.ru/
Руководитель проекта: Джанетта Каменецкая aka Skarlet — info@myjulia.ru Директор по спецпроектам: Марина Тумовская По общим и административным вопросам обращайтесь ivlim@ivlim.ru Вопросы создания и продвижения сайтов — design@ivlim.ru Реклама на сайте - info@mediafort.ru |
Комментарии:
это первая мысль. дочитав до конца я уверилась, что вы опытный журналист. вы так мастерски подгоняете факты к вашей теории. респект
я не буду с вами спорить, я не поклонник поэзии и тема пика творчества поэтов мне не интересна.
а читать вас было любопытно
Я уверен, придет время и ей, (заимствую строку у незабвенной М.Цветаевой) "настанет свой черед".
- Кеша хоррроший!
У Ахматовой есть чудесное военное стихотворение. Не помню название, помню только строфу ""Сзади Нарвские были ворота, Впереди была только смерть...Так советская шла пехота Прямо в желтые жерла «Берт». Восхитительно. Но это единственное, что мне нравится в ее зрелом творчестве.
Бывают, конечно, исключения. Но Тунгусский метеорит на Землю не часто падает.
Вот только жаль, что кроме моих детей, мои стихи вряд ли кому-то будут интересны. Тем более, что
Куда уж мне...
Я называю это "энергоемкостью души", ну как поместить океан в наперсток?
Я обожаю ранние стихи А.Ахматовой и М.Цветаевой. Считаю их на Эверест выше многих и многих теперешних поэтов-мужчин.
Цветаеву и Ахматову обожала с детства. Нынешних мужчин-поэтов не знаю совсем. Извините)))
Пастернака не люблю. Зато благоговею перед С.Есениным и С.Маршаком.
Гениальная строфа должна опалить и оставить ожог на душе. От салатов рубцы не остаются.
Тем более не люблю мужчин, клявшихся умереть на родной земле, но променявшую ее на осколок венецианского стекла.
А Маршак? Пожалуйста:
Блажен король, но кружка пива
Любого сделает счастливым.
Чертополох нам слаще и милей
Растленных роз, отравленных лилей.
Твой нежный сад запущен потому,
Что он доступен всем и никому.
Мне от любви покоя не найти.
И днем и ночью - я всегда в пути.
Лгут зеркала, - какой же я старик!
Я молодость твою делю с тобою.
"...эти строчки по сути
болтовня старика."
-------------а вот ответ изгнанника, но не беглеца
" На прощанье -- ни звука.
Граммофон за стеной.
В этом мире разлука --
лишь прообраз иной.
Ибо врозь, а не подле
мало веки смежать
вплоть до смерти. И после
нам не вместе лежать.
Кто бы ни был виновен,
но, идя на правеж,
воздаяния вровень
с невиновными ждешь.
Тем верней расстаемся,
что имеем в виду,
что в Раю не сойдемся,
не столкнемся в Аду.
(...)
Чем тесней единенье,
тем кромешней разрыв.
Не спасет затемненья
ни рапид, ни наплыв.
В нашей твердости толка
больше нету. В чести --
одаренность осколка
жизнь сосуда вести.
(...)
Нет деленья на чуждых.
Есть граница стыда
в виде разницы в чувствах
при словце "никогда".
Так скорбим, но хороним,
переходим к делам,
чтобы смерть, как синоним,
разделить пополам.
...
Невозможность свиданья
превращает страну
в вариант мирозданья,
хоть она в ширину,
завидущая к славе,
не уступит любой
залетейской державе;
превзойдет голытьбой.
...
Что ж без пользы неволишь
уничтожить следы?
Эти строки всего лишь
подголосок беды.
Обрастание сплетней
подтверждает к тому ж:
расставанье заметней,
чем слияние душ.
И, чтоб гончим не выдал
-- ни моим, ни твоим --
адрес мой храпоидол
или твой -- херувим,
на прощанье -- ни звука;
только хор Аонид.
Так посмертная мука
и при жизни саднит."
-------осколок-человек жизнь целого сосуда- вот где кровь и боль целой страны, интеллигенция за бугром, ненужная свой стране...он везде был с отчизной, навсегда сердцем здесь...---"посмертная мука и при жизни саднит"...
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
так это ж про его муку, про его грехи...не про нее.потому и помер так...и про "Черного человека " неспроста писал.
Кстати, мой знакомый уверен, что Сергей убил себя сам. Он просто был к тому времени психически нездоров.
А еще:
Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
что тут говорить, мужчины рулят...
ВО ВСЁМ...
от А и до Я рулят....в поэзии, в прозе, в экономике, в политике, в юриспруденции, в физике, в математике, в химиии, в биологии, и так перечислять можно до бесконечности.
ведь они (мужчины) созданы Богом были первыми...
первыми и остаются, и останутся.
что касаемо написания самой статьи...намудрёно. тяжеловаточитабельно ииии
парнас, муза, шрамы на запястьях, пегасы и прочая мура(вы уж извините, Александр, но всё языческое я считаю мурой, тем более суисайд-вытекающий из язычества)- на мой взгляд это лишнее.
окурки и бычки тем паче.
это отравляет ваше творение.
"Светлана, что ты делаешь?! что ты делаешь вечером?!"
готовлюсь к сессии я, Александр.
и пописываю на склоне лет стишатки.
меня вот даже в союз писателей России приняли недавно и медалькой наградили...
сходите ко мне в днев, как-нибудь, ознакомьтесь)
Парадокс в другом. Моя подруга - влюбленная в поэзию библиотекарша, предлагала вообще оставить только вторую часть статьи.
Оставить свой комментарий